Культура Древней Греции в классическую эпоху и в эпоху эллинизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 01:50, реферат

Краткое описание

Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют античной, а саму Древнюю Грецию — Элладой. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V-IV вв. до н.э., став исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в истории мировой культуры.
В истории античной Греции выделяют следующие периоды:
с VIII-VI вв. до н.э. – архаический период (гомерский);
с VI-IV вв. до н.э – классический период, расцвет полисов;
с IV-II вв. до н.э. – эллинский период;
со II в. до н.э– империя Македонского, упадок полисов.

Оглавление

1. Введение
2. Мифология
3. Наука
4. Образование
5. Литература
6. Театр
7. Музыка
8. Мода
9. Архитектура
10. Древнегреческая скульптура
11. Античные олимпийские игры
12. Список литературы

Файлы: 1 файл

культура древней греции.docx

— 105.95 Кб (Скачать)

Древнегреческими мыслителями были изучены важнейшие акустические закономерности (Пифагор, Аристоксен), разработана детальная ладовая система и система нотации, вместе с тем значительное место в трудах философов уделено и музыкально-эстетическим и музыкально-этическим проблемам (Платон, Аристотель). Музыкальная культура древних греков предшествовала культовой музыке христианской Европы следующих веков (византийская музыка, григорианские песнопения) и в значительной мере определила дальнейшее развитие европейской музыки, дав большинству европейских языков также и сам термин — «музыка» (от муз).

 

Мода

Эллинское представление о прекрасном в полной мере воплотилось в костюме. Его гармония определялась симметрией и подчинением естественным линиям человеческого тела.

На протяжении веков греческий костюм неоднократно менялся — от простых одежд архаического периода до сложных изысканных нарядов эпохи эллинизма. Но главное в нём оставалось неизменным: одежда никогда не кроилась и почти не сшивалась. Красоту и «фасон» ей придавала драпировка, в которой жители Эллады за долгие века достигли исключительного мастерства. Складки то эффектно подчёркивали формы тела, то скрывали его недостатки. Для сохранения драпировок в края полотнищ вшивали маленькие свинцовые грузики, нередко замаскированные сверху кисточками.


 

Ткани, цвет, орнамент

Первоначально основной тканью, из которой изготовлялась одежда, была овечья шерсть; позднее в употребление вошли льняные ткани. Шёлк и хлопок служили предметами роскоши. Ткани для одежды, а также и для прочих нужд, изготовляли в домашних условиях. В богатых домах этим, как правило, занимались рабыни, но даже женщины из знатных семей в обязательном порядке должны были уметь прясть и ткать

Долгое время считалось, что греческие костюмы были исключительно белыми, и древних греков представляли как толпу людей, облачённых в белоснежные плащи, среди таких же белоснежных храмов и дворцов. На самом же деле греки, как и все южане, любили яркие краски, хотя белый цвет действительно считался самым красивым и нарядным. Для окраски тканей использовались различные виды минеральных и органических красителей. Особо ценились ткани пурпурного цвета. Сельские жители традиционно предпочитали зелёные, коричневые и серые тона. Траурными цветами считались чёрный, тёмно-зелёный и серый.

Ткани обычно делались гладкокрашеными и украшались вышивкой. Были известны два способа вышивки — гладью и крестом. Иногда вышивкой покрывали всю поверхность ткани, но чаще делали яркую узорную кайму по краю. Самыми характерными греческими орнаментами были «пальметты», «критская волна», «бусы», «плетенка», «меандр». Дорогие ткани нередко отделывали аппликациями из штампованных или вырезанных кусочков золотой фольги.

Мужская одежда

Одежда мужчин в классическую эпоху состояла из двух частей. Нижней, нательной одеждой был хитон. Носили хитон всегда с поясом, иногда даже с двумя. Длина хитона зависела от возраста и социального положения человека: чаще всего он доходил до колен, но жрецы и должностные лица при исполнении обязанностей, а также трагические актёры во время представлений носили длинные (до лодыжек) хитоны; воины, напротив, обычно укорачивали хитоны до самых бёдер.

Женская одежда

Костюмы греческих женщин подчинялись тем же эстетическим требованиям, что и мужские. Однако этические соображения того времени требовали, чтобы женский костюм был более длинным, более закрытым. Верхней женской одеждой был пеплос. По форме и способу драпировки он походил на хитон, но был длиннее и гораздо. Пеплос предназначался главным образом для торжественных случаев. В обыденной жизни женщины, выходя на улицу, заворачивались в прямоугольный плащ, который напоминал мужской гиматий, но был меньше по размеру и наряднее отделан. Носили также хлайну — небольшой плащ из тонкой ткани, собранный в пышные складки. Если было очень холодно, на плечи набрасывали сложенный вдвое шерстяной платок — диплакс.

Аксессуары

Уже в древности грекам были известны перчатки — о них упоминается в «Одиссее» (VIII в.до н.э.). Они делались из кожи или грубой ткани и служили для защиты рук при тяжёлых и грязных работах. Имеются сведения о том, что перчатки надевали и во время еды, поскольку вилок ещё не было, и твёрдую пищу ели руками.

В жаркие дни женщины обмахивались листовидными опахалами на деревянных или костяных ручках. В классическую эпоху вошли в употребление зонты. Зонты считались вещью чисто женского обихода; если юноша, следуя моде, выходил с зонтом, это воспринималось как неприличная изнеженность.

Обувь

Дома греки ходили босиком и надевали обувь только перед выходом на улицу. Чаще всего носили иподиматы — сандалии, состоявшие из подошвы (кожаной или деревянной) и нескольких ремней. Если к подошве пришивали небольшие бортики, получался другой вид обуви — крепиды. Актёры на сцене обували котурны — сандалии на очень высокой подошве, которые зрительно увеличивали их рост и делали поступь более величавой, как то и подобало персонажам трагедий. Кроме сандалий, греки носили мягкие кожаные полусапоги (персикаи), а также высокие кожаные или войлочные сапоги — эндромиды.

Женская обувь в принципе мало отличалась от мужской, но была более нарядной. Её окрашивали в яркие цвета (жёлтый, красный и т. п.), иногда даже серебрили или покрывали позолотой. Общее число разновидностей женской обуви, по подсчётам исследователей, изучавших древнегреческую скульптуру, доходило до 94-х.

Головные уборы

Головными уборами греки пользовались редко. Только для работы (в поле, на винограднике) или в дорогу они надевали петас — низкую шляпу с широкими круглыми полями. Особенно охотно носили петас торговцы, поэтому и бога Гермеса, покровителя торговли, было принято изображать именно в такой шляпе.

Войлочные колпаки — пилосы и круглые кожаные шапки — кюне были в обиходе у ремесленников и моряков. Рабы головных уборов не носили никогда.

Особое место среди головных уборов занимали венки. Они обозначали сан, заслуги, свидетельствовали о положении в обществе, являлись знаком уважения и признания со стороны сограждан.

Греческие женщины нуждались в головных уборах ещё меньше, чем мужчины, так как обычай предписывал им как можно реже покидать дом. Если всё же им приходилось появляться на людях, то они прикрывали голову краем плаща, платком или лёгким шарфом — калиптрой. В жаркие летние дни, чтобы уберечь лицо от загара, поверх головного покрывала укрепляли ярко раскрашенную круглую плоскую соломенную шляпку — фолию. Отправляясь в путь, женщины, как и мужчины, надевали петас.

Причёски

Если головные уборы древних греков были просты и непритязательны, то причёски, напротив, отличались изысканностью. Парикмахерское искусство в то время достигло уже высокого уровня развития. Причёсывание, окрашивание волос, завивка производились специально обученными рабами — каламистрами. Формы и линии причёсок всегда гармонировали с одеждой, создавая ощущение законченности и цельности внешнего облика.В I в.до н. э. в моду вошли парики.

Мужские причёски

До персидских войн мужчины делали причёски из длинных, тщательно завитых волос. Очень распространена была причёска из кос, заплетённых за ушами. При этом на лбу волосы укладывались в густую чёлку из мелких кольцеобразных или серповидных локонов. В V—IV вв.до н. э. вместо длинных вoлос мужчины стали носить аккуратные маленькие причёски из подстриженных крупно завитых кудрей.

Густые вьющиеся волосы (желательно золотистые) и ухоженная борода служили лучшим украшением свободнорождённого эллина. Борода символизировала мужественность: её отпускали после 20 лет. Только после эпохи Александра греки, за исключением философов, бород уже не носили.

Женские причёски

Свободные женщины всегда носили длинные волосы. Самой популярной женской причёской был так называемый «греческий узел». Оригинальную причёску ввела в моду в середине V в. до н. э. знаменитая афинская красавица — гетера Аспасия: завитые волосы укладывались крупными объёмными валиками вдоль головы ото лба до затылка, наподобие ломтиков дыни, и перевязывались двумя лентами.

Рабыни, в отличие от свободных женщин, должны были коротко стричь волосы. Их подрезали примерно на уровне середины шеи, на лоб спускали чёлку.

Украшения

Излюбленным украшением греческих женщин были ожерелья. Древнегреческие серьги обычно состояли из двух элементов — диска и подвески. Поверхность диска покрывалась тонким филигранным узором, подвески были самой разнообразной формы — в виде летящих эротов, сидящих сфинксов, полумесяцев и т. п. Популярны были витые браслеты, иногда перетянутые жемчужной нитью или сплетённые из двух проволок. Браслеты носили на запястьях и выше локтя, а также на лодыжках.

Ювелирные изделия в Элладе любили не только женщины, но и мужчины (исключение составляли спартанцы, которым законы запрещали украшать себя золотом и серебром). Представители сильного пола предпочитали массивные золотые перстни-печатки. Драгоценные украшения не только подчёркивали красоту владельца, но и указывали на его социальное и материальное положение. Золото дарилось по случаю рождения ребёнка, служило свадебным или любовным подарком. Существовало поверье, что золото обладает особой магической силой и способно защитить от различных напастей.

Косметика и парфюмерия

«Косметика» в представлении древних греков была настоящей наукой, отраслью медицины и преследовала цель сохранения естественной красоты человека.

Забота о красоте начиналась, разумеется, с личной гигиены. Если в суровом быту спартанцев уход за телом ограничивался купанием в реке, то в других древнегреческих полисах купание сочетали с посещением бани (особенно после работы или гимнастических упражнений). В Афинах частные и государственные публичные бани и купальни появились в V—IV вв.до н. э. Распространено было также купание под струящейся водой (обливание, душ). Во время пиров в знак гостеприимства приглашённым омывали.

От косметики древние греки отличали коммотику — искусство нанесения ярких красок на лицо. Считалось, что коммотика дарует иллюзорную, фальшивую красоту в ущерб красоте подлинной. В Спарте употребление красок для лица и тела было запрещено законом. А афинянки, напротив, очень увлекались макияжем. Существовали также особые средства для борьбы с морщинами, сединой и т. п.

Нагота как элемент греческой культуры

В Греции был ряд мероприятий, в которых было принято участвовать обнаженными, в основном спортивного характера: Палестра, Гимнасий, Олимпийские игры - Так называемая «героическая нагота»

 

Архитектура

Для архитектуры Древней Греции характерны четкость, энергичность и напряженность линий.

Древнегреческие храмы 

Главной задачей архитектуры у греков было строительство храмов. Оно породило и выработало художественные формы. В течение всей исторической жизни Древней Греции её храмы сохраняли один и тот же основной тип. Греческие храмы не походили на храмы Древнего Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но более изящные.

Первоначально храмы строились из дерева. Потом их стали сооружать из камня, однако сохранились некоторые элементы и приёмы деревянного зодчества. Греческий храм представлял собой здание в основном умеренных размеров, стоявшее внутри священной ограды на фундаменте о нескольких ступенях и святилища, где стояла статуя божества, и куда никто не имел права входить, кроме жрецов.

Существовали следующие разновидности храмов:

1. Храм «с портиком», или «простильный», имеющий впереди входных сеней портик с колоннами, стоящими как раз против их пилястр и колонн

2. Храм «с двумя портиками», или «амфипростильный», в котором к храму in antis о двух крыльцах пристроено по портику к тому и другому

3. Храм «кругокрылый», или «периптерический», состоящий из храма in antis, или простильного, или же амфипростильного, сооружённого на платформе и обнесённого со всех сторон колоннадой

4. Храм «двоякокругокрылый», или «диптерический» — такой, в котором колонны окружают центральное сооружение не в один, а в два ряда

5. Храм «ложнокругокрылый» или «псевдопериптерический», в котором опоясывающую здание колоннаду заменяют полуколонны, выступающие из его стен

6. Храм «сложнодвоякокругокрылый», или «псевдодиптерический», казавшийся как бы окружённым двумя рядами колонн, но в котором на самом деле второй их ряд заменялся со всех или только с длинных сторон здания полуколоннами, вделанными в стену.

Стили колонн

Из предыдущего видно, сколь важную роль играла в греческой архитектуре колонна: её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль. В ней более всего выразилось различие художественного вкуса двух главных ветвей эллинского племени, породившее два отдельные направления, господствовавшие в греческом зодчестве. Дорийцы и ионийцы различались по характеру, стремлениям, образу общественной и частной жизни. Так же велика была разница излюбленных ими двух архитектурных стилей, хотя основные начала этих стилей оставались одни и те же.

Информация о работе Культура Древней Греции в классическую эпоху и в эпоху эллинизма