Культура древней Греции в классическую
эпоху и эпоху эллинизма
Содержание:
- Введение
- Мифология
- Наука
- Образование
- Литература
- Театр
- Музыка
- Мода
- Архитектура
- Древнегреческая скульптура
- Античные олимпийские игры
- Список литературы
Культура Древней Греции существовала
с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э.
Ее также называют античной, а саму Древнюю
Грецию — Элладой. Наивысшего подъема
и расцвета древнегреческая культура
достигла в V-IV вв. до н.э., став исключительным,
неповторимым и во многом не превзойденным
феноменом в истории мировой культуры.
В истории античной Греции выделяют
следующие периоды:
с VIII-VI вв. до н.э. – архаический период (гомерский);
с VI-IV вв. до н.э – классический период, расцвет полисов;
с IV-II вв. до н.э. – эллинский период;
со II в. до н.э– империя Македонского, упадок
полисов.
Расцвет культуры
Древней Эллады оказался столь удивительным,
что до сих пор вызывает глубокое восхищение
и дает основание говорить о настоящей
загадке «греческого чуда». Суть этого
чуда состоит прежде всего в том,
что только греческому народу почти одновременно
и практически во всех областях культуры
удалось достичь невиданных высот. Никакой
другой народ — ни до, ни после — не смог
сделать ничего подобного.
Давая столь высокую
оценку достижениям эллинов, следует уточнить,
что многое они позаимствовали у египтян
и вавилонян, чему способствовав греческие
города Малой Азии — Милет, Эфес, Галикарнас,
служившие своеобразными окнами, открытыми
на Восток. Однако все позаимствованное
они использовали скорее как исходный
материал, доводя его до классических
форм и подлинного совершенства.
Мифология
Объединяющую, формообразующую
роль для всей древнегреческой культуры играла мифология. Она начала
складываться еще в крито-микенский период.
Древнейшими были божества, что воплощали
силы природы. От союза Геи — земли и Урана — неба появились титаны, старшим был Океан, младшим — Кронос. По мифологии Кронос решил
отомстить своему отцу за то, что он заточил
его братьев циклопов в тартаре. Пока Уран спал, Кронос нанес
ему тяжелый удар и стал царем всех богов.
Дети Кроноса — боги во главе с Зевсом в жестокой схватке с титанами
одержали победу и разделили власть над
миром.
Гора Олимп считалась жилищем двенадцати
верховных богов во главе с Зевсом. Громовержец Зевс стал царем богов и людей, Посейдон — морей, источников и вод, Аид — мрачного подземного царства. Гера — жена Зевса — была покровительницей
брака и семьи, сестра Зевса — Деметра — богиней плодородия, другая сестра — Гестия — покровительницей дома. Любимая
дочь Зевса Афина почиталась как богиня военной
мудрости и мудрости вообще, она покровительствовала
знаниям и ремеслам.
Согласно мифу, Афина появилась
из головы Зевса в полном боевом облачении —
в шлеме и панцире. Богом войны был Арес. Гермес — сначала бог скотоводства
и покровитель пастухов, позже почитался
как вестник олимпийских богов, покровитель
путешественников, купцов, бог торговли,
изобретатель меры и пастушьей флейты. Артемида сначала была богиней плодородия
и покровительницей животных и охоты,
богиней Луны, позже она стала покровительницей
женского целомудрия и рожениц. Аполлон — брат Артемиды, божество солнечного
света, образования, медицины, искусства,
что воплощается его спутницами — девятью
музами. Еще одна дочь Зевса — Афродита, что родилась из пены морской
возле острова Кипр, богиня любви и красоты. Мужем
Афродиты был бог-кузнец Гефест. Дионис — самый веселый среди богов,
покровитель виноградарей и виноделов,
ему посвящались особые празднества в
конце сельскохозяйственного года — дионисии. Кроме олимпийских богов существовало
множество других (преимущественно — местных,
локальных) богов, которые имели свои функции.
Боги в представлении греков
обладали человеческим обликом, человеческими
желаниями, мыслями, чувствами, даже человеческими
пороками и недостатками. Они строго наказывали
тех, кто пытался приблизиться к ним по
красоте, уму и могуществу. Особое место
занимает миф о титане Прометее — защитнике людей от произвола
богов. Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям,
за что Зевс приковал его к скале и обрек
на вечные муки. Кроме мифов о богах существовали
легенды о героях, самым любимым из которых
был Геракл, который совершил двенадцать
великих подвигов. Мифы и легенды о богах
и героях складывались в целые циклы, ставшие
в дальнейшем источником сюжетов для литературы,
драматургии и скульптур.
Параллельно с мифологией развивалась
культовая практика — жертвоприношения
и молитвы, которые проходили в храмах.
Каждый город имел бога-покровителя. Афина
считалась покровительницею Афин. Олимпия была центром поклонения Зевсу,
которому посвящались здесь спортивные Олимпийские соревнования.
Человечные, проникнуты гармонией
образы греческой мифологии, стали почвой
для развития древнегреческого искусства.
Наука
Уже в древнегреческой мифологии
было отчетливо видно стремление дать
всеобъемлющую картину мира, найти объяснение
всему сущему. Те же поиски, но уже на другом
мировоззренческом уровне были продолжены
учеными Древней Эллады. Именно в античной
культуре наука впервые в истории человечества
выделяется в самостоятельную сферу. Есть
все основания вести речь не просто о накоплении
научных знаний (что находились, как правило,
в руках жрецов), а о развитии профессиональной
науки.
Непреходящее значение имеет античная философия. В Древней Греции зарождается
философия как научная теория, развивается
система понятий, ставятся и получают
своё оригинальное решение основные философские
проблемы. Одним из важнейших достижений
древнегреческой философии является разработка
космологических вопросов — о происхождении
Вселенной, о природе человека.
Традиция считает Фалеса первым греческим философом,
астрономом и математиком. Он совершил
дальние поездки для получения знаний.
Его именем открывается перечень «семи мудрецов», ему приписывают много крылатых
фраз: «Познай самого себя», «Больше всего
пространство, потому что оно все в себе
содержит», «Сильнее всего необходимость,
потому что она имеет власть над всем»,
«Мудрее всего время, потому что оно все
открывает». Первоосновой всего сущего
Фалес считал воду — «умную и божественную».
Фалес стоит у истоков в демифологизации
мира: Зевса он считал мировым разумом,
богов — действующими в мире силами. Фалес
стал основателем стихийно-материалистической
школы философии.
Наиболее видными представителями
этой школы были Анаксимандр, который дал первое формулировки
сохранения материи; Анаксимен, согласно учению которого
все сущее происходит из первоматерии —
воздуха — и обратно в нее возвращается; Демокрит, отстаивавший атомистическую
(«атомос» — неделимый) концепцию строения
мира. В становлении диалектики огромную
роль сыграл Гераклит, в постановке и глубокой разработке
социально-этических проблем — Сократ. Его ученик Платон стал основоположником философской
школы объективного идеализма, одним из крупнейших философов
всех времен.
Аристотель — самый знаменитый философ
в истории человечества, в своем учении
попытался соединить сильные стороны
взглядов Демокрита и Платона, совершил
огромное влияние на философские направления Средневековья и Нового времени.
Философия Эпикура своей задачей видела освобождение
человека от страха перед смертью и судьбой,
он отрицал вмешательство богов в жизнь
природы и человека, доказывал материальность
души. Жизненным идеалом философской школы стоицизма были невозмутимость и спокойствие,
которые должен сохранять человек в противовес
изменяющемуся миру. Основной добродетелью
стоики считали понимание (то есть знание
того, что есть добро и зло), мужество и
справедливость.
Историческая наука Древней
Греции прежде всего ассоциируется с именем Геродота. Он много путешествовал и собирал
сведения о скифах. Главный труд Геродота — «История», которая посвящена важнейшему
политическому событию греческой истории — греко-персидским войнам. Несмотря на то, что «История»
не всегда отличается целостностью и полной
научностью, факты, которые приводятся
в ней, преимущественно достоверные. Именно
Геродот дает первое в античной литературе системное описание жизни и
быта скифов.
Довольно рано стали обобщаться медицинские знания. Верховным покровителем медицины,
богом-целителем считался один из олимпийских
богов — Аполлон. Богом собственно медицины
стал Асклепий, причем немало ученых сейчас
считают, что у этого мифологического
персонажа был исторический прообраз,
реальный искусный врач. В Греции сложилось
несколько научных медицинских школ, самые
известные — Книдская (город Книд) и Косская
(на острове Кос). Представителем последней
был Гиппократ, живший в классическую эпоху.
Его рассуждения о причинах болезней,
о четырех темпераментах, о роли прогноза при лечении,
о морально-этических требованиях к врачу
осуществили большое влияние на дальнейшее
развитие медицины. Клятва Гиппократа и сегодня является моральным
кодексом врачей всего мира. Первый систематический
учебник по анатомии животных составил Диокл. Крупными медицинскими центрами
были города Великой Греции, наиболее ярким представителем
которой был Филистион.
Эпохой успешного развития
науки был эллинизм. Для этого этапа характерно
успешное развитие многих новых научных
центров, особенно в эллинистических государствах
на Востоке. Синтезом накопленных к тому
времени математических знаний можно
считать труд Евклида, жившего в Александрии, «Элементы» (или «Начала»). Изложенные в нем постулаты и аксиомы, дедуктивный метод доказательств на протяжении
веков служили основой геометрии. С именем Архимеда из Сиракуз на острове Сицилия связано открытие одного из
основных законов гидростатики, начало исчисления бесконечно
больших и малых величин, ряд важных технических
изобретений. Пергам стал центром изучения
греческой филологии, здесь Дионисий Фракийский создал первую грамматику.
На основе трудов вавилонских
ученых получила дальнейшее развитие астрономия. Так, например, Селевк Вавилонский
пытался обосновать положение, что Земля
и планеты вращаются вокруг Солнца по
круговым орбитам. Походы Александра Македонского значительно расширили географические
представления. Дикеарх составил карту мира. Эратосфен из Кирены вычислил длину экватора Земли, получив результат, близкий
к правильному (при этом ученый исходил
из гипотезы о шарообразной форме Земли).
Изучались вулканические и метеорологические
явления, были открыты муссоны и их практическое значение.
Заметно продвинулось изучение человека. Герофил обнаружил нервы и установил
их связь с мозгом, он же высказал предположение,
что с мозгом связаны умственные способности человека. Эрасистрат изучал анатомию сердца, получили
развитие исследования ветеринарной медицины,
крупный вклад в фармакологию сделали Зопир и Филон Тарсийский.
Крупнейшим научным центром
эллинистического мира были Александрийский мусейон и библиотека Александрии, которая насчитывала более
полумиллиона книг. Сюда приезжали работать
выдающиеся ученые, поэты, художники со
всего Средиземноморья.
Образование
В ходе развития античной духовной
культуры постепенно вырабатывается идеал
человека, который предполагает гармонию,
сочетание физической и духовной красоты.
С этим идеалом соотносилась вся система
воспитания и образования, уникальная
для своего времени. Именно в полисах Эллады впервые в истории встала
задача обучения детей всего свободного
населения. Причем внимание обращалось
как на приобретение научных знаний, так
и на физическое развитие, на усвоение
морального кодекса свободного гражданина.
Первые школьные законы были
составлены древнегреческим поэтом и
государственным деятелем Солоном. В них было предусмотрено,
что школьный учитель должен время от
времени сдавать экзамены, чтобы подтвердить
свое право учить других. Занятия в школах
проводились только при дневном освещении.
Если отец не отдавал сына в школу, то сын
мог не поддерживать отца в старости. Школьный
учитель обязательно показывал детям
основные гимнастические упражнения,
которым будут обучать в гимназии. Среди
афинских учителей проводились соревнования
в декламации и различных видах атлетики.
После домашнего воспитания
мальчики с семи лет начинали учиться
в низшей школе, которая называлась дидаксалейон.
Здесь обучали грамоте, литературе, начиная
с Гомера, музыке, арифметике, рисованию.
Более углубленное изучение предметов
с дополнением начал астрономии и философии
продолжалось на втором уровне начальных
училищ — грамматической школе (от 12 до
15 лет). Обучение физической культуре велось
одновременно, в специальном комплексе — палестре. Все эти типы учебных заведений
в Афинах принадлежали частным лицам.
Но афиняне учили за государственные средства
тех детей, родители которых погибли на
поле боя, защищая Отечество.