Культура Древней Греции в классическую эпоху и в эпоху эллинизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 01:50, реферат

Краткое описание

Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют античной, а саму Древнюю Грецию — Элладой. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V-IV вв. до н.э., став исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в истории мировой культуры.
В истории античной Греции выделяют следующие периоды:
с VIII-VI вв. до н.э. – архаический период (гомерский);
с VI-IV вв. до н.э – классический период, расцвет полисов;
с IV-II вв. до н.э. – эллинский период;
со II в. до н.э– империя Македонского, упадок полисов.

Оглавление

1. Введение
2. Мифология
3. Наука
4. Образование
5. Литература
6. Театр
7. Музыка
8. Мода
9. Архитектура
10. Древнегреческая скульптура
11. Античные олимпийские игры
12. Список литературы

Файлы: 1 файл

культура древней греции.docx

— 105.95 Кб (Скачать)

Завершалось общее образование в гимназии, где юноши 16-18 лет совершенствовались в науках, в число которых входили риторика, этика, логика, география, а также в гимнастике. Гимназии были центрами интеллектуального жизни полиса, в Афинах их было несколько. При каждой гимназии обязательно существовала библиотека. После гимнасии можно было стать эфебом — учеником высшего учебного заведения, которые в полисную эпоху были военными, а в эллинистическую коренным образом изменились и стали гражданскими. Своеобразной формой высшего образования можно считать кружки, которые группировались вокруг крупных ученых.

В Спарте контроль государства над развитием личности был достаточно жестким. По преданию, новорожденных осматривали члены герусии (городского совета старейшин) и отбирали только здоровых детей. Слабых и болезненных сбрасывали в пропасть Тайгетского хребта. Учились в школах, в отличие от Афин, и мальчики, и девочки, но в Спарте ребенка отрывали от семьи. Ребят, начиная с 12 лет, делили на отряды, во главе каждого отряда находился прен (самый старший и наиболее авторитетный мальчик). Основными элементами обучения были: охота, религиозные и военные танцы, разнообразные физические упражнения. Умственное развитие было личным делом каждого спартанца.

 

Литература

В Древней Греции вся литература так или иначе связана с мифом (от греч. «мифос» — «слово», «речь», «рассказ»). С детства греки слушали рассказы о подвигах Геракла, о приключениях Одиссея, о лабиринте на острове Крит и страшном Минотавре — человеке-быке и верили, что всё это правда. Из мифов, а не из истории и не из жизни сочинители брали сюжеты для эпоса и трагедий. Без отсылок к мифам не обходился ни один поэтический текст. Пародия на миф или на какой-либо мифологический персонаж служила главным приёмом комедии. Наконец, поэты и мыслители сами сочиняли мифы. Особенно любил это философ Платон: ведь когда речь идёт о сложных вещах, образы доходчивее отвлечённых понятий.

Наиболее ранний жанр древнегреческой литературы — эпос (греч. «слово», «повествование»). С незапамятных времён по стране бродили поэты-певцы; они сочиняли и исполняли длинные поэмы о богах и героях, аккомпанируя себе на лире. Из героического эпоса до наших дней дошли только «Илиада» и «Одиссея», но подобных поэм в Древней Греции существовало множество. Некоторые певцы не рассказывали о далёком славном прошлом, а учили сограждан разумно хозяйствовать и правильно жить: это был эпос дидактический (от греч. «дидактикос» — «наставительный», «поучительный»).

Стихов в современном понимании греки не писали; они сочиняли песни — для сольного и хорового исполнения.

В театрах Древней Греции ставили трагедии и комедии. Философ и учёный Аристотель (384—322 до н. э.) так определял сущность трагедии: она показывает, как человек — не слишком дурной, однако и не безупречный — переживает и совершает ужасные вещи, «но не из-за порочности и подлости, а в силу какой-то ошибки, быв до этого в великой славе и счастии». Комедия, согласно Аристотелю, показывает людей дурных, хотя «и не во всей их подлости»: смешны только те людские ошибки и пороки, которые в конечном счёте не причиняют окружающим большого вреда.

Художественная проза в греческой словесности появилась довольно поздно. Для последующего развития литературы наиболее важны два жанра — диалог и роман.

Изучать собственную литературу первыми начали сами древние греки. Они ввели и слово филология (от греч. «фило» — «любить» и «логос» — «мысль», «слово»). К филологии относили любовь ко всяческим учёным занятиям. Сейчас так называется наука, изучающая письменные тексты и через них культуру какой-либо эпохи, страны, народа. Аристотель был первым филологом в современном смысле слова. Конечно, и до него в Греции существовал интерес к общим принципам словесного искусства. Но Аристотель впервые создал теоретический трактат о законах литературного творчества — «Поэтику» (до наших дней она дошла не полностью).

В эпоху эллинизма сформировалось и подлинно научное отношение к произведениям словесности. Но почву для него создал Аристотель, так что, можно считать, он открыл эпоху эллинистической филологии раньше, чем она наступила реально. По-настоящему она началась, когда ни Аристотеля, ни его великого ученика Александра уже не было на свете и когда бывшая держава Александра распалась на отдельные царства.

Птолемею I пришла идея создать в своём царстве нечто вроде научного и культурного центра. Он был построен в столице — Александрии: с залами для лекций, трапезной, двориками для прогулок и, главное, библиотекой, ставшей хранилищем разнообразных рукописей. Этот центр назвали Мусейон (Храм муз), ведь именно музы в Греции были покровительницами наук и искусств. От греческого слова «мусейон» произошло современное «музей», понятное без перевода на разных языках.

В Мусейон Птолемей I собирал лучших учёных. Среди них были и те, кто систематизировал рукописи, изучал их, выбирал лучшие, комментировал тексты и т. п. Скрупулёзные александрийские филологи — предшественники современных, прежде всего филологов-классиков, специалистов по античной словесности.

Древнегреческий язык не был единым: эллины говорили и писали на разных диалектах. Основных диалектов было три: дорийский (акающий), эолийский (окающий) и ионийскоаттический (цедящий звуки через щёлочку рта). Самые ранние из дошедших до нас произведений — «Илиада» и «Одиссея» — созданы на особом диалекте, который принято называть гомеровским. В нём сплавились языковые формы разных наречий и разных времён. На этом диалекте греки скорее всего никогда не говорили, но знали его превосходно — как язык эпической поэзии. На нём сочиняли все эпические поэмы, независимо от эпохи. Потому язык «Аргонавтики», написанной Аполлонием Родосским в III в. до н. э., мало чем отличается от языка «Илиады» и «Одиссеи», созданных по меньшей мере на 500 лет раньше.

Исследователи древнегреческой словесности нередко имеют дело с загадками. Например, на протяжении многих лет считалось, что слово «трагедия» буквально означает «козлиная песнь». Объяснение странного названия искали в особенностях обрядов, связанных с культом бога виноделия Диониса. В его свите были более мелкие божества, в том числе козлообразные сатиры. Ежегодно греки разыгрывали ритуальное представление — историю смерти и воскрешения Диониса, а хор ряженых изображал его свиту. Из этих хоров будто бы и развилась трагедия. Это объяснение имеет много изъянов и современных учёных не удовлетворяет.

Лишь малая часть греческой поэзии и прозы уцелела, но и эти тексты тоже далеко не полноценны — пропуски в рукописях, испорченные места. Многих античных авторов собирали буквально «по кусочкам», тщательно извлекая их сочинения из других, более поздних, куда они попали как цитаты или иллюстрации. По собраниям фрагментов приходится знакомиться с творчеством почти всех лирических поэтов Греции. Таким образом, в классической филологии — науке об античной словесности — всегда есть место открытию.

 

Театр

Особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; многие особенности и принадлежности его перешли в современные театры и отчасти в храмы. В Греции же впервые театр стал одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень. Для греческого театра созданы были гениальными поэтами образцы драмы, имевшие решительное влияние на драму римскую и новоевропейскую. Некоторые из этих образцов удержались, с незначительными переменами, в репертуаре новых театров и до сих пор появляются на сцене в подлинном их виде или в точных переводах на новые языки. Со времен Александра Македонского чуть не каждый греческий город, сколько-нибудь значительный, имел свой театр.

Первоначально и весьма долго театр служил наиболее фантастическим видом чествования божества Вакха, или Диониса — а так как религия была тесно связана с государственной жизнью, давая высшее освящение всем её отправлениям, то сценические игры, составлявшие часть Дионисовых празднеств, были предметом забот государственных властей. Всенародным характером этих властей, особенно в государствах демократических, объясняются быстрый рост значимости театра, привлечение к нему наиболее выдающихся поэтических дарований, огромное количество написанных для театра пьес, наконец, обширность театра, вмещавшего в себе более десяти тысяч зрителей. Внешним образом связь театра с культом Диониса и память о его религиозном начале выражалась в следующем: священною и непременною принадлежностью театра был алтарь Диониса, находившийся в орхестре — составляла главную часть театра. Драматические представления давались в Дионисии. Самый большой театр в Афинах назывался Театр Диониса и был сооружен на юго-восточном склоне акрополя, на том участке земли, где находились два храма Диониса Освободителя. Актёры в Афинах и других местах составляли в более позднее время общества под названием «дионисовских мастеров». Наибольшее развитие театральные представления получили в Афинах со времени прочного установления демократии, то есть с начала V века до н. э.

Архитектурные особенности театрального здания

В Греции театры строились обыкновенно на склонах холмов в видах сокращения издержек. Театр имел следующие части: пространство для зрителей, поднимавшееся ярусами из центра здания к краям в виде полукружия, — четырёхугольная удлиненная площадь за орхестрою, занятая особым зданием, которое называлось скеной, — и орхестра, ровная утрамбованная площадка для хора и актёров, которые разыгрывали пьесу на одном уровне с хором, поближе к зданию сцены

В архитектурной истории афинского театра можно различить несколько периодов. В VI—V веков до н. э. важнейшую часть его составляет круглое пространство для хоровых плясок — орхестра; в середине алтарь, а по окружности с трёх сторон ряды деревянных сидений для зрителей. Приблизительно с половины V века до н. э. на четвёртой стороне круга воздвигается деревянное здание для актёров, «сцена»; передняя стена его служит задним фоном драматического действия. Между пространством для зрителей и зданием «сцены» устроены проходы в орхестру, с обеих сторон. Только в IV веке до н. э. сооружён мраморный театр по сложившемуся исторически плану (338—326 годы до н. э.); сиденья были каменные, в первом ряду стояли кресла художественной работы для почётных зрителей; передняя стена «сцены» была украшена колоннами. Перед этим зданием для каждого представления возводилась временная деревянная стена — просцений.

Актёры и хор

Драматические пьесы — трагедии и комедии — исполнялись актёрами и хором. Число актёров не превышало трёх, так что одному и тому же актёру приходилось играть иногда несколько ролей. Женские роли исполнялись мужчинами. Драматические представления были состязаниями, составлявшими обычную принадлежность греческих празднеств. Государство предоставляло в распоряжение авторов пьес актёров и хореографов, стараясь поставить состязующихся авторов в одинаковые условия успеха. По важности ролей, принимаемых на себя актёрами, и по степени совершенства в игре актёры делились на протагонистов, девтерагонистов и тритагонистов. Наблюдение за представлениями лежало в Афинах на высших должностных лицах — архонтах. Распределение актёров между авторами производилось архонтом с помощью жребия. Архонт выбирал поэтов для состязания, одобрял или не одобрял пьесы. Из государственной казны шло вознаграждение актёров; выбор судей по жребию был также под наблюдением архонта; доставление и содержание хоров составляло государственную повинность (хорегия); записи о составе драматических состязаний и о победителях (дидаскалии) имели официальный характер; на счет государства чествовались победители. Представления давались под открытым небом, при дневном свете, в течение 3 или 4 дней. В состязании участвовали три поэта; каждый из трагиков выступал с трилогией или тетралогией. Участвовавший в состязании поэт был вместе и режиссёром, учителем, а в первое время и актёром. На великих Дионисиях, главном из трёх театральных празднеств, были состязания трагиков и комиков.

Первоначально драматические представления были открыты для всякого желающего бесплатно; допускались в театр мужчины и женщины, граждане и метойки; впоследствии, установлена была входная плата за место в театре в 2 обола вносимая откупщику театра. В IV веке до н. э. была образована по предложению Евбула особая зрелищная касса, пополнявшаяся из остатков от расходов на государственные нужды: неприкосновенность этой кассы для других целей была установлена законом, сохранявшим свою силу до 339 года до н. э.Самые представления, как и пьесы, с конца IV века до н. э. утратили религиозный характер, а вместе с тем и связь с Дионисовскими праздниками; важные события государственной жизни праздновались драматическими представлениями.

Музыка

Важное место в жизни эллинов занимала музыка. Образы музыкантов представлены в древнегреческой мифологии (Орфей, Пан, Марсий), изображения музыкантов сохранились на греческих вазах и в виде скульптур. В Греции существовали специальные коллегии (объединения) певцов, музыкантов, танцоров; музыка звучала во время торжеств, ритуалов, игр, сопровождала театральные действия. Музыкальный инструментарий был представлен струнными щипковыми (кифара, лира) а также духовыми инструментами (авлос, флейта Пана).

Информация о работе Культура Древней Греции в классическую эпоху и в эпоху эллинизма