Культура Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру. Мир древних восточных культур — это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь подчиненной частью. Однако это уже не тот космос, в котором жил человек первобытной общины.

Оглавление

Глава 1.Культура Древнего Востока_____________________________________________________ 5-12
Даосизм____________________________________________________ 12-14
Конфуцианство_______________________________________________ 14-16
Буддизм_____________________________________________________ 16-17
Наука_______________________________________________________ 17
Письменность________________________________________________ 18
Литература___________________________________________________ 18-19
Архитектура__________________________________________________ 19-20
Искусство____________________________________________________ 20
Глава 2. Архитектура Древнего Китая_____________________________ 21-25
Заключение__________________________________________________ 26
Список Литературы____________________________________________ 27

Файлы: 1 файл

2.docx

— 49.33 Кб (Скачать)

 

Активно развивалась астрономия. Уже  во II тысячелетии до н.э. китайцы  делили год на 12 месяцев, месяц –  на четыре недели. С V века до н.э. они  вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В IV веке до н.э. ими  был составлен первый в мировой  истории звездный каталог на 800 светил. В 28 году до н.э. китайцы впервые в  истории человечества описали пятна  на Солнце; еще через два века астроном Чжан Хен создал первый в  мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.

Значительных успехов достигла медицина. В I веке н.э. был составлен  каталог медицинских книг, в которых  были собраны рецепты лечения  многих болезней, созданы трактаты по фармакологии.

 

 

Письменность.

 

Известно, что уже в XV веке до н.э. в Китае существовала развитая система  иероглифического письма, насчитывающая  более 2000 иероглифов. Китайцы очень  долго писали на шелке натуральными красками. На рубеже нашей эры ими  были изобретены тушь и бумага, которую  изготавливали из тряпья и коры. Количество иероглифов в этот период превысило уже 3000. чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: во II веке число иероглифов составило  более 10000, в III веке – более 18000. в  это время было введено единообразное  для всей страны письмо, которое  впоследствии и легло в основу китайской письменности. Тогда же были созданы и первые словари. При  императорских дворцах создавались  обширные библиотеки.

Литература.

 

К началу I тысячелетия до н.э. относятся  наиболее ранние памятники древнекитайской  литературы – «Книга песен», содержащая более 300 песен и стихов, и «Книга перемен». Наиболее известными поэтами  того времени были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь. Они продолжали традиции первого великого поэта  Китая Цюй Юаня, основоположника  китайской поэзии (IV-III века до н.э.). Особенно популярной была поэзия Тао  Юань Миня, понятная и близкая простому народу:

 

В мире жизнь человека не имеет  корней глубоких.

 

Упорхнет она, словно над дорогой  легкая пыль

 

……………………………………………………………………..

 

…Я ж хочу одного – чтобы  старости вовсе не знать,

 

Чтоб родные мои собирались под  единою крышей,

 

Каждый мой сын и внук –  все друг другу спешат помочь,

 

Чтоб кувшин и струна целый день прибывали со мною,

 

Чтобы в чаре моей никогда не скудело  вино,

 

Чтоб ослабив кушак, наслаждаться радостью полной,

 

И попозже вставал, и пораньше ко сну отходил…

Архитектура.

 

В культурной жизни Китая важную роль стали играть буддийские монастыри. По всей стране стали сроить грандиозные  монастырские комплексы, вырубленные  по типу индийских в толще скал, а также деревянные буддийские храмы  и высокие многоярусные башни  – пагоды, в которых хранились  буддийские реликвии. Пагоды отличались строгостью и удивительной гармонией. Они возводились из различного материала: дерева, кирпича. Железа. Этот тип строения был основным в Китае в течение  многих веков, вплоть до самого последнего времени.

В IIIвеке до н.э. в Китае было построено  более 700 императорских дворцов, один из которых был громадным: его  центральный зал вмещал более 10000 человек.

 

Монастыри украшали скульптурные изображения  Будды и буддийских божеств. Огромные статуи Будды воплощали идею сверх  человеческого и божественного. Более мягкими и одухотворенными изображались милосердные божества – бодхисатты, помощники Будды.

Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221-207 года до н.э.), ознаменовалось строительством основной части Великой китайской  стены, которая частично сохранилась  до нашего времени.

Искусство.

 

В Китае также развивались прикладные искусства: изготовление бронзовых  зеркал, украшенных очень тонкой резьбой; уже во II тысячелетии до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготавливая почву  для производства в IV веке н.э. фарфора. Великолепны также разнообразные  лаковые изделия, известные далеко за пределами Китая.

В VII-VIII веках н.э. основное место  среди других видов искусства  заняла живопись. Она отразила и  преклонение людей перед красотой Вселенной, природы, и городской  быт того времени. В китайской  живописи получили самостоятельное  значение жанры «люди», «цветы-птицы», «горы-воды», ставшие на многие века традиционными.

Уже во II тысячелетии до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые  – из бамбука, глина и других материалов.

В I тысячелетии до н.э. появляются трактаты о музыке, создается специальная  придворная служба, в ведении которой  находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство  ею. Таким образом, даже эти сферы  культуры, менее других поддающиеся  регламентации, были в Древнем Китае  регламентированы и подвластны государству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Архитектура Древнего Китая

За пятитысячелетнюю историю китайской цивилизации  сохранилось немало архитектурных  сооружений, многие из которых по праву  считаются шедеврами мирового масштаба. Их разнообразие и оригинальность воплощают  в себе традиции старины и лучшие достижения китайского зодчества.

 

Традиционная  китайская архитектура имеет  ряд особенностей, которые присущи  только ей.

 

Источником  для изучения древней архитектуры  являются изображения на костях и  черепах животных периода Шань (XVI–XI вв. до н.э.), а также живописные и  литературные свидетельства. Для китайской  архитектуры характерна устойчивость строительных и художественных традиций, незначительно менявшихся в различные  периоды. Поэтому по сохранившимся  до наших дней средневековым интерьерам в значительной степени можно  судить о более древних, не дошедших до наших дней сооружениях. Наиболее ранние памятники каменной архитектуры  относятся к периоду Хань.

 

Климатические условия, отличающиеся большим разнообразием  на огромной территории Китая (довольно суровый континентальный климат на севере, но жаркий и влажный на юге), непосредственно отразились на характере его архитектуры: северные постройки, в основном, относительно более замкнуты, а южные – более легкие, ажурные и нарядные.

 

Подавляющее большинство строений в древнем  Китае строились из дерева. Будь то жилой дом или императорский  дворец, в первую очередь в землю  вбивали деревянные столбы, которые  вверху соединялись балками. На этом основании затем возводилась  кровля, покрываемая впоследствии черепицей. Проёмы между столбами заполнялись  кирпичами, глиной, бамбуком или другим материалом. Таким образом, стены  не несли функции несущей конструкции.

 

Древние китайцы, вероятно, одни из первых использовали «поточный метод» в архитектуре. Стандартная конструкция сооружений позволяла точно знать размеры  деталей, из которых она возводилась. Поэтому строители могли изготавливать  их по отдельности, а затем собирать непосредственно на месте строительства. В результате возведение осуществлялось ударными темпами. Например, императорская  резиденция — Запретный город  в Пекине, общей площадью 720 тысяч  квадратных метров был построен всего  за 13 лет. Для сравнения, только на сооружение купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре  во Флоренции было потрачено около 30 лет.

 

Поскольку дерево обладает определённой гибкостью и  упругостью, то по сравнению с каменными  сооружениями, деревянные более стойки к землетрясениям.

 

При всех своих  достоинствах, деревянные конструкции  имеют и существенные недостатки, главное из которых — недолговечность  и пожароопасность. Многие архитектурные  памятники сгорели от ударов молний или пострадали от пожаров.

 

 

Структура культовых, жилых и дворцовых построек в  Китае довольно близка. На протяжении столетий сложились такие устойчивые виды строений, как одноэтажный (обычно трехнефный) павильон – «дянь», имеющий  портик со стороны главного фасада; многоэтажное здание с обходными  галереями на каждом этаже – «лоу»  или «гэ»; небольшая деревянная беседка  на каменном цоколе – «тай»; галерея  – «лан» и беседка, служившая  для украшения сада, «тин». Общим  в этих пяти видах построек является сама система их формообразования. В основе каждого вида лежала ячейка каркаса из четырех деревянных столбов  и балок перекрытия. При соединении этих ячеек в различные композиционные системы формировались соответствующие  типы зданий: дворцы, храмы, беседки, галереи, жилые дома. Стены, в том числе  и внешние, не были несущими. Большой  вынос изогнутых кровель (так  называемая «летящая кровля») достигался при помощи выступающих друг над  другом подбалок-кронштейнов – «доу-гунов», накладываемых подобно капителям  на столбы. По правилам, доу-гуны могли  применяться только во дворцах и  в храмах.

 

 

При наличии  ряда общих строительно-конструктивных признаков в Китае всегда отмечались значительные различия между богатыми домами со сложным планировочным  решением, сложным сочетанием помещений  и соединяющих их галерей, дворов, двориков и садов с изысканными  архитектурными украшениями, и обычными, более чем скромными, жилищами городской  бедноты. Уже в X веке существовали обязательные для всех законы, регламентировавшие типы, размеры по высоте и ширине, оформление построек в зависимости  от социального положения их владельцев. Основным типом жилища в древних  поселениях Китая были круглые землянки (полуземлянки) с круглой или квадратной в плане наземной частью. Одновременно существовали дома с деревянным каркасом (чаще всего, из бамбука) или глинобитными стенами. Раскопки, проведенные в  деревне Сяотунь (провинция Хэнань), свидетельствуют о широком распространении  в этот период каркасных домов  значительных размеров (10x20 м), а также  двухэтажных жилищ, в интерьерах которых были лестницы, в том числе и винтовые.

 

 

Планировка  отдельных зданий и ансамблей  подчинялась правилам системы «фын-шуй» («ветер-вода»), разработанным в виде наставлений для строителей. В  основе системы фын-шуй лежит  учение об атмосферных неблагожелательных влияниях и способах защиты от них. Одно из главных правил этой системы  – ориентация зданий по оси Юг –  Север, а главные фасады – южные  продольные.

 

 

С распространением буддизма в период Вэй (386–534 гг.) в  Китае возникли пещерные храмы и  пагоды («бао-та» – башня сокровищ). Их формы возникли под влиянием индийских  архитектурных традиций храмов чайтья и ступа. Однако, в отличие от древнеиндийских  традиций, пагоды в Китае (и позднее  – в Японии) были многофункциональными: их использовали как хранилища реликвий, религиозных книг, статуй, живописи; в качестве молелен и жилых  помещений, мемориальных памятников, маяков или дозорных башен.

 

Все пагоды имеют башнеобразную вертикальную композицию с уменьшающимися кверху ярусами и заканчиваются символическим  изображением ступа. Тибетские храмы  «субурганы», предназначенные для  хранения буддийских реликвий, представляли собой бутылеобразные башни из кирпича (или камня), облицованные золотом  или медью. В период Юань, под влиянием ламаистских традиций Тибета и Непала, некоторые пагоды также получили бутылеобразную форму. Например, «Белая пагода», построенная в Пекине по проекту непальского архитектора  Анико в 1271 г.

 

Кроме пагод  в комплексы храмов и монастырей входили одно-двухэтажные павильоны, выполненные из деревянных каркасных  конструкций с большим выносом  кровель за счет системы «доу-гунов». Эти павильоны предназначались  для молений и для экспозиции храмовой скульптуры. Статуи обычно располагались на плоских или ступенчатых подиумах вдоль стен и внутренних перегородках между столбами

 

Одним из основных принципов формообразования крупных  дворцовых построек был путь присоединения  дополнительных зданий и дворов. В  крупных дворцах количество дворов достигало двадцати, причем каждый из них представлял собой замкнутое  изолированное пространство. При  несущем деревянном каркасе промежутки между столбами заполнялись кирпичом, либо легкими деревянными перегородками, пропускающими дневной свет и  достаточно сложными и ажурными по своему рисунку. На фасадах и в  интерьерах такие решетки воспринимаются как графическое панно.

 

В интерьерах практически не было ни одной архитектурной  поверхности, лишенной цветного или  рельефного декора: стены, балки, колонны, многоярусные доу-гуны карнизов украшены орнаментом из красного и золотого лака. Помост для трона представлял  собой миниатюрное архитектурное  сооружение со сложной системой лестниц, украшенное символическими фигурами животных, священными сосудами, мелкой резьбой. В наружных террасах резьба покрывает  даже лестничные ступени.

 

 

Обстановка  жилых интерьеров Древнего Китая  более богата, чем в других странах  Дальнего Востока. Среди предметов  мебели – стулья, кресла, табуреты, полки различной конфигурации, столы, подставки для ваз, ширмы. Мебель для сидения имела простые  прямолинейные формы. Материалом служило  дерево местных хвойных и твердых  пород, тик, черное и розовое дерево, бамбук. Наиболее распространенным видом  отделки была лаковая техника  – красный, коричневый или, чаще всего, черный фон с золотой отделкой. Обычно на поверхность мебели наносили много слоев лака, которые полировались и красились золотой краской. В парадной мебели использовались интарсия и инкрустация слоновой костью, панцирем черепахи, перламутром, металлами и  полудрагоценными камнями.

Заключение

 

Развитие  древневосточного искусства было неразрывно связано со многими сторонами  общекультурных процессов Востока. Художественный аспект восточной жизни  вобрал в себя черты экономико-политического  устройства, религиозных и философских  представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм.

Роль деятеля  искусства в древнем обществе была велика и почетна. Иногда художника  приравнивали к сану жрецов. Но его  деятельность не рассматривалась как  самодостаточная. Живописец, скульптор, литератор были призваны своим творчеством  реализовывать высшие общественные установки и отказываться от любых  форм художественного экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных задач. Это связано с глубоким традиционализмом древневосточных  культур. Многие представления народов  Востока о важнейших сторонах бытия сложились очень рано и  сохранялись на протяжении не только столетий, но тысячелетий. Потому и  искусство как неотъемлемая часть  культурной системы, должно было неукоснительно следовать как общекультурным, так  и художественным традициям. Потребность  зафиксировать устоявшиеся принципы и нормы культуры толкала народы Древнего Востока, в частности египтян  к созданию развитой системы канонов, предписывающих художнику правила  пользования пропорцией и цветом, схемы изображения людей и  животных. Канон становится важнейшим  эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность мастера. Древнеегипетский художник выступал в роли хранителя  священных законов, наиважнейшим из которых являлось разграничение  посредством искусства кратковременной  жизни, земной и вечной. Произведение искусства получало в связи с  этой установкой особую функцию перевода образов и сюжетов реальной действительности в предельно обобщенную идеальную  форму, лишенную сиюминутности, созданную  для бессмертия.

Информация о работе Культура Древнего Востока