Культура Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру. Мир древних восточных культур — это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь подчиненной частью. Однако это уже не тот космос, в котором жил человек первобытной общины.

Оглавление

Глава 1.Культура Древнего Востока_____________________________________________________ 5-12
Даосизм____________________________________________________ 12-14
Конфуцианство_______________________________________________ 14-16
Буддизм_____________________________________________________ 16-17
Наука_______________________________________________________ 17
Письменность________________________________________________ 18
Литература___________________________________________________ 18-19
Архитектура__________________________________________________ 19-20
Искусство____________________________________________________ 20
Глава 2. Архитектура Древнего Китая_____________________________ 21-25
Заключение__________________________________________________ 26
Список Литературы____________________________________________ 27

Файлы: 1 файл

2.docx

— 49.33 Кб (Скачать)

 

Характерной чертой искусства Древнего Востока является и его каноничность. Выработка канонов - обязательных норм построения изображения - объяснялась  рядом причин. Относительная медленность  художественного развития приводила  к необходимости закреплять достижения в изображении человеческого  тела и найденных композиционных приемов. Искусство оставалось связанным  с законами ремесленного производства. Образцы, созданные мастерами, передавались для повторения ремесленникам, а  древневосточные религии с их строгой обрядностью превращали раз выработанную иконографию божества или царя в канон, отступление от которого расценивалось как святотатство.

 

Однако, невзирая на каноничность древневосточной  художественной культуры, нельзя не учитывать, что в ее рамках происходило поступательное движение художественного мышления и именно древневосточный тип  привел на определенном этапе к появлению  античного типа, заложившего фундамент, на котором возвышается здание современной  мировой художественной культуры.

 

Одной из самобытных культур Востока  была индийская. Ее вклад в общую  культуру человечества поистине огромен. С очень раннего времени индийская  цивилизация находилась в тесных культурных контактах со многими  странами Востока, а также с античным миром. Достижения индийской культуры оказали значительное воздействие  на культуру ряда стран, особенно на иранскую и арабскую культуры.

 

Археологические и литературные источники  свидетельствуют, что культурная традиция Индии насчитывает около пяти тысячелетий. История индийской  культуры начинается в III тысячелетии  до н.э. В 20-х годах XX столетия в долине реки Инд были обнаружены следы древнейшей цивилизации - современницы Египта, Шумера, Вавилона. Основные центры этой цивилизации - города Мохенджо-Даро и Хараппа (названия современные), отсюда - название: Хараппская цивилизация. Эта древнейшая цивилизация  имела письменность, которая представлена надписями на печатях. До настоящего времени письменность остается нерасшифрованной, что не дает возможности составить  полного представления об этой цивилизации, событиях ее истории и культуре.

 

Данные археологических исследований показывают, что хараппская культура достигла высокого для того времени  уровня. Города имели правильную геометрическую планировку, дома, построенные из обожженного  кирпича, поднимались на высоту двух - трех этажей, была разработана система вентиляции и водоснабжения. Получили развитие различные виды ремесла, в том числе и ювелирное. Искусство представлено прекрасными памятниками скульптурной пластики, керамики.

 

Уникальная Хараппская цивилизация  погибла в конце П тысячелетия  до н.э. по каким-то неясным до сих  пор причинам, ученые выдвигают ряд  версий - иноземное вторжение, инфекционные болезни и др. Но древнейшая культура Хараппы и Мохеджо-Даро оказала  определенное воздействие на позднейшую культуру Индии; ее черты, в частности, можно проследить в классическом индийском искусстве.

 

В XII - XI вв. до н.э. на территорию Индии  вторгаются с севера индоиранские племена  ариев. Этот период принято называть арийским или ведическим, так как  история развития индийского общества находит свое отражение в Ведах - летописях, эпосе, гимнах и жреческих  кодексах. Ведические тексты считались  и считаются в Индии священными, их изустно передавали из поколения  в поколение, бережно сохраняли.

 

Веды являются единственным источником сведений о ранней арийской истории  и культуре. Из четырех сборников  ведических гимнов (самый древний  – Ригведа - датируется XI - Х вв. до н.э.) ученые черпают сведения о хозяйстве, управлении, семье, религии, искусстве  и других сторонах жизни древних  ариев.

 

Одной из характерных черт ведийской  религии является политеизм - в эпоху  Ригведы, например, насчитывали 33 божества. Почитались различные силы и явления  природы (солнце, луна, небо, гром, ветер  и т. д.). Если в раннем периоде  не было строгой иерархии богов, храмов, священных изображений, наследственных жрецов, то в следующий за Ригведой период (поздневедический) происходит усложнение религиозных обрядов. На первое место среди божеств все  явственнее выдвигается Брахман, формируется жреческое сословие, представители которого наблюдают над строгим исполнением обрядов и ритуалов.

С большим основанием, чем о какой-либо древней культуре, можно говорить о культурном единстве, своеобразии  и замкнутости культуры, которая  сформировалась в Древнем Китае  и почти без изменений просуществовала  вплоть до XVII века н.э. Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и  духовную. Они верили, что жизнь  – это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится  в движении и постоянно изменяется в результате двух противоположных  космических сил – Света и  Тьмы. В этот период китайцам так  же, как и другим народам был  свойственен культ природы: они  поклонялись духам гор, земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра и другим. Этим духам молились, приносили жертвы, к ним обращались с просьбами  о хорошем урожае.

Несколько позже появилось обожествление  царской власти. Царь был признан  сыном неба, то есть представителем бога на земле.

 

Очень сильным также был культ  предков. В основе его лежало представление  о том, что душа человека после  его смерти продолжает жить и более  того – она может вмешиваться  в дела живых. Китайцы верили, что  душа умершего сохраняет все прежние  привычки, поэтому вместе с умершим  рабовладельцем хоронили его слуг и  рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности, предметы утвари. В середине I тысячелетия до н.э. в Китае оформляются  три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в  философско-религиозные системы. Это  были доасизм, учение Конфуция и буддизм.

Эти учения сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное влияние на жизнь  китайцев и до сих пор.

Даосизм был основан мудрецом Лао-Цзы, который жил в Китае на рубеже VI-Vвеков до н.э.

Лао-Цзы считал, что человек открывает  истоки своей бесконечности через  следование естественности и слияние  с бесконечным путем великой  жизни природы.

Даосизм обращен прежде всего к  судьбе человека, к человеческой жизни  как таковой. «Слава и позор подобны  страху. Знатность подобна великому несчастью в жизни», - говорит  Лао-Цзы.

Задача мудреца – освободиться от сковывающей его привязанности  к единичному и обрести подлинную  гармонию бытия, которая не нуждается  в искусственных ритуалах. Эта  гармония уже содержится в дао. Дао  – это путь единой жизни, которая  пронизывает все сущее, принимая различные формы и воплощаясь в бесконечной череде переходящих  вещей и состояний. Ради слияния  в дао мудрец отказывается от всего, что привязывает его к конечным формам и, в том числе, к собственной  индивидуальности. «Естественность» и  слияние с великим дао осуществляется через недеяние. Недеяние – это  столь полное слияние с естественным ходом вещей, что отпадает необходимость  в специальной, нарочитой активности. Мудрец не противопоставляет себе ситуацию, а спокойно влияет на нее изнутри, через использование естественных возможностей, которые скрыты от непосвященных: «Совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние: …вызывая изменения вещей, [он] не осуществляет их сам; приводя  в движение, не прилагает к этому  усилий»

Когда недеяние достигает совершенства, исчезает сковывающий душу страх  смерти. Ведь истина человека – в  единой жизни космоса. Тот, кто познал это,Ю неуязвим для любой опасности, ибо она прежде всего поражает изнутри, ломая психику человека. Но тот, «кто умеет овладеть жизнью, идя по земле, не боится носорога и  тигра, вступая в битву, не боится вооруженных солдат. Носорогу некуда вонзить свой рог, тигру негде  наложить на нем свои лапы, а солдатам некуда поразить его мечом. В чем  причина? Это происходит оттого, что  для него не существует смерти». Такое  мироощущение легло в основу искусства  Китая и всей Юго-Восточной Азии. Обращаясь к природе человек  хотя бы на время вырывался из тисков ритуализированной социальной и  семейной жизни. Искусство выражало это чувство в символических  формах и делах его фактом культуры.

 

Во II-III веках н.э. доасизм расщепляется на так называемые неодаосизм (это  современный европейский термин) и религиозный доасизм со специфической  мистикой и культом.

В основу религиозного доасизма легло  понятие абсолютного дао, суть которого сводилась к следующему утверждению: жизнь – это иллюзия, смерть –  это возвращение к дао –  истинному бытию бессмертной  души. Здесь тождество с вечным дао все чаще стали интерпретировать как магическое телесное бессмертие; ходили легенды о достигших бессмертия даосских святых и их таинственном, дарующем вечную жизнь элексире.

В Китае создают монастыри, в  которых жили десятки и сотни  тысяч даоских монахов. Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно  многообразна: они предсказывали  судьбу, гадали (способов гадания было множество), занимались изгнанием злых духов, торговали заклинаниями и  амулетами, определяли лучшие, то есть свободные от «злых духов» места  для построек и могил, определяли дни и часы, благоприятные для  какого-либо дела, свадьбы, отправления  в дорогу и прочее. Веря, что душа умершего способна влиять на судьбы живых, жрецы и монахи старались задобрить  ее хорошим местом для погребения тела, точным соблюдением всех обрядов  на похоронах и прочее. Религиозный  даосизм сохранился и до наших  дней, в то время как неодасизм  в конце концов перестал существовать как самостоятельное учение.

Конфуцианство.

 

В конце VI – начале V веков до н.э. в Китае возникает другая важнейшая  религиозно-мировоззренческая система  – конфуцианство. Ее основателем  был проповедник Кун-Фу-Цзы (551-479 года до н.э.), известнПричину всех невзгод  и беспорядков в обществе он усматривал в упадке нравственности людей, считал, что основными добродетелями  человека являются верность, послушание, почитание родителей и старших. Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, звучала  так: «почитание родителей и уважение к старшим является сущностью  жизни». Конфуций отстаивал строгое  регламентирование обязанностей каждого  члена общества соответственно его  положения: «Если люди научатся владеть  собой и соблюдать ритуал, то вся  Поднебесная придет к гуманности». Он полагал, что вся власть в стране должна принадлежать императору –  «сыну неба»: «Император, - говорил  Конфуций, - это отец народа, а народ  – его дети». Главной заслугой конфуцианства было стремление совместить государственность и человечность, понимаемые в духе восточной традиции. Конфуций предлагает распространить принцип отношений в большой семье (клане) на все общество и распространить это с помощью традиционного для Китая ритуализированного этикета – правил Ли[4] . Ли не есть выражение любви или индивидуальной привязанности. Но Ли не являются чисто формальными отношениями, ибо основаны на чувствах кланового единства и семейного долга. «…Сплотить Поднебесную в одну семью… - это не пустое мечтание» - думали конфуцианцы, вдохновляясь примерами древности. Теперь это ритуализованный этикет становился не только семейной, но и государственной нормой. Отношения государя и подданных здесь становятся по образцу отношений «отца» (главы клана) и «сыновей» (младших в иерархии кланово родства), и каждый должен исполнять положенную ему социальную роль с тем же искренним старанием, что и семейные обязанности: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отце – отцом, сын – сыном» . от мужчин требовалось неукоснительное выполнение обязанностей, несение службы, подчинение главе рода. Женщина должна быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру и свекрови, ее главная обязанность определялась как служение мужу, усердие в труде и продолжение рода. От нее не требовалось выделяться талантами, умом, красноречием или остроумием, не требовалось ни привлекательности, ни красоты. Идеал женщины – покорная жена, готовая следовать ха мужем даже в могилу. Установление порядка в государстве начинается с овладения собой и наведение порядка в собственной душе. При этом главным средством самовосприятия является усвоение ритуализированного этикета. Лишь привыкая выражать свои чувства раз и навсегда установленным образом, человек перестает быть рабом стихийных страстей и обуздывает темное начало души.

 

Назначение конфуцианской этики  можно сформулировать следующим  образом: через ритуализированный  этикет – к воспитанию «благородного  мужа», являющегося основой общества и государства. Именно доминирование  этического момента определяет специфику  конфуцианской теории государственного управления.

 

Таким образом, государство и конфуцианская  религия становятся единой политико-административно-идеологической системой, сутью которой было стремление закрепить старые общественные нормы, добиться полного послушания народа и почитание им верховной власти.

Конфуцианство отстояло «человечность» (жэнь) и относительную автономность общества перед деспотизмом государственной  власти, но сделало это через опору  на традиционные семейно-клановые связи  и безраздельное подчинение человека своему клановому долгу. Поэтому  сокровенную суть конфуцианства  можно выразить так: это была программа  совмещения восточной государсвтенности  с принципом человечности через  построение «тоталитаризма с человеческим лицом».

Буддизм.

 

На рубеже нашей эры в Китае  начинает распространяться буддизм, возникший  в Индии в VI веке до н.э. Существовало два направления в буддизме:

 

хинаяна – «малая колесница», выдвигающая  на первый план самосовершенствование  человека;

 

махаяна – «большая колесница», проповедующая  терпимость и сострадание к ближним.

 

Согласно буддизму жизнь есть цепь бесконечных перерождений, при этом оставаясь всегда злом и страданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавлении всех желаний. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и конец. Материальный мир не существует самостоятельно, он лишь проявление мистического духа.

К IV веку до н.э. буддистская церковь  становится большой экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной организацией, объединяющей десятки тысяч буддийских храмов и монастырей, сотни тысяч монахов и монахинь.

Характерно, что все религиозные  системы Китая имели много  общего: всем им было присуще почитание  старших и предков, культ послушания, идея «недеяния», пассивного, созерцательного  отношения к действительности. Человек  как личность не представлял самостоятельной  ценности, общество жило по принципу: «личное  – ничто перед государственным  и коллективным».

Наука.

 

Уже в V веке до н.э. древние китайцы  узнали свойства прямоугольного треугольника, в I веке н.э. был создан трактат «Математика  в десяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных  чисел. Древним китайцам принадлежат  и многие технические изобретения: магнитный прибор, прародитель компаса (III век до н.э.), водяная мельница, машина-насос, поднимающая воду на поверхность  земли, первый в мире сейсмограф.

Информация о работе Культура Древнего Востока