Культура Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ культуры Древнего Рима.

Задачи:

1. В своей работе рассмотрю основные направления развития римской культуры и выделю в ней ряд особенностей.

2. Определю, насколько велико было влияние культур завоеванных стран.

3. Выясню можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлением самостоятельным или она сложилась в ходе бесконечных заимствований.

4. Выясню, не мог ли культурный фактор каким – либо образом способствовать распаду империи.

Оглавление

Введение _______________________________________________________2

Глава I. Культура Древнего Рима ________________________________4

1.1. Мифология и религия Древнего Рима _________________________ 4

Глава II. Искусство Древнего Рима ______________________________11

2.1. Искусство Древнего Рима ___________________________________11

2.2. Древнеримская архитектура _________________________________18

2.3. Скульптура Древнего Рима _________________________________21

2.4. Литература Древнего Рима __________________________________22

Заключение ____________________________________________________29

Список используемой литературы _________________________________31

Файлы: 1 файл

культура древнего мира.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

        Важный   фактор,   воздействовавший   на   характер   древнеримского

искусства, -  огромное  пространство  его  поля  действия.  Динамичность   и

постоянное  расширение  территориальных  рамок  древнеримского  искусства  со включением в  его  сферу  уже  в  V  веке  до  н.э.  этрусских,  италийских, галльских, египетских и других форм, с особенным значением  греческих, - не может быть объяснено только свойствами римского художественного  потенциала. Это процесс, связанный с развитием  общеевропейского  искусства,  в  котором римское  начало  играть   роль   особенную - интерпретатора   и   хранителя художественного  наследия  античной  эпохи   при   одновременном   выявлении собственно своих римских принципов. В римском горниле сплавлялись  различные

художественные  ценности,  чтобы  в  итоге  появилась  совершенно  новая,  не исключавшая,  однако,  традиций   античности,   средневековая   эстетическая практика. От пиренейских берегов Атлантического океана до  восточных границ Сирии, от Британских островов до Африканского континента  племена  и  народы жили в сфере влияния художественных  систем,  которые  диктовались  столицей империи. Тесное соприкосновение римского искусства  с  местным  приводило  к появлению своеобразных памятников.  Скульптурные  портреты  Северной  Африки поражают  по  сравнению  со  столичными  экспрессивностью  форм,   некоторые британские -  особенной холодностью,  почти  чопорностью,   пальмирские -

свойственной  восточному  искусству  затейливой  орнаментикой   декоративных украшений одежд,  головных  уборов,  драгоценностей.  И  все  же  нельзя  не отметить,  что  к  середине  I  тысячелетия  н.э.,  в  конце  античности,  в Средиземноморье  дали  о  себе  знать  тенденции   к   сближению   различных эстетических  принципов,  в  значительной  степени  определившие  культурное развитие раннего средневековья.

      Конец римского искусства формально   и  условно  может  быть  определен падением Империи. Вопрос же о времени  возникновения  римского  искусства - весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н.э.  высокохудожественных  произведений  этрусков  и  греков способствовало тому, что только начинавшее формироваться  римское  искусство оказывалось незаметным. Ведь долгое время, c VIII до VI в.в.  до  н.э.,  Рим был небольшим поселением среди  множества  других  италийских,  этрусских  и греческих городов и поселений. Однако даже из  этого  отдаленного  прошлого, куда уходят истоки  римского  искусства,  сохраняются  фибулы  с  латинскими именами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как  Капитолийская

волчица. Вряд ли поэтому  правомерно  начинать  историю искусства древнего Рима, как это иногда делают, с I в. до н.э., не учитывая  хотя  и небольшой количественно, но очень важный материал, который со временем, нужно  думать, будет возрастать.

      Периодизация римского искусства - одна из самых сложных проблем его истории. В  отличие  от  принятой  и  широко  распространенной  периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы  становления  архаикой,  время расцвета - классикой    и    кризисные    век - эллинизмом,    историки древнеримского искусства,  как  правило,  связывали  его развитие  лишь  со сменами императорских династий.

      Однако далеко не всегда смена  династий или императора влекла  за  собой

изменение  художественного  стиля.  Поэтому  важно  определить  в  развитии римского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая  во внимание изменение художественно-стилистических форм в их связи с социально- экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами.

      Если наметить основные этапы  истории древнеримского  искусства,  то  в

общих чертах их можно представить так. Древнейшая (VII - V вв.  до  н.э.)  и

республиканская  эпохи  (V в. до н.э.-I в. до н.э.) - период   становления

римского  искусства. В этих широких  временных  границах  медленно,  часто  в противоборстве   с    этрусскими,    италийскими,    греческими    влияниями

формировались принципы  собственно  римского  творчества.  Из-за  недостатка вещественных материалов, весьма слабого освещения этого длительного  периода в  древних источниках дифференцировать более детально этот этап  невозможно. В VIII - V вв. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не  только с развитым художественным творчеством этруссков и греков, но, очевидно, и  с достаточно  отчетливо  заявлявшей  о   себе   художественной   деятельностью италиков.

      Расцвет римского искусства приходится  на  I  -II  вв.  н.э.  В   рамках

этого  этапа  стилистические  особенности  памятников  позволяют  различить: ранний период - время Августа,  первый  период - годы  правления  Юлиев - Клавдиев  и  Флавиев,  второй -  время  Траяна,  поздний  период -  время позднего Адриана и последних Антонионов. Времена Септимия Севера, как  ранее Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать  переходными.  С  конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства. [2, С.151]

      Все художественное творчество  Европы от средневековья  до  наших  дней несет на себе следы сильного воздействия  римского  искусства.  Внимание  к нему всегда было очень  пристальным.  В  идеях  и  памятниках  Рима  многое поколения находили нечто созвучное своим чувствам и задачам, хотя специфика римского искусства, его своеобразие  оставались  нераскрытыми,  а  казались лишь позднегреческим выражением античности. Историки от  Ренессанса  до  ХХ века отмечали в нем различные, но всегда близкие их современности черты.  В обращении итальянских гуманистов XV - XVI вв. к древнему Риму можно  видеть социально-политические  (Кола  ди   Риенцо), просветительско моралистские (Петрарка), историко художественные (Кирияк  Анконский)  тенденции.  Однако сильнее  всего  воздействовало  древнеримское  искусство  на  архитекторов, живописцев и  ваятелей  Италии,  по-своему  воспринимавших  и трактовавших богатейшее художественное наследие Рима. В XVII в. древнеримским искусством заинтересовались  ученые  других  европейских   стран.   Это   было   время интенсивного  сбора  художественного  материала,   период   "антикварный", сменивший гуманистический, ренессансный.    Революция XVIII в.  во  Франции пробудила внимание французских ученых и художников  к  римскому  искусству. Тогда же  возникло  научно -эстетическое  отношение  к  древнему  наследию. И.Винкельман,  в  отличие  от  деятелей  "антикварного"  периода,  выступил представителем  просветительской  философии  своего   времени,   создателем истории древнего искусства. Правда, он еще относился к  римскому  искусству как к продолжению греческого. В конце XVIII - начале XIX  в.  древнеримским искусством  начали  заниматься  уже  не  частные  лица,  а  государственные учреждения Европы. Финансировались археологические  раскопки,  основывались крупные музеи и  научные  общества,  создавались  первые  научные  труды  о древнеримских произведениях искусства.

      Попытки философского осмысления  сущности  и  специфики  древнеримского искусства были сделаны в конце XIX в. Ф.Викгофом и А.Риглем. 

2.2. Древнеримская архитектура.

    Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV—I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима сейчас, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы (общественные бани), театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробницы. 
Во всем древнем мире архитектура Рима не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и конструкции. Они переработали принципы греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией. [4, С. 115].  Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и городским центрам. Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.  
      Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с Грецией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой техники стало невозможным: а Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение принципиально новые конструкции — кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и - что особенно важно -ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы па плечи малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих-рабов.  
     Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до н. э. сложилась новая технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов и мелкого камня-заполнителя. Был получен искусственный монолит путем смешивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка — пуццолана (по названию местности, откуда он вывозился) сделали его водонепроницаемым и очень прочным. [3, С. 99] Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор, например, раствор «римская мальта» для химиков является  и сейчас.  
     Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имела прежде всего политическое значение. 30-метровую колонну Траяна украшал спиралевидный фриз длиной, в 200м с изображением военных подвигов Траяна увенчала статуя императора, в основание которой была замурована урна с его прахом.  
    Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (от греч. Pentheion — место, посвященное всем богам). Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.  
     Базилика выполняла роль административного здания, в котором римляне проводили большую часть дня. Вторая часть дня была связана с отдыхом и проходила в термах. Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений, связанных с отдыхом, спортом и гигиеной. В них находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед, выступлений, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые помещения, сады и даже стадион. Термы вмещали в себя около тысячи и более человек.Термы были связаны с потреблением большого количества воды, поэтому к ним подводилось специальное ответвление водопровода — акведуки (мост-водопровод). Подогрев производился котельными установками в подвалах. Акведуки подводили воду к Риму на расстояние в несколько десятков километров. Переброшенные через русла рек, они представляли удивительную картину сплошной ажурной аркады — одноярусной, двух- или даже иногда трехъярусной. Сложенные из камня, обладающие четкими пропорциями и силуэтом, сооружения эти являют собой замечательные образцы единства архитектурных форм и конструкций.              Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизей — амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В центре находилась арена, а под трибунами — помещения для выступающих. Колизей был построен в 70 — 90-х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей.

Большую группу сооружений составляли жилые здания различных типов, в том числе дворцы и загородные виллы. Особенно характерны для Рима одноэтажные особняки (домусы). Строились и многоквартирные дома — инсулы. Интерьеры и общественных, и жилых зданий оформлялись скульптурой, росписями, мозаикой. Росписи зрительно расширяли пространство помещений, являясь прекрасным и разнообразным декором. Мозаикой украшали полы. Важное отличие римского декора — большая усложненность и богатство форм и материалов. Применяя различные орнаментальные мотивы, они создавали самые причудливые сочетания, меняя системы построения, вплетая в композиции дополнительные и многообразные детали.

2.2. Скульптура Древнего Рима

    В области монументальной скульптуры древние римляне остались далеко позади греков и не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали новый бытовой и исторический рельеф, который составил важнейшую часть архитектурного декора.  
    Лучшим в наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельный вид творчества он сложился с начала I в. до н. э. Римляне по-новому понимали этот жанр: в отличие от греческих скульпторов они пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваятелей, наблюдательность и умение обобщить наблюдения в определенной художественной форме. Римские портреты исторически зафиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.  
Римляне первыми стали использовать монументальную скульптуру в пропагандистских целях: они устанавливали на форумах (площадях) конные и пешие статуи — памятники выдающимся личностям. В честь памятных событий устанавливались триумфальные сооружения — арки и колонны.  
В Риме него провинциях были возведены сотни таких сооружений. Грандиозные колоннады, расположенные вдоль улиц, украшали многие центральные и провинциальные города.

2.4. Литература Древнего Рима. 

   Первые шаги римской художественной  литературы связаны с  распространением в  Риме  греческой  образованности   Ранние   римские   писатели   подражали  классическим образцам  греческой  литературы,  хотя  ими  были  использованы римские сюжеты и некоторые римские формы.  Однако,  на  мои  взгляд,  именно литература стала тем видом искусства, где римляне наиболее ярко и  самобытно выразили свою индивидуальность. Во времена  развития  гражданского  общества литература стала  одним из ведущих средств диалога с властью.

    Нет основания  отрицать  наличие   устной  римской  поэзии,  возникшей  в

отдалённую  эпоху.  Самые  ранние  формы  поэтического  творчества  связаны, несомненно,  с  культом.  Так  возник  религиозный  гимн,  священная   песнь (carmen), образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев.  Сложена она  сатурническими  стихами.  Это  самый   древний   памятник   италийского свободного стихотворного размера, аналогии  которому  мы  находим  в  устной поэзии других народов.

  Римская литература  возникает как литература  подражательная.   Первым

римским поэтом  был  Ливий  Андроник,  который  перевёл  на  латинский  язык «Одиссею».

     По своему происхождению Ливии был  грек  из  Тарента.  В  272  г.  его

привезли  в  Рим  в  качестве  пленного,  затем  он  получил  освобождение  и

занимался обучением  детей  аристократов.  Перевод  «Одиссеи»  был  выполнен сатурническими  стихами.  Язык  его  не  отличался  изяществом,  и   в   нём встречались даже словообразования, чуждые латинскому языку. Это было  первое поэтическое произведение, написанное по-латыни. В римских школах  в  течение долгих лет учились по переводу «Одиссеи», сделанному Андроником. Ливий Андроник написал несколько комедий и  трагедий,  которые  представляли собой переводы или переделки греческих произведений.

      При жизни Ливия началась поэтическая деятельность  Гнея  Невия  (около 274—204  гг.),  кампанского   уроженца,   которому   принадлежит   эпическое произведение о первой Пунической войне с кратким  изложением  предшествующей римской истории.

      Кроме того, Невий написал несколько трагедий,  и  в  числе  их  такие,

сюжетом для которых послужили римские  сказания.

      Так как в трагедиях Невия  выступали римляне,  одетые  в   торжественный

костюм  – тогу  с  пурпурной  каймой,  –  сочинения  эти  называются  fabulae

praetextae. «Невий писал и комедии, в которых  не  скрывал  своих  демократических убеждений. В одной  комедии  он  иронически  отозвался  о  всесильном  тогда Сципионе Старшем; по адресу Метеллов он  сказал: «Судьбою  злой  Метеллы  в Риме консулы». За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобожден  оттуда лишь благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее, ему  пришлось удалиться из Рима.»[8, С. 199]

Информация о работе Культура Древнего Рима