Культура древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:49, реферат

Краткое описание

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
История изучения культуры и искусства Древнего Египта……………..4
Особенности религии древнего Египта. Отношение египтян к смерти, бессмертию, культу фараона………………………………………………7
Отрасли знания, которые наиболее эффективно развивались в Древнем Египте……………………………………………………………………...10
Заключение………………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Культуралогия. Культура древнего Египта.docx

— 51.30 Кб (Скачать)
    1. ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. ОТНОШЕНИЕ  ЕГИПТЯН К СМЕРТИ, БЕССМЕРТИЮ, КУЛЬТУ ФАРАОНА.
 

       Устное  народное творчество способствовало появлению  художественной литературы и мифов  древних египтян. Большое количество сохранившихся благодаря наличию  письменности произведений египетской литературы свидетельствуют о высоком  уровне развития культуры, о таланте  египетского народа. Изобразительное искусство, так же как и литература, было сильно проникнуто религиозной идеологией. Возникнув в глубокой древности, в архаическую эпоху, оно развивалось вплоть до позднего упадка египетской культуры, когда Египет находился под властью римлян.

       Боги  для древних египтян – не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа, порядка и закона, но и  создатели ремесел и искусств, письма и счета, науки и магии. Иероглифическое, т. е. Священное, письмо понималось как «слово бога», и важнейшая  роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту – Владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов. Его называли также Владыкой счета и Исчислителем лет, он был покровителем лекарей и магов. Согласно преданию, некоторые важнейшие ритуально-магические тексты были найдены у подножия статуи этого бога в Гермополе еще в эпоху Древнего царства. С Тотом часто ассоциировались богини Маат и Сешат, ведавшая счетом, письмом, составлением летописей и строительством. Патрон древнейшего центра египетского художественного творчества Птах считался творцом искусств и ремесел.

       Роль  храмов в духовной жизни эпохи  Древнего царства несомненно была велика. Уже тогда, вероятно, в тесной связи с ними возникали особые скриптории «дома жизни», где составлялись религиозно-магические, литературные, медицинские и другие тексты. Здесь находились библиотеки, архивы, велись записи по годам правления царей, на основе которых составляли летописи.

       Чувствуя  свое бессилие перед природой, древний  египтянин наделял явления природы  и отдельные предметы сверхчувственной силой, пытаясь в то же время, использовать эту силу в своих интересах. Культ  фетишей восходит к эпохе архаики. Остатки первобытного фетишизма  долго сохранялись в египетской религии. К глубокой древности восходит в Египте культ священного камня, возникший, очевидно, в пустыне. С культом камня связано применение обелисков в архитектуре. В форме священной гробницы царя – пирамиды – возможно, сохранилось далекое воспоминание о культе гор и скал.

       С ростом земледельческого хозяйства  в религию египтян начали проникать  представления о «священной земле», «богине – матери природы» и исконно  древнем боге земли Гэбе. В условия долины Нила земледелие было возможно только на основе искусственного орошения. Поэтому в воде египтяне видели великую первородную стихию, которая дает жизнь и пропитание человеку. Культ божественной воды находил свое выражение в сложном ритуале очищений и возлияний, которые должны были совершать все жрецы вплоть до первосвященников и самого фараона.

       С надеждой и страхом смотрел египтянин  на стихию огня, которая необходима и полезна для людей. Особые магические заклинания должны были охранить человека от силы огня и дать ему власть над  огненной стихией.

       Египтянин населял весь растительный и животный мир духами, богами и богинями, видя в отдельных растениях, деревьях и зверях обиталище и воплощение определенного божества. Культ животных – одна из форм древнего тотемизма  – был широко распространен начиная с архаической эпохи. В древних столицах Египта – в Мемфисе и Гелиополе – поклонялись священным быкам Апису и Мневису. Образ священного быка впоследствии слился с образом обоготворенного царя, как бы наделенного сверхъестественной силой. Бог творческой силы Хнум изображался в виде барана. Распространение получил культ священной коровы – богини Хатхор. Поклонение священным животным отразилось в культе и титулах царя. Покровителями царской власти считали священного сокола, пчелу, коршуна и змею. Самого царя часто изображали в виде могучего льва с головой человека (сфинкса).

       Культ предков и заупокойный культ  способствовали идеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника. Египтяне верили, что смерть есть не уничтожение человеческого существа, а лишь переход его в другой сверхчувственный мир. Полагая, что  загробная жизнь есть лишь своеобразное продолжение земного существования, египтяне старались дать возможность  умершему пользоваться в этом мире всеми теми предметами, которыми он пользовался при жизни.

       Стремление  сохранить умершему вечную жизнь выразилось, прежде всего, в погребении тела. Тело умершего искусственно сохраняли для вечной жизни. С этой целью внутренности вынимались и сохранялись в особых сосудах (канопах), а тело пропитывалось соляными растворами и смолистыми составами. Мумию тщательно обертывали множеством льняных покровов. На стенах комнат внутри гробницы обычно изображали умершего, его семью и его имущество. Тут же рисовали сцены охоты, рыбной ловли, ремесленников за работой и различные картины домашнего быта. Эти изображения снабжались объяснительными надписями и даже цифрами. В утаенных, замурованных погребальных камерах искусство развертывало длинную и подробную повесть о земной жизни. И всех этих рельефов, статуй и росписей никто не видел, никто ими не любовался.

       Искусству отводилась необычайно важная роль: оно  должно было, ни много ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным –  видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно предназначалось  не для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало.

       Обоготворяя явления и силы природы, египтяне пытались связать мысль о вечности всегда возрождающейся природы с  представлением о воскресении и  вечной жизни умершего и обоготворенного  предка. В период Древнего Царства, когда эти верования стали  облекаться в богословскую форму, древний  бог воды и растительности Озирис превратился в центральную фигуру заупокойного культа.

       С появлением в период Среднего Царства  среднего свободного люда заупокойный  культ несколько видоизменяется. Религиозно-магические надписи, «обеспечивавшие» ранее загробную жизнь лишь царям  и аристократам, стали появляться на стенках даже скромных саркофагов, принадлежавших людям среднего достатка. Молитвы и заклинания, писавшиеся в период Среднего Царства на стенках саркофагов, в эпоху Нового Царства уже пишутся на свитках папирусов, образуя «Книгу мертвых», в которой содержатся многочисленные заклинания, гимны богам, описания загробного мира и судьбы человека после смерти.

       Египтяне  считали солнце грозной стихией  небесного огня, царившего в мертвой  пустыне. Центром солнечного культа в древнейшие времена был город  Иуну, который греки называли «город солнца» (Гелиополь). В течение Древнего Царства культ солнца постепенно превращается в связи с централизацией управления страной в государственный культ верховного бога солнца Ра. В период Среднего Царства, когда центром Египта стали Фивы, местный фиванский бог Амон провозглашается верховным богом. Гимны, составленные в честь нового бога Амона-Ра, изображают его изначальным верховным богом, создавшим весь мир. Своего высшего развития культ солнца достиг при фараоне Эхнатоне, когда бог солнечного диска Атон был объявлен единым верховным государственным богом. После смерти Эхнатона его религиозная реформа была ликвидирована, культ Амона был восстановлен.

       Религия использовалась для укрепления власти царя и авторитета государственной  власти. Проповедовалось учение о  том, что он наделен властью непосредственно  богами и поэтому царю необходимо повиноваться, как земному богу. Египетского фараона называли «благой  бог» и «великий бог», «сын солнца о  плоти его»; в честь обоготворенного  царя воздвигались храмы; царя хоронили в грандиозных гробницах; в искусстве  и литературе царя изображали как  сверхъестественное существо, родившееся от бога. В пирамидах V – VI династий сохранились «Тексты Пирамид», подробно описывавшие загробное блаженство на небе обоготворенного властителя, которого боги принимают в свою среду. Развитие культа царя во многом изменило основные формы египетской религии. Древние боги природы постепенно превратились в государственных богов – покровителей государства, царской власти и фараона. Так, бог умирающей и воскресающей природы Озирис превратился в царя загробного мира, а древний бог солнца, сохранявший свой тотемный облик сокола, - бог Гор – стал охранителем царя, его имя «Гор» – одним из священных титулов фараона. 

    1. НАИБОЛЕЕ  ВАЖНЫЕ ВИДЫ АРХИТЕКТУРЫ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
 

       Уже в конце архаической эпохи  начали вырисовываться основные отличительные  черты изобразительного искусства  Древнего Египта: величественная монументальность формы, строгий и четкий, почти  геометрический конструктивизм и типичная фронтальность. Все эти черты, однако, часто сочетались с реалистическими  тенденциями, особенно в портретных изображениях.

       Ведущей в искусстве Египта всегда была архитектура. Все остальные виды искусства  подчинялись ей, зависели от нее. Египетское искусство всегда было комплексным, и это его основная и наиболее характерная черта.

       Уже в период Древнего Царства получает отчетливое выражение та величественная монументальность, которая становится отличительной чертой египетской архитектуры. Грандиозные здания, созданные трудом огромного количества общинников и  рабов, должны были выразить идею несокрушимой мощи царской власти, охраняемой религией. Таковы громадные царские усыпальницы  – пирамиды, которые постепенно выросли из скамьеобразных гробниц (мастаб). Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера в Саккара. Благодаря заполнению пустых пространств между уступами пирамиды и внешней облицовкой получился классический тип монументальной пирамиды, наиболее четко выраженный в гигантских гизэхских пирамидах, построенных близ Мемфиса фараонами IX династии – Хуфу, Хафра и Менкаура. Поблизости от пирамид строились «заупокойные» храмы царей. Храм Хафра, состоящий из нескольких помещений, из двора, доступного для мирян, и святилища, предназначенного для жрецов, выдержан в строгих геометрических формах. Другим образцом архитектурного комплекса того времени является пирамида Джосера и окружающие ее храмы и часовни. При V династии пирамиды фараонов постепенно уменьшаются, зато большее внимание обращается на заупокойные храмы царей. Стены этих храмов украшаются рельефами, изображающими обоготворенного царя. В заупокойном храме фараона Сахура сохранились колонны, которые схематически и стилизованно воспроизводят формы папируса и пальмы.

       Зодчество Среднего Царства является связующим  звеном между архитектурой Древнего и Нового Царства. Например, центром  погребального храма Ментухотепов является большая пирамида, стоящая на двух возвышенных террасах, расположенных одна над другой. Применение колоннад и полупещерный характер храма свидетельствуют о новых архитектурных формах, полностью развившихся лишь в период Нового Царства. Величайшим архитектурным комплексом Нового Царства является огромный храм Амону в Фивах, который очень долго строился и развалины которого сохранились в Карнаке. Колонный зал этого храма, построенный при Сети I и Рамзесе II, состоит из 134 массивных колонн, расположенных в 16 рядов. Площадь зала равна 5000 кв. м. Высота средней части зала достигает 24 м.

       Отличительные черты египетской скульптуры – фронтальность  и четкая почти геометризированная статичность, - впервые появляющаяся в конце архаической эпохи, например, в статуе сидящего царя Хасехемуи, находят свое полное выражение в статуях Древнего Царства. Скованность тела постепенно уступает место некоторой свободе, однако строго подчиненной фронтальности и древним традициям торжественной монументальности. Изображая божество, царя или близкого к нему вельможу, художник в большинстве случаев старался дать идеализированный образ прекрасного и сверхмощного человека в застывшей позе торжественного величия. Это достигалось применением фронтального изображения тела, т. е. Размещением всех частей тела в одной воображаемой плоскости, прямо обращенной к зрителю. Таковы статуи фараона Хафра и вельможи Рахотепа.

       Однако, в статуях и статуэтках, изображающих простых смертных, чаще всего слуг и рабов, уже появляются довольно определенные тенденции к реализму. Постепенно скульпторы и живописцы  освободились от старых правил и образцов закостенелой и условной стилизации, стремясь изобразить тело и лицо человека таким, каким они его видела в  действительности. Таковы известные  статуи Каапера или знаменитого луврского «писца».

       Эти же отличительные черты выступают  в рельефах и рисунках, украшающих стены гробниц. В них раскрывается вся повседневная жизнь египтян. Голова и ноги обычно изображались в профиль, плечи и руки – спереди, а торс – как бы в три четверти. Таков обычный канон этих традиционных и часто культовых по своему назначению изображений.

       Стремление  к реализму усиливается в скульптуре времени Среднего Царства, в особенности  в скульптурном портрете, именно здесь  обнаруживается попытка художника  передать внутренние переживания изображаемого  им человека. Рельефы и рисунки  Среднего Царства являются как бы связующим звеном между натурализмом искусства Древнего Царства и  утонченной стилизацией позднейшего  времени.

       Пышной  архитектуре Нового Царства соответствуют  зрелая скульптура, давшая в круглой  пластике образцы высокохудожественного  реализма, а в рельефе не менее  высокие образцы утонченной стилизации. Искусство времени XVIII династии достигло своего расцвета в бурную амарнскую эпоху, когда была сделана смелая попытка сразу видоизменить всю тысячелетнюю культуру, всю древнюю религию и все вековые традиции. Тогда возникло своеобразное искусство, выросшее на почве соединения древнего натурализма с новой, более острой выразительностью, причем резкий портретный натурализм, доходивший порой до шаржа и гротеска, подвергся утонченной линейной стилизации. Эти моменты отражают торсы Эхнатона и Нефертити.

Информация о работе Культура древнего Египта