Культура древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 19:18, реферат

Краткое описание

ВС незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности. С большим трудом были открыты некоторые памятники египетской культуры. Они всегда современны, и мы до сих пор не растратили их наследие. Поэтому они волнуют, тревожат, вызывают споры. Высокоразвитая культура Древнего Египта, необычайно богатая событиями история не имели аналогов ни до этого, ни в последующем. Древние египтяне создали уникальную для того времени письменность, к которой ис

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….2
Религия и мифология Древнего Египта…………………………………..….3
Письменность древнего Египта………………………………………..….….7
Архитектура Древнего Египта…………………………………………...….10
Изобразительное искусство, скульптура и живопись Древнего Египта…………………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………....18
Список литературы………………………….……………………..…………….19

Файлы: 1 файл

культура древнего египта.docx

— 57.44 Кб (Скачать)

В последующих погребальных сооружениях архитекторы пошли  еще дальше в использовании крупных  блоков известняка. Высший момент в  развитии строительства наступил с  созданием пирамиды Хеопса в Гизе, которая состояла из добрых двух миллионов  блоков известняка, некоторые из которых  весили по 15 тонн каждый; из них создали  грандиозную постройку, изумляющую точностью пропорций. Площадь основания   пирамиды  составляет  756  на 756 футов,  расчетная   высота  481   фут,  объем – 91,2 млн кубических футов. Алан Элфорд писал: «Пирамида Хеопса хоть и является пирамидой, при этом она представляет собой пирамиду исключительную и необычную». Погребальная камера этого сооружения находится в надземной части пирамиды. Но почему? Есть две точки зрения. По одной версии, фараон хотел обмануть грабителей, осквернивших гробницы его предшественников. По другой – саркофаг Хуфу (Хеопса) оказался слишком большим, чтобы пройти в нисходящий проход. Многие египтологи абсолютно уверены, что мумия фараона захоронена в саркофаге, в Камере царя. Но Веских доказательств не существует. Согласно древнеегипетской религии, тело следовало хоронить в земле, в данном случае под пирамидой. В Великой пирамиде есть три возможных места для захоронения фараона: подземная камера; некая неизвестная камера, спрятанная в основании пирамиды; грот. Возможно, Хуфу был похоронен в гроте. [7] Пирамида простоит еще долго. У Хеопсовой пирамиды обломилась лишь верхушка, где образовалась площадка в 10 м, почти полностью слезла гладкая облицовка из прекрасного моккатамского известняка, обнажив желтоватый плотный известняк местной породы.

Тутмос I был первым фараоном, принявшим решение отделить свою гробницу от поминального храма и  захоронить свои бренные останки  не в роскошной гигантской гробнице, а в потайной, вырубленной в  скалах камере-склепе. Тутмос I создал совершенно непредвиденные затруднения  для своего «Ка» (бессмертной жизненной  силы), а тем самым и для своего существования в потустороннем  мире. Но он верил, что сумеет обеспечить себе безопасность, чего не смогли добиться его предшественники (о чем красноречиво говорят оскверненные гробницы). Говард Картер в сотрудничестве с Карнарвоном начали раскопки в треугольнике, образованном гробницами Рамсеса II, Меренпта и Рамсеса IV. Они твердо надеялись найти гробницу фараона Тутанхамона. Там они сначала наткнулись на хижины для рабочих. В ходе раскопок они «разворотили» весь треугольник, не трогая хижин. Потеряв много времени, 3ноября 1922г. Картер приступил к сносу лачуг. К вечеру 5 ноября был найден вход в какую-то гробницу. К концу ноября им удалось проникнуть в сокровищницу. В конце концов, они нашли гробницу Тутанхамона. Для исследований найденного было привлечено множество ученых со всего света. Вход в погребальную камеру был закрыт массивной золотой стеной. Проникнув внутрь, Картер и другие ученые обнаружили саркофаг, снизу доверху покрытый золотом,  инкрустированный синим фаянсом. Кроме того, там был найден золотой ящик, который грабители гробниц не успели вскрыть. Мумия Тутанхамона была найдена. Она была «прекрасна и ужасна». На основании исследования сочленений конечностей анатом пришел к выводу, что Тутанхамон скончался в возрасте 17-19 лет, вероятнее всего, в 18 лет.

Народная архитектура  Египта основана на формах, ведущих  свое происхождение от глинобитных  конструкций. Египтяне издавна строили  также хижины из тростника и прибрежной лозы. Изредка применялся камень. Дерево даже в богатых постройках использовалось лишь для самых ответственных  элементов здания. Главным обстоятельством, влияющим на пространственное решение  жилища в Египте, была необходимость  укрытия от палящего солнца. Комнаты  имели лишь небольшие вентиляционные отверстия. Спальни устраивались под  навесами на крышах. От жары спасали водоемы и зелень.

Виллы крупных государственных  чиновников и жрецов занимали большую  территорию, хорошо озелененную, с прудами  и проточной водой. Жилые помещения, как правило, ориентировали на север. Многочисленные кладовые и амбары обрамляли  парадную часть, свидетельствуя о богатстве  и знатности хозяина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУСТВО, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Древнеегипетское искусство  сложилось в 5-4 тыс. до н.э. Многочисленные памятники скульптуры и живописи, а так же художественного ремесла  сохранились до наших дней. Они  дают достаточно полное представление об искусстве древнего Египта.

Первыми изделиями были разнообразные  сосуды, статуэтки. Все эти вещи показывают постепенное развитие техники в  трудной борьбе первобытного человека с природой и людьми, изменения  в жизни общины, своеобразное осмысление человеком явлений окружавшего  его мира. Образы людей и в росписях и в примитивных скульптурах  охарактеризованы в самой общей  и условной форме; передаются лишь черты, наиболее существенные для характеристики данного образа. Так, у статуэток  жриц или богинь особо выделен  ритуальный жест поднятых рук, у статуэток, связанных с культом плодородия, подчеркнуты половые органы и т. д.

 К концу 4 тыс. до  н.э. в искусстве появляются  новые черты. Памятники становятся  совершеннее по форме и по содержанию. Примерами нового этапа в развитии египетского искусства являются тонкие каменные плиты с рельефными изображениями битв между общинами. Характерной чертой этих рельефов является стремление возвеличить такого предводителя, который изображался поражающим врагов, в виде льва или быка. Большая часть созданных египтянами монументальных произведений – скульптура, рельефы, росписи – предназначались для храмов и гробниц. Это определялось религиозно-магическим назначением произведений, поскольку все они были предметами культа, связанным либо с почитанием богов, либо с верой в загробную жизнь.

Сохранились каменные плиты  со сценами охоты, сражений, побед, выполненными в низком рельефе. Для них характерна четко построенная композиция.

Один из наиболее выразительных  памятников, в котором ярко отражены эти черты – плита фараона  Нармера, созданная на заре формирования египетского государства.  На обеих сторонах плиты помещено несколько сцен, расположенных поясами. Каждая из сцен имеет самостоятельное значение, и вместе с тем все они объединены одной идеей, служат одной задаче прославлению могущества и величия фараона, Владыки обеих земель Египта – Севера и Юга.  Поэтому фигура фараона возвышается над всеми людьми – над врагами и над придворными. Она занимает центральное место в композиции. Лицо фараона показано в профиль, плечи в фас, туловище в трехчетвертном развороте, ноги в профиль. Подобной трактовкой фигуры и создается величие образа. Впоследствии эти приемы композиции и изображения людей стали обязательными – они приобрели значение канона.

Знакомство с памятниками  искусства древнего Египта, изучение их стилистических особенностей, специфики  композиций и трактовки человеческой фигуры показывают, что их создатели  строго придерживались установленных «предписаний» несомненно, ограничивающих свободу творчества. Имена многих талантливых художников и скульпторов, дошли до нашего времени в подписях на стенах гробниц и храмов, на папирусах.

Древняя египетская скульптура связана с заупокойным культом. Скульптура понималась как местопребывание  двойника – «Ка» –  умершего. Ее обычно помещали в храме, у столбов, в нише или у стены в гробнице, органически вписывая в интерьер. Так, статуи Хафра стояли у столбов в его поминальном храме. Хафра изобразили сидящим на троне. В позе ощущается его спокойствие и почти божественное величие. Этот образ, безусловно, идеализирован. Ни возраста, ни характера царя нельзя определить.  Основные стилистические черты статуи – фронтальность и симметричное расположение правой и левой частей туловища и лица. Характерно, что у подобных скульптур, помещаемых у стен задняя сторона всегда совершенно гладкая.

Наряду с сидящими скульптурными  изображениями фараонов и сановников или писцов встречаются и стоящие. Скульптуры всегда фронтальны, головы поставлены прямо, почти одинаково расположены руки и ноги. Одежда мужчин состоит из короткой набедренной повязки, женщин – из длинного, облегающего тело прямого платья типа рубашки на широких лямках. Материалом для статуй служили дерево, камень, гранит, базальт, известняк и др. Тела мужских фигур окрашивались в кирпично-красный цвет, женских – в желтый. Волосы всегда были черными, одежда – белая. Это однообразие вызвано религиозным назначением статуи и строгим канонам.

Росписи в гробницах должны были обеспечить покойному загробное  существование и иллюстрировать тексты надписей. Поэтому в росписях стен гробниц номархов изображены картины  реальной жизни Египта: земледельцы  за работой, пастухи, ремесленники в  своих мастерских, сбор податей, наказание  неплательщиков, прием послов, военные походы.

В знак особой милости фараона  в храм посвящались и статуи вельмож, в частности архитекторов, строивших  данный храм. Поместить свою статую в храм можно было сначала лишь с позволения фараона, но с изменением религиозных представлений и  распространением некоторых царских  обрядов на знать, а затем и на средние слои общества привилегия посвящать свои статуи в храм перешла к частным лицам.

В древнем Египте существовало 3 типа рельефов: 1.Слегка выпуклый. 2.Слегка углубленный. 3.Врезанный контур при нетронутом фоне.

Изобразительное искусство  Среднего царства обогатилось новыми достижениями. В скульптуре появились  статуи свободно стоящие вне храма  и в создании жизненно правдивого скульптурного портрета. Скульптуру, живопись, роспись характеризует  стремление к правдивости изображения, к большей жизненности при  одновременном усилении декоративности.

Величайшее достижение искусства  древних египтян – скульптурный портрет. Вопреки ограничениям строго регламентированных канонов и установлениям  религии ваятели сумели воплотить  в своих творениях духовную жизнь человека, передать восхищение его красотой, его внутреннюю жизнь, выразить радость бытия.

Во времена расцвета Египта стремительно развивалось не только изобразительное искусство, но и  строительство, о чем говорят  мощные пирамиды, воздвигавшиеся  фараонами  начиная с эпохи Древнего царства. Важнейшим этапом в развитии царских  гробниц явилась идея увеличения здания по вертикали.

Когда Египет вступает в  период упадка, искусство позднего времени представляет сложную картину, еще в должной мере не изученную  вследствие недостаточного количества дошедших памятников. Во времена длительных распадов государства не велось никакого крупного строительства. Для скульптуры 10-8 веков до н.э. характерно стремление создать внешне нарядный памятник. Особенно отличаются в этом отношении  бронзовые статуэтки, начинающие широко распространяться взамен дорогостоящих  каменных статуй. Покрытые чеканными  узорами и инкрустациями из золота, такие статуэтки достигают иногда высокого качества выполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над данной темой мною были сделаны следующие выводы.

Египет — один из древнейших в мире очаг человеческой культуры. Поэтому вполне понятен интерес  всей мировой науки к этой стране. Огромным вкладом древнего Египта в  мировую культуру было изобретение  писчего материала, известного под  названием «папирус».

Значение египетских мифов  неоценимо – они дают ценный материал для сравнительного изучения религиозных  представлений на Древнем Востоке. Мифология Древнего Египта особенная  и не похожа на другие. Ее нельзя понимать буквально, так как там все  пронизано философией и символизмом. И к тому же именно эта мифология  считается наиболее развитой и богатой  среди всех древних цивилизаций. Начало ее формирования относят к 6-4 тысячелетию до н.э. и с тех  пор она развивалась и менялась на протяжении всего существования  Древнего Египта.

Величайшего значения были научные труды ученых. Открытия Бельцони положили основание науке о пирамидах, самых монументальных сооружениях древности. Теперь сквозь гигантские геометрические фигуры начали все яснее вырисовываться из тьмы веков черты древнего человеческого общества. Лепсиус был, в сущности, основателем современной научной египтологии. Благодаря открытию Мариета удалось поближе ознакомиться с некоторыми формами одного из египетских религиозных культов, поклонений, показавшихся чуждыми и непонятными. Питри был знатоком самого великого и величественного из всего того, что досталось нам в наследство от древних египтян, – огромных надгробных памятников, пирамид.

Архитектура Древнего Египта наиболее полно отразила свое время  и породивший ее общественный строй. Она явилась той организующей средой, где были решены проблемы синтеза  строительной техники, мастерства пространственной композиции, живописи и скульптуры. 

Собранный тысячелетиями  опыт древнеегипетской культуры через  Грецию и Рим обогатил Западноевропейскую и мировую цивилизацию. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него - европейским.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Бадж Уоллис. Жители долины Нила. М., 2009.

2.      Керам К.В. Боги, гробницы, ученые. СПб., 2001.

3.      Матье М. Э. Искусство Древнего Египта, Л.-М., 1961.

4.      Рубинштейн  Р.И. Мифы Древнего Египта. М., 1959.

Информация о работе Культура древнего Египта