Культура древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 19:18, реферат

Краткое описание

ВС незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности. С большим трудом были открыты некоторые памятники египетской культуры. Они всегда современны, и мы до сих пор не растратили их наследие. Поэтому они волнуют, тревожат, вызывают споры. Высокоразвитая культура Древнего Египта, необычайно богатая событиями история не имели аналогов ни до этого, ни в последующем. Древние египтяне создали уникальную для того времени письменность, к которой ис

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….2
Религия и мифология Древнего Египта…………………………………..….3
Письменность древнего Египта………………………………………..….….7
Архитектура Древнего Египта…………………………………………...….10
Изобразительное искусство, скульптура и живопись Древнего Египта…………………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………....18
Список литературы………………………….……………………..…………….19

Файлы: 1 файл

культура древнего египта.docx

— 57.44 Кб (Скачать)

Давно доказывалось, что  найденная плита является ключом к воротам исчезнувшего царства. Но  даже лучшие умы того времени  оказались не в состоянии перевести надписи.

Получив изготовленную в  Лондоне копию розеттской надписи, Шампольон приступает к расшифровке, и ему удается «самостоятельно найти правильное значение для целого ряда знаков». Но вскоре Шампольон узнает от приятеля, что иероглифы расшифрованы Ленуаром. Шампольон незамедлительно знакомится с трудом Ленуара и приходит к выводу: все то, что утверждает Ленуар - чистейший вздор, голая выдумка.     

Уволенный из университета, сосланный как государственный  преступник, во времена возвращения  бурбонов, Шампольон приступает к окончательной расшифровке иероглифов. Изгнание длится полтора года. В 1822 г. выходит в свет его труд «Письмо к г-ну Дасье относительно алфавита фонетических иероглифов…» - книга, в которой изложены основы дешифровки иероглифов; она сделала его имя известным всем, кто обращал свои взоры к стране пирамид и храмов, пытаясь разгадать ее тайны.

Когда Шампольон расшифровал  иероглифы, стала  ясна эволюция иероглифов, исходным пунктом которой была простая  символика: волнистая линия обозначала воду, очертания дома - дом, знамя - бога. Розеттская надпись содержала сообщение о том, что жрецы решили оказать царю Птолемею  Эпифану особые почести.

Убедиться в правильности  своих открытий, Шампольону дала экспедиция в Египет (с июля 1828 г. до декабря 1829 г.). Эта экспедиция была поистине триумфальной. Шампольон находил  все новые и новые доказательства, подтверждающие его теории.

Через 3 года после экспедиции Шампольон умер. В 1896 француз Ле Паж Ренуф в речи перед Королевским обществом в Лондоне отвел Шампольону то место, которое он заслужил, - это было сделано через 46 лет после смерти ученого.

Таким образом, Шампольону удалось  открыть тайну египетской письменности.

Литература древнего Египта не только одна из древнейших в мире — с ней может быть в этом отношении сопоставлена лишь литература Шумера. Наиболее ранние известные  нам произведения художественного  творчества египтян восходят к эпохе  строителей пирамид. Египтянам не у  кого было что-либо перенимать. Всеми  достижениями в области культуры при ее становлении они были обязаны  только самим себе. Они сами были учителями других народов и племен. Отсюда своеобразие и неповторимость египетской цивилизации во всех ее проявлениях, включая и литературу. Как известно, древние египтяне писали на папирусе. Всего лишь несколько  десятков произведений сохранилось  до наших дней, да и то далеко не всегда целиком. Древнейшая литература представлена повестью и сказкой, гимнами и  лирикой — любовной и философской, басней и сатирой, политическим памфлетом  и поучением, эпосом и песней. Как  почти вся литература древнего Востока, литература Египта была, как правило, анонимной. Лишь поучения сохранили  имена авторов, мнимых или действительных, - обычно они стояли в начале текста. Из семи сохранившихся полностью  или почти полностью поучений, пяти дошедших в более или менее  обширных отрывках и шести-семи известных  лишь по названиям четыре бесспорно  написаны в эпоху Древнего царства.

Старейшее из них приписывается  мудрецу, гениальному зодчему, строителю  первого каменного монументального  сооружения — ступенчатой пирамиды основателя III династии фараона Джосера, верховному сановнику этого царя — Имхотепу. Таким образом, первое из известных нам поучений датируется примерно 2800 г. до н.э.

Единственные поучения, дошедшие до нас почти полностью от времени  Древнего царства, - «Поучения Птахотепа», фараона V династии. Во вступлении состарившийся Птахотеп просит Исеси назначить нового везира. Он предлагает передать все свои опыт и знания сыну, которого фараон посадит на его место. Исеси соглашается, и Птахотеп начинает наставления. Далее без всякой последовательности и системы следуют правила морали, житейской мудрости и норм поведения. Далее Птахотеп советует «скрывать свои мысли и сдерживать свой язык». Советует заискивать перед слугами вышестоящего, когда дожидаешься у него приема. Во всех 37 четко отделенных друг от друга наставлениях, на которые подразделяются «поучения», видны уже достаточно прочно устоявшиеся нормы морали, житейские обычаи, которые указывают на определенный укоренившийся правопорядок. «Поучения Птахотепа» изучались в египетских школах и, возможно, служили образцом для автором в последующих поучений.

Как и у всех древних  народов, у египтян не существовало твердого летоисчисления. Там, где нет  летоисчисления, нет и писаной  истории. Не известны египетские историки – их нет, есть только весьма неполные анналы, которые содержат отрывочные упоминании о прошлом, как правило, не более достоверные, чем легенды и сказки.  Первой отправной точкой исследований стал труд одного египетского жреца Манефона, который примерно за триста лет до н.э. во время царствования двух первый Птолемеев составил на греческом языке «Истрию Египта». Этот труд полностью не сохранился, только в небольших отрывках. Манефон разделил бесконечную вереницу фараонов на тридцать «династий».

Одним из главных памятников древнеегипетской литературу является «Книга мертвых»,  содержащая богатейшие сведения по истории, религии, правовой и этической культуре государства. Древний египтянин почти наизусть должен был знать всю «Книгу мёртвых».

В качестве примера исторического  сочинения можно привести «Анналы  походов Тутмоса III», записанные на стенах храма Амона в Карнаке и скопированые с пергаментного свитка. Они повествуют о важнейших событиях царствования и военных походах Тутмоса III, определенную концепцию истории его царствования: писец рассматривает Египет как страну, находящуюся под особым покровительством богов, как центр тогдашнего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Во время египетской экспедиции Наполеона I на острове Элефантина, Денон зарисовывает очаровательный, окруженный колоннами, небольшой храм Аменхотепа III, и этот отличный рисунок остается единственным изображением храма, ибо в 1822 году он будет разрушен. Доминик Виван Денон увозит в своих бесчисленных папках добычу более ценную, чем трофеи и украшения. Его рисунки стали драгоценнейшим материалом для научных исследований и изысканий для фундаментального труда, положившего начало египтологии, - «Описание Египта». Эта работа выходила в свет на протяжении четырех лет в 1809-1813гг. Впечатление, которое произвели эти 24 увесистых тома, было колоссальным.

«Ранним утром солнце поднимается  на голубовато-стальном небе. Словно врезанные  в песок, лежат глубокие тени. Сквозь вечно залитую солнцем пустыню, которая никогда не слышала раскатов грома и никогда не видела блеска молнии, где воздух сухой, катит свои волны отец всех потоков, «Отец всемогущий, Нил ».

 Там, где стояли  его коричневые воды, появляются  всходы, произрастают злаки, давая  необыкновенно обильные урожаи. На этой местности, с ее сверкающими  куполами и хрупкими минаретами, в городах возвышались развалины  храмов, гробниц, остатки  колонн и дворцовых залов.

Там вздымались ввысь пирамиды (67 пирамид насчитывается на одном  лишь поле близ Каира!). Там разлегся один из сфинксов - получеловек, полузверь с остатками львиной головы и дырами на месте носа и глаз. Сфинкс так огромен, что между его лап можно соорудить храм.

Там стояли тонкие обелиски- часовые храмов, воздвигнутые  в честь царей и богов. Высота многих из них достигала 28 метров. Там были храмы в гротах и храмы в пещерах, бесчисленные статуи, саркофаги, колонны, пилоны, всевозможные скульптуры, рельефы и росписи…»

Таким был мир, открывшийся  в «Описании» изумленной Европе.

Великие открытия в области  египтологии вслед за Шампольоном  осуществили еще четыре исследователя: Бельцони, Лепсиус, Мариет, Питри.

В октябре 1817 года Бельцони обнаружил в долине Бибан аль-Мулук, близ Фив, рядом с другими гробницами огромную – длиной в сто метров – гробницу Сети I, предшественника великого Рамсеса, победителя ливийцев, сирийцев и хеттов. Великолепный, но пустой алебастровый саркофаг, который он нашел во время раскопок, хранится в музее Джона Сона в Лондоне. (Саркофаг был пуст уже три тысячи лет. Где находилась сама мумия, Бельцони не было суждено узнать). С находкой этой гробницы начались важнейшие открытия в Долине царей, достигшие своего апогея в нашем столетии. Полгода спустя, 2 марта 1818 года, Бельцони открыл вторую по величине пирамиду Гизы – пирамиду Хефрена – и проник  в ее погребальную камеру. Бельцони не был первым искателем кладов в Долине царей. Он не был также первым,  кто пытался найти вход в пирамиды. Но он был первым, кто дважды – в погребальной камере и в пирамиде – затронул те археологические проблемы, которые и поныне не разгаданы до конца. Храм Хефрена – одно из хорошо сохранившихся зданий Гизы, которое великолепно выглядело в исходном виде, когда солнечный свет струился в слуховые окна, прорезанные в красном гранитном потолке, и падал на пол из полированного алебастра, бросая блики на 23 статуи фараона, стоящие в простенках красного гранита.

Долина царей раскинулась  на западном берегу Нила, напротив Карнака и Луксора, где вздымаются к небу колоссальные конные залы и храмы времени Нового царства. Тогда здесь были сооружены скальные гробницы для знати, воздвигнуты поминальные храмы в честь царей и  честь бога Амона.

Экспедиция, в которой  участвовал Лепсиус, была рассчитана на три года – с 1843 по 1845. Она была 6 месяцев в Мемфисе, 7 месяцев в Фивах. Первым успехом Лепсиуса было открытие так называемого «Древнего царства» в его многочисленных памятниках. Он нашел следы более тридцати неизвестных до тех пор пирамид, увеличив тем самым общее их количество до 67. Он открыл новый, до этого неизвестный вид гробниц – «мастаба» - гробницы знати времен «Древнего царства», и исследовал в общей сложности 130 таких гробниц. Лепсиус первый измерил Долину царей, снял копии с настенных рельефов в храмах, с бесчисленных надписей и, что особенно ценно, с картушей с царскими именами. Лепсиус стал первым, кто систематизировал все виденное и сумел разглядеть египетскую историю, прошлое Египта там, где другие видели только нагромождение руин. Кроме того, Лепсиусом был создан первый приближающийся к достоверному вариант классификации правлений египетских фараонов.

Мариет приехав в Египет, обеспокоился сохранностью египетских древностей, увидев, с какой «страстью» происходят разграбление памятников и продажа их за границу. Внимание Мариета привлек странный факт: в роскошных садах сановников, как и перед зданиями новых храмов в Александрии, в Каире, в Гизе, можно было увидеть поставленных для украшения каменных сфинксов, чрезвычайно похожих друг на друга. Возник вопрос, откуда они доставлены и где находились первоначально. И вот однажды, прогуливаясь по развалинам в Саккара, Мариет увидел напротив ступенчатой пирамиды еще одного сфинкса: из под песка виднелась лишь голова. Этот сфинкс был точной копией тех, что украшали сады Каира и Александрии. И когда Мариет нашел одну надпись, содержавшую сообщение о жизни и смерти аписа, священного быка Мемфиса, то все прочитанное, услышанное и увиденное слилось воедино и натолкнуло его на мысль о том, что где-то существовала аллея сфинксов. Аллея сфинксов соединяла два храма. Обнаружив эти статуи, Мариет одновременно открыл то, что было соединено с аллеей сфинксов: гробницы священных быков Аписов.

Питри нашел греческую колонию Навкратис и раскопал среди холмов мусора в Небеше храм Рамсеса. Около Кантары он раскопал под «могильными холмами» военный лагерь Псамметиха I и установил, что эта местность есть греческая Дафна. В конце концов, Питри оказался перед остатками двух колоссальных, сделанных из песчаника статуй царя Аменофиса III. Питри мог только догадываться, что каждая статуя была не менее двенадцати метров в высоту. Неподалеку от этого места Питри нашел вход в пирамиду в Хаувара, а тем самым – затерянную гробницу Аменемхета и его дочери Пта-Нофру.

Наиболее внушительными  памятниками архитектуры были, есть и будут пирамиды. Пирамиды –  это кровь, пот и слезы целых  поколений, пролитые ради создания гробницы лишь для одного человека, который, стремясь увековечить свое имя, заставлял  сотни тысяч людей громоздить к небу камни. Для чего? Только ли для славы? Истинный смысл сооружения пирамид можно понять, только исходя из особенностей религиозных воззрений древних египтян. Фантастические размеры пирамид еще в далекой древности привлекали внимание множества людей. На их камнях разными письменами на разных языках высечены тысячи надписей. В записях, оставленных греками и римлянами, часто высказывается сожаление, что вместе с ними не могут видеть это чудо их умершие родные.

С доисторических времен архитекторы  продвинулись много дальше постройки  лачуг и камышовых навесов, по-прежнему дававших приют крестьянам, вынужденным  большую часть жизни проводить  на открытом воздухе. Изобретение глиняных кирпичей и импортное дерево принесли большие перемены в архитектурном  дизайне и методах строительства, хотя многие декоративные мотивы все  еще определялись устаревшими формами  и конструкциями. В архаичный период (3200 – 2660 гг. до н.э.) при постройке зданий стали использовать камень, но переход к строительству из одного камня не был сделан даже для «вечных жителей» гробниц фараонов до эпохи правления Джосера. 

Гробница Джосера находилась под гигантской каменной пирамидой из шести ступеней; сооружение поднималось к небесам более чем на 200 футов. Ее окружали многочисленные дворики и здания, которые находились внутри массивной стены с бастионами периметром более мили и высотой более тридцати футов. Она, вероятно, должна была имитировать белые стены Мемфиса и охранять резиденцию покойного фараона. В погребальном монументе Джосера гигантский холм-склеп Верхнего Египта принял образ ступенчатой надстройки, а другие строения этого комплекса скорее ассоциируются с обычными домами.

Пирамида Джосера явилась важнейшим этапом на пути к созданию пирамид классического типа. Первой такой пирамидой была усыпальница царя IV династии Снофру в Дашуре, имевшая свыше 100 м в высоту и явившаяся предшественницей знаменитых пирамид, построенных в Гизе фараонами Хуфу, Хафра и Менка-ура (по-гречески – Хеопсом, Хефреном и Микерином) и причисленных в древности к семи чудесам света. Эти пирамиды, как и другие, расположены на западном берегу Нила.

Скорость, с которой в  Египте сформировалась технология строительства  каменных зданий, можно оценить, посмотрев  на незаконченный комплекс преемника Джосера – Сехемхета, отличавшийся значительно более массивной кладкой. 

Информация о работе Культура древнего Египта