Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:38, реферат

Краткое описание

В сознательном переходе цивилизации на новую модель развития международный экологический форум Рио-92 несомненно займет важное место инициатора. Если же такой поворот не будет реализован, то Рио-92 останется для человечества компетентным предупреждением, грозным предостережением, совестливым укором. В декабре 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 44/428, призывающую организовать проведение на уровне глав государств и правительств специальную конференцию, посвященную выработке стратегии устойчивого, экологически приемлемого экономического развития цивилизации. С этой резолюции началась прямая дорога в Рио.

Оглавление

1. Позиции стран-участников Рио-92;
2. Преамбула к Повестке дня на XXI век;
3. Декларация по окружающей среде и развитию;
4. Результаты работы конференции.

Файлы: 1 файл

конферения в рио.docx

— 49.52 Кб (Скачать)

Многие с недоумением  отметили, что представители СНГ  не воспользовались возможностью, предоставленной  европейскими странами, и так же, как они, не выступили, например, единым блоком в защиту квотирования. Они  слишком заняты своими внутренними  проблемами, среди которых экологическая, к сожалению, пока не рассматривается приоритетной.

На заключительном заседании Конференции Генеральный  секретарь Морис Стронг сказал, что мир должен стать другим. По отношению к такому другому, устойчиво развивающемуся, экологически безопасному миру в традиционном геополитическом раскладе мира наметились свои особенности.

Преамбула к Повестке дня  на XXI век   

 Человечество  переживает решающий момент своей  истории. Мир столкнулся с проблемами  усугубляющейся нищеты, голода, болезней, неграмотности и продолжающейся  деградации экологических систем, от которых зависит наше благосостояние. Неравенство между богатыми и  бедными сохраняется.    

 Единственный  способ обеспечить себе более  безопасное, более процветающее  будущее - это решение проблем  окружающей среды и экономического  развития в комплексе и согласованным  образом. Мы должны удовлетворять  основные нужды людей, повышать  уровень жизни для всех, и в  то же время лучше защищать  и сохранять экологические системы.  Ни одна страна не может  добиться такого будущего в  одиночку, но мы можем его добиться  совместными усилиями в рамках  всемирного сотрудничества в  целях устойчивого развития.    

 Повестка  дня на ХХI век, принятая на Встрече на высшем уровне в Рио-де-Жанейро, отражает всемирное согласие и политические обязательства по вопросам развития и экономического сотрудничества, принятые на самом высоком уровне. В Повестке дня рассматриваются как насущные проблемы сегодняшнего дня, так и вопросы подготовки к решению проблем следующего столетия. В ней признается, что обеспечение устойчивого развития является в первую очередь обязанностью правительств и что оно потребует разработки национальных программ, планов и политики. Усилия государств должны координироваться через международные организации, такие как Организация Объединенных Наций. Следует всемерно поощрять самое широкое участие общественности, а также активное участие неправительственных организаций и других групп. Решение задач, поставленных в Повестке дня на XXI век, потребует существенной дополнительной финансовой помощи для развивающихся стран. Эта дополнительная поддержка необходима для того, чтобы оплатить возрастающие расходы на решение глобальных экологических проблем и ускорение устойчивого развития. Средства нужны также и для того, чтобы дать возможность международным организациям выполнить рекомендации Повестки дня на XXI век.    

 Особое внимание  следует уделить государствам, экономика  которых в настоящее время  переживает переходный период, включая  Восточную Европу и бывший  Советский Союз, где страны заняты  экономическими преобразованиями  в обстановке значительной социальной  и политической напряженности.     

 Полный текст  Повестки на XXI век опубликован а в качестве документа "Повестка дня на XXI век: Программа действий Организации Объединенных Наций, принятая в Рио. Эта публикация ООН на 310 страницах содержит также Рио-де-Жанейрскую декларацию по окружающей среде и развитию и Заявление о принципах в отношении лесов. 

Декларация  по окружающей среде  и развитию

(Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 г.)

Преамбула

Конференция Организации  Объединенных Наций по окружающей среде  и развитию, будучи созвана в Рио-де-Жанейро  с 3 по 14 июня 1992 года, подтверждая Декларацию Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, принятую в Стокгольме 16 июня 1972 года, и стремясь развить ее, преследуя  цель учредить новый, справедливый механизм глобального партнерства через  посредство создания новых уровней  сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми, прилагая усилия в целях заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы охраны окружающей среды и развития, признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома, провозглашает, что:

Принцип 1

Забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться  в гармонии с природой.

Принцип 2

В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства обладают суверенным правом на разработку своих собственных ресурсов в соответствии с их собственной политикой в области окружающей среды и развития, а также несут обязанность обеспечивать, чтобы деятельность, ведущаяся под их юрисдикцией или контролем, не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции.

Принцип 3

Право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись  потребности нынешнего и будущих  поколений в областях развития и  окружающей среды.

Принцип 4

Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может  рассматриваться в отрыве от него.

Принцип 5

Все государства  и все народы сотрудничают в решении  крайне важной задачи искоренения бедности - задачи, являющейся необходимым условием устойчивого развития, - в целях  уменьшения расхождений в уровнях  жизни и более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения  мира.

Принцип 6

Особой ситуации и потребностям развивающихся стран, в частности наименее развитых стран  и стран, наиболее уязвимых в экологическом  отношении, придается особое значение. В рамках международных действий, принимаемых в области окружающей среды и развития, следует также  учитывать интересы и потребности  всех стран.

Принцип 7

Государства сотрудничают в духе глобального партнерства  в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли. С учетом того, что различные  государства в неодинаковой степени  способствовали ухудшению состояния  окружающей среды планеты, они несут  общие, недифференцированные по своей  степени обязанности. Развитые страны признают ответственность, которая лежит на них в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития, с учетом того бремени, которое налагают их общества на окружающую среду планеты, и тех технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают.

Принцип 8

Для достижения устойчивого развития и более  высокого качества жизни для всех людей государства должны сократить  масштабы нерациональной практики производства и потребления и искоренить ее и поощрять соответствующую демографическую  политику.

Принцип 9

Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития за счет углубления научного понимания через посредство обмена научно-техническими знаниями и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и передовые технологии.

Принцип 10

Экологические вопросы рассматриваются наиболее эффективным образом при участии  всех заинтересованных граждан на соответствующем  уровне. На национальном уровне каждый человек имеет соответствующий  доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая  информацию об опасных материалах и  деятельности в их общинах, и возможность  участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают  и поощряют информированность и  участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективный доступ к судебным и  административным разбирательствам, включая  возмещение и средства судебной защиты.

Принцип 11

Государства принимают  эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Экологические  стандарты, а также цели и приоритеты хозяйственной деятельности должны отражать условия в области окружающей среды и развития, в отношении  которых они применяются. Стандарты, применяемые некоторыми странами, могут  не соответствовать интересам других стран и быть сопряжены с необоснованными  экономическими и социальными издержками для них, в частности развивающихся  стран.

Принцип 12

Государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной  и открытой международной экономической  системы, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах и к более эффективному решению проблем ухудшения состояния  окружающей среды. Меры в области  торговой политики, принимаемые в  целях охраны окружающей среды, не должны представлять собой средства произвольной или неоправданной дискриминации  или скрытого ограничения международной  торговли. Следует избегать односторонних  действий по решению экологических  задач за пределами юрисдикции страны, осуществляющей импорт. Меры в области  охраны окружающей среды, направленные на решение трансграничных или глобальных экологических проблем, должны, насколько  это возможно, основываться на международном консенсусе.

Принцип 13

Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности за ущерб, наносимый жертвам загрязнения  и других видов экологически вредной  деятельности, и компенсации такого ущерба. Государства обеспечивают оперативное  и более решительное сотрудничество в целях разработки дополнительных международно-правовых норм, касающихся ответственности и компенсации  за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая  ведется под их юрисдикцией или  контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикций.

Принцип 14

Государства должны эффективно сотрудничать с целью противодействовать или воспрепятствовать перемещению и передаче в другие государства деятельности и веществ, которые наносят серьезный ущерб экологической среде или считаются вредными для здоровья человека.

Принцип 15

В целях защиты окружающей среды государства в  зависимости от своих возможностей широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве предлога или отсрочки принятия эффективных с точки  зрения затрат мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.

Принцип 16

Национальные  власти должны стремиться обеспечить интернализацию экологических издержек и использование экономических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель должен, в принципе, нести расходы, связанные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование.

Принцип 17

Оценка экологических  последствий в качестве национального  инструмента осуществляется в отношении  предлагаемых видов деятельности, которые, вероятно, окажут значительное негативное влияние на окружающую среду и  которые должны утверждаться решением компетентного национального органа.

Принцип 18

Государства незамедлительно  уведомляют другие государства о  любых стихийных бедствиях или  других чрезвычайных ситуациях, которые  способны привести к неожиданным  вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах. Международное  сообщество делает все возможное  для оказания помощи пострадавшим от этого государствам.

Принцип 19

Государства направляют потенциально пострадавшим государствам предварительные и своевременные  уведомления и соответствующую  информацию о мероприятиях, которые  могут иметь значительные негативные трансграничные последствия, и проводят консультации с этими государствами  на раннем этапе и в духе доброй воли.

Принцип 20

Женщины играют жизненно важную роль в рациональном использовании окружающей среды  и развитии. Поэтому их всестороннее участие крайне необходимо для достижения устойчивого развития.

Принцип 21

Созидательные способности, идеалы и мужество молодежи мира следует мобилизовать в целях  формирования глобального партнерства, с тем чтобы достичь устойчивого развития и обеспечить более светлое будущее для всех.

Принцип 22

Коренное население  и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании  и улучшении окружающей среды  с учетом их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие  в достижении устойчивого развития.

Принцип 23

Информация о работе Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 года