Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 15:36, реферат
Глина, обожженная в костре - первый искусственный материал, полученный человеком. Свойства этого материала раскрывались человеку постепенно. До сих пор треть человечества живет в глинобитных хилишах. И это не считая домов из обожженных кирпичей. Из шины делают не только стены, но и поды с крышами. Чтобы повысить прочность такого глинобитного пола, его время от времени поливают соленой водой. Впервые появившиеся в Месопотамии клинописные письмена выдавливали на тонких глиняных табличках. Да и в сложный состав современной бумаги обязательно входит белая глина.
Местные сырьевые материалы. Керамические массы на их основе |
Учебные задания выполняются из керамических масс, приготовленных на основе местного сырья. Используются следующие материалы: красножгущиеся и беложгущиеся глины местных месторождений (карьеры ст. Угольная, пос. Угловое), шамотные массы на основе местных глин – мелкодисперсные для работ средних размеров и крупнозернистые для крупных изделий, фарфоровая масса Владивостокского фарфорового завода. Глиняная масса для ручной формовки (лепки) готовится, как правило, из трёх-четырёх разных по своему составу глин. Это жирные, средние и тощие глины. Опытным путём определяется процентный состав каждой глины в керамической массе. Важно, чтобы изделие из этой массы не давало треска при сушке, имело прочный черепок и чистый, звучный цвет после обжига. Влажность глиняной массы для лепки должна быть 20–25%; глина не должна прилипать к рукам и пачкать их; при сгибании глиняного жгута масса не должна трескаться на месте сгиба. Шликер для литья изделий в гипсовых формах готовится также из нескольких глин с добавлением около 10% отощающих материалов и 0,2% электролита (жидкого стекла). Используется также шликер из чистой чёрной глины (карьер ст. Угольная) без добавок. Изделия из этой глины не «трещат» при сушке и после обжига имеют черепок белого цвета с довольно высокой механической прочностью. Такие изделия не требуют ангобирования и могут декорироваться красками и цветными глазурями, дающими интенсивный звучный цвет. Также по белому черепку возможен декор солями цветных металлов. Все эти качества чёрной (белой) глины, её доступность, простота приготовления шликера используются лабораторией при изготовлении сувениров, декоративной керамики. Шамотные массы готовятся следующим образом: Для средних изделий (высота до 25 см): глина жирная – 35%, глина средняя – 35%, шамот – мелкая фракция – 30%. Для крупных изделий: глина жирная – 50%, шамот – мелкая фракция – 25%, шамот – средняя и крупная фракции – 25%. Краски и глазури, используемые при выполнении лабораторных работ, производятся на Дулёвском красочном заводе. Эти сертифицированные, прошедшие санитарный контроль материалы широко применяются на российских предприятиях художественной керамики. Также для декорирования изделий лаборатория пользуется глазурями Спасского керамического завода, но так как они имеют температуру плавления 1180ºС, необходимо их «расфлюсовать» (добавить легкоплавкую глазурь – флюс – или молотое стекло). Ангобы для декора применяются собственного приготовления. В качестве основного белого ангоба используется фарфоровый шликер влажностью до 60%. Цветные ангобы получаем на основе белого путём ввода в шликер красящих окислов металлов и пигментов в количестве от 3до 15%. Несколько основных рецептов цветных и тоновых ангобов: Синий тёмный: белый ангоб – 100%, окись кобальта – 8%. Светло-синий: белый ангоб – 100%, окись кобальта – 1,5%. Тёмно-хромовый: белый ангоб – 100%, окись хрома – 15–18%. Зелёно-голубой: белый ангоб – 100%, окись меди – 15–20%. Лиловый: белый ангоб – 100%, марганцево-кислый калий – 20%, окись кобальта – 0,1%. Черный: белый ангоб – 100%, окись железа – 30%, окись хрома – 3%, окись кобальта – 1%. Свежеотформованное изделие сушится сначала в естественных условиях, а «подвяленное» досушивается в сушильном шкафу при 60ºС. Сухое изделие
можно зачистить «по-сухому» Далее изделия ставятся на обжиг. Обжиг терракотовых изделий производится при 950–980ºС. Обжиг шамотных изделий – при 1000ºС. Обжиг фарфора производится на фарфоровом заводе при 1360ºС. Обжиг керамики, изготовленной студентами, ведётся в электрической печи объёмом 0,3 м3, с футеровкой из шамотно-волокнистых плит. В качестве нагревателя используются нихромовые спирали. Набор температуры до 1000ºС происходит в течение пяти-шести часов (в зависимости от загрузки печи). После первого (утильного) обжига керамические изделия можно декорировать глазурями, ангобами, подглазурными красками и ставить на политой обжиг. Если после обжига нет ожидаемого результата, следует повторить роспись частично или полностью и ещё раз обжечь. Технологические качества многих изделий опробуются в условиях мастерской. Производится опытный серийный выпуск, находятся и учитываются недостатки в технологической цепочке изготовления изделия. Лучшие работы предлагаются для внедрения в производство на керамические предприятия. |
РЯЗАНСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Кафедра: Социально-культурная деятельность
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ: «Народное художественное творчество»
Студентки IV курса группы 1817
ОРЛОВОЙ СВЕТЛАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
Рязань – 2001 г.
Тема: « Керамика – один из видов народных художественных промыслов»
Содержание.
Введение.
1. Керамика как вид народных художественных
промыслов.
1.1. Гжель.
1.2. Скопин.
3. Дымковская
игрушка.
Заключение.
Библиография.
Введение.
Народные художественные
промыслы занимают видное место в
отечественном декоративно-
Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы.
Происхождение народных промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, которыми владели с детских лет крестьянки, выполняя одежду, полотенца, столешники и т.д., стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы происходят от деревенских ремесел. Например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях издавна были областью деятельности местных мастеров-ремесленников. С течением времени, распространяясь в отдельных центрах, а нередко охватывая целые районы, они превращались в промыслы. Некоторым промыслам предшествовали «светелки» - работа в помещичьих мастерских (например, мстерская белая гладь). Иные родились из городского ремесла. Например, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро связаны с искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий.
Древнерусская иконопись, европейская станковая живопись и графика стали основой искусства русской лаковой миниатюры. Каждому творческому коллективу оказалось под силу создать свою художественную систему, свой образный язык, свою школу мастерства, которые приобрели значение традиции.
О русском народном искусстве, включая и промыслы, существует довольно обширная литература, посвященная как общим вопросам, так и отдельным частным проблемам их развития. Произведения искусства народных художественных промыслов собираются музеями.
В нашей работе мы остановимся на одном из видов народных художественных промыслов – керамике.
1. КЕРАМИКА КАК ВИД НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ.
Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена. Глина очень легко поддается обработке: из нее можно вылепить все что угодно. А с открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека. Археологи находят в древних славянских курганах бесчисленное множество черепков глиняной посуды.
Ранее других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений. Такая лепная керамика сохранилась у некоторых народов до наших дней. Рядом с сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц и людей. В них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы; часто в глиняных фигурках видели духов-охранителей человека, его жилища, скота, посевов.
На протяжении столетий они превратились в глиняные лепные игрушки, и в этом виде существуют и продолжают изготовлятся в наши дни.
Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг – простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой. Изобретение гончарного круга – важнейший этап в развитии производственной деятельности, а вместе с тем технических и художественных способностей людей. Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды – своей рукотворности, так как и при наличии гончарного круга основное было в руках гончара, и в его мастерстве, и в его воображении.
Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком. Об этом свидетельствует названия частей керамического сосуда: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.
Простейший
орнамент на глиняной посуде в виде
ямок, вмятин возник в незапамятные
времена, возможно, как технический
прием уплотнения черепка для
достижения лучшего его обжига, еще до появления специальных
печей.
Древние развитые культуры славян уже
имели целую систему изображений на сосудах,
содержание которых раскрывает представления
людей о мире и природе, связано с трудом
земледельца. Волнистые линии, например,
- знак воды, прямые линии условно изображали
землю и т.д. На керамике нового времени
наряду со множеством позднейших мотивов
сохраняются и старинные, но в ином, собственно
декоративном значении.
Одним из старейших приемов украшения посуды является лощение. Это блестящие полоски, которыми с помощью гладкого камня или кости – лощила – покрывают часть либо всю поверхность сосуда, не совсем высохшего, еще не обожженного. Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным. Существует краснолощеная и чернолощеная керамика. Первая – естественного цвета красной гончарной глины. Вторая – задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. Такую черную керамику еще называют томленой или мореной. Этот древний тип гончарства распространен в разных районах России и сохранился до наших дней.
В XVII-XVIII вв. московские
гончары виртуозно выполняли
черную посуду
– крупные кувшины, фляги, бочонки на ножках,
украшенные наряду с лощением рельефным
и тисненым орнаментом. Их четкие формы, отделка деталей
нередко подражали металлическим. Другой,
более простой способ украшения – обварка
– состоит в том, что горячие горшки вынимают
из печи и сразу же окунают в мучную болтушку.
При этом черепок становится плотнее,
крепче, а на поверхности появляются округлые
концентрические коричневые пятна и точки,
образуя естественный орнамент.
Один из видов
облагораживания и украшения
глиняных изделий – покрытие и
роспись ангобом – жидко
В 40-х гг. XVIII
в. стали выпускать русскую
Гребенщикова (открыт в 1724 г.), сын которого
Иван Гребенщиков не только изучил технологию
майолики, но опытным путем сумел подойти
к открытию технологии изготовления фарфора.
В конце XVIII в. в процессе конкурентной
борьбы дорогая майолика заменена более
простым в изготовлении полуфаянсом: изделиями
из белой глины, покрытыми бесцветной
прозрачной глазурью и украшенными, как
правило, одноцветной синей подглазурной
росписью. Фарфор с многоцветной надглазурной
росписью, открытый в России в XVIII в., позднее
получил своеобразное декоративное направление
у народных мастеров керамического промысла.
Параллельно с фарфором и фаянсом, относящимся
к тонкой керамике, продолжало развиваться
народное гончарство. В XIX- начале
XX в. характерно украшение гончарной посуды
цветными глазурями, процарапанным, рельефным
орнаментом с помощью штампиков и налепов.
Русские керамические
промыслы в XVIII-XIX вв. существовали во многих
селах и деревнях. Каждый, как
правило, обслуживал свой небольшой район, и лишь некоторые
приобрели широкое значение. В ряде районов
Ярославской,
Московской, Калужской губерний сохранилась
традиция изготовления чернолощеной посуды,
которую вытягивали в одних местах на
ножных, в других
– на ручных гончарных кругах, украшали
бороздками, несложной гравировкой прямо
на станке с помощью штампиков из дерева,
глины, металла. Удивляют гармония пропорций,
пластическая завершенность и ясность
форм этих простых предметов: кувшинов
для масла, молока, корчаг для кваса, крынок,
разных размеров горшков для каши, сметаны,
рукомоев и т.д.
В других местах делали не мореную, а обычную красную, коричневую или желтоватую посуду из местной глины, украшали ее горизонтальными полосками, пятнами, кое-где веточками, нанесенными белой глиной. Такого типа гончарная посуда бытовала в Псковской, Новгородской, Тверской и других губерниях. В некоторых районах покрывали красный черепок белым ангобом, а на него порошком цветной глазури наносили несложный узор в виде спиралей, полосок, пятен и слой бесцветной прозрачной глазури. В Воронежской губернии гончарные кувшины, миски украшали рельефными налепами в виде пуговок и поливали цветной глазурью. Применение трех цветных легкоплавких глазурей коричневой (марганцевой), зеленой (медной) и желтой (железной) характерно для гончарства разных районов второй половины XIX- начала XX вв.
Художественная
выразительность русской
Основные современные промыслы русской
художественной керамики – это гжельский
фарфор в Московской области, скопинская
майолика в Рязанской области, дымковская
игрушка в г.Кирове, филимоновская игрушка
в Тульской области, каргопольская игрушка
в Архангельской области, абашевская игрушка
в Пензенской области.
1. Гжель.
Самый известный
крупный народный художественный керамический
промысел
– подмосковная гжель. Этот район из 30
сел и деревень бывших Бронницкого и
Белгородского уездов, в 60 км от Москвы
(ныне Раменский район), давно славился
своими глинами и гончарами. Центром гончарства
была Гжельская волость – деревни Речицы,
Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево и др.,
где было много мастерских. В произведениях
майолики XVIII в., полуфаянса и фарфора
XIX в. ярко представлено искусство народных
мастеров России. Имея большой опыт гончарного
дела, отличаясь живым сметливым умом,
гжельские мастера быстро осваивали производство
майолики на заводе Гребенщикова, а затем
уходили от хозяина и начинали изготовлять
подобные изделия в своих мастерских.
Они создали нарядную посуду: квасники
– декоративные кувшины с кольцевидным
туловом, высокой куполообразной крышкой,
длинным изогнутым носиком, скульптурной
ручкой, часто на четырех массивных округлых
ножках; кумганы, подобные же сосуды, но
без сквозного отверстия в корпусе; кувшины,
рукомои, кружки-шутихи, «напейся - не облейся»,
блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной
и сюжетной росписью, исполненной зеленой,
желтой, синей и фиолетово-коричневой
красками по белому фону.