Керамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 15:36, реферат

Краткое описание

Глина, обожженная в костре - первый искусственный материал, полученный человеком. Свойства этого материала раскрывались человеку постепенно. До сих пор треть человечества живет в глинобитных хилишах. И это не считая домов из обожженных кирпичей. Из шины делают не только стены, но и поды с крышами. Чтобы повысить прочность такого глинобитного пола, его время от времени поливают соленой водой. Впервые появившиеся в Месопотамии клинописные письмена выдавливали на тонких глиняных табличках. Да и в сложный состав современной бумаги обязательно входит белая глина.

Файлы: 1 файл

Керамика11.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

 Черный цвет подчеркивал  форму изделия, а лощение придавало  ей металлический блеск, кроме  того чернолощеная керамика становилась  более прочной и не впитывала  воду.

Случилось так, что к середине прошлого века знаменитый промысел угас, но в настоящее время он возрождается: на территории Ростовского кремля в Успенском соборе создана гончарная мастерская А.И.Шабалова, в которой изготавливаются посуда, игрушки и сувениры.

Данная курсовая работа так же является шагом в возрождении промысла чернолощенной керамики.

 

 

Глава II. Технологический аспект

 

2.1. Инструменты и материалы для  изготовления чернолощеной керамики

 

Материалом для изготовления изделия  является глина. Глина бывает разных видов и оттенков. Может быть тощая, с большой примесью песка, а может быть жирная, с недостаточным его количеством. Оттенки глины при обжиге так же меняют свою цвет. Прочность обожженных изделий также сильно отличается. Сейчас наиболее распространена голубая глина, у неё хорошие свойства, состав, с ней проще работать. Любая глина бывает двух видов. Порошкообразном и в виде готового глиняного теста. Для отливки по гипсовым формам лучше выбирать глину- порошок, она отлична как шликер. Но иногда в состав такой глины входит стекло, что увеличивает прочность изделия, но значительно ухудшает её свойства. Идеальным вариантом является глина с высоким содержанием оксида железа.

Для изготовления чернолощёного изделия  больше подходит глина в виде готового теста. Она однородна по составу, её мешала машина.  Необходимо только размять её и приступать к работе. Нужно добиться такого состояния глины и воды, когда глинистая масса проявляет оптимум своей пластичности и своей способности формоваться. При правильно подобранном влагосодержании глиняная масса не липнет к тыльной стороне руки.

 

2.2 Технология выполнения  чернолощёной керамики

 

Выполнение чернолощеной керамики или керамики выполненной в технике  букеро имеет ряд этапов:

1 Первичное полирование поверхности  деревянной  циклей, когда изделие  ещё сырое. В результате  удаляются все  отпечатки и неровности на поверхности.

2 Когда глина подсохнет до  кожетвёрдого состояния, дно изделия  обрабатывают резьбой , удаляется  слой материала на центральной  части, что придаёт изделию  устойчивость.

3 После обжига снова  производится лощение при помощи  ложки или цикли, пока поверхность  не приобретёт блеск. 

4 Приготовить форму  из жести или железа, залатать  все щели и отверстия  пластичной  глиной.

5 В форму положить  лёгкие деревянные щепки , которые  быстро сгорают и поднимают  температуру. Добавить более крупные  бруски, которые горят медленно, образуя угли и поддерживая тепло. Таким образом создаётся окисляющая среда.

6 Полностью покрыть  изделие деревянными брусками, но  так чтобы они не соприкасались  между собой, чтобы не мешать  циркуляции воздуха. По этой  же причине форма заполняется  плотно.

7 Герметично закройте форму жестяной крышкой  или пластиной  из огнеупорного материала. Во время обжига дым  им уголь способствуют созданию эффекта чёрной и блестящей поверхности, типичной для букеро.

8 Поместите форму в  электрическую или газовую печь  и обжигать при температуре 750 градусов Цельсия. Эта температура низкая  изделие получается хрупкое до тех пор пока полностью не закончится процесс перехода глины в стеклообразное состояние. Во избежание хрупкости  изделия предварительно проводится обжиг бисквита, а затем повторный обжиг после нанесения букеро.

 

 

 

 

2.3 Обжиг

 

Обжиг является наиболее сложным процессом при работе с глиной.  При изготовлении чернолощённой  керамики обжиг является главным, именно от него зависит цвет черепка, качество, отсутствие трещин, водонепроницаемость.

Его следует  изучать  более тщательно.

Обжиг — не только технологический  процесс, но и могущественное художественное средство. Управляя огнем, керамист может  добиться возникновения различных  фактур, тончайших градаций цвета  черепка и глазурей. Поэтому, несмотря на высокие достижения современной индустрии печей, многие гончары предпочитают работу с живым огнем, изучают примитивные обжиги — в полевых и земляных печах, "раку", капсюльные обжиги и многое другое. Теоретически в зависимости от среды, в которой происходит обжиг, его разделяют на окислительный и восстановительный. Окислительный — это обычный обжиг, при котором получается обычная красная или белая (в зависимости от свойств глины) посуда. При восстановительном обжиге, когда при температуре 900°С замазываются все топочные устья и керамика томится без доступа кислорода, изделия становятся аспидно-черными.

В процессе этой реакции  восстановительного обжига черепок  приобретает серую и даже черную окраску, так как окись железа переходит в закись, которая способна образовать шпинель FеОFе2О3, окрашивающую черепок в темные (до черного) тона, в зависимости от температуры обжига, применяемого восстановителя и качества лощения посуды. Восстановителем, как правило, служит окись углерода (СО), которая выделяется при сгорании органических веществ - угля, дерева и др.

При избытке восстановительных  газов вследствие графитизации при  кристаллическом (на накаленной глине) разложении сложных углеводородов  ко времени спекания можно получить черепок серебристо-черных тонов. В техническом отношении такой черепок отличается хорошей электропроводностью.

Еще очень важным при  восстановительном обжиге является то, что сильно увеличивается усадка обожженного черепка, что естественно  приводит к снижению его водопоглощения по сравнению с обжигом в окислительной атмосфере.

При восстановительном  обжиге в черепке происходит процесс  восстановления железа из его оксидов  наподобие процессов, происходящих в доменной печи:

Fе2O3+ ЗСО = 2Fе + ЗСО2 + 32 кДж/моль.

Но эти процессы происходят только при температурах, близких к температурам доменного процесса, а при более низких температурах, которые создаются в печах для обжига керамики, оксид железа теряет кислород не полностью и полного восстановления железа не происходит. Мы получаем не чистое железо, а, вероятно, его закись (Fе3О4), то есть окалину, которая, как известно, черного цвета.

Традиционная гончарная  чернолощеная керамика не требует применения глазури и имеет значительные преимущества перед обливной керамикой  вообще и обливной, сделанной литьевым способом, в частности. Во-первых, при ее изготовлении не требуется второй обжиг, а значит, вдвое сокращается расход электроэнергии и время на ее изготовление; во-вторых, не требуется глазурь, затраты на которую составляют чуть ли не треть цены изделия; в-третьих, резко увеличивается прочность и снижается температура спекания черепка. Она имеет и эстетические преимущества: ее сейчас воспринимают одновременно и как традиционную, и как суперсовременную.

 

Глава  III. Методика выполнения творческой экспериментальной работы

 

3.1. Последовательность выполнения работы

 

Чернолощение является очень сложной и древней техникой. Работа с глиной, особенно в этой технике непредсказуема, очень многое зависит от обжига. Но  также является интересной, в ней всегда есть место экспериментам и бесценный опыт накопленный в результате работы над изделием в технике чернолощения измерить нельзя.

Этапы выполнения чернолощёной керамики:

  1. Начальным этапом является выполнение эскизов. Такая техника чернолощения была известна на Руси с давних времен, по этому эскиз выполнялся с учётом традиций. Была найдена форма большого русского ковша из которого пили квас. А также более мелкие изделия выполненные на гончарном круге, к которым применима техника чернолощения.
  2. Необходимо найти саму форму, в которой будет производится чернолощение. Так чтобы эта форма смогла влезть в печь. В домашних условиях провести такой обжиг практически невозможно,  как и в аудиториях. Необходима печь с выходом дыма на улицу. Обжиг проводился в единственно доступном месте банной печи. Температура её накала достаточно высока, чтобы обжечь керамику.  В качестве формы было взято металлическое ведро небольшого размера и диаметра с крышкой, которая удобно закрывается.
  3. Лепка форм. Сначала был выведен ковш, так как он имеет самые толстые стенки и большой размер, а значит и сохнуть будет больше. Позже изделия сделанные на гончарном круге. Также одно изделия было обожжено заранее – кружка, чтобы в качестве эксперимента установить - какая форма выдержит обжиг и какая будет иметь товарный вид. А самое главное является ли восстановительный обжиг, без окислительного безопасным для самих изделий.
  4. Так как изделия всё равно идеальными не будут их необходимо шкурить, после того как они высохнут. И можно приступать к лощению. Тут следует отметить что обычно изделия лощатся когда они ещё не просохли. По поверхности проходят деревянной или стеклянной палочкой или ложкой. Но нет возможности придать изделию с помощью ошкуривания правильную форму, кроме того после высыхания изделия блеск теряется. А лощить высохшее изделие опасно, так как остаются царапины, и глина из-за своей непрочности может сломаться. Был выведен новый экспериментальный способ лощения. После того как изделие высохнет, его ошкуривают, придавая правильную форму. Далее нужно промочить слегка места лощения мокрой тряпкой и тут же залощить до того как глина впитает влагу или слегка опрыскать его. Такой способ менее трудоемкий, а залощенные места остаются  блестящими и твёрдыми, что не оставляют на себе отпечатков пальцев.
  5. Важный этап создания чернолощёного изделия подбор формы, в которую будут укладываться изделия для обжига. Лучше всего подойдет неэмалированное железное ведро небольших размеров. Или консервная банка, если само изделие небольших размеров. Обязательно нужна крышка, так как копчение производится без доступа кислорода. Было взято небольшое ведёрко и засыпано мелкими деревянными стружками. Изделия ложились свободно и каждое изделие засыпалось опилками, чтобы обжиг производился равномерно. Стоит отметить что обжиг производился в банной печи без соответствующих условий, температура была непостоянной, это пагубно влияет на глину. Изделия закладывались как обожженные так и необожженные, в качестве эксперимента.
  6. Ведро закрывается крышкой и замазывается глиной для прочности. Необходимо проделать в крышке или корпусе небольшую дырочку для выхода газов. Ведро ложилось в печь и закидывалось дровами.
  7. Восстановительный обжиг производился неравномерно. Из за высокой температуры ведро претерпело деформацию, с него сорвало крышку и изделия ожигались частично и на открытом огне. Из-за малого количества времени пришлось использовать минимальный его размер для обжига в размере 2 часов.
  8. Железо выгорело и стало хрупким. Остатки ведра щипцами вытаскивались из печи и остужались при комнатной температуре. Самое большое изделие - ковш- развалилось. Обожженная кружка пошла большими трещинами из-за высокой температуры. Уцелело одно небольшое изделие.

 

3.2. Основные  принципы проведения восстановительного  обжига

 

  • При изготовление изделий выполненных в технике чернолощения лучше брать небольшие  изделия, они меньше деформируются.
  • Изделия лучше брать не прошедшие окислительный обжиг, их поверхность становится чёрной от гари, но матовой и шероховатой. А необожженные изделия получаются похожи на металлические. Если ударить по ним послышится металлический звон. Кроме того они не  трескаются при обжиге. Сокращается время и электроэнергия (уголь, дрова) для проведения восстановительного обжига.
  • Стружки следует брать мелкие и рассыпать их между изделиями. Чтобы те не соприкасались друг с другом и со стенками формы.
  • Обязательно следует сделать отверстия для вывода газов или форма может взорваться.
  • Обязательна постоянная температура в печи, будет лучше, если печь будет муфельная, но находящаяся на воздухе дыма и газов.

 

 

 

3.3 Исследовательская  часть

 

Эта часть курсовой работы посвящена исследованию материалов, после проведения обжига керамики, принимая во внимание исторический аспект.

Техника чернолощения заключается  в проведении восстановительного или утильного обжига, избегая окислительного. Изделие в необожженном виде коптится без доступа кислорода в связи с чем получается насыщенный чёрный цвет с металлическим отливом. Это и является отловным отличаем от техники букеро. При работе с этой техникой после лощения проводится окислительный обжиг. Блеск изделий теряется и они приобретают оранжевый или красный цвет терракоты. Позже производится повторный обжиг, восстановительный. Изделия получаются задымленными, но не так равномерно как при чернолощении. Техника букеро отличается от чернолощения матовостью цвета, а так же его неравномерным распределением. Цвет может колебаться  от чёрного до оранжевого, что прекрасно декорирует изделие. Для букеро характерен и второй подход. Когда после окислительного обжига горячее изделие достают из печи и не давая остыть бросают в металлическое ведро и закрывают крышкой, а все щели замазывают глиной. Под воздействием тепла стружки начинают гореть и выделяют много дыма, а изделие в нём коптится. Эффект получается тот же что и от восстановительного обжига: матовая поверхность, неровное распределение черного цвета.

Изделия выполненные  в технике чернолощения отличаются равномерностью распределения цвета, металлическим блеском и звуком, они более изящны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главный смысл и идея данной работы заключалась в попытке возрождения давно забытой техники чернолощения.

В ходе работы над изделием выполненной в этой технике  были сделаны следующие выводы:

Обязательность изучения истории, необходимо знать особенности  глины;

Необходимость изучения истории самой техники. Были проведены  исследования, сравнение различных  техник: раку, букеро.

Была проведена работа по изучению лощения, как это можно  выполнить быстрее, при этом выравнивая форму и придавая изделию блеск.

Стоит указать что данная работа является нововведением. Как написал в своей книге Александр Поверин: «Мне иногда кажется, что забыто людьми уже гораздо больше, чем осталось открыть, и по этому в последнее время человечество все сильнее и сильнее тянется к своему прошлому». Данная работа может заинтересовать любого человека, так как сама техника не является традиционной. Чернолощение наделяет керамику свойствами металл, блеск, водонепроницаемость и звон, если по ней постучать. Стоит отметить, что обжиг проводился в условиях не подходящих для чернолощения.

Цель изучение техники  чернолощения, создание водостойкой  керамики и воплощение в материале  декоративного ковша, а также  изучение особенностей глины и восстановительного обжига. Все поставленные задачи были реализованы.

Работа по возрождению  старинной техники поражала своей  сложностью и обилием информации, она также является очень интересной. А изделие передает «тепло человеческих рук» и хранит глубокий смысл, опыт мастеров и историю многих поколений  гончаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Несмотря на своё древнейшее происхождение и  самое широкое распространение  в культуре многих стран, керамика очень  поздно привлекла к себе внимание как вид художественного творчества. Хотя именно она явилась не только основой для развития всевозможных отраслей бытовой, технической, декоративной керамики, но и была легко определена граница между ремеслом и искусством. 
Изначально предназначение керамики – это изделия, сопровождающие человека в быту, т. е. «гончарные» изделия, посуда. Однако доступность материала способствовала распространению его во многих промыслах. Важнейшим этапом в керамике стало изобретение гончарного круга, который появился в Киевской Руси в IX – X веках. Возникло гончарное ремесло. Ручная лепка сменилась механическим «вытягиванием». В Киевской Руси появились керамические «школы» со своими технологическими приёмами и художественным оформлением. 
С XV века сформировались художественно-образные черты русской керамики. Чаще применялось лощение, а это уже сочетание утилитарного и эстетического в одном изделии. Была разработана и усовершенствовалась форма кувшина, все детали которого уравновешены, составляют единое скульптурное целое. В XV – XVI веках появился и получил широкое распространение способ обработки керамики – чернолощение. Чернолощеная керамика составила достойную конкуренцию металлической посуде. Глубокий чёрный фон, серебристое лощение придавали особое благородство изделиям. В XVII веке в Москве в архитектурной керамике начали применять глазурь. Со временем керамика стала переходить в категорию бытовых отраслей. Отделение «Декоративная керамика» создано на базе СКХУ в 1992 году. В нашем крае нет достаточно развитых народных промыслов с многовековыми традициями. Исключение составляют культура горцев, развивающаяся самостоятельным путем, опираясь на традиции предков. Современные жители нашего края являются в основном потомками переселенцев из других областей России, которые в своё время перенесли с собой культуру, обычаи, традиции своих регионов. В данной ситуации особую значимость приобретает художественное образование, профессиональная подготовка художников-прикладников, способных понимать, осмысленно восстанавливать и развивать народную культуру, традиции. Керамика – сложный материал. Работа с ним требует крепкой подготовки в рисунке, живописи и скульптуре, знаний в технологии, изготовлении и обжиге. Основной целью подготовки мастеров декоративной керамики в СКХУ является, прежде всего, формирование индивидуальной творческой личности. Методика обучения декоративной керамике предполагает полную информацию о различных керамических материалах, их свойствах и возможностях их использования. Большое количество часов отведено практическим занятиям в керамической мастерской, в которой создана творческая атмосфера, способная зарядить студентов духом творчества и нестандартными идеями. Большое значение отводится освоению гончарного круга. Эту необыкновенную, ценнейшую технологию необходимо сохранять, её изучению отведено большое количество часов. Изучение технологии керамики тесно связано с такими важнейшими специальными предметами как композиция. Получая задания по предмету, студенты занимаются проектированием и воплощают свои идеи в материале. В СКХУ студентам открывается дорога для творческого поиска, разнообразия подходов, но все это базируется на твёрдых знаниях традиционных технологий. В процессе обучения будущие керамисты не копируют архаичные вещи, а воссоздают на их основе самобытные качественные изделия. Студенты изучают историю искусств, народный орнамент, историю мировой культуры. Изучение достижений мирового изобразительного искусства оказывает большое значение в формировании интеллектуальной творческой личности. Именно этим и отличается обучение в СКХУ от обучения в профессиональном техническом учебном заведении. Уровень мастерства должен соответствовать уровню эстетической подготовки мастера. 
В керамике никогда не рождалась ни одна форма, ни один декор, если это не было обусловлено самой жизнью, потребностями быта. Понятие традиционного искусства не означает незыбленности в технологии и художественных приёмах. Творчество в ДПИ – это живой процесс, отвечающий современным требованиям, но в котором есть место бережному отношению к художественному наследию. 
Искусство керамики не ушло в прошлое. Изделия, выполненные студентами керамического отделения, возрождают древнейший вид народного искусства. По-разному пришли они к своему ремеслу, но всех их объединяет одно – особое отношение к прошлому, творческий поиск, особенное мастерство. Основными целями современных мастеров-керамистов являются: возрождение традиций, новаторские направления в сфере ДПИ.

Информация о работе Керамика