Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 15:36, реферат
Глина, обожженная в костре - первый искусственный материал, полученный человеком. Свойства этого материала раскрывались человеку постепенно. До сих пор треть человечества живет в глинобитных хилишах. И это не считая домов из обожженных кирпичей. Из шины делают не только стены, но и поды с крышами. Чтобы повысить прочность такого глинобитного пола, его время от времени поливают соленой водой. Впервые появившиеся в Месопотамии клинописные письмена выдавливали на тонких глиняных табличках. Да и в сложный состав современной бумаги обязательно входит белая глина.
Черный цвет подчеркивал
форму изделия, а лощение
Случилось так, что к середине прошлого века знаменитый промысел угас, но в настоящее время он возрождается: на территории Ростовского кремля в Успенском соборе создана гончарная мастерская А.И.Шабалова, в которой изготавливаются посуда, игрушки и сувениры.
Данная курсовая работа так же является шагом в возрождении промысла чернолощенной керамики.
Глава II. Технологический аспект
2.1. Инструменты и материалы для изготовления чернолощеной керамики
Материалом для изготовления изделия является глина. Глина бывает разных видов и оттенков. Может быть тощая, с большой примесью песка, а может быть жирная, с недостаточным его количеством. Оттенки глины при обжиге так же меняют свою цвет. Прочность обожженных изделий также сильно отличается. Сейчас наиболее распространена голубая глина, у неё хорошие свойства, состав, с ней проще работать. Любая глина бывает двух видов. Порошкообразном и в виде готового глиняного теста. Для отливки по гипсовым формам лучше выбирать глину- порошок, она отлична как шликер. Но иногда в состав такой глины входит стекло, что увеличивает прочность изделия, но значительно ухудшает её свойства. Идеальным вариантом является глина с высоким содержанием оксида железа.
Для изготовления чернолощёного изделия больше подходит глина в виде готового теста. Она однородна по составу, её мешала машина. Необходимо только размять её и приступать к работе. Нужно добиться такого состояния глины и воды, когда глинистая масса проявляет оптимум своей пластичности и своей способности формоваться. При правильно подобранном влагосодержании глиняная масса не липнет к тыльной стороне руки.
2.2 Технология выполнения чернолощёной керамики
Выполнение чернолощеной керамики или керамики выполненной в технике букеро имеет ряд этапов:
1 Первичное полирование
2 Когда глина подсохнет до
кожетвёрдого состояния, дно
3 После обжига снова
производится лощение при
4 Приготовить форму
из жести или железа, залатать
все щели и отверстия
5 В форму положить
лёгкие деревянные щепки , которые
быстро сгорают и поднимают
температуру. Добавить более
6 Полностью покрыть
изделие деревянными брусками, но
так чтобы они не
7 Герметично закройте форму жестяной крышкой или пластиной из огнеупорного материала. Во время обжига дым им уголь способствуют созданию эффекта чёрной и блестящей поверхности, типичной для букеро.
8 Поместите форму в
электрическую или газовую
2.3 Обжиг
Обжиг является наиболее сложным процессом при работе с глиной. При изготовлении чернолощённой керамики обжиг является главным, именно от него зависит цвет черепка, качество, отсутствие трещин, водонепроницаемость.
Его следует изучать более тщательно.
Обжиг — не только технологический процесс, но и могущественное художественное средство. Управляя огнем, керамист может добиться возникновения различных фактур, тончайших градаций цвета черепка и глазурей. Поэтому, несмотря на высокие достижения современной индустрии печей, многие гончары предпочитают работу с живым огнем, изучают примитивные обжиги — в полевых и земляных печах, "раку", капсюльные обжиги и многое другое. Теоретически в зависимости от среды, в которой происходит обжиг, его разделяют на окислительный и восстановительный. Окислительный — это обычный обжиг, при котором получается обычная красная или белая (в зависимости от свойств глины) посуда. При восстановительном обжиге, когда при температуре 900°С замазываются все топочные устья и керамика томится без доступа кислорода, изделия становятся аспидно-черными.
В процессе этой реакции восстановительного обжига черепок приобретает серую и даже черную окраску, так как окись железа переходит в закись, которая способна образовать шпинель FеОFе2О3, окрашивающую черепок в темные (до черного) тона, в зависимости от температуры обжига, применяемого восстановителя и качества лощения посуды. Восстановителем, как правило, служит окись углерода (СО), которая выделяется при сгорании органических веществ - угля, дерева и др.
При избытке восстановительных газов вследствие графитизации при кристаллическом (на накаленной глине) разложении сложных углеводородов ко времени спекания можно получить черепок серебристо-черных тонов. В техническом отношении такой черепок отличается хорошей электропроводностью.
Еще очень важным при восстановительном обжиге является то, что сильно увеличивается усадка обожженного черепка, что естественно приводит к снижению его водопоглощения по сравнению с обжигом в окислительной атмосфере.
При восстановительном обжиге в черепке происходит процесс восстановления железа из его оксидов наподобие процессов, происходящих в доменной печи:
Fе2O3+ ЗСО = 2Fе + ЗСО2 + 32 кДж/моль.
Но эти процессы происходят только при температурах, близких к температурам доменного процесса, а при более низких температурах, которые создаются в печах для обжига керамики, оксид железа теряет кислород не полностью и полного восстановления железа не происходит. Мы получаем не чистое железо, а, вероятно, его закись (Fе3О4), то есть окалину, которая, как известно, черного цвета.
Традиционная гончарная чернолощеная керамика не требует применения глазури и имеет значительные преимущества перед обливной керамикой вообще и обливной, сделанной литьевым способом, в частности. Во-первых, при ее изготовлении не требуется второй обжиг, а значит, вдвое сокращается расход электроэнергии и время на ее изготовление; во-вторых, не требуется глазурь, затраты на которую составляют чуть ли не треть цены изделия; в-третьих, резко увеличивается прочность и снижается температура спекания черепка. Она имеет и эстетические преимущества: ее сейчас воспринимают одновременно и как традиционную, и как суперсовременную.
Глава III. Методика выполнения творческой экспериментальной работы
3.1. Последовательность выполнения работы
Чернолощение является
очень сложной и древней
Этапы выполнения чернолощёной керамики:
3.2. Основные
принципы проведения
3.3 Исследовательская часть
Эта часть курсовой работы посвящена исследованию материалов, после проведения обжига керамики, принимая во внимание исторический аспект.
Техника чернолощения заключается в проведении восстановительного или утильного обжига, избегая окислительного. Изделие в необожженном виде коптится без доступа кислорода в связи с чем получается насыщенный чёрный цвет с металлическим отливом. Это и является отловным отличаем от техники букеро. При работе с этой техникой после лощения проводится окислительный обжиг. Блеск изделий теряется и они приобретают оранжевый или красный цвет терракоты. Позже производится повторный обжиг, восстановительный. Изделия получаются задымленными, но не так равномерно как при чернолощении. Техника букеро отличается от чернолощения матовостью цвета, а так же его неравномерным распределением. Цвет может колебаться от чёрного до оранжевого, что прекрасно декорирует изделие. Для букеро характерен и второй подход. Когда после окислительного обжига горячее изделие достают из печи и не давая остыть бросают в металлическое ведро и закрывают крышкой, а все щели замазывают глиной. Под воздействием тепла стружки начинают гореть и выделяют много дыма, а изделие в нём коптится. Эффект получается тот же что и от восстановительного обжига: матовая поверхность, неровное распределение черного цвета.
Изделия выполненные
в технике чернолощения отличаются
равномерностью распределения цвета,
металлическим блеском и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главный смысл и идея данной работы заключалась в попытке возрождения давно забытой техники чернолощения.
В ходе работы над изделием выполненной в этой технике были сделаны следующие выводы:
Обязательность изучения истории, необходимо знать особенности глины;
Необходимость изучения истории самой техники. Были проведены исследования, сравнение различных техник: раку, букеро.
Была проведена работа по изучению лощения, как это можно выполнить быстрее, при этом выравнивая форму и придавая изделию блеск.
Стоит указать что данная работа является нововведением. Как написал в своей книге Александр Поверин: «Мне иногда кажется, что забыто людьми уже гораздо больше, чем осталось открыть, и по этому в последнее время человечество все сильнее и сильнее тянется к своему прошлому». Данная работа может заинтересовать любого человека, так как сама техника не является традиционной. Чернолощение наделяет керамику свойствами металл, блеск, водонепроницаемость и звон, если по ней постучать. Стоит отметить, что обжиг проводился в условиях не подходящих для чернолощения.
Цель изучение техники чернолощения, создание водостойкой керамики и воплощение в материале декоративного ковша, а также изучение особенностей глины и восстановительного обжига. Все поставленные задачи были реализованы.
Работа по возрождению старинной техники поражала своей сложностью и обилием информации, она также является очень интересной. А изделие передает «тепло человеческих рук» и хранит глубокий смысл, опыт мастеров и историю многих поколений гончаров.
Несмотря на
своё древнейшее происхождение и
самое широкое распространение
в культуре многих стран, керамика очень
поздно привлекла к себе внимание
как вид художественного
Изначально предназначение керамики –
это изделия, сопровождающие человека
в быту, т. е. «гончарные» изделия, посуда.
Однако доступность материала способствовала
распространению его во многих промыслах.
Важнейшим этапом в керамике стало изобретение
гончарного круга, который появился в
Киевской Руси в IX – X веках. Возникло гончарное
ремесло. Ручная лепка сменилась механическим
«вытягиванием». В Киевской Руси появились
керамические «школы» со своими технологическими
приёмами и художественным оформлением.
С XV века сформировались художественно-образные
черты русской керамики. Чаще применялось
лощение, а это уже сочетание утилитарного
и эстетического в одном изделии. Была
разработана и усовершенствовалась форма
кувшина, все детали которого уравновешены,
составляют единое скульптурное целое.
В XV – XVI веках появился и получил широкое
распространение способ обработки керамики
– чернолощение. Чернолощеная керамика
составила достойную конкуренцию металлической
посуде. Глубокий чёрный фон, серебристое
лощение придавали особое благородство
изделиям. В XVII веке в Москве в архитектурной
керамике начали применять глазурь. Со
временем керамика стала переходить в
категорию бытовых отраслей. Отделение
«Декоративная керамика» создано на базе
СКХУ в 1992 году. В нашем крае нет достаточно
развитых народных промыслов с многовековыми
традициями. Исключение составляют культура
горцев, развивающаяся самостоятельным
путем, опираясь на традиции предков. Современные
жители нашего края являются в основном
потомками переселенцев из других областей
России, которые в своё время перенесли
с собой культуру, обычаи, традиции своих
регионов. В данной ситуации особую значимость
приобретает художественное образование,
профессиональная подготовка художников-прикладников,
способных понимать, осмысленно восстанавливать
и развивать народную культуру, традиции.
Керамика – сложный материал. Работа с
ним требует крепкой подготовки в рисунке,
живописи и скульптуре, знаний в технологии,
изготовлении и обжиге. Основной целью
подготовки мастеров декоративной керамики
в СКХУ является, прежде всего, формирование
индивидуальной творческой личности.
Методика обучения декоративной керамике
предполагает полную информацию о различных
керамических материалах, их свойствах
и возможностях их использования. Большое
количество часов отведено практическим
занятиям в керамической мастерской, в
которой создана творческая атмосфера,
способная зарядить студентов духом творчества
и нестандартными идеями. Большое значение
отводится освоению гончарного круга.
Эту необыкновенную, ценнейшую технологию
необходимо сохранять, её изучению отведено
большое количество часов. Изучение технологии
керамики тесно связано с такими важнейшими
специальными предметами как композиция.
Получая задания по предмету, студенты
занимаются проектированием и воплощают
свои идеи в материале. В СКХУ студентам
открывается дорога для творческого поиска,
разнообразия подходов, но все это базируется
на твёрдых знаниях традиционных технологий.
В процессе обучения будущие керамисты
не копируют архаичные вещи, а воссоздают
на их основе самобытные качественные
изделия. Студенты изучают историю искусств,
народный орнамент, историю мировой культуры.
Изучение достижений мирового изобразительного
искусства оказывает большое значение
в формировании интеллектуальной творческой
личности. Именно этим и отличается обучение
в СКХУ от обучения в профессиональном
техническом учебном заведении. Уровень
мастерства должен соответствовать уровню
эстетической подготовки мастера.
В керамике никогда не рождалась ни одна
форма, ни один декор, если это не было
обусловлено самой жизнью, потребностями
быта. Понятие традиционного искусства
не означает незыбленности в технологии
и художественных приёмах. Творчество
в ДПИ – это живой процесс, отвечающий
современным требованиям, но в котором
есть место бережному отношению к художественному
наследию.
Искусство керамики не ушло в прошлое.
Изделия, выполненные студентами керамического
отделения, возрождают древнейший вид
народного искусства. По-разному пришли
они к своему ремеслу, но всех их объединяет
одно – особое отношение к прошлому, творческий
поиск, особенное мастерство. Основными
целями современных мастеров-керамистов
являются: возрождение традиций, новаторские
направления в сфере ДПИ.