Керамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 15:36, реферат

Краткое описание

Глина, обожженная в костре - первый искусственный материал, полученный человеком. Свойства этого материала раскрывались человеку постепенно. До сих пор треть человечества живет в глинобитных хилишах. И это не считая домов из обожженных кирпичей. Из шины делают не только стены, но и поды с крышами. Чтобы повысить прочность такого глинобитного пола, его время от времени поливают соленой водой. Впервые появившиеся в Месопотамии клинописные письмена выдавливали на тонких глиняных табличках. Да и в сложный состав современной бумаги обязательно входит белая глина.

Файлы: 1 файл

Керамика11.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

Изменилось  в афинской керамике и содержание изображения. С одной стороны, все чаще стали появляться мифологические мотивы, связанные с винопитием. Многочисленные пиры, игры, связанные с дионисийскнм культом, буквально заполоняют поверхности сосудов. С другой стороны, сосуды все больше становятся атрибутами богов и богинь. Соответственно, появляются на сосудах и их изображения. Это Пандора, открывающая теперь уже ящик; 
Немезида с вазой полной богатств и почета для награждения достойных; Геба как виночерпий богов; юноша Гилас, силящийся вырваться из рук коварных нимф; Кадм, убивающий змея. обвившего горшок. Еще немного, и символика сосуда станет христианской (ваза с языками пламени как атрибут Милосердия; 
Венера Урания с вазой горящей возвышенной любви и. наконец, цветок в вазе как символ Благовещения).

Завершением долгого  пути развития греческой керамики некоторые  считают 317 г. до н. э., когда правитель  Афин ДеметриЯ Фалерскпй издал закон, запрещавший роскошь.

И лишь ненадолго, в эпоху этрусского Рима, возвращается старое ощущение сосуда как тела. Здесь часто звучит греческий афорюм "soma - sema" 
("тело - могила"). И появляются канопы для хранения пепла усопших - одни в виде тела человека с рука-ми. ногами и головой; другие напоминают человекоподобную урну; третьи украшены фигурой человека, сидящей на сосуде; четвертые скульптурно изображают человека ( а то и нескольких) за ритуальным пиром. Ведь по этрусским представлениям переход в "иной мир" - это погружение в «вечный пир». Однако, постепенно культуру этрусков захватывает знание о своей обреченности. Оракул даже предсказал время ухода народа из истории, а этруски верили оракулу. И появляется в этрусской культуре римского периода все больше юоРражений скорбных стариков.

Фарфор, фаянс  и майолика

Если история  создания первого керамического  сосуда восстанавливается нами по материалам археологических исследований топь предположительно, то история самого распространенного вида керамики - фарфора - известна достаточно хорошо. Фарфор -изобретение древних китайцев. Древнейшая его разновидность (протофарфор) был известен в Поднебесной ухе в ХШ веке до н. э. В некоторых источниках указывают даже год его изобретения - 1258 до н. э. Считается, что изобретение фарфора было вызвано требованиями ритуального чаепития. Многовековые поиски достойной посуды для этого нравственно- религиозного действа увенчались созданием нового вида керамики. Недаром, великий чайный мастер IX века Ча-Кин утверждал, что на вкус чая влияет даже цвет глазури на чашках. Интересно, что до изобретения фарфора только нефритовая чаша была идеальной для «божественного напитка».

Традиционный  китайский и японский фарфор тысячелетиями  не менял своих форм. Чаша и блюдо  оставались основой рапичных стилевых украшений.

В Европу фарфор проник поздно. В правление внука  Чингисхана Хабибулая 
(1215-1294), с которого в Китае началась династия Юань, оживляется торговля с азиатскими странами. Китайский фарфор появляется в Бейруте, Каире, откуда уже легко достигает европейских берегов.

Первую весть  о фарфоре привез в Европу Марко  Поло. По возвращении из 
Китая в 1298 году он издал книгу «Путешествие». Здесь впервые описывались необычные китайские тарелки из порпеллана (ит. porcellana'- морские раковины, так называемые Concha Venery - раковины Венеры). Своим блеском и белизной этот неведомый материал напоминал европейцам внутреннюю поверхность ракоБкны Чуть позже пришло в Европу из персидско-арабского мира другое название фарфора. На Ближнем Востоке китайского императора именовали титулом «фагфур» - «Сын Неба». А так гак большинство изделий из фарфора поступало в Европу именно 4epeJ Ближний Восток, то скоро в европейских языках прочно закрепилось слово «фарфор». Так оба имени - «фарфор» и 
«порцеллан». существуя параллельно, дожили до XVIII века.

На Руси же в XVI - XVII веках изделия из фарфора  называли «ценинами». включая сюда также фаянс и глазурованную керамику Само слово было взято из турецкого языка, где «чин» - Китай, а «чини» - фарфор (то есть 
«китайскнп»). Впрочем, в народе называлось (

 

 

 

Федеральное агентство  по образованию

Нижневартовский государственный  гуманитарный университет

Художественно-графический  факультет

Кафедра декоративно-прикладного  искусства

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

художественная керамика

 

 

ЧЕРНОЛОЩЕНАЯ  КЕРАМИКА

 

 

Работа выполнена студенткой:

4 курса Грищенко Е.

научный руководитель:

старший преподаватель

Васильченоко  А.В.

 

 

Работа допущена к  защите                                          

 Работа защищена  с оценкой

_______________________

 «__»______________2007г.

И.о.заведующий кафедрой ДПИ,

С.Н.Кравченко

___________________

 

Нижневартовск

2007

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава I.  Исторический и культурологический аспект

1.1 История создания чернолощеной керамики

Глава II. Технологический аспект

2.1  Инструменты и материалы для изготовления чернолощеной керамики

2.2 Технология выполнения

2.3 Обжиг

Глава  III. Методика выполнения творческой экспериментальной работы

3.1 Последовательность выполнения работы

3.2 Основные принципы проведения восстановительного обжига

3.3 Исследовательская  часть

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Гончар в своей работе

"задействует" четыре  стихии

- землю, воду,  воздух  и огонь.

Александр Поверин.

 

Глина – настоящий  природный материал, так давно  известный человеку. С ней удобно и просто работать, она сохраняет  в себе тепло человеческих рук, «душу  мастера», историю эпохи. Глина является незаменимым материалом, в ней можно выразить себя.

Данная курсовая работа посвящена чернолощению, древнему искусству  делать керамику прочной, водостойкой. Изделие приобретает чёрный цвет и блеск металла.

Работа  в технике  чернолощения является не только интересной, но и экспериментально новой в данных условиях. Всегда существует риск испортить изделия, но помимо этого появляется свобода для творчества. Даже в случае неудачного обжига остаётся бесценный опыт, которым  можно поделится. Проблема нами видится в том, что в настоящее время в декоративном искусстве практически не используется технология чернолощения, несмотря на свою уникальность,  оригинальность и эффектность, соответственно это и определило выбор темы: «Чернолощеная керамика».

Целью данной работы является  изучение техники чернолощения, создание водостойкой керамики и воплощение в материале декоративного ковша, а также изучение особенностей глины и восстановительного обжига.

Объектом данной курсовой работы является художественная керамика как вид декоративного искусства

Предмет курсовой работы - технология чернолощения в художественной керамике.

Поставленная цель определила следующие задачи курсовой работы:

  • изучить историю чернолощеная керамических изделий;
  • изучить свойства глины;
  • изучить технику чернолощения;
  • описать методику выполнения творческой работы;
  • определить основные принципы проведения восстановительного обжига;
  • раскрыть особенности глиняных изделий в различных условиях;
  • поиск новых способов лощения и обжига.

Отчасти данная курсовая работа является теоретической, но есть возможность изучить технику чернолощения на примере небольшого изделия. Изделие для практической работы выбрано не случайно. Одно сделано на гончарном круге, второе  - ковш, является исконно русской формой, что помогает лучше понять историю возникновения чернолощёной керамики.

Также были изучены основные типы обжига и техники, подходящие для  создания изделия выполненного в  технике чернолощения.

В ходе работы был найден новый способ лощения изделия, который помогает сохранить блеск, делая изделие более плотным, стирая все отпечатки пальцев. После обжига изделие остаётся блестящим и имеет синий оттенок.

Эта техника зародилась давно, но сейчас она практически  не используется — ни керамической промышленностью, ни художниками-керамистами. Данная курсовая работа является попыткой возродить забытые традиции и техники и дать им новую жизнь.

 

Глава I. Исторический и культурологический аспект

 

    1. История создания чернолощеной керамики.

 

Изобретение глиняной посуды было одним из последних изобретений человечества. Впервые люди стали использовать этот материал в неолите, последнем периоде каменного века (5-3 тыс. до н.э.)

Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена. Глина очень легко поддается обработке: из нее можно вылепить все что угодно. А с открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека.

Примерно в IX-X вв. в  России появился гончарный круг –  простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в  движение рукой, позже ногой. Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды – своей рукотворности, так как и при наличии гончарного круга основное было в руках гончара, и в его мастерстве, и в его воображении.

На керамике нового времени наряду со множеством позднейших мотивов сохраняются  и старинные, но в ином, собственно декоративном значении.

Одним из старейших приемов  украшения посуды является лощение. При  «лощении»-поверхность  изделия  наиграют  до   зеркального   блеска   камнем-голышом, косточкой, стальной ложкой, стеклянным  пузырьком. Покрывают часть либо всю поверхность сосуда, не совсем высохшего, еще не обожженного. Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным. При  этом  верхний  слой глины уплотняется, становится более прочным и меньше пропускает  воду.  Этот легкий способ  в  старину  даже  заменял  более  трудоемкое  глазурирование.

Существует краснолощеная и чернолощеная керамика. Первая – естественного цвета красной гончарной глины. Вторая – задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. В самом  конце  обжига  в  гончарный  горн  клали  смолистые сосновые дрова, ненужное тряпье, сырой навоз и траву - словом все,  от  чего возникал густой черный дым. После томления сосуды получали  глубокий  черный цвет. На бархатистом черном фоне узоры отливали синеватым стальным  блеском, за что такую посуду в народе прозвали «синюшками».

Также черную керамику еще называют томленой или мореной. Этот древний тип гончарства распространен в разных районах России и сохранился до наших дней. Чернолощеная керамика известна на территории Москвы с III века нашей эры (Дьяковская культура). Широкое распространение такая керамика получила, начиная с XVII века

Задымливание применялось с  XII века. В документах Великого княжества Литовского печные горшки, обработанные данным способом, упоминаются под названием «dymezi». Задымливание производилось при окончании обжига. В топку подбрасывали дрова – «смолякi» и ждали, чтобы от них пошел дым, после чего сооружение герметизировали. Затем горн засыпали землей, устье закрывали заслонкой и замазывали глиной. Через сутки посуду доставали. Она имела черный с синеватым отливом цвет, ее называли «сiняй», реже «чорнай».

Эта технология применялась в сочетании  с лощением  и в начале ХХ века. Говорили, что «синяя» посуда лучше, чем обварная или глазурованная. Эту посуду изготавливали специально к еврейскому празднику «Песах», т.к. евреи не употребляли по религиозным соображениям обварную и глазурованную керамику.

Также эта техники называлась –  техникой Букеро. При помощи её поверхность  керамических изделий  приобретает  чёрный и блестящий цвет, была усовершенствована  этрусками.  Изделия отличаются особой элегантностью.

Лощение производилось в Погосте-Загородском  на Пинщине, применялось чаще всего  для кухонной посуды. Оно производилось  на подсушенной поверхности изделий. В качестве лощила местные ремесленники употребляли обычный кремень – «крамушку». Пользовались сплошным и орнаментальным лощением в виде разнообразных узоров («ёлачак», «пасачак»). В XVII-XVIII вв. московские гончары виртуозно выполняли черную посуду – крупные кувшины, фляги, бочонки на ножках, украшенные наряду с лощением рельефным и тисненым орнаментом.

В ряде районов Ярославской, Московской, Калужской губерний сохранилась  традиция изготовления чернолощенной  посуды, которую вытягивали в одних  местах на ножных, в других – на ручных гончарных кругах, украшали бороздками, несложной гравировкой прямо на станке с помощью штампиков из дерева, глины, металла. Удивляют гармония пропорций, пластическая завершенность и ясность форм этих простых предметов: кувшинов для масла, молока, корчаг для кваса, крынок, разных размеров горшков для каши, сметаны, рукомоев и т.д. Такая гончарная посуда бытовала в Псковской, Новгородской, Тверской и других губерниях. В экспозиции Брестского художественного музея чернолощеная керамика представлена в работах. Можно добиться эффекта задымления применяя при обжиге активированный уголь.

Информация о работе Керамика