История профессии звукорежиссёр

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:47, контрольная работа

Краткое описание

Корни современной звукорежиссуры (возможно, это прозвучит немного неожиданно) лежат в далеком прошлом художественной культуры. Достаточно вспомнить храмовых капелланов, капельмейстеров, дирижеров оркестров оперных и драматических театров, художественных руководителей музыкальных и танцевальных ансамблей, которые своей деятель-ностью формировали качество и эстетическую ценность звука.

Файлы: 1 файл

История профессии звукорежиссёр.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

 

В 1924 году в Ленинграде открылась первая радиостудия (мощностью всего 1 кВт), которая была преобразована в начале 30-х годов в Дом радио

В. В. Маяковский — первый русский поэт, выступивший по радио. В этот период появилась новая профессия — «фоник» — так в то время называли звукорежиссеров (от phone — звук). Одним из первых ее представителей в ленинградском Доме радио стала Л. С. Спектор.

 

К 1937 году в Доме Радио уже размещалось семь радиовещательных студий, в том числе концертные, камерные, речевые. При этом, следует отметить, что одна из студий имела несколько «шумовых» пристроек для воспроизведения акустики разных помещений: подвала, подземелья, собора.

 

Ленинградский Дом радио располагал симфоническим, духовым, джазовым оркестрами, оркестром русских народных инструментов, хором. Кроме того, регулярно проводились прямые трансляции опер из Кировского театра, Малого оперного театра, лучших спектаклей из Пушкинского, Большого драматического театров.

 

«Живого» вещания до войны (и какое-то время после войны) было 80…85%, и только 15…20% шло в записи.

 

0сновным носителем звукозаписи в 30…40 годы были большие восковые или, более качественные, тонфолевые диски. С помощью американского аппарата Presto на этих дисках электромеханическим способом нарезались звуковые дорожки, с которых на этом же аппарате и воспроизводилась запись.

 

Московский Дом звукозаписи открылся в 1936 году (в 1938 году — прим. ред.). В нем были размещены огромные концертные студии, студии для записи граммофонных пластинок, НИИ и целый ряд лабораторий, где проводились работы по разработке новой аудиотехники.

 

В 30…50 годах, несмотря на несовершенство используемых технических средств, искусство выдающихся звукорежиссеров М. Г. Кустова, И. В. Власенко (ленинградская школа), Д. И. Гаклина, А. В. Гросмана (московская школа) и др. позволило отработать технологию звукозаписи классической музыки как в «живых» концертах, так и в студийных условиях. Эти мастера добивались высокого художественного качества записи, передающего такие свойства, как пространственность, баланс записываемой программы. Этот феномен можно объяснить не только хорошей акустикой больших концертных студий, но и высокопрофессиональным музыкальным образованием «фоников».

 

В 1931 году в Москве и в 1932 году в Ленинграде состоялись первые телевизионные передачи оптико-механического телевидения — предшественника телевидения с электронно-лучевой трубкой. В 1939 году в Москве и Ленинграде открылись телецентры, которые были оснащены передовым по тем временам звуковым студийным оборудованием на электронных лампах.

 

Следующий этап (1950…1980 годы) характеризовался широким развитием в России сети радиовещания и телевидения. К 1980 году насчитывалось 118 программных телецентров и 174 радиодома. В 50…60 годах произошло техническое переоснащение студий звукозаписи: появились первые ламповые магнитофоны, микшерные пульты, расширился парк микрофонов, совершенствовались технические параметры усилителей, контрольных агрегатов и др. С 1960-х годов началось широкое распространение стереофонического радиовещания.

 

Возникли крупные государственные студии грамзаписи, например фирма «Мелодия», которая после объединения с петербургской студией грамзаписи, стала крупнейшей в стране. Студия первоначально работала на отечественном оборудовании, разработанном Ленинградским оптико-механическим объединением, а затем на чешском, фирмы Tesla.

 

В конце 60-х годов началось переоснащение звуковых студий оборудованием второго поколения, на транзисторах, а со второй половины 70-х годов — на интегральных микросхемах, с устройствами обработки звукового сигнала (ревербераторами, линиями задержки, частотными корректорами, компрессорами, шумоподавителями и т. д.). Радиодома переоснащались венгерским звуковым оборудованием серии FIT IS; чешским — серии ESR-ESS, а телецентры — отечественной звуковой аппаратурой серии «Перспектива» (с устройствами обработки сигнала).

 

В этот же период на киностудиях «Мосфильм», «Ленфильм» и других происходило техническое переоснащение, связанное с разработкой и внедрением магнитной записи. Появились стереофонические и многодорожечные магнитофоны (отечественные и импортные), стереомикрофоны, более совершенные микшерные пульты (передвижные и стационарные).

 

С развитием технической базы произошли существенные изменения в технологии работы звукорежиссеров. Появилась возможность монтажа звука, перезаписи, последовательного наложения. Многодорожечная запись с последующим сведением открыла дополнительные возможности в обработке фонограммы, особенно для записи эстрадной музыки. Например, использование компрессоров позволило сделать звучание фонограмм более плотным и насыщенным; применение искусственной реверберации дало возможность звукорежиссерам обогатить звучание естественных источников и т. д.

 

Механическая запись на грампластинку стала производиться, в основном, путем перезаписи с предварительно подготовленной магнитной фонограммы — вместо прежней «живой» записи с микрофона. С 1951 года в России начался промышленный выпуск долгоиграющих, а с 1958 года — стереофонических пластинок.

 

За этот период фирмой «Мелодия» были выпущены стереофонические записи величайших произведений музыкальной мировой культуры (Моцарта, Бетховена, Баха, Чайковского и т. д.). Большой вклад в развитие звукового искусства в кино внесли уникальный звукооператор киностудии «Мосфильм» Л. С. Трахтенберг, выдающийся звукорежиссер с композиторским образованием В. Б. Бабушкин и др. В годы, когда началось ощутимое развитие средств обработки акустических сигналов, В. Б. Бабушкин записал музыку к популярному мультфильму «Бременские музыканты» и сделал впечатляющую запись в импрессионистском стиле к одноименной грампластинке. Выдающийся петербургский звукорежиссер С. Г. Шугаль, проработавший более 30 лет на радио и телевидении, записал более 20 музыкальных кинокартин и более 200 звуковых дорожек к научно-популярным фильмам. Он также вел в 1972 году первые стереозаписи в ленинградском Доме радио. С. Г. Шугаль создал свою уникальную технологию звукозаписи симфонического оркестра, где при расстановке и коммутации микрофонов использовались дискретные стереопары для отдельных групп инструментов, что в несколько раз сокращает время, необходимое для поиска нужного баланса оркестра.

 

Известный звукорежиссер В. Г. Динов, работающий много лет на фирме грамзаписи «Мелодия», записал в 70-е годы ряд мюзиклов современных композиторов: «Свадьба Кречинского» и «Смерть Тарелкина» А. Колкера, «Орфей и Эвридика» А. Журбина.

 

Недостаток технических средств в некоторых случаях компенсировался изобретательностью талантливых звукорежиссеров. Так, например, при записи джаз-оркестра Бенни Гудмена в 1962 году ленинградские звукорежиссеры Никульский и Бронин, используя только четырехканальный микшерный пульт и применяя различные спецэффекты, добились получения очень интересного звучания оркестра в записи (широкой публике больше известна работа с оркестром Бенни Гудмена В. Б. Бабушкина, заслужившая личное одобрение Н. С. Хрущева — прим. ред.).

 

Выдающийся московский звукорежиссер В. В. Виноградов, записавший фонограммы более 300 фильмов, был ведущим специалистом киностудии «Мосфильм», работал на телевидении, был главным звукорежиссером на Олимпиаде-80, где была задействована самая современная на тот момент аппаратура.

 

Таким образом, использование в эти годы аналогового оборудования, большой опыт и мастерство звукорежиссеров позволили отработать новые методы и приемы звукозаписи и создать огромное количество фонограмм музыкальных произведений различных жанров.

 

Третий период развития звукозаписи в нашей стране продолжается с 80-х годов прошлого века по настоящее время. Начался переход на новые цифровые и компьютерные технологии обработки звука, внедряются системы пространственной звукопередачи, что повлекло за собой техническое переоснащение студий звукозаписи. Наряду с аналоговым оборудованием стало использоваться цифровое (микшерные пульты, магнитофоны, новые процессоры спецэффектов и т. д.).

 

В настоящий период ведущие студии звукозаписи перешли на использование разнообразного цифрового оборудования. Например, петербургская студия грамзаписи фирмы «Мелодия» оснащена передвижными и стационарными пультами Studer, пультами для работы с пространственным звуком, а также устройствами для обработки звука японской фирмы Sony, американской фирмы Lexicon, японской фирмы Yamaha, большим парком микрофонов фирм Sennheiser, Neumann, Shure и др., цифровыми магнитофонами Tascam. С 90-х годов на студии применяются компьютерные монтажные станции (Wave Frame, Pro Tools).

 

C 2001 года на «Ленфильме» оборудована цифровая студия перезаписи, использующая цифровой пульт Avant фирмы Solid State Logic, предназначенный специально для перезаписи кинофильмов и видеопродукции больших форматов. В качестве эффект-процессоров обработки звука используются современные приборы: Lexicon 960L, TC Electronic System 6000. Применяются также усилители мощности фирмы QSC, контрольные мониторы фирмы JBL. Переход на цифровые технологии открывает новые возможности благодаря нелинейному монтажу звука, огромному числу спецэффектов, пространственному кодированию. Это позволило ведущим звукорежиссерам России создать качественно новые звуковые продукты. Теперь стало возможным произвольное формирование акустического пространства, введение в музыкальную ткань новых тембров (как живых, так и синтезированных), применение практически неограниченного числа специальных эффектов, создаваемых, в том числе, и на виртуальном уровне.

 

Эти технологии используются ведущими российскими звукорежиссерами кино, телевидения и радио, такими как, В. В. Виноградов, П. К. Кондрашин, С. Г. Шугаль, В. Г. Динов, Е. В. Никульский, Ю. А. Кубицкий, и многими другими талантливыми звукорежиссерами. В качестве примеров можно упомянуть запись музыки к балету «Шехерезада», сделанную звукорежиссером Виноградовым в формате Dolby Surround 5.1, запись мессы «Юбиляр» композитора Сильвио Баккарелли, выполненную В. Г. Диновым по цифровой технологии, симфонии № 1, 2, 3, 4 композитора Михаила Носырева, записанные в студии петербургского Дома радио звукорежиссером С. Г. Шугалем по заказу лондонской фирмы Olimpia.

 

Дальнейшее развитие звукотехники и технологии звукорежиссуры в XXI веке видится в стремительном усовершенствовании технической базы, что даст специалистам дополнительные возможности для обработки и монтажа звука, а также для реализации творческих замыслов при формировании звукового образа и на виртуальном уровне.

 

За прошедшее столетие в музыкальном бизнесе изменилось многое: акустическую запись сменила электрическая, аналоговый сигнал превратился в цифровой; изменились форматы носителей – от тяжелых шеллачных пластинок до легких компакт-дисков и совершенно невесомых MP3-файлов. В сложной технологической цепи изготовления музыкального продукта неизменной осталась лишь роль звукорежиссера – своеобразного художника, способного записать и свести воедино все краски звукового полотна.

 



Информация о работе История профессии звукорежиссёр