Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:47, контрольная работа
Корни современной звукорежиссуры (возможно, это прозвучит немного неожиданно) лежат в далеком прошлом художественной культуры. Достаточно вспомнить храмовых капелланов, капельмейстеров, дирижеров оркестров оперных и драматических театров, художественных руководителей музыкальных и танцевальных ансамблей, которые своей деятель-ностью формировали качество и эстетическую ценность звука.
За десять лет звукотехниками был накоплен огромный практический опыт. Акустика не раз играла с ними злые шутки, но мастерство в конечном итоге брало верх. Известна история целого ряда студийных неудач, которые на протяжении нескольких лет преследовали российское отделение компании "Колумбия" (см. "Звукорежиссер 10/2000).
Фирма "Метрополь Рекорд", наряду с прекрасно оборудованной фабрикой на станции Апрелевка, решила устроить филиал в Москве "в интересах более успешного проведения записей и их гальванопластического закрепления". В оживленном районе города, на Гороховской улице, сняли солидное помещение и приступили к его реконструкции. В просторной зале с хорошей акустикой оборудовалась студия для проведения записей, а по соседству монтировался цех гальванопластики – два важнейших этапа производства соединялись в одном месте. По сути, в Москве появилась еще одна прекрасно оборудованная фабрика. Пуск филиала со всеми надлежащими церемониями отметили в августе 1912 года. Достаточно скоро звукотехники нового цеха освоили и новую продукцию. На рынок были выброшены двусторонние тридцатисантиметровые пластинки "гигант". Событие это оценили сразу, так как прежде этот тип пластинок изготавливался в основном акционерным обществом "Граммофон".
В компании "Сирена-Рекорд" для записи к рупору приглашались серьезные артисты и исполнители, стоящие очень больших денег. Товарищество оплачивало им дорогу "по первому классу", да еще придумывало дорогостоящие удовольствия. Специально для приезжающих артистов фирма приобрела великолепный автомобиль гоночного типа, который встречал певцов на вокзале, катал их по городу и ежедневно доставлял из гостиницы на запись и в ресторан. На фабрике "звезды" считались самыми почетными гостями: там с ними нянчились как с малыми детьми, ухаживали как за самыми красивыми женщинами. И такая политика давала свои плоды. Артисты, окруженные лаской и заботой, получая хороший гонорар, совсем иначе относились к делу и, не задумывались, если звукотехники по несколько раз просили исполнить свои номера.
В 1912 году "Товарищество" после долгих переговоров записало любимейшего и популярнейшего артиста того времени А.М.Давыдова, пластинки которого называли на граммофонном рынке "хлебом". Запись имела фантастический успех и сразу же побила все прежние рекорды тиража. Наряду с первоклассными солистами, мощно и стройно на дисках "Сирены" звучали лучшие русские хоры. С завидным для конкурентов постоянством на пластинках "Сирены" появлялись "боевики", спрос на которые был особенно велик.
Фурор, производимый ими, наряду с солидными доходами, доставлял фирме и немало хлопот. Так, например, военный капельмейстер И.Шатров, автор популярного вальса "На сопках Маньчжурии", предъявил фабрике иск об уплате крупного гонорара за пластинки, выпущенные с его произведением. Подняв брошенную перчатку, "Сирена" надеялась, что ее адвокаты найдут лазейки в далеком от совершенства законе об авторском праве, принятом 20 марта 1911 года. Но, увы! Вопреки всем ожиданиям, крупная фирма проиграла процесс, и была вынуждена выполнить все требования истца. Всего "Сирена-Рекорд" отпечатала в 1911 году 2 500 000 пластинок!
Не менее интересно работали звукотехники и в Русском акционером обществе граммофонов (РАОГ). Новая фирма возникла не на пустом месте – она стала преемницей товарищества "Орфеон", скандально известного выпуском пиратских пластинок. Глава "Орфеона" Финкельштейн, постоянно находясь под судом, задумал начать новую жизнь, на которую его подталкивал принятый в марте 1911 года закон об авторском праве.
Формируя свою новую команду, Финкельштейн проявил чудеса гибкости и дальновидности. Он сумел переманить из конкурирующей компании своего давнишнего противника Карла Сандаля, крупнейшего специалиста по технологии записи и организации производства грампластинок. Его первоклассные знания и опыт могли поставить звучание пластинок нового общества на должную высоту. Вместе с собой он привез целый штат помощников и мастеров-специалистов, которые сразу же включились в дело. Выступив на рынок, РАОГ сразу же предложило широкий и разнообразный репертуар – около тысячи номеров.
Столь впечатляющий дебют объяснялся тем, что многие записи были сделаны еще "Орфеоном". Не ударил лицом в грязь и Сандаль – все работы в студии, сделанные под его руководством, получились великолепно. На фабрике кипела лихорадочная работа, без конца записывались все новые и новые артисты. На первом этапе предпочтение отдавалось народному репертуару, оркестрам и цыганским романсам. Велись переговоры с лучшими оперными силами казенных и частных театров. Вся музыкальная часть дела была сосредоточена в опытных руках талантливого капельмейстера И.П.Аркадьева, который лично руководил новыми записями под непосредственным наблюдением Солиста Его Величества Николая Фигнера – брата известной революционерки.
Вышедший каталог фирмы произвел очень выгодное впечатление, со всех концов страны посыпались заказы и предложения. У РАОГ были все признаки большой и серьезной компании: собственная фабрика, собственные отделения в различных городах России, собственный оркестр и др. Сандаль преобразил фабрику до неузнаваемости, резко повысив ее продуктивность и качество грампластинок. В этой работе ему помогал молодой техник Оскар Блеше – тот самый, который впоследствии запишет на пластинки голос Ленина.
Руководство компании все свои силы направляло на увеличение репертуара. Это сразу же вызвало проблемы с авторами, объединившимися в Агентство музыкальных прав русских авторов (АМПРА). После трудных переговоров, в которых участвовали многие фирмы грамзаписи, финансовые проблемы удалось разрешить. С 1 сентября 1912 года пластинки РАОГ стали выходить с наклеенными на этикетки марками АМПРА, подтверждающими выплату авторского гонорара.
В работе с исполнителями появилось немало интересного: компания отправляла за границу талантливых артистов для повышения их квалификации. После окончания обучения с ними подписывались долговременные контракты на использование их голосов в граммофоне. Открывали звукотехники РАОГ и новые имена – так в репертуаре появились пластинки молодого скрипача-виртуоза Уриэля Гольштейна.
Специалисты компании в С.Петербурге увековечили голос Л.М.Сибирякова. В Москве, под наблюдением Финкельштейна, записали 300 номеров лучших артистических сил. В Варшаве была ангажирован знаменитый бас Адамо Дидур – за каждый спетый романс он получил по 500 рублей, сумма по тем временам достаточно внушительная.
Начало в 1914 году боевых действий на русско-германском фронте подбрасывает работы звукотехникам. Музыкальные компании отзываются на текущие события записями "Великая Русь", "Час пробил", "Под знамена", "Проводы на войну". Одной из таких записей руководил известный автор и исполнитель, а также редактор журнала "Граммофонный мир" Д.А.Богемский, – тот самый Богемский, который был одним из первых артистов, работавших в студии звукозаписи у Рихарда Якоба. Причиной, побудившей артиста заняться несвойственной для него работой, была высылка в Вологду германского подданного техника фирмы Оскара Блеше. Богемский, хорошо знакомый со всеми нюансами работы в студии, блестяще справился с записью симфонического оркестра М.В.Владимирова, хора солистов Черногорова и целого ряда специально приглашенных артистов.
Чтобы понять значение и масштабы проведенной звукотехниками работы, достаточно внимательно посмотреть на каталоги записей крупнейших компаний того времени. "Граммофон", "Зонофон", "Якоб Рекорд", "Пате", "Сирена-Рекорд", "Колумбия", "Метрополь-Рекорд", "Стелла-Рекорд", "РАОГ", "Звукопись", "Экстрафон" и др. За период с 1902 по 1917 годы ими было сделано более сотни тысяч записей, которые буквально совершили культурную революцию, сделав доступными для широких масс творчество мастеров сцены.
Страна переживала трудное время, катясь по наклонной плоскости к трагическим событиям октября 1917 года. Новые власти видели в грампластинке не музыкальный товар, а средство пропаганды большевистских идей. Лучшие звукотехники либо покидали страну, либо были вынуждены записывать голоса Ленина и народных комиссаров. Так начиналась история советской звукорежиссуры…
Надо отдать должное первому рыночному этапу отечественной музыкальной индустрии. Несмотря на всю примитивность звукозаписывающей техники начала прошлого века целый ряд записей, сделанных в те годы, и сегодня поражает своей глубиной и естественностью звучания. Эти фонограммы, переизданные на современных носителях, еще долго будут рассказывать своим слушателям о великих артистах. А путевку в бессмертие им дали неизвестные звукотехники.
Ещё до начала XX века Томас Эдисон пытался синхронизировать кинескоп c фонографом, но потерпел неудачу. Однако впоследствии Уильям Диксон соавтор Эдисона утверждал, что ему уже в 1889 году удалось создать кинетофонограф — прибор, воспроизводивший звук и изображение одновременно. Однако не существует никаких доказательств, подтверждающих его слова.
В ранний период кинематографа, звуковое кино пытались создать во множестве стран, но столкнулись с двумя основными проблемами: трудность в синхронизации изображения и звука и недостаточная громкость последнего. Первая проблема была решена путём записи и звука, и изображения на одном и том же носителе, но для решения второй проблемы требовалось изобретение усилителя низкой частоты, что произошло лишь в 1912 году, когда киноязык развился настолько, что отсутствие звука уже не воспринималось как серьёзный недостаток.
В результате патент на ту систему звукового кинематографа, которая впоследствии совершила звуковую революцию, был получен в 1919 году, но кинокомпании не обратили никакого внимания на возможность кино заговорить, желая избежать удорожания стоимости производства и проката кинофильмов и потери иноязычных рынков. Тем не менее 17 сентября 1922 года в Берлине впервые в мире был показан звуковой фильм. [2]
В 1925 году компания Warner Brothers, находившаяся в тот момент на грани банкротства, вложилась в рискованный звуковой проект. Уже в 1926 году Warner Brothers выпустила несколько звуковых фильмов, состоящих в основном из музыкальных номеров, но особого успеха у зрителей они не имели. Успех пришёл только с фильмом «Певец джаза», в котором кроме музыкальных номеров Эла Джолсона присутствовали и его короткие реплики. 6 октября 1927 года — день премьеры «Певца Джаза» — принято считать днём рождения звукового кино.
В России процесс развития техники звукозаписи начался в конце XIX века, практически одновременно с изобретением Томасом Эдисоном фонографа в 1877 году. Первая демонстрация этого аппарата в России состоялась в Музее прикладных знаний в 1879 году. Он воспроизвел приветствие Эдисона к жителям Москвы. Первый усовершенствованный фонограф, с возможностью записи звука на восковой валик, появился в России в 1890 году, когда доверенное лицо фирмы Эдисона Ю. Блок записал на фоновалики монологи Яго и Отелло в исполнении артистов Малого театра Южина и Ленского. Один из первых фонографов, появившихся в России, был подарен Эдисоном Льву Толстому. В государственных архивах России хранятся уникальные восковые валики с голосами Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Ф. И. Шаляпина и других крупнейших деятелей русской культуры конца XIX века.
Идею механической звукозаписи усовершенствовал американский изобретатель Эмиль Берлинер в 1888 году, осуществив запись звука на диск, что позволило тиражировать записи в виде граммофонных пластинок. В 1899 году Э. Берлинер организовал в Петербурге первую студию грамзаписи, где в 1901 году впервые на грампластинку были записаны голоса великих певцов Ф. И. Шаляпина и Л. В. Собинова.
Дальнейшее развитие технологии звукозаписи в 20…30 годы привело к становлению профессии звукорежиссера в России. Значительную роль в этом процессе сыграл звуковой кинематограф. В ноябре 1918 года создается первая советская киностудия в Петрограде, получившая название «Ленфильм», а позднее, в 1924 году, в Москве — «Мосфильм». В конце 20-х — начале 30-х годов сложилась ленинградская школа звукового оформления фильмов, в создании которых большую роль сыграли первые ленфильмовские звукооператоры И. Волк и И. Дмитриев.
Освоение звука на киностудии «Ленфильм» шло в плодотворном сотрудничестве с Центральной лабораторией проводной связи, руководимой А. Ф. Шориным. А в Москве освоением звука в кино занималась группа научных сотрудников Физического института под руководством П. Г. Тагера. Эти группы ученых почти одновременно в конце 20-х годов создали первые в России приборы записи звука на кинопленку оптическим способом. Они позволяли с помощью разных (по типу действия) световых модуляторов осуществить продольную запись звука (по системе Тагера) и поперечную запись звука (по системе Шорина).
Первой звуковой картиной, снятой по системе Шорина в 1930 году, была концертная программа, где демонстрировалась возможность воспроизводить звук музыкальных инструментов, показанных на экране. Ленинградские звукооператоры И. Волк и А. Москвин, усовершенствовав первый аппарат Шорина, создали свой аппарат МВ-2 — лучший в то время в стране. На нем был записан звук фильма «Встречный» (1932) и других фильмов киностудии «Ленфильм». На «Мосфильме» в 1931 году на звукозаписывающей аппаратуре системы Тагера была снята одна из первых звуковых картин, знаменитая «Путевка в жизнь».
Шоринофон
В этот период времени А. Ф. Шорин предложил использовать кинопленку в качестве носителя для механической записи звука. Им был сконструирован аппарат «шоринофон», сначала использовавшийся для озвучивания кинофильмов, а затем — и для записи музыки и речи в радиовещании, что увеличивало продолжительность записи до нескольких часов.
Запись и воспроизведение звука в этом устройстве производились электромеханическим способом на использованную киноленту. Шоринофон осуществлял многодорожечную механическую поперечную запись, которая воспроизводилась на том же аппарате. При использовании кинопленки шириной 35 мм на ней размещалось более 50 канавок. При рулоне кинопленки в 300 м это позволяло получить в шоринофоне запись длительностью восемь часов. Роль записывающего и воспроизводящего элемента в шоринофоне выполняла специальная головка, в которую для нарезания канавки вставлялся резец, а для воспроизведения корундовая игла.
Следующим направлением, сыгравшим большую роль в становлении профессии звукорежиссера, было создание и развитие радиовещания.