Исследование этнических стереотипов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:58, научная работа

Краткое описание

Сейчас в постсоветской России, как и во всем мире, остро стоят проблемы межнациональных отношений, национальной обособленности, сепаратизма. Российская ситуация усугубляется глубоким экономическим и нравственным кризисом, социальной аномией, поразившей страну. Все это представляет собой питательную среду для обострения этнических фобий, развития межэтнической напряженности, конфликтов.

Оглавление

Введение 3
Исторические формы этносов. 4

Род и племя. 4

Эволюция российского этноса. 6

История жизни этноса. 7

Межнациональные конфликты. 8

Социал-дарвинизм и расизм. 8

Критика социал-дарвинизма и расизма. 10

Классификация народов мира. 12

Этносы России. 14
Анкетирование студентов. Результаты анкетирования. 16

Этнические автостереотипы и гетеростереотипы. 21


Заключение 27

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

 

 

Мнения студентов здесь разошлись, практически для одинакового числа  респондентов на первом месте гражданственность и этническое происхождение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этнические автостереотипы и гетеростереотипы.

 

Для фиксации этих стереотипов использована оригинальная, хотя весьма трудоемкая методика. Вначале респондентам предлагалась вводка: «Некоторые люди считают, что те или иные качества (положительные или отрицательные) у представителей одних народов встречаются чаще, чем у представителей других народов. Справа от каждого из перечисленных качеств напиши названия народов, для которых, по-твоему, данное качество наиболее характерно». Далее следовал список из 26 чередовавшихся положительных и отрицательных качеств. В 13 положительных качеств вошли: смелость, вежливость, общительность, честность, ум, гордость, свободолюбие, трудолюбие, доброта, гостеприимство, щедрость, миролюбие, скромность. В 13 отрицательных качеств: лень, хитрость, жестокость, трусость, агрессивность, жадность, коварство, наглость, лживость, безволие, высокомерие, лицемерие, завистливость.

 

В отличие от других исследований этностереотипов, мы не предлагали респондентам строго ограниченный список народов – возможных носителей того или иного качества (закрытые вопросы). Применялась техника открытых вопросов – подросткам была предоставлена возможность вписывать названия любых этносов, свободно выбирая из огромного их разнообразия. В результате, количество народов, встречающихся в ответах, превысило сотню.

 

В числе этих народов часть наших респондентов – русских, корейцев, армян, грузин, татар – называли и свои собственные этносы. Таким образом, данная процедура позволила фиксировать, во-первых, автостереотипы этих пяти национальностей, во вторых, их гетеростереотипы, то есть стандартизированные, устойчивые представления о других национальностях. Эти образы своего и других народов  мы назовем генерализованными, (в отличие от индивидуализированных, о которых речь пойдет ниже). Такой термин введен нами, поскольку в формулировке вопроса не акцентировался ни один конкретный этнос – свой или иной. Отвечая, респондент мысленно производил сравнение и отбор из обширного списка известных ему народов. Другими словами, совершал логический переход от множества частных образов к одному или нескольким обобщающим. Генерализованные автоэтностереотипы мы в дальнейшем будем обозначать аббревиатурой ГАЭС, генерализованные этностереотипы – аббревиатурой ГЭС.

 

Далее фиксировались индивидуализированные автоэтностереотипы (ИАЭС) подростков. Для этого были использованы два вопроса: «Какие из перечисленных выше положительных качеств наиболее характерны для твоего собственного народа?»; «Какие из отрицательных качеств?». Смысловой контекст ответов здесь совсем иной: собственный этнос ни с кем не сопоставляется. Он оценивается респондентом как бы изолированно, сам по себе. Его достоинства и недостатки не подчеркиваются сравнением с достоинствами и недостатками длинного ряда других народов.

 

Рассмотрим ГАЭС наших респондентов. Первое, что сразу бросается в глаза – в образе собственного этноса положительные качества с очень большим преимуществом доминируют над отрицательными (по частоте упоминания). Причем такая закономерность носит универсальный характер, будь то русские или тинэйджеры любой из четырех других национальностей. У русских респондентов средняя частота упоминания для тринадцати положительных качеств составляет 37,6%, для тринадцати отрицательных – 9,6%. У корейцев, соответственно, – 18,7% и 3,6%; у армян - 45,8% и 6,6%; у грузин 28,2% и 4,7%, у татар - 18,9% и 4,7%.

 

Показателем степени «самокритичности» в генерализованном автоэтностереотипе служит соотношение средних частот упоминания для положительных и отрицательных качеств. С этой точки зрения, русские и татарские подростки более скептичны в отношении собственного народа (названное соотношение составляет 3,9 и 4,0 соответственно). У корейцев, грузин и особенно армян такой скепсис выражен заметно слабее: соотношение составляет, соответственно, 5,2; 6,0; 6,9.

 

Какие же черты в первую очередь приписывают собственному народу русские подростки? Из положительных качеств – это смелость (частота упоминания – 61,8%), доброта, гостеприимство, ум, гордость (в порядке убывания от 47,1% до 39,8%). Из отрицательных – лень (43,8%), завистливость, хитрость, наглость, жадность (от 13,0% до 8,4%).

 

Для корейских подростков главными позитивными качествами их народа являются: трудолюбие (45,6%), вежливость, гостеприимство, честность, миролюбие (от 29,4% до 16,2%). Главные негативные качества: хитрость (7,4%), жадность, высокомерие, завистливость (от 5,9% до 4,4%).

 

ГАЭС армянских подростков выглядит так: с одной стороны – смелость (72,4%), гордость, ум, гостеприимство, трудолюбие (от 60,0% до 50,5%); с другой – хитрость (33,3%), высокомерие, агрессивность, лживость, завистливость (от 15,2% до 5,7%).

 

Грузинские подростки главными позитивными качествами своего народа называют: смелость (61,0%), гостеприимство, доброту, вежливость, честность (от 57,6% до 28,0%). Главные негативные качества: лень (11,0%), агрессивность, наглость, хитрость, высокомерие (от 8,5%  до 6,8%).

 

В генерализованном автоэтностереотипе татарских подростков как положительные качества в первую очередь названы: гостеприимство (41,9%), смелость, общительность, свободолюбие, трудолюбие (от 25,8% до 19,4%). Главные отрицательные качества – хитрость (25,8%), агрессивность, высокомерие, жадность (от 12,9% до 6,5%).

 

Еще два вывода из анализа ГАЭС – универсальных, распространяющихся на все пять обследованных этнических групп: 1) по подавляющему большинству положительных качеств все другие народы во много раз уступают собственному; 2) по большинству отрицательных качеств все другие народы выглядят заметно хуже, чем собственный.

 

Проиллюстрируем это несколькими примерами на ответах русских подростков. Мы видели, что почти две трети считают смелость наиболее характерной для своего собственного народа. В то же время другие народы как ее яркие носители упоминаются крайне редко: «кавказцы» – всего лишь в 4,1% случаев, грузины – 3,6%, японцы – 2,2%, сербы – 2,1 %, американцы – 1,9%, украинцы – 1,6%, чеченцы – 1,4% и т.д.

 

Почти половина русских подростков отметила доброту своего народа. Но доброту других народов – несравненно реже: украинцев – только 4,7%, белорусов – 2,5%, евреев и французов – по 2,1%, корейцев – 1,4% и т.д.

 

Такая резкая асимметрия обнаруживается, о каком бы положительном качестве ни шла речь. Единственное исключение – вежливость. По этому качеству русские подростки согласны уступить пальму первенства (но лишь немного) англичанам и французам.

 

По отрицательным качествам генерализованного автоэтностереотипа русских подростков картина не столь однозначна (важно напомнить, что средняя частота их упоминаний в несколько раз меньше по сравнению с положительными). Так, три негативных качества они приписывают своему народу чаще, чем иным народам (остальные десять таких качеств, наоборот, реже, но асимметрия здесь не столь велика, как в случае с положительными качествами).

 

Собственный народ видится русским подросткам самым ленивым – на это указали свыше двух пятых респондентов. У его ближайших соседей по этому качеству соответствующий показатель в много раз ниже: американцы (6,0%), украинцы (4,3%), «негры» (2,4%). Второе отрицательное качество, по которому признается лидерство собственного народа – это зависть. Ее назвал каждый седьмой-восьмой русский респондент, и эта частота выше, чем для евреев и американцев (по 8,2%), татар (3,5 %). И, наконец, третье качество, по которому русские лидируют – это безволие (7,4%) – тогда как для «негров» – 6,3%, американцев – 3,3%.

 

Обратимся к конкретным генерализованным этностереотипам (гетеростереотипам) русских подростков. Вначале посмотрим, образы каких народов в их представлениях наиболее негативны. Как обобщенный показатель для каждого народа мы использовали сумму частот (выраженных в процентах), с которыми респонденты приписали ему все 13 отрицательных качеств. Возглавляют этот «негативный рейтинг», причем с очень большим отрывом, два народа: американцы (сумма частот – 143,4%) и евреи (119,2%). Относительно высок этот показатель для обобщенной категории «кавказцев» (54,5%), а также для двух конкретных народов Кавказа –  чеченцев (51,2%), грузин (47,2%) и одного западноевропейского народа – немцев (45,2%).

 

Заметно ниже уровень негативизма по отношению к украинцам (34,2%), татарам (23,9%), китайцам (19,8%), армянам (19,6%), азербайджанцам (18,2%), «неграм» (15,8%), цыганам (14,3%), японцам (13,3%), французам (11,8%). В образах остальных народов темные краски используются совсем уж редко. Это (в порядке убывания суммы частот от 5,9% до 0,2%) – итальянцы, корейцы, сербы, арабы, белорусы, турки, испанцы, шведы, узбеки, швейцарцы.

 

Точно такая же процедура применена для выявления «позитивного рейтинга» различных этносов в представлениях русских тинэйджеров. Максимальные суммы частот всех 13 положительных качеств приходятся на три народа – англичан (53,9%), американцев (48,5%) и украинцев (44,4%). К ним примыкает группа этносов с достаточно высоким суммарным показателем – французы (38,3%), японцы (37,3%), евреи и немцы (по 28,0%), грузины (21,1%), китайцы (21,0%).

 

Низок уровень позитивной оценки для «кавказцев» (18,4%), белорусов (17,0%), итальянцев (14,0%), армян, татар и корейцев (по 12,0%), «негров» (11,2%), сербов (10,9%), испанцев (10,0%). И совсем уже мало светлых тонов русские подростки находят для образов остальных народов (в порядке убывания суммарного показателя от 8,1% до 0,9%): чеченцев, азербайджанцев, шведов, швейцарцев, турок, арабов, цыган, узбеков.

 

Таким образом, легко заметить, что ГЭС любого народа не монохромен. Но в образах одних народов, какими их видят респонденты, позитивные качества преобладают над негативными. В образах других – негативные берут верх над позитивными. Отношение суммы частот выбора 13 положительных качеств к сумме частот выбора 13 отрицательных качеств или наоборот – два удобных интегральных индекса для характеристики преобладающей тональности ГЭС.

 

Если использовать этот прием, то  рейтинг 12 народов, имеющих в глазах русских подростков в целом привлекательный имидж, выглядит так (в порядке убывания): швейцарцы (соотношение сумм положительных и отрицательных качеств: 2,8/0,2 = 14,0), белорусы (17,0/3,5 = 4,9), испанцы (10,0/2,7 = 3,7), французы (3,2), англичане (3,1), японцы (2,8), сербы (2,7), корейцы (2,7), итальянцы (2,4), шведы (2,0), украинцы (1,3), китайцы (1,1).

 

А вот рейтинг 14 народов, чей образ видится русским подросткам в целом непривлекательным (в порядке убывания): цыгане (соотношение отрицательных и положительных качеств: 14,3/1,8 = 7,9),  чеченцы (51,2/8,1 = 6,3), азербайджанцы (4,9), евреи (4,3), «кавказцы» и американцы (по 3,0), грузины (2,2), татары (2,0), узбеки и арабы (по 1,8), армяне и немцы (по 1,6), «негры» (1,4), турки (1,3).

 

Сопоставим этот рейтинг непривлекательности с рейтингом тех этносов, к которым русские респонденты относятся хуже, чем к другим (приведен в начале данного раздела). Легко заметить, что в первую десятку мест в обоих списках вошли одни и те же номинанты, и порядок их следования мало изменился. Это позволяет сделать важный вывод: антипатия по отношению к тому или иному этносу – не абстрактна; в ее основе лежат вполне конкретные представления об определенной конфигурации негативных черт (моральных и поведенческих), присущих данному этносу. Кроме того, в оценке качеств какого-либо народа всегда явно или латентно присутствует его сравнение, приписывание ранга в определенном ряду других этносов.

 

Посмотрим, какие  черты русские тинэйджеры считают самыми характерными   для народов, возглавляющих рейтинг непривлекательности, что доминирует в том или ином из этих гетеростереотипов?

 

Цыгане в первую очередь ассоциируются (в порядке убывания частоты упоминания) с хитростью, лживостью, наглостью, свободолюбием (от 3,2% до 1,4%). Чеченцы – с жестокостью, агрессивностью, коварством, наглостью,  свободолюбием (от 16,9% до 3,6%). Азербайджанцы – с наглостью, агрессивностью, жестокостью, коварством (от 3,8% до 1,6%).  Главные качества, приписываемые евреям – жадность, хитрость, лживость, ум, трусость (от 34,8% до 10,9%). «Кавказцам» – агрессивность, наглость, жестокость, свободолюбие, хитрость (от 11,8% до 3,9%).

 

Для американцев доминирующие качества – высокомерие, агрессивность, наглость, жестокость, лицемерие (от 22,4% до 12,0%), но одновременно им приписывается и ряд положительных черт – гордость, ум, общительность (от 10,7% до 7,1%). Для татар – завистливость, наглость, хитрость, жадность, гостеприимство (от 3,5% до 2,8%). Для грузин – наглость, агрессивность, жестокость, хитрость, гостеприимство (от 9,5% до 4,1%).

 

С армянами в первую очередь ассоциируются такие качества, как наглость, агрессивность, гордость, хитрость, жестокость (от 3,6% до 1,9%). С немцами – жестокость, агрессивность, трудолюбие, коварство,  вежливость (от 14,8% до 5,1%). С «неграми» – безволие, лень, трусость, трудолюбие, миролюбие (от 6,3% до 1,6%).

 

Обратимся теперь к образам некоторых народов, из вошедших в рейтинг привлекательности. Главными качествами белорусов русские тинэйджеры называют доброту, гостеприимство, трудолюбие, общительность и щедрость (от 2,5% до 1,4%). Доминирующими чертами испанцев – общительность и вежливость (2,4% и 1,7%, соответственно). Французов – вежливость, гостеприимство, скромность, доброту, щедрость (от 16,3% до 2,1%). Англичан – вежливость, высокомерие, честность, гостеприимство, гордость (от 23,9% до 3,5%).

 

Японцам чаще всего приписываются ум, трудолюбие, хитрость, скромность и смелость (от 10,7% до 2,2%). Сербам – свободолюбие, смелость, гордость, миролюбие (от 2,2% до 1,6%). Корейцам – трудолюбие, гостеприимство, доброта, честность (от 2,4% до 1,4%). Итальянцам – общительность, вежливость, гостеприимство, гордость, скромность (от 4,9% до 1,3%). Украинцам – хитрость, общительность, гостеприимство, жадность, трудолюбие (от 10,0% до 4,7%). Китайцам – трудолюбие, хитрость, ум, лживость, трусость (от 8,5% до 2,4%).

 

Легко заметить, что портреты некоторых этносов и в том, и в другом рейтинге выдержаны не в одной только темной или светлой гамме. Даже если какой-то народ и присутствует в рейтинге непривлекательности (например, американцы, чеченцы, татары), ему, наряду с негативными, могут быть приписаны одна или несколько позитивных черт. И наоборот, народ, попавший в рейтинг привлекательности (например, англичане, японцы, украинцы), тем не менее, может являться носителем не только хороших, но и плохих качеств.

 

Все эти генерализованные этностереотипы целесообразно дополнить представлениями русских подростков о том, для какого народа (народов) данное качество наиболее характерно, наиболее типично (русский этнос из такого анализа исключен, поскольку мы уже подробно рассмотрели его под этим углом зрения). Сначала о главных носителях положительных качеств. Итак, в представлениях наших респондентов самые смелые – это «кавказцы»; на втором месте по частоте упоминания – грузины, на третьем – японцы. Самые вежливые – англичане, французы и немцы. Самые общительные – украинцы, американцы и итальянцы. Самые честные – англичане, немцы и корейцы. Самые умные – евреи, японцы и американцы.

Информация о работе Исследование этнических стереотипов