Искусство России XVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 00:35, реферат

Краткое описание

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура , содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века , в петровские времена, происходил процесс “обмирщания” русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры ,для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство ,но и были учителями русских людей.

Оглавление

1) РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
2) РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
3) Вывод.
4)Список литературы.

Файлы: 1 файл

Министерство Просвещения ПМР.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

Министерство Просвещения  ПМР

Приднестовский Государственный  Университет

им.Т.Г.Шевченко

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По МКХ

 

На тему:

«Искусство России XVIII ВЕКА»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                    Выполнила: Студентка 3 курса 304 группы

  Катаузова О.А.

 

                                                                                                                                                      Проверил: Преподаватель: Куропаткина Т.В.

 

 

 

 

Тирасполь 2013

 

 

 

 

Содержание 

 

 

 

 

 

1) РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

2) РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА              

3) Вывод.

4)Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

XVIII век был знаменателен  для России заметными переменами  и значительными достижениями  в области искусства. Изменились его жанровая структура , содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века , в петровские времена, происходил процесс “обмирщания” русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры ,для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство ,но и были учителями русских людей.

 

Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских  мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Я думаю, что именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, через которые предстояло пройти свой путь и ему. Однако поначалу процесс перестройки художественного сознания русских мастеров протекал с большими трудностями, в методе их работы еще сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РУССКОЕ ИСКУССТВО  ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

 

 

       Восемнадцатый  век стал одной из переломных  эпох  в  истории  России.Культура,  обслуживавшая  духовные  запросы этого периода,  начала  быстро приобретать светский  характер,  чему  в значительной  мере  содействовало сближение искусства с   наукой.   Так,   сегодня   весьма   трудно   найти художественную  разницу между географической  «ландкартой»  тех   дней   и зародившейся видовой гравюрой  (за  исключением  разве  произведений  А.  Ф.Зубова). Большинство гравюр первой половины столетия похоже  на  технические чертежи.  Сближение  между  искусством  и  наукой  пробуждало  у  художников интерес к знаниям и поэтому помогало  освобождаться от  пут церковной

идеологии.

       В  живописи намечались и определялись  жанры  нового,  реалистического искусства. Преобладающее значение среди них приобретал  портретный  жанр.  В религиозном искусстве принижалась идея  человека  и возвеличивалась идея бога, поэтому светское искусство должно было начинать с образа человека.  Творчество И. М. Никитина. Основоположником национального портретного жанра в России явился Иван Максимович Никитин (род. около 1690 - ум.  1741). Мы  плохо  знаем  биографию  этого  художника,  но  даже  скудные   сведения показывают, что она была необычной. Сын священника, он первоначально  пел  в патриаршем  хоре,  однако  позднее  оказался  преподавателем  математики   в «Антиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). О рано  пробудившемся в нем  увлечении  изобразительным  искусством  стало  известно  Петру  I,  и Никитина направили стипендиатом в  Италию,  где  ему  довелось  обучаться  в академиях Венеции и Флоренции. Вернувшись из-за рубежа и возглавив русскую реалистическую  школу,  живописец  всю   жизнь   оставался   верен   идеалам петровского времени. В правление Анны Иоановны он примкнул  к  оппозиционным кругам  и  поплатился  сибирской  ссылкой,  возвращаясь  из   которой   (при воцарении Елизаветы Петровны) умер в дороге.

       Талант  Никитина виден уже в самых  ранних работах, например в  портрете любимой сестры Петра I - Натальи Алексеевны (1714), выступавшей  в  качестве покровительницы  зародившегося  на   Руси   придворного   театра.   Полотно,обнаруживая техническую неумелость  автора  (особенно  бросается в глаза деревянная жесткость  складок  бархатной  мантии),  вместе  с  тем  правдиво передает  облик  царевны,  какой  ее  знали  близкие  люди,    -    дебелой, стареющей. Ее явно болезненная полнота усугубляется  землистым  цветом  кожи (вскоре, в 1716 году, она умерла от водянки).

       Период  зрелого творчества мастера способны  достойно  представлять  не только  натурные  портреты  самого  Петра   I,   но   и   такое   выдающееся произведение, как «Портрет Напольного гетмана» (1720-е годы)  По своему техническому исполнению творение Никитина вполне  стоит на уровне европейской живописи XVIII века.  Оно  строго  по  композиции,  форма лепится мягко, цвет полнозвучен, а  теплый  фон  создает  ощущение  реальной глубины.Образ подкупает простотой, необычной для искусства  начала  столетия .Хотя на гетмане парадная одежда, богато расшитая  позументами,  чувствуется,что ему привычнее обстановка походов,  нежели  аудиенций. 

Его  мужественное лицо задублено ветром и солнцем; лишь светлеет, выделяясь,  лоб,  нетронутый загаром  под  прикрывавшей  его   в   походах   шапкой.   Глаза,   привыкшие вглядываться в равнинные дали, испытующе смотрят  из-под  чуть  воспаленных,покрасневших век.

       «Напольный  гетман»  воспринимается  сегодняшним   зрителем  как  образ мужественного человека  -  современника художника, который также  выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям.Отметив достоинства Никитина,  следует,  однако,   оговорить,   что внутренняя  характеристика  изображаемого  человека  достигалась  живописцем лишь в  том  случае,  если  характер  портретируемого  был,  как  говорится, «написан  на  лице»  резко  и  определенно.  Творчество  Никитина  решало  в принципе начальную  проблему  портретного  жанра   -   показ  неповторимости индивидуального внешнего облика людей.

       Из  других русских  портретистов  первой  половины  XVIII  века  можно назвать также А. М. Матвеева (1701 - 1739), прошедшего обучение  живописи  в Голландии Его лучшими  работами  принято  считать  портреты  четы  Голицыных (1727 - 1728) и автопортрет, в котором он изобразил себя  вместе  с молодой женой(1729).И Никитин и Матвеев с наибольшей ясностью обнаруживают реалистическую

тенденцию развития русского портрета петровской поры.

      Русское искусство середины XVIII века.  Творчество  А.  П.  Антропова Традиции, заложенные Никитиным, не получили непосредственного  раз  вития  в искусстве  периода правления ближайших преемников  Петра,   включая   так называемую бироновщину.

       Творения  портретистов середины XVIII века свидетельствуют  о  том  что эпоха больше не  давала  им  благодатного  материала,  каким  располагал  их  предшественник  Никитин.  Однако  зоркая  и добросовестная  фиксация   всех особенностей облика изображаемых приводила к  тому,  что  отдельна  портреты  приобретали  подлинно  обличительную  силу.   Это   особенно   относится   к творчеству Алексея Петровича Антропова (1716 - 1795).  Выходец из мастерового люда, ученик А. М. Матвеева,  он  окончательно сформировался  в  «живописной  команде»  Канцелярии  от  строений,  ведавшей техническими  и  художественными  работами  на   многочисленных   придворных постройках.  Его произведения остались для середины  XVIII  века  документом времени,  подобно  творениям  Никитина  для  первой  четверти  столетия.  Он

исполнил портреты А.  М.  Измайловой  (1754),  Петра  III  (1762)  и  другие полотна, в которых самобытность творческой манеры автора и традиции народно- прикладного  искусства,  проявляющиеся  в  декоративности;  сочетания  ярких пятен чистого (локального) цвета, сплавлены воедино.

       В  «Портрете Петра III» эта декоративность  цвета заставляет  сразу  же уловить несоответствие между пышностью дворцовой обстановки и  запечатленным на ее фоне человеком. Маленькая головка,  узенькие  плечики  и  несоразмерно длинные ноги усиливают это впечатление. Глядя на  портрет,  невольно  веришь

рассказам жены Петра III, будущей императрицы Екатерины II.  В «записках» она сообщает, что супруг обожал детскую игру в солдатики (кстати,  Петр  III изображен в военном мундире, с фельдмаршальским жезлом, а в глубине  картины представлена батальная сцена).

       Деятельность  Антропова  охватывает,  кроме  середины,  и  всю  вторую половину XVIII века. Тем не  менее  целесообразно  разбором  его  творчества завершать рассмотрение истории искусства первой половины XVIII  века  ибо  в дальнейшем развитии  перед  русской  художественной культурой обозначились иные задачи, при решении, которых изображение человека в неповторимости  его

индивидуального   облика   служило   не   более   чем   отправной    точкой.

 

Своеобразно нарастает  и динамика стилевого развития русской  архитектуры XVIII века. В стране ,с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжение века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря “примеряло” себя к разным европейским стилям , еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка рост промышленности и торговли приводит к тому, что в феодальной по укладу еще стане растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом.

 

Эпицентром передовых  веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург  – ровесница века, задуманная .как  образец новой культуры. Будущая  столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. В небывалых ранее масштабах использовался опыт иностранных специалистов, были мобилизованы материальные и людские ресурсы всей страны. В первые годы существования Санкт-Петербурга развернулось широкое мазанковое строительство. В ходе строительства мастера осваивали деревянные конструкции так называемого “прусского образца” т.е. облегченный характер стен, плоские перекрытия в хозяйственных, общественных и жилых строениях. Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах.

 

Выдающимся сооружением  такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45 м. С размахом же каменного строительства усовершенствовались и его инженерные основы, стало возможно уменьшить толщину стен. строившихся зданий без существенного снижения прочности зданий. Например , во дворце А. Меншикова на Васильевском острове толщина стены в верхних этажах всего в полтора или даже в один кирпич. В этот период в Петербурге было налажено производство как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре . Все это не замедлило дать результаты. Город был создан в рекордные сроки- временный деревянный Петербург быстро сменился каменным. К концу царствования Петра-1 он уже удивлял приезжих иностранцев величием и красотой. В созданном в 1751 г. труде о Петербурге автор имел основание записать: “ сей град столько распространен, приукрашен и возвеличен , что перед многими великими и древностью превозносящимися городами в Европе имеет знатное преимущество”. В Петербурге впервые был разработан регулярный план застройки города и ставший градообразующий его основой.

 

План П.М.Еропкина (1737) и последующие за ним проекты  закрепили эту закономерность развития города. Качественно новое лицо приобрели  и петербургские площади . Они  получили географические очертания  с обостройкой их протяженными фасадами гостиных домов, коллегий и других общественных зданий. Так выглядела Троицкая площадь на Петроградской стороне. В середине века усилившаяся стилевая тенденция к скульптурной экспрессии форм сказалась на силуэте Петербурга, обогатившегося множеством новых, высоко поднятых колоколен и церквей.

 

Причем в их виде вместо шпилей появились подчеркнуто национальные мотивы пятиглавия . ярусности, башнеобразности, отчего силуэт города получил новые  объемно-пластические акценты и  несвойственные ему ранее живописный характер. “Регулярная” российская столица Петербург становится символическим воплощением образа самой абсолютистской империи с ее идеей всеобщего порядка. Сферой, где также обретался опыт регулярного регламентированного строительства, были основанные в первой половине века “города- крепости” и “города-заводы”. Особое значение имел опыт строительства Таганрога ,Воронежа, Азова, перепланировки таких городов как Оренбург, Тверь и многих других.

 

Неоценимую роль в  этом сыграли великие русские  и иностранные архитекторы. Одним  из известнейших представителей западной архитектурной школы, работавший в России был Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 г.),сын итальянского скульптора К.Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV , однако архитектурно-строительный опыт приобрел в России ; будучи одаренным художником , он сумел проявить себя как искусный зодчий и занял наивысшее в архитектурном мире России положение “обер-архитектора”. Его творчество достигло апогея в 1740-1750 г. Наиболее известные его творения - это и ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (1748-1764 г.), созданный в традициях русских монастырских ансамблей предыдущих столетий, и дворцы елизаветинских вельмож М.И. Воронцова и С.Г. Строганова в Петербурге , но в наивысшей степени его талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец (1754-1762 г. ) в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце) ,и многом многом другом.

Информация о работе Искусство России XVIII века