Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является ознакомление с особенностями информационной культуры как элемента цивилизационного общества, воздействующей на различные стороны общественной жизни как в России, так и в обществе в целом.
Задачи:
Сформировать знание об истории информационной культуре и самом понятии «информационная культура».
Выявить, что является информационной культурой личности.
Ознакомиться с особенностями информационного общества.
Показать влияние СМИ в наше время.
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Понятие информационной культуры как элемента цивилизационного общества……………………………………………….…………………………... 5
История информационной культуры………………………………………... 6
Информационная культура личности……………………………………… 7
Информационная грамотность………………………………………………. 9
Особенности информационного общества………………………………… 12
Глава II. Информационная культура в международных отношениях……….15
Российский путь к информационному обществу…………………………..15
Влияние СМИ на международное сознание………………………………. 18
Терпимость. Толерантность. Политкорректность………………………… 19
Анкетирование молодёжи 17-20 лет с целью выявления их взаимодействия с информационными ресурсами…………..………………22
Заключение………………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………………
Термин политкорректность начал использоваться в конце 80-х годов прошлого века и имел гуманитарную цель – способствовать социально комфортному существованию людей разных национальностей, верований, социального статуса, убеждений в мультикультурном обществе. Этическая составляющая понятия политкорректность достаточно аморфна. Если это искусственное согласие противоречий, то политкорректность ассоциируется с дипломатической вежливостью; если политкорректность призвана сохранить мораль, – то можно говорить о её функциональной общности с толерантностью.
Участники теледискуссии о политкорректности (программа «Тем временем», 28 февраля 2005 года) высказали две противоположные точки зрения: политкорректность пришла на смену морали, и мораль может иметь только религиозную основу, то есть вытекать из религиозного сознания, которое возникло вместе с сознанием вообще; политкорректность искусственна, она может провоцировать экстремизм (например, в гендерных или конфессионных отношениях). О том, как калечат язык в Америке в угоду вульгарно и поверхностно понимаемой политкорректности, пишет Т.Толстая в эссе «Политическая корректность».
Соединение толерантности и политкорректности возможно при условии принятия такой модели отношений: не желай, не говори другому того, чего ты не желаешь себе; не поступай с другим так, как ты не хочешь, чтобы поступили с тобой. Это и есть терпимость. В украинской жизни, по мнению А. Смирнова, наблюдается скорее не политкорректность, а избыток «политхамства». Репутационные проблемы власти – это прежде всего проблемы интолерантного сознания.
К терпимости близка эмпатия, но в политических отношениях чувства значимы менее всего. Исключение – чувство тщеславия. Тщеславный, по определению В.И. Даля, «кто жадно ищет славы мирской или суетной, стремится к почёту, к похвалам, требует признания мнимых достоинств своих, делает добро не ради добра, а ради похвалы, почёта и внешних знаков почестей». Другие скрываемые, но сильные чувства – зависть и честолюбие.
В ходе практической работы было проведено анкетирование молодых людей в возрасте от 17 до 20 лет. Именно в этом возрасте, как нам показалось, молодые люди являются наиболее активными пользователями информационных ресурсов среди молодёжи, таких как: книги, интернет, телевидение, журналы.
Для выявления наиболее популярного ресурса были заданы следующие вопросы:
1. «Какими источниками информации вы чаще всего пользуетесь?» Ответы распределились таким образом: 0% пользуются библиотекой, 10% - газетами, журналами, 15% получают информацию благодаря родственникам и друзьям, 25% с помощью телевидения, 50% используют Интернет.
2. Какую информацию вы чаще
всего ищите в различных
10% - учебную, познавательную; 15% - о событиях в стране, за рубежом; 35% - развлекательную, 30% - музыку, 10% - другую (бытовая информация).
3. Как вы работаете с получаемой информацией?
15% использует полученную информацию целиком, 55% критически относится к информации и использует только то, что считает необходимым, 30 % собирает информацию из разных источников и соединяете в собственную.
4. Оцените по пятибалльной шкале
каждое из своих умений
Поиск информации: 5 – 40%, 4 – 35%, 3 – 15%, 2 – 10%.
Оценка и отбор информации: 5 – 35%, 4 – 30%, 3 – 25%, 2 – 10%
Представление информации: 5 – 30%, 4 – 40%, 3 – 30%.
Далее группа вопросов касалась отдельных ресурсов, первым из которых стал Интернет:
70% - Дома; 10% - в школе/университете, 15% - у друзей, 5% - в интернет-клубе;
Да – 20%, в большей мере – 25%, в меньшей мере – 35%, нет – 20%.
Среди наиболее запомнившихся ответов были «Интернет - такая же важная сфера моей жизни, как школа, друзья, без которой моя жизнь была бы неинтересной», «Интернет - источник информации, которым удобно иногда пользоваться», «Интернет – просто развлечение», «Я был бы рад жить без Интернета, но в современных условиях это невозможно».
Что вы обычно делаете, выходя в Интернет?
15% - находят нужную информацию, 25% - играют в игры, 40% - общаются, 20% - «бродят» по Интернету в поисках интересного.
Ещё одним из интересующих нас информационных ресурсов стали книги:
На вопрос: «Если вы не находите нужную литературу в своей библиотеке, то…» ответы распределились таким образом:
30% - идут в библиотеку Автограда, 15% - пользуются библиотекой по месту жительства, 20% - покупают литературу, 35% - обходятся без библиотеки.
Отвечая на вопрос о том, какие учреждения (кроме библиотек) содержат информационные ресурсы, 15% - ничего не смогли назвать, 45% - назвали Интернет. Около 20% - книжные магазины, 20% – музеи. Вероятно, зная и многие другие подобные учреждения, молодёжь не ассоциирует их с информационными.
Проведенное исследование показало, что уровень опрошенной молодёжи остаётся на когнитивном уровне использования Интернета и значительно не высоком уровне использования книжной литературы.
Заключение
Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.
Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.
Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Она включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т. Д. Существенный элемент информационной культуры – владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми – важный признак человека информационного общества.
Овладение информационной культурой – путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли.
Список литературы:
Одобрена решением Государственной комиссии по информатизации при
Государственном комитете Российской Федерации по связи и
информатизации от 28 мая 1999 г. № 32
Интернет ресурсы:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Когнитивный уровень (знания, умения) |
Эмоционально-ценностный уровень |
Поведенческий уровень |
|
1. Содержание информационных 2. Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания. 3.Предпочтительность каналов
получения необходимой 4. Степень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности. 5. Отношение к девиантному поведению в Интернете. |
1. Способы поиска и каналы 2. Интенсивность обращения
к различным источникам 3. Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности. 4. Способы распространения новой информации. 5. Степень включенности в Интернет-сообщество. 6. Формы деятельности в Интернете. |
Информация о работе Информационная культура в международных отношениях