Информационная культура в международных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является ознакомление с особенностями информационной культуры как элемента цивилизационного общества, воздействующей на различные стороны общественной жизни как в России, так и в обществе в целом.


Задачи:
Сформировать знание об истории информационной культуре и самом понятии «информационная культура».
Выявить, что является информационной культурой личности.
Ознакомиться с особенностями информационного общества.
Показать влияние СМИ в наше время.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Понятие информационной культуры как элемента цивилизационного общества……………………………………………….…………………………... 5
История информационной культуры………………………………………... 6
Информационная культура личности……………………………………… 7
Информационная грамотность………………………………………………. 9
Особенности информационного общества………………………………… 12
Глава II. Информационная культура в международных отношениях……….15
Российский путь к информационному обществу…………………………..15
Влияние СМИ на международное сознание………………………………. 18
Терпимость. Толерантность. Политкорректность………………………… 19
Анкетирование молодёжи 17-20 лет с целью выявления их взаимодействия с информационными ресурсами…………..………………22
Заключение………………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая Касаткин 3 курс.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Термин политкорректность начал использоваться в конце 80-х годов прошлого века и имел гуманитарную цель – способствовать социально комфортному существованию людей разных национальностей, верований, социального статуса, убеждений в мультикультурном обществе. Этическая составляющая понятия политкорректность достаточно аморфна. Если это искусственное согласие противоречий, то политкорректность ассоциируется с дипломатической вежливостью; если политкорректность призвана сохранить мораль, – то можно говорить о её функциональной общности с толерантностью.

Участники теледискуссии о политкорректности (программа «Тем временем», 28 февраля 2005 года) высказали две противоположные точки зрения: политкорректность пришла на смену морали, и мораль может иметь только религиозную основу, то есть вытекать из религиозного сознания, которое возникло вместе с сознанием вообще; политкорректность искусственна, она может провоцировать экстремизм (например, в гендерных или конфессионных отношениях). О том, как калечат язык в Америке в угоду вульгарно и поверхностно понимаемой политкорректности, пишет Т.Толстая в эссе «Политическая корректность».

Соединение толерантности и политкорректности возможно при условии принятия такой модели отношений: не желай, не говори другому того, чего ты не желаешь себе; не поступай с другим так, как ты не хочешь, чтобы поступили с тобой. Это и есть терпимость. В украинской жизни, по мнению А. Смирнова, наблюдается скорее не политкорректность, а избыток «политхамства». Репутационные проблемы власти – это прежде всего проблемы интолерантного сознания.

К терпимости близка эмпатия, но в политических отношениях чувства значимы менее всего. Исключение – чувство тщеславия. Тщеславный, по определению В.И. Даля, «кто жадно ищет славы мирской или суетной, стремится к почёту, к похвалам, требует признания мнимых достоинств своих, делает добро не ради добра, а ради похвалы, почёта и внешних знаков почестей». Другие скрываемые, но сильные чувства – зависть и честолюбие.

 

  1. Анкетирование

В ходе практической работы было проведено анкетирование молодых людей в возрасте от 17 до 20 лет. Именно в этом возрасте, как нам показалось, молодые люди являются наиболее активными пользователями информационных ресурсов среди молодёжи, таких как: книги, интернет, телевидение, журналы.

Для выявления наиболее популярного ресурса были заданы следующие вопросы:

1. «Какими источниками информации вы чаще всего пользуетесь?» Ответы распределились таким образом:  0% пользуются библиотекой, 10% - газетами, журналами,  15% получают информацию благодаря родственникам и друзьям, 25% с помощью телевидения, 50% используют Интернет.

2. Какую информацию вы чаще  всего ищите в различных источниках  информации?

10% - учебную, познавательную; 15% - о событиях в стране, за рубежом; 35% - развлекательную, 30% - музыку, 10% - другую (бытовая информация).

3. Как вы работаете с получаемой  информацией?

15% использует полученную информацию целиком, 55% критически относится к информации и использует только то, что считает необходимым, 30 % собирает информацию из разных источников и соединяете в собственную.

4. Оцените по пятибалльной шкале  каждое из своих умений работать  с информацией (5 – умею работать  с информацией; 4 – умею выполнять  основные действия; 3 – работа  с информацией вызывает у меня  затруднения; 2 – мне трудно работать с информацией; 1 – не умею работать с информацией)

Поиск информации: 5 – 40%, 4 – 35%, 3 – 15%, 2 – 10%.

Оценка и отбор информации: 5 – 35%, 4 – 30%, 3 – 25%, 2 – 10%

Представление информации: 5 – 30%, 4 – 40%, 3 – 30%.

Далее группа вопросов касалась отдельных ресурсов, первым из которых стал Интернет:

  1. Где вы можете получить доступ в Интернет?

70% - Дома; 10% - в школе/университете, 15% - у друзей, 5% - в интернет-клубе;

  1. Доверяете ли вы информации полученной в Интернете?

Да – 20%, в большей мере – 25%, в меньшей мере – 35%, нет – 20%.

  1. Какую роль в вашей жизни играет Интернет?

Среди наиболее запомнившихся ответов были «Интернет - такая же важная сфера моей жизни, как школа, друзья, без которой моя жизнь была бы неинтересной», «Интернет - источник информации, которым удобно иногда пользоваться», «Интернет – просто развлечение», «Я был бы рад жить без Интернета, но в современных условиях это невозможно».

Что вы обычно делаете, выходя в Интернет?

15% - находят нужную информацию, 25% - играют в игры, 40% - общаются, 20% -  «бродят» по Интернету в поисках интересного.

Ещё одним из интересующих нас информационных ресурсов стали книги:

 На вопрос: «Если вы не находите нужную литературу в своей библиотеке,  то…»  ответы распределились таким образом:

30% - идут в библиотеку Автограда, 15% - пользуются библиотекой по  месту жительства, 20% - покупают литературу, 35% - обходятся без библиотеки.

Отвечая на вопрос о том,  какие учреждения  (кроме библиотек)  содержат информационные ресурсы, 15% - ничего не смогли назвать, 45% - назвали Интернет. Около 20% - книжные магазины, 20% –  музеи.  Вероятно, зная и многие другие подобные учреждения, молодёжь не ассоциирует их с информационными.

Проведенное исследование показало, что уровень опрошенной молодёжи остаётся на когнитивном уровне использования Интернета и значительно не высоком уровне использования книжной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Она включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т. Д. Существенный элемент информационной культуры – владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми – важный признак человека информационного общества.

Овладение информационной культурой – путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. 1. Антонова, С.Г. Информатизация и информационная культура личности [Текст] / С.Г.Антонова // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Международная научная конференция. Краснодар - Новороссийск - 11-16 сентября - 1996. – С. 50-51.
  2. Виноградов В.А., Скворцов Л.В. Создание информационной культуры для Европы. Доклад на VI конференции ЕКССИД, 23-25 марта 1991 г. Кантербери, Великобритания // Теория и практика обществ.-научн. информатики. - 1991 - № 2 - с. 5-29
  3. Гендина Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // Открытое образование. 2007. № 5(64). С. 58—69
  4. Гендина  Н. И. и др. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008
  5. Гиляревский, Р.С. Информационная культура в высшей школе (Текст) / Р.С. Гиляревский // НТИ. Сер. 1 – 2007. - №2. – С.18. – 22.
  6. Готовность России к информационному обществу: Оценка возможностей и потребностей широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий. Под общ. Ред. Т. В. Ершовой. — М.: Институт развития информационного общества. — 2001.
  7. Громова О. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке// Библиотека в школе – первое сентября.-2006.-№17
  8. Информационная грамотность: международные перспективы / Под Ред.  Хесуса Лау. М: Секция информационной грамотности ИФЛА, 2010
  9. Информационная культура личности [Текст]: библиографический указатель /сост. Н. В. Денисова; НБ КемГУКИ. Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006. -90 с.
  10. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее (Текст): тезисы докладов Международной научной конференции (Краснодар – Новороссийск, 11 – 14 сент. 1996г.).-Краснодар, 1996. - 490с.
  11. Информационная политика: Учебник/ Под общ. ред. В.Д.Попова. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - с. 38.
  12. Концепция формирования информационного общества в России

      Одобрена решением Государственной комиссии по информатизации при

      Государственном комитете Российской Федерации по связи и

      информатизации от 28 мая 1999 г. № 32

  1. Коряковцева, Н. А. Хрестоматия по информационной культуре / Н. А. Коряковцева ; отв. ред. О. Р. Бородин. – М. : Либерея–Бибинформ, 2007. - 144 с.
  2. Культура и образование в информационном обществе (Текст): материалы междунар. науч. конф. (г. Краснодар, 16 – 18 сентября 2003 г.). – Краснодар, 2003. – С. 82 – 84.
  3. Материалы Конференции «Крым–2004». – ГПНТБ России, Ассоциация ЭБНИТ
  4. Минкина В.А. Формирование информационной культуры личности: роль библиографа // Мир библиографии. – 1998. – № 4.
  5. Мозолин В.П. О некоторых проблемах телекоммуникационного обучения // Информатика и образование, 2000 №2, с.89—90
  6. Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура (Текст): материалы междунар. науч. конф. (г. Краснодар, 16 – 18 сентября 2002 г.). – Краснодар, 2002. – С. 112 – 116.
  7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
  8. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. 287 с.
  9. Ричард Льюис Д. Деловые культуры  в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ.-М.: Дело, 1999 – С. 40
  10. 4. Силаева, Е.Г. Методологические основы взаимосвязей информационной культуры личности и общества [Текст] /  Е.Г. Силаева //Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Международная научная конференция. Краснодар: - Новороссийск - 11-16 сентября 1996. - С. 10-12.
  11. Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. 1994. № 1. С. 2-7.
  12. Сухина В.Ф. Человек в мире информатики. М.: Радио и связь. - 1992 - 111 С
  13. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. – С. 375.
  14. Философский словарь. Под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина, изд. 2-е M., 1968, стр. 390.
  15. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Под. Ред. Н.И.
  16. Шрейдер Ю.А. Проблемы развития инфосферы и интеллект специалиста // Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск: Наука,1988.
  17. ALA (1989). Presidential Committee on Information Literacy. Final Report. Chicago: America

Интернет ресурсы:

    1. GUIDELINES ON INFORMATION LITERACY FOR LIFELONG LEARNING / Chair, Information Literacy Section / IFLA , 2006 // http://archive.ifla.org
    2. Словари и энциклопедии на Академике - http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/6950.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Когнитивный уровень (знания, умения)

Эмоционально-ценностный уровень 
(установки, оценки, отношения)

Поведенческий уровень 
(реальное и потенциальное поведение)

  1. Интернет-грамотность
  2. Навыки обращения с информацией:
  • умение организовать поиск необходимой информации;
  • умение работать с отобранной    информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям;
  • умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики.

1. Содержание информационных потребностей  и интересов.

2. Мотивы обращения к  различным источникам информации и связанные с этим ожидания.

3.Предпочтительность каналов  получения необходимой информации.

4. Степень удовлетворения  информационных потребностей, самооценка  информационной компетентности.

5. Отношение к девиантному  поведению в Интернете.

1. Способы поиска и каналы получения  необходимой информации.

2. Интенсивность обращения  к различным источникам информации  и их характеристика.

3. Применение полученной  информации в различных сферах  своей деятельности.

4. Способы распространения  новой информации.

5. Степень включенности  в Интернет-сообщество.

6. Формы деятельности  в Интернете.


 


Информация о работе Информационная культура в международных отношениях