Информационная культура в международных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является ознакомление с особенностями информационной культуры как элемента цивилизационного общества, воздействующей на различные стороны общественной жизни как в России, так и в обществе в целом.


Задачи:
Сформировать знание об истории информационной культуре и самом понятии «информационная культура».
Выявить, что является информационной культурой личности.
Ознакомиться с особенностями информационного общества.
Показать влияние СМИ в наше время.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Понятие информационной культуры как элемента цивилизационного общества……………………………………………….…………………………... 5
История информационной культуры………………………………………... 6
Информационная культура личности……………………………………… 7
Информационная грамотность………………………………………………. 9
Особенности информационного общества………………………………… 12
Глава II. Информационная культура в международных отношениях……….15
Российский путь к информационному обществу…………………………..15
Влияние СМИ на международное сознание………………………………. 18
Терпимость. Толерантность. Политкорректность………………………… 19
Анкетирование молодёжи 17-20 лет с целью выявления их взаимодействия с информационными ресурсами…………..………………22
Заключение………………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая Касаткин 3 курс.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

В этой работе под информационной грамотностью понимается «наличие знаний и умений, требуемых для правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы; эффективного поиска информации; ее организации и реорганизации; интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из Интернета); оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией; при необходимости передачи и представления результатов анализа и интерпретации другим лицам; последующего применения информации для осуществления определенных действий и достижения определенных результатов».

В России обучение умениям и навыкам работы с информацией имеет глубокие исторические корни. Накоплены богатые традиции и опыт работы школ, колледжей, вузов и библиотек по информационной подготовке. Хорошо известен в России и международный опыт. Признаны и одобрены идеи ИФЛА и ЮНЕСКО по обучению информационной грамотности. Вместе с тем в России получили развитие идеи формирования информационной культуры личности.

Появившись в сфере библиотечного и книжного дела, понятие информационной культуры по мере своего развития вбирало в себя знания из целого ряда наук: теории информации, кибернетики, информатики, семиотики, документалистики, философии, логики, культурологии, лингвистики и др. В настоящее время информационную культуру все чаще трактуют как особый феномен информационного общества.

Таким образом, можно выделить критерии информационной грамотности:

• умение адекватно формулировать свою потребность в информации;

• эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;

• перерабатывать информацию и создавать качественно новую;

• вести индивидуальные информационно-поисковые системы;

• адекватно отбирать и оценивать информацию;

• способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.

  1. Особенности информационного общества.

В информационном обществе главным ресурсом является информация, это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, обработкой и передачей информации.

В качестве критериев развитости информационного общества можно перечислить следующие:

  • наличие компьютеров,
  • уровень развития компьютерных сетей
  • доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.

Однако, следует отметить, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.

Одним из основных шагов на пути создания информационного общества является внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для «людей во всех уголках Земного шара». Их распространение должно сопровождаться соответствующим уровнем преподавания информационной грамотности, без которого люди не смогут пользоваться этими технологиями. По-прежнему продолжается работа над поиском путей удовлетворения потребностей в информационной грамотности тех людей, которые не являются составной частью информационного общества. Как писал Гари Горман (Gary E. Gorman) (2003) в своей работе, посвященной вопросам устойчивого развития и информационной грамотности, «лучше сосредоточиться на обучении людей пользованию информацией, к которой они имеют простой и регулярный доступ, будь то печатная брошюра государственного учреждения, радиопрограмма, газета или что-то другое, что имеется в наличии на местном уровне». В библиотеках, где уже есть доступ к ИКТ, возникает необходимость пересмотреть подходы к определению самого понятия информационной грамотности и программ обучения.

Формирование информационного общества существенно отразится на повседневной жизни людей. О том, насколько глубокими будут эти изменения, можно только догадываться. Так, массовое внедрение телевидения в 60-70-х годах XX века существенно изменило быт людей, причем не только е лучшую сторону. С. Одной стороны, у миллионов людей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой – сократилось живое общение, стало больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения. Недавнее достижение Интернет-технологий – поход за покупками реальных товаров в виртуальный Интернет-магазин – может развиться в информационном обществе вплоть до ликвидации современной системы торговли.

Отличительным признаком информационного общества является свобода доступа к информации и свобода ее распространения. Это способствует совершенствованию демократических процедур, повышению деловой активности, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению прав потребителей. Это также предотвращает угрозу олигархизации экономики, сращивания бюрократии с неэффективными монополистическими структурами, ставит заслон деградации хозяйства и коррупции.

Очевидно, что только опираясь на полную и достоверную информацию можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности. Информационное общество несет в себе большой потенциал для совершенствования устройства государства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для значительного повышения эффективности производства, для развития сложных услуг и образования, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию. [6, С.78]

Глава 2.

Информационная культура в международных  отношениях.

  1. Российский путь к информационному обществу

В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности.

Российский путь к информационному обществу определяется, как и для других государств, ее сегодняшними политическими, социально-экономическим и социально-культурными особенностями.

К таким особенностям следует отнести:

• нестабильность политического и экономического положения в стране, не позволяющая государству быстро и эффективно решать экономические и организационные проблемы обеспечения перехода к информационному обществу, рассчитанного на длительную перспективу;

• возрастающий уровень регионализации страны, снижение уровня и возможностей централизованного управления, возрастание степени воздействия, в том числе и финансового, местных органов власти на ход процессов информатизации;

• экономические условия, характерные для переходной экономики России: отсутствие свободных инвестиций для финансирования программ и проектов, реализующих стратегию перехода к информационному обществу, существенное падение объемов производства и прежде всего в высокотехнологичных отраслях, общий застой в экономической деятельности и значительное снижение уровня жизни населения;

• снижение потребности в информации в государственном секторе экономики и рост информационных потребностей населения и общества в целом в общественно значимой политической, экономической и социальной информации, в том числе порождаемой государственными и негосударственными организациями;

• недостаточно высокий (по сравнению с развитыми странами) уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и промышленного производства информационных средств, продуктов и услуг, отсутствие у государства средств для их модернизации и расширения;

• вялое проведение рыночных реформ в экономики страны в целом и динамичное развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных средств, технологий, продуктов и услуг;

• предельно высокий уровень монополизации средств массовой информации, слабая подконтрольность обществу системы формирования общественного сознания;

• опережающее, сравнимое по темпам роста с развитыми странами, создание различных систем связи – каналы передачи информации, коммутирующие комплексы, средства связи и т.д. – и индустрии предоставления информационных услуг;

• наличие, в основном, высокого научного, образовательного и культурного потенциала, созданного в СССР и еще сохраняющегося в России;

• сравнительно дешевая интеллектуальная рабочая сила, которая еще способна ставить и решать сложные научно-технические проблемы, движущей силой которой в большой степени является энтузиазм.

 Рассмотренные выше политические и социально-экономические условия, в которых еще порядка 10-15 лет будет происходить переход России к информационному обществу, существенно отличаются от условий, характерных для развитых стран и, следовательно, требуют определения пути, свойственного только России, однако учитывающего накопленный мировой опыт. Этот опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем от начального рубежа, определяемым сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями.

В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991—1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994—1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, — этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002—2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах.

 

  1. Влияние СМИ на международное сознание.

СМИ находятся, в подавляющем большинстве своем, в руках политиков и сильных мира сего. И каждый из них преследует свои интересы. В настоящее время СМИ являются настолько мощным инструментом по влиянию на подсознание людей, а отсюда и по формированию их поведения. Велика роль СМИ, масс-медиа, и в формировании тех или иных взаимоотношений между странами и народами.

По мнению специалиста, американский журнал «US news and world report», старшего редактора Уоррена СТРОУБЛА «СМИ не формируют внешнюю политику. Но в наш информационный век внешнюю политику невозможно формировать без СМИ».

Но что мы видим сегодня не в теории, а вокруг нас, в реальной жизни?

Средства массовой информации, особенно электронные, давно превратились преимущественно в оружие массового психопрограммирования. Применяется главным образом не метод убеждения и логики, основанные на законе свободной воли, а тотальная гипнотизация, воздействие на подсознание, т.е. внушение.

В числе наиболее значимых функций современных СМИ многие эксперты называют формирование массового сознания (идеологическое или социально ориентированное). Оно включает в себя широкий спектр воздействия – сообщение о фактах, событиях, манипуляция общественным мнением, воздействие на ценности, идеалы, мировоззрение аудитории.

Разоблачительная или «исследовательская» журналистика стала девизом многих изданий. Нередко ради достижения своих целей они не гнушаются сомнительными источниками и слухами. В этом плане, — утверждают специалисты в области масс-медиа, не являются исключением и российские СМИ, зачастую падкие на сенсации, стремящиеся «взорвать бомбы», раскрывая одновременно коррупцию, должностные злоупотребления, обман избирателей и падение политической морали в коридорах власти. Многие из них задают тон в публичных дискуссиях и спорах, доводят наиболее актуальные проблемы и темы, скандалы и аферы до общественности.

Сейчас западные СМИ изо всех сил настраивают против правящих режимов в Сирии и Иране. И они, возможно, того заслуживали бы, если бы не те враждебные силы, которые намеренно провоцируют власти назначенных Западом на ответ насилием на насилие.

  1. Толерантность. Терпимость. Политкорректность.

Толерантность – одно из ключевых понятий, на которое стремится опереться общество, осваивающее демократические принципы во взаимодействии друг с другом, с властью, с носителями иных взглядов.

Между тем, есть серьёзные проблемы как в освоении самого понятия толерантности, так и в организации коммуникативного пространства, в котором принципы толерантности продолжают оставаться не освоенными.

Философы, социологи, политологи, конфликтологи, лингвокультурологи признают, что толерантность – сложная и противоречивая категория, по-разному осознаваемая и толкуемая в разных культурах, в разные исторические периоды и разными слоями общества.

Для политиков терпимость – и излишняя, и недостижимая добродетель, чаще всего оцениваемая как слабость. Уже это обстоятельство даёт основание для осторожного отношения к идентификации толерантности через терпимость. Более того, культивирование одного семантического показателя не способствует сближению социальных событий, фактов политической жизни с этическими оценками. Самый убедительный аргумент к сближению был дан ещё Ж.-Ж. Руссо: «Всё, что является нравственным злом, является злом и в политике». Однако этим аргументом политики пользуются с большой неохотой и избирательно. Политическая толерантность – наиболее сложное понятие. «Политика не является точной наукой», – говорил Бисмарк. Толерантность в политике скорее виртуальное, желаемое состояние, чем реальное, и вряд ли толерантность является составляющей формулы власти. Политика – это борьба за чужие ресурсы и сферы влияния. Экспансия такого рода и толерантность едва ли могут быть совместимы. Для политических действий характерна дистанция между скрываемым от общественности и явленным ей, между словом и делом. Если демократические процессы будут связываться с возрастанием роли гражданского общества и формированием цивилизованной оппозиции (пока ещё никто не знает формата оппозиции), такого рода дистанция естественным образом будет сокращаться, и шансы толерантной политики могут увеличиться.

Информация о работе Информационная культура в международных отношениях