Информационная культура в международных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является ознакомление с особенностями информационной культуры как элемента цивилизационного общества, воздействующей на различные стороны общественной жизни как в России, так и в обществе в целом.


Задачи:
Сформировать знание об истории информационной культуре и самом понятии «информационная культура».
Выявить, что является информационной культурой личности.
Ознакомиться с особенностями информационного общества.
Показать влияние СМИ в наше время.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Понятие информационной культуры как элемента цивилизационного общества……………………………………………….…………………………... 5
История информационной культуры………………………………………... 6
Информационная культура личности……………………………………… 7
Информационная грамотность………………………………………………. 9
Особенности информационного общества………………………………… 12
Глава II. Информационная культура в международных отношениях……….15
Российский путь к информационному обществу…………………………..15
Влияние СМИ на международное сознание………………………………. 18
Терпимость. Толерантность. Политкорректность………………………… 19
Анкетирование молодёжи 17-20 лет с целью выявления их взаимодействия с информационными ресурсами…………..………………22
Заключение………………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая Касаткин 3 курс.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

 


 


Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………… 3

Глава I. Понятие информационной культуры как элемента цивилизационного общества……………………………………………….…………………………... 5

    1. История информационной культуры………………………………………... 6
    2. Информационная   культура личности……………………………………… 7
    3. Информационная грамотность………………………………………………. 9
    4. Особенности информационного общества………………………………… 12

Глава II.   Информационная культура в международных отношениях……….15

    1. Российский путь к информационному обществу…………………………..15
    2. Влияние СМИ на международное сознание………………………………. 18
    3. Терпимость. Толерантность. Политкорректность………………………… 19
    4. Анкетирование молодёжи 17-20 лет с целью выявления их  взаимодействия с информационными ресурсами…………..………………22

Заключение………………………………………………………………………..25

Список литературы……………………………………………………………….27

Приложение……………………………………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с развитием информационного общества – общества, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью.

Процесс информатизации общества непрерывен во времени, и не имеет ограничений в областях деятельности человечества, ни в политике, ни в экономике, ни в семейной жизни.

Объектом работы являются международные отношения, их особенности, информационное общество и отдельный человек.

Предметом работы является влияние информации на общество, личность человека и взаимоотношения разных стран.

Актуальность данной темы обусловлена зависимостью результата взаимодействия между государствами мира в самых разных сферах человеческой деятельности от информационной культуры, как  отдельного человека, так и общества в целом.

Современный человек живет в цивилизованном обществе, а цивилизованное общество немыслимо без культуры общения, культуры взаимоотношений в самых разных областях человеческой деятельности, культуры информационного обмена как внутри своей страны, так и между странами.

Целью курсовой работы является ознакомление с особенностями информационной культуры как элемента цивилизационного общества, воздействующей на различные стороны общественной жизни как в России, так и в обществе в целом.

 

 

Задачи:

  1. Сформировать знание об истории информационной культуре и самом понятии «информационная культура».
  2. Выявить, что является информационной культурой личности.
  3. Ознакомиться с особенностями  информационного общества.
  4. Показать влияние СМИ в наше время.
  5. Обозначить проблему угрозы манипуляции сознанием в международных отношениях.
  6. Проанализировать информационную культуру молодёжи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.

Понятие информационной культуры как элемента цивилизационного общества.

 

Понятие «информационная культура» характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг.

В настоящее время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.

В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

В узком смысле – оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.

 

  1. История информационной культуры.

Точкой отсчета логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры.

Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры – документный. В ее состав вошла культура общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.

Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы.

Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.

В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.

 

  1. Информационная культура личности.

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Главным сегодня в информации является то,  что на нее перестали смотреть,  как на нечто второстепенное.  Приходит осознание,  что качество жизни все в большей степени зависит от информации и ее использования.

В современном обществе судьба каждого конкретного человека во многом зависит от его информационной культуры, и в будущем эта зависимость будет возрастать.

Важность формирования информационной культуры личности вполне осознана,  о чем свидетельствуют различные конференции и возросшее число публикаций.  Осознав эту проблему как междисциплинарную,  к ее исследованию подключились представители многих областей знаний: библиотекари,  специалисты по информатике,  культурологи,  социологи,  философы.  Однако, объединенные общими интересами,  они рассматривают разные явления. «Библиотекари в понятие информационной культуры личности привычно вкладывают читательские умения и навыки.

Специалисты по информатике связывают ее с компьютерной грамотностью и умением работать в электронных сетях.  Социологи считают,  что проявлением информационной культуры является ориентация человека в быстро меняющихся социальных условиях,  способность адаптироваться к ним, критически и самостоятельно оценивая поступающую информацию.  Культурологи и философы подходят к проблеме наиболее широко:  информационная культура видится ими как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества» [16, С. 21].

Реальное повышение уровня информационной культуры в регионе и в обществе в целом возможно лишь при организации специального информационного образования.  Средством формирования информационной культуры личности должен стать разработанный специалистами в соответствии со всеми методическими требованиями курс  «Основы информационной культуры личности», включенный в учебный процесс образовательных учреждений в качестве обязательного. Главная цель курса  «Основы информационной культуры личности» –  подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества.  И здесь важной задачей является формирование информационного мировоззрения личности – «системы обобщенных взглядов на информацию,  информационные ресурсы,  информационные системы,  информационные технологии,  информатизацию, информационное общество и место человека в нем,  на отношения людей к окружающей информационной среде,  а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности»[25, С.375].

Также выделяют 3 уровня реализации информационной культуры личности: 

1. когнитивный уровень – знания и умения;

2. эмоционально-ценностный – установки, оценки, отношения;

3. поведенческий – реальное и потенциальное поведение.

Каждый из этих уровней представлен рядом показателей (см. Приложение 1 – С. 31).

  1. Информационная грамотность.

В современном мире становится все труднее ориентироваться в потоке информации. Возникает потребность в оптимизации ее поиска и отбора, а значит, важным делом в учебной, исследовательской деятельности становится овладение высокой информационной грамотностью.

Нельзя сказать, что понятие информационной грамотности не имеет определения. Более того, столько сил и средств было потрачено на поиск толкования этого термина, что в 2003 г. Эдвард Овусу-Анса (Edward Owusu-Ansah) призвал поставить точку в этих поисках и перейти к практической работе и преподаванию информационной грамотности как таковой.

Из всех определений информационной грамотности, встречающихся в литературе, самым цитируемым является то, которое предложила в 1989 г. Американская библиотечная ассоциация (ALA): «Информационно грамотным является человек, который в состоянии понимать, когда ему нужна информация, уметь находить, оценивать и эффективно использовать эту информацию» [8, С.27].

Впервые понятие «информационная грамотность» и соответствующий термин «Information Literacy» были введены в 1977 г. В США и использованы в национальной программе реформы высшего образования. В развитие концепции информационной грамотности внесли большой вклад Американская библиотечная ассоциация (ALA) и Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA).

В 2002 году в ходе 68-й сессии Генеральной конференции и Совета ИФЛА было объявлено о создании Секции по информационной грамотности, задачей которой стало выявление стандартов информационной грамотности, сформировавшихся в разных библиотеках и странах, и создание международного стандарта по информационной грамотности.

В 2006 году в рамках Всемирного библиотечного и информационного конгресса – 72-й сессии Генеральной конференции и Совета ИФЛА – прошел Открытый форум ЮНЕСКО, на котором было объявлено о создании стратегического альянса между ИФЛА и ЮНЕСКО для реализации решений Всемирного саммита по информационному обществу (WSIS), в том числе – решения проблем информационной грамотности.

В 2006 году вышло в свет «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни», подготовленное Председателем Секции по информационной грамотности ИФЛА Хесусом Лау, в которой обобщается и анализируется гигантский массив знаний по данной проблематике, накопленный Секцией за время ее работы.

Информация о работе Информационная культура в международных отношениях