Информационная культура в контексте информатизации общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — культурологический анализ сущности, содержания, развития и функционирования информационной культуры, ее места и значимости в информатизации культуры — важнейшего аспекта информатизации общества.
Выполнение данной цели будет осуществляться через поэтапную реализацию следующих задач:
рассмотреть основные подходы к исследованию информационной культуры в условиях информатизации общества;
провести анализ информатизации, как внутренней позиции культуры, с определения функций, обоснованием степени влияния на качество культуры;
выявить сущность, содержание, и функционирования информационной культуры, как важнейшей составляющей процесса информатизации;
определить роль человека в информационной культуре и тенденции ее развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Сущность информатизации общества и его культуры 5
1.1 Основные подходы, посвященные изучению информационной культуры в условиях информатизации общества 5
1.2 Информатизация как фактор трансформации современной культуры 8
ГЛАВА II Информационная культура — феномен информатизации общества 13
2.1 Сущность и содержание информационной культуры 13
2.2 Информационная культура и развитие личности 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 82.50 Кб (Скачать)

Исследование негативного воздействия информационной технологии на личность является важнейшим условием анализа роли рациональной составляющей сегодняшнего сознания человека. Абсолютизация рационализма в сознании и деятельности, в конечном счете, приводит к формированию технократического мышления личности. Это может привести к потере индивидуальности и снижению общекультурного уровня личности, к дегуманизации труда и манипуляции людьми.

Г.В. Белов отмечает, что еще относительно недавно развитие общества характеризовалось как социокультурное, однако сегодня оно выглядит скорее как технократическое. Духовный, интеллектуальный потенциал общества все более идентифицируется с информационным, вызывая изменения в культуре, языке, образе жизни и даже в мышлении. Информация и информированность личности стали подменять ее знания, человеческие способности осмысления и решения проблем. Спонтанные эмоции и амбиции заменяют интеллектуальные чувства, творческие переживания, сочувствие и сотрудничество в проблемных ситуациях. [21, c 376]

В современных условиях возникает  противоречие между потребностями  общества в культурно развитой личности и теми объективными процессами в  обществе, которые не только не способствуют, но даже затрудняют это развитие. Формируется  техницистское мышление, лежащее в лоне технократом. «Техницизм, — писал Ортега-и-Гассет, — не зря считается одним из атрибутов «современной культуры», то есть культуры, которая вбирает лишь те знания, что приносят материальную пользу» [22, c 89].

Техницизм — это мировоззренческий нейтралитет, образ и стиль жизни и мышления, который превращает жизнь человека — потенциального творца — в пожизненного исполнителя чужой воли, лишает его возможности самосозидания, строительства своей жизни и деятельности в соответствии со свободной волей, освобождает личность от ответственности за свое поведение и деятельность.

Было бы простой утопией  игнорировать развитие техники и  ее воздействие на человека и общество в целом, поскольку она представляет собой материальное средство человеческой деятельности, а, следовательно, и культуры. Технизированная культура является псевдокультурой, калечащей человека, не дающей ориентира в его деятельности, имеющей антигуманный характер. Именно такую культуру имел в виду А. Швейцер, когда писал: «для нас сейчас быть культурным человеком означает оставаться человеком, несмотря на состояние современной культуры» [30, 331].

Пассивное потребление информации по радио, телефону, аудио, телевидению, компьютеру все больше вытесняет активные формы творчества, досуга, познания, формирует жесткость мышления, лишает людей непосредственного общения друг с другом, сужает персональное пространство, ведет к отчуждению, к потере межличностного общения. Наше общение было бы более эффективно, будь оно менее рационализировано. Коренные изменения в техносфере требуют изменений в мышлении и поведении людей. «Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь, для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя», писал Н. Винер[4, c 43].

В.А. Кутырев исходит из положения о том, что в условиях функционировании информационной культуры люди начинают существовать как бы в двух разных мирах. Одни из них ориентированы на природу и культуру, другие — на информационную технологию. Культура опирается на естественное, технический мир — на искусственное. Между этими мирами идет борьба, в результате которой состояние природы и состояние культуры терпят поражение от экспансии техники. «Окружающая среда становится преимущественно искусственной, информационной и, соответственно, внутренняя духовная жизнь человека — тоже. Она рационализируется и технологизируется. Вера, надежда, любовь, честь, совесть, долг, прекрасное, трагическое и другие внерациональные, неисчисляемые проявления жизни вытесняются на периферию, а обозначающие их слова становятся странными и малопонятными» [16, c 23-24].

Технологии имеют разные области приложения. Если одни применяются  в производстве, то другие для развлечения, искусства. Второй тип называется технологией культуры, которую в современном ее значении можно назвать тектурой. В мире, где господствующее положение занимают высокие технологии, тектура является «культурой» искусственного мира, технологического человека, потерявшего связь с природой, живущего в мире искусственной реальности, которая окружает его извне и пронизывает его изнутри. На смену традиционной культуре приходит технос — «чисто искусственная реальность. Не только природа, но и связанная с объемами и земным притяжением искусственная среда отступает на второй план, открывая дорогу состоянию, когда вместо живого, телесного человека действует его «чистое сознание» [16, с 87].

Человеческая деятельность направляется в область виртуального — в текст и знаки, в сферу искусственного. «Эволюция в целом предстает как движение через тысячелетия дикости и варварства, потом через века культуры и цивилизации, теперь мы вступаем в эпоху информации и техники, которые живут и плодоносят» [16, с 47].

По мнению В.А. Кутарева, насущной необходимостью является не ограничиваться пониманием информационной культуры в чисто профессиональном плане, понимать эту культуру в боле широком, социальном контексте как часть общей культуры человечества.

Выше уже было сказано, что в социокультурном смысле информационная культура — это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих принципиально новые формы связей без личного присутствия в режиме диалога, новый образ жизни на базе использования информации, построение новой информационной картины мира. В таком контексте информационная культура выступает как способ жизнедеятельности человека в информационном пространстве. Разнообразие форм жизнедеятельности не позволяет личности замкнутся в узкие рамки профессиональной информационной культуры, а предполагает не только усвоение определенных мировоззренческих ориентиров, но и разносторонние научные знания, усвоение эргономики, информационной безопасности. Более того, информационная культура в социокультурном аспекте предполагает формирование у личности определенных нравственных идеалов и эстетического освоения действительности. Следовательно, информационная культура в социальном аспекте предусматривает не только научное знания личности, но усвоение определенных духовно-нравственных, политических, правовых и эстетических ценностей. Человек должен не только правильно отражать объективный мир и его изменять, но и эмоционально переживать, оценивать все с точки зрения добра и зла, прекрасного и безобразного, гармоничного и негармоничного, гуманного и антигуманного. «Человек познает, — писал С. Тулмин, — но он также осознает то, что он познает. На протяжении всей истории мысли эти два рода деятельности всегда существовали параллельно» [11, 63]. Это делает необходимым создание системы образования, соответствующей требованиям эпохи информатизации. Такое образование не может ограничиваться усвоением личностью научных знаний. «Образование как образ жизни, не может быть научным, — справедливо пишет В.В. Кутарев, — жизнь не сводится к доказательствам и логике». [16, 170]. Оно должно быть духовным — философским и культурным. Научность, рационалистическая картина мира, создаваемая теоретическими дисциплинами, должна быть его частью, а не всем, как фактически предполагают нынешние программы. Поэтому необходима переориентация образования с научной модели на культурную, ее гуманизация. Дело в том, что процесс образования включает в себя не только обучение (вооружение личности знаниями), но и воспитание (привитие личности определенных духовных ценностей). Для Платона образование — это создание, формирование человека. Это не просто внедрение знаний его ум, но и формирование человека как высоконравственной личности — целостного совершенного человека. Именно современное образование должно иметь своей целью формирование нового типа личности как носителя информационной культуры.

Для ориентировки на баз усвоения огромного культурного наследия у личности вырабатывается определенный взгляд на мир, мировоззрение, некий  внутренний компас его жизнедеятельности. Р. Дарендорф пишет: «Чтобы знать направление, индивид должен иметь внутренний компас, а чтобы он работал, снаружи должны быть магнитные поля, позволяющие отличать север от юга, правду от неправды, желательную линию поведения от нежелательной, а также оттенки, находящиеся между этими крайностями» [21, c 42]. Мировоззренческая ориентация — одно из главных требований, предъявляемое к личности эпохи информатизации.

Следующее требование — развитие творческих способностей интеллекта личности. Способность к инновациям, к риску, к прорыву существующего все больше и больше ценятся в человеке информационного общества.

Важным требованием к  личности в современную эпоху  является ее способность к адаптации  в условиях быстрых перемен. Э. Тоффлер в своей книге «Шок будущего», обрисовал тот шок, который может испытывать общество и отдельные личности перед лицом тех изменений, которые происходят в эпоху информатизации общества. Для избежания такого шока нужно себя заранее подготовить, выработать умение постоянно обновлять свои знания, которые устаревают с удивительной скоростью.

Следует учесть и то, что  роль личности, как нравственной основы бытия человека, в эпоху информатизации усиливается. Многократно возрастают возможности влияния отдельного человека на информационные процессы всего общества. Это актуализирует у личности сочетание максимальной индивидуальной свободы с высокой мерой ответственности за свои поступки.

Все эти и другие качества личности должны вырабатываться в процессе образования, которое приобретает качественно новую роль, становится ведущим сектором производства, его «базисом» и движущей силой. «Образование, — пишет Э. Дайсон, — это тот основной «актив», который требуется человеку, чтобы добиться успеха в мире будущего». [7, c 121] Образование начинается с детства и проходит через всю жизнь, непрерывно изменяя наши знания и наш духовный мир в соответствии с изменяющимся миром. Составной часть этого образования является овладение информационной культурой в ее социальном аспекте.

Из вышесказанного важно  отметить, что функционирование информационной культуры является сложным, противоречивым процессом, где в диалектическом единстве находятся зависимость  функционирования этой культуры от технических  и социальных факторов, позитивное и негативное воздействие на них, обогащение мышления и языка и  их обеднение, сопричастность и уход от окружающей реальности, погружение в виртуальный мир, глобализация культуры и развитие национальных и  региональных традиций и ценностей.

Анализ информационной культуры предполагает исследование ее связи  с теми изменениями, которые происходят в жизни общества в эпоху его  информатизации и, прежде всего, с возрастанием социальной значимости знания. Именно ведущая роль информации среди других факторов жизнедеятельности определила становление информационного общества. Возникновение, дальнейшее развитие и современное функционирование информационной культуры невозможно без знания.

Анализ информационной культуры свидетельствует также о связи  развития и функционирования культуры с техническим потенциалом общества. Развитие информационной культуры — яркое подтверждение органической связи современной культуры с информационной технологией.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культурологический анализ сущности, содержания, развития и функционирования информационной культуры, ее места и значимости в информатизации культуры — важнейшего аспекта информатизации общества, проведен путем реализации задач поставленных в данной курсовой работе. Из чего следует вывод о том что, проблемы информатизации общества и взаимодействия информационных и общественных процессов давно интересуют зарубежных и отечественных ученых. Информационной культуре посвящены солидные исследования, различные аспекты этого процесса освещаются в книгах и статьях, в ходе работы различных научных конференций и семинаров, что дает основу для выработки целостного представления о процессе информатизации культуры, становлении информационной культуры адекватной новой исторической эпохе — эпохе информационного мира.

Информатизация — многоаспектный и противоречивый процесс, который определяет интенции и перспективы культурного развития. Очевидно, что не стоит рассматривать информатизацию только в качестве технико-технологического оснащения трудовой деятельности людей и связывать ее с показателями производительности труда. Сегодня информатизация является многоступенчатым процессом, охватывающим все сферы человеческой деятельности и выступающим одним из основных факторов культурной трансформации, задающим ее вектор. В современных условиях мы имеем дело с культурной картиной мира, где информатизация выступает как внутренний процесс культуры. Вместе с тем информатизация культуры является непременным условием информатизации других сфер общественной жизни: без необходимого культурного потенциала невозможно рациональное применение информационной технологии в интересах людей, общества.

Информационная культура является одной из форм культуры периода информатизации общества. Благодаря бурному развитию электронных технических средств она получила довольно быстрое и масштабное распространение в обществе. Следует отметить, что информационная культура выступает как знание о способах получения, обработки, хранения, выдачи и использования информации, а также умение целенаправленно работать с информацией для ее использования в практических целях. Также информационная культура представляет собой систему получения культурных произведений, способов их производства и трансляции с помощью технических средств. Ее системообразующим признаком является представление культурных артефактов в аудиовизуальном и динамичном виде.

Анализ информационной культуры предполагает исследование ее связи  с теми изменениями, которые происходят в жизни общества в эпоху его  информатизации и, прежде всего, с возрастанием социальной значимости знания. Никогда знание не играло такой огромной роли в жизнедеятельности людей, как в современном обществе. Только в условиях современности знания в форме информации стали не только обязательным фактором жизнедеятельности индивида и общества в целом, но и важнейшим обстоятельством, определяющим формы этой деятельности, его цели и успех. Анализ информационной культуры свидетельствует также о связи развития и функционирования культуры с техническим потенциалом общества. Развитие информационной культуры — яркое подтверждение органической связи современной культуры с информационной технологией. Эту же связь подтверждают и те тенденции, которые уже ныне явно проявляются в функционировании информационной культуры. В этом функционировании проявляются такие тенденции, как формирование нового типа общения — опосредованного, интерактивного и анонимного; сопричастность к восприятию и воспроизводству культурных артефактов; изменение образа мышления людей — слияние образного и логического; изменение в словарном запасе и структуре языка; переход от письменной культуры к аудиовизуальной; формирование виртуальной реальности; глобализация культуры.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. − Москва: Академия, 1999. – 783 с.
  2. Борев, Ю.Б. Взаимодействие культуры и научно-технического прогресса. / Ю.Б. Борев. − Москва: ИПКРК, − 1998. – 112 с.
  3. Борн, М. Моя жизнь и взгляды. / М. Борн. – Москва, 1992. – 176 с.
  4. Винер, Н. Человек управляющий / Н. Винер. – Питер: СПб, 2001. – 288 с.
  5. Григорьев, В.И. Наука и техника в контексте культуры. / В.И. Григорьев. – Москва: Дружбы народов, 1989. – 160 с.
  6. Давидович, В.Е. Сущность культуры. / В.Е. Давидович. − Ростов-на-Дону: РГУ, 1998. – 263 с.
  7. Дайсон, Э. Жизнь в эпоху интернета. / Э. Дайсон. − Москва: Бизнес и компьютер, 1998. – 400 с.
  8. Затуливетер, Ю.С. Информационная природа социальных перемен. / Ю.С. Затуливетер. − Москва: СИНТЕГ, 2001. – 131 с.
  9. Информационная культура: уровень содержательности духовных ценностей / С.С. Андреев // Социально-политический журнал − 1998. − №2 − С. 83.
  10. Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. / В.Л. Иноземцев. − Москва: Логос, 2000. – 303 с.
  11. К проблеме кризиса культуры в современном историческом сознании: второй Российский философский конгресс, Екатеринбург. 1999 г. / С.И. Дудник. – Екатеринбург, 1999. – 77 с.
  12. Каган, М.С. Философия культуры. / М.С. Каган. − Москва: Петрополис, 1996. – 415 с.
  13. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и  культура. / М. Кастельс. – Москва: ТУВШЭ, 2000. – 608 с.
  14. Козловски, П. Культура постмодерна. / П. Козловски. − Москва: Республика, 1997. – 239 с.
  15. Колоскова, Н.И. Средства массовой информации в условиях информатизации общества / Н.И. Колоскова / Вестник «Проблемы гуманитарных и естественных наук». − 2000. − С. 39.
  16. Кутырев, В.А. Культура и технология: борьба миров. / В.А. Кутырев. − Москва: Прогресс-Традиция, 2001. − 240 с.
  17. Мамфорд, Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. / Л. Мамфорд. − Москва: Логос, 2001. – 408 с.
  18. Моисеев, H.H. Расставание с простотой. / Н.Н. Моисеев. − Москва: АГРАФ, 1998. – 473 с.
  19. Моль, А. Искусство и ЭВМ / А. Моль, В. Фукс, М. Касслер; под ред. А. Моля. − Москва: Мир, 1975. – 556 с.
  20. Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. Ростов-на-Дону:1. Изд. ДГТУ. 1999. - 247 с.
  21. Негодаев, И.А. Информатизация культуры. / И.А. Негодаев. − Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2002. – 427 с.
  22. Ортега-и-Гассет. Восстание масс / Ортега-и-Гассет. − Москва: Весь мир, 1997. – 463 с.
  23. Поздняков, Э.А. Философия культуры. / Э.А. Поздняков. − Москва: Интурреклама, 1999. – 574 с.
  24. Полиектов,  В. Человек в экранной культуре / В. Полиектов. – Москва: Мир,1998. – 345 с.
  25. Постиндустриальное и коммунистическое общество / В.Ф. Анурин // Социологические исследования − 1999. − №7 − С. 25-32.
  26. Потребители игровой компьютерной культуры / Е.Л. Болескина // Социологические исследования − 2000. − № 9. − С. 80-87.
  27. Розов, М.А. Знание и коммуникация / М.А. . − Москва: УРУСС, 1998. – 382 с.
  28. Сорос, Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм / Дж. Сорос. Москва: Некоммерческий фонд, 2001. – 458 с.
  29. Тоффлер, А. Футурошок. / А. Тофлер. – Москва: Лань, 1997. – 461 с.
  30. Швейцер, А. Культура и этика. / А. Швайцер. − Москва: Прогресс, 1973. – 343 с.

Информация о работе Информационная культура в контексте информатизации общества