Информационная культура в контексте информатизации общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — культурологический анализ сущности, содержания, развития и функционирования информационной культуры, ее места и значимости в информатизации культуры — важнейшего аспекта информатизации общества.
Выполнение данной цели будет осуществляться через поэтапную реализацию следующих задач:
рассмотреть основные подходы к исследованию информационной культуры в условиях информатизации общества;
провести анализ информатизации, как внутренней позиции культуры, с определения функций, обоснованием степени влияния на качество культуры;
выявить сущность, содержание, и функционирования информационной культуры, как важнейшей составляющей процесса информатизации;
определить роль человека в информационной культуре и тенденции ее развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Сущность информатизации общества и его культуры 5
1.1 Основные подходы, посвященные изучению информационной культуры в условиях информатизации общества 5
1.2 Информатизация как фактор трансформации современной культуры 8
ГЛАВА II Информационная культура — феномен информатизации общества 13
2.1 Сущность и содержание информационной культуры 13
2.2 Информационная культура и развитие личности 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 82.50 Кб (Скачать)

В социокультурном смысле информационная культура — это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В этом аспекте информационная культура является элементом общей культуры человечества, важнейшим средством формирования мирового культурного сообщества, создания мирового информационного пространства. Она определяет уровень информационного общения — принципиально новые формы связей в режиме диалога. В эпоху информатизации общества информационная культура представляет собой готовность к освоению нового образа жизни на базе использования информации, построение новой (информационной) картины мира и определение своего места в этом быстро изменяющемся мире.

В технологическом смысле информационная культура — это оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач, механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации. Информационная культура в таком аспекте вбирает в себя знания наук, использование достижений которых необходимы для успешной информационной деятельности, и умение применять эти знания в своей практической деятельности. К ним, прежде всего, можно отнести кибернетику, информатику, математику, теорию проектирования баз данных и ряд других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры в этом аспекте являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих отступления от стандартов и нетрадиционного творческого мышления. В этом аспекте информационная культура — это знание о способах получения, обработки, хранения, выдачи и использования информации, а также умение целенаправленной работы с информацией для ее использования в практических целях.

Современная информационная культура — продукт многовековой эволюции человечества, их знаний и деятельности. Представляя по своему содержанию органическое целое, современная информационная культура предстает как степень совершенства человека, общества в целом или определенной его части по использованию информации во всех возможных формах жизнедеятельности.

Следует отметить, что информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств;
  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информации;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Эта деятельность обеспечивает функционирование и дальнейшее развитие информационного потенциала общества. Именно в процессе информационной деятельности люди совершенствуют культуру обращения  с информацией, методы ее получения, обработки, хранения и своевременной  выдачи. [6, 189-204]

Информационная культура представляет собой органический синтез информации и культуры. Информация и культура могут быть представлены как две взаимопересекающиеся сферы, в зоне которых образуется пространство, обозначаемое как информационная культура. Это культура взаимодействия человека с информацией на уровне общества и личности.

Противоречивое единство информации и культуры является конкретным проявлением противоречия между  технократией и культурой, которое  характерно для современного общества. «Напряженность, существующая между  технократией и культурой, — пишет Д. Бeлл, —  в равной мере является одной из основных проблем современного общества». Дело в том, что техника и информационные технологии позволяют развивать культуру, и они же порождают деградацию, а порой и уничтожение духовных ценностей. Возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, происходит широкое внедрение передовой техники и технологии, с другой — острая критика технократии. Это парадоксальное положение, однако, лишь подтверждает наличие существенной связи между культурой и техникой. [1, c 462] Лучшим олицетворением этой связи является информационная культура. «На мой взгляд, — пишет К.Э.Разлогов, — XX век не только и не столько породил конфликт между техникой и культурой, сколько углубил взаимодействие между ними, ибо современные формы культуры (кино, радио, звукозапись, ТВ, видео, компьютеры в сфере досуга и творчества) связаны с техникой, вырастают из техники». [21, c 347-365]

Рассматривая информационную культуру с точки зрения ее структуры, Н.М. Розенберг приводит следующий перечень компонентов информационной культуры в содержании общего образования и досуга:

Общеучебная культура — комплекс взаимосвязанных общеучебных знаний и умений для успешного усвоения других предметных знаний и умений, формирование содержания информационной культуры общества, развития цивилизации в целом.

В состав общеучебной культуры входят умения оперировать с информацией адекватного содержания, осуществлять ее генерацию, передачу, приемы запоминания, преобразования. Приобретенные знания образуют обязательный фундамент для последующего овладения других компонентов информационной культуры.

Культура диалога — включает умения выслушать чужую точку зрения, адекватно относиться к чужому мнению, представлять информацию в любой форме; излагать свою точку зрения, доказывать свою правоту, находить общие решения и составлять программы совместной деятельности для достижения общих целей. «Условием успешности диалога выступает способность обеих сторон к пониманию содержания диалога независимо от того идет ли речь о системе «человек-человек» или о системе «человек-машина».

Досуговая культура — можно определить как комплекс общедосуговых знаний и умений, которые реализуются в творческом поведении личности, в сфере свободного времени и свободной для выбора рода занятий, с высокой степенью активности поведения.

К досуговой культуре, несомненно, можно отнести культуру чтения, видеокультуру  и экранную культуру.

Культура чтения — включает знание места книжных источников информации среди других каналов массовой информации в современном мире, их особенностей по сравнению с радио, телевидением, кино, специфики различных видов изданий, публикаций разного вида и жанра. От этого зависит правильный выбор произведения печати, умение сопоставлять информацию, полученную из разных источников, экономия времени и сил.

Видеокультура становится неотъемлемой частью эстетической культуры и информационной культуры личности и общества в целом. Термин «видеокультура» используется сегодня в широком и узком смыслах. В первом случае он связан со всеми явлениями визуальной культуры, во втором — собственно с видео в отличие от телевидения, кино и др.

Развитие современных  информационных технологий приводит также  к появлению экранной культуры — является наиболее характерной составляющей информационной культуры. Она представляет собой систему получения культурных произведений, способов их производства и трансляции с помощью экранных технических средств. Ее системообразующим признаком является представление культурных артефактов в аудиовизуальном и динамичном виде. Благодаря бурному развитию электронных технических средств экранная культура получила довольно быстрое и масштабное распространение в обществе. «Феномен «экрана» обусловил рождение экранной культуры, — пишет В. Полиектов. «экран», «экранированная реальность» и связанная с ней «виртуальная реальность» — центральные и ключевые культурнообразующие феномены XXI века». [24, c 145]

На основе вышеизложенных фактов, можно сделать вывод о  том, что информационная культура представляет собой составляющую процесса информатизации общества, периода качественных изменений информационной техники и технологии, их возрастающего воздействия на экономическую, социально-политическую и духовную сферы социума, времени коренного преобразования этих сфер, ведущих к формированию нового образа жизни людей. Следует отметить, что информационная культура представляет собой органический синтез информации и культуры, она выступает как знание о способах получения, обработки, хранения, выдачи и использования информации, а также умение целенаправленно работать с информацией для ее использования в практических целях.

Таким образом, информационная культура является важнейшей составляющей процесса информатизации общества.

 

  1. Информационная культура и развитие личности

Ни в какой другой области  деятельности так сильно не проявился  творческий характер человеческого  разума деятельности, как в области  культуры. Л. Мэмфорд пишет, что «достижения человека в области сформированной его разумом культуры остаются бесконечно важнее, чем его нынешние успехи в покорении природных сил или все его мыслимые космические полеты. Такой подвиг техники, как преодоление гравитационного поля земли, тривиален в сравнении с подвигом человека, сумевшего оторваться от грубой бессознательности материи и от замкнутого круга органической жизни».

Культура —  важнейшее средство развития человека как биологического существа и важнейшее средство его социализации, развития. Л. Мэмфорд, исследуя историю человеческой деятельности, справедливо утверждает, что обычно предпочтение в эволюции человека отдают его орудийной деятельности и оставляют в тени роль в этом процессе культурного фактора. Однако именно культурная составляющая деятельности человека сыграла решающую роль в эволюции человека. Культура всегда была нацелена на самосовершенствование человека, самовыражение и формирование личности.

Следует согласиться с главной мыслью Л. Мэмфорда, что роль культурнообразующей деятельности в развитии человека еще не изучена пропорционально ее значимости в этом процессе. Это в полной мере можно отнести и к роли информационной культуры в развитии человека как биологического и социального существа. [17, c 54-62]

Ранее был отмечено, что  информационная культура выступает в своих различных аспектах — технико-технологическом и социальном. Эти аспекты информационной культуры по-разному воздействуют на развитие личности.

В технико-технологическом  аспекте информационная культура представляет собой знание о технических информационных средствах и оптимальных способах их использования для получения, обработки, хранения и выдачи информации. В таком понимании информационная культура характеризует не общую, а  профессиональную культуру личности. Субъект имеет дело с технологией, как с инструментальным способом рационального действия. Понимая  технологию в таком ключе, следует  сказать, что в процессе технологического действия человек ставит перед собой определенные задачи и рационально использует технику для реализации поставленной цели. Следовательно, технология связана с рациональным использованием рациональных знаний. Не случайно технология в таком понимании определяется как «применение научного знания для выявления способов совершать воспроизводимые действия». [3, с 38].

Для рационального действия человек должен обладать знанием ряда наук, уметь их променять в своей практической деятельности, уметь быстро и своевременно отобрать из всего массива информации нужную. В этом смысле, информационная культура в технико-технологическом аспекте оказывает позитивное воздействие на развитие личности. Уже само ознакомление с обширной информацией расширяет интеллектуальный простор личности, делает ее сориентированной в происходящих событиях.

Вместе с тем, ограничение  интеллекта человека рамками информационной культуры в ее технико-технологическом  аспекте оказывает негативное воздействие на его духовный мир, ведет к формированию того «одномерного человека», о котором писал Г. Маркузе. Это воздействие на сознание человека формирует такие феномены, как ограничение мышления и деятельности их строго рациональными формами, технократизм мышления, ослабление межличностного общения людей. Отсюда их отчуждение и, как следствие всего этого, перерождение культуры в технологию.

Прежде всего, информационная культура в технико-технократическом варианте стимулирует ориентацию на рационализм. Рациональность служит опорой для деятельности. Человек вынужден действовать рационально, т.е. по стандарту, опираясь на опыт и знания предшественников. Человек, действующий рационально, должен быть способен зафиксировать цель своих действий и указать способы достижения этой цели. — «Иными словами, — пишет М.А. Розов, — его действия осознано, целенаправленны и реализуются в рамках определенных технологических (методических, логических) или методологических правил» [27,84-88].

Возрастание роли рационального  начала, что, безусловно, является важным положительным фактором, имеет, однако, и теневую сторону, воздействующую негативно на мышление человека. Рационализация деятельности ограничивает свободу  мышления и действий личности. Рациональная деятельность несвободна, свободная  деятельность — нерациональна. Рациональная деятельность скована определенными стандартами, нормами, которые диктуют субъекту его действия. Поэтому в процессе рациональной деятельности личность не находит возможности для своего самовыражения. «Мы должны, писал М. Борн, заботиться о том, чтобы научное абстрактное мышление не распространялось на другие области, в которых оно не приложимо. Человеческие и этические ценности не могут целиком основываться на научном мышлении» [3, c 128].

Вместе с тем, рациональный характер информационной культуры ограничивает и эмоциональную сферу мышления личности. Рационализму чужды симпатии и антипатии, моральные нормы и эстетические переживания. Все эмоции притупляются в угоду жесткой необходимости. Следовательно, из жизненной сферы личности исключается эмоциональная составляющая его жизнедеятельности. Деньги занимают место моральных ценностей, обедняя духовный мир человека. Интересно признание мультимиллионера Дж. Сороса, который пишет, что он вовсе не собирается отрицать преимуществ, которые дает богатство. Однако превращение накопления богатства в самоцель приводит к тому, что игнорируются многие иные аспекты человеческого существования, особенно в том случае, если материальные потребности уже удовлетворены. «Деньги подменяют собой реальные ценности, а рынки захватывают господствующие позиции в чуждых им сферах. В праве и медицине, политике, образовании, науке, искусствах и даже в отношениях между людьми — достижения или качества, которые должны рассматриваться в качестве самоцели, переводятся в денежное измерение, о них судят по количеству денег, которые они приносят, а не по их реальным достоинствам» [28, c 247]. Руководствуясь только этим критерием, личность действительно становится одномерной, обедненной. Возникает противоречие между духовным оскудением личности и теми требованиями, которые предъявляет к личности информационная технология.

Информация о работе Информационная культура в контексте информатизации общества