Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:31, курсовая работа
Цель работы — культурологический анализ сущности, содержания, развития и функционирования информационной культуры, ее места и значимости в информатизации культуры — важнейшего аспекта информатизации общества.
Выполнение данной цели будет осуществляться через поэтапную реализацию следующих задач:
рассмотреть основные подходы к исследованию информационной культуры в условиях информатизации общества;
провести анализ информатизации, как внутренней позиции культуры, с определения функций, обоснованием степени влияния на качество культуры;
выявить сущность, содержание, и функционирования информационной культуры, как важнейшей составляющей процесса информатизации;
определить роль человека в информационной культуре и тенденции ее развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Сущность информатизации общества и его культуры 5
1.1 Основные подходы, посвященные изучению информационной культуры в условиях информатизации общества 5
1.2 Информатизация как фактор трансформации современной культуры 8
ГЛАВА II Информационная культура — феномен информатизации общества 13
2.1 Сущность и содержание информационной культуры 13
2.2 Информационная культура и развитие личности 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Информационные технологии являются мощным катализатором всего процесса развития общества. И в центре этого процесса находится человек, так как именно он является основным генератором знаний, составляющих фундамент этого развития и определяющих его направления, а также возможные последствия. Во все времена человек был важным фактором развития общества, но в информационном обществе этот фактор становится критическим.
Поэтому и основное внимание общества должно быть сконцентрировано не на развитии материальной сферы, а именно на гуманитарных проблемах, связанных с развитием и использованием человеческого потенциала и, прежде всего, потенциала личности. [2, c 54]
Актуальной проблемой сегодня является самоактуализация и саморазвитие личности. Стремительное развитие и распространение средств информатики, информационных и коммуникационных технологий, формирование глобальной системы знаний уже сегодня открывают перед человеком принципиально новые возможности не только в области повышения эффективности своего туда, но также и в области собственного интеллектуального и культурного развития. Однако, скорость и масштабы информационных потоков, не позволяют ему сосредоточиться на чем-то конкретном. Поэтому возникают такие явления как «множественная личность», не способная к социализации и инкультурации, а также «одномерный человек», воспринимающий все явления как односторонние и не обладающие коннотациями. [5, c 12]
В своих исследованиях Э. Тоффлер подчеркивает определяющую роль информационного общества в формировании человека нового типа: образованного, открытого инновациям, способного быстро и качественно преобразовывать идеи в целях культурного развития. Однако в большом информационном потоке очень тяжело сегментировать и выбрать необходимые данные, поэтому всегда есть опасность стать его «заложником». [29, c 236]
В ситуации культурного синкретизма, важным условием для самоактуализации становятся знания. «Знания и могущество человека совпадают», отмечает Э. Тоффлер. В современном мире знания становятся определяющим фактором социокультурного развития. Укоренившийся лозунг «Образование на всю жизнь» сменяется новым — «Образование через всю жизнь». Идеал новой культуры — интеллектуал, который анализирует и делает грамотный выбор в пользу наиболее перспективных направлений деятельности. Надеяться на завтра уже нет времени, реализовать себя надо здесь и сейчас, ведь «каждый последующий час стоит дороже предыдущего», пишет Э. Тоффлер. [29, c 284]
Кроме проблемы самоактуализации, существует еще ряд вопросов, возникающих в процессе функционирования информационного общества. Среди них — многообразие и эклектичность современной культуры, которые стирают границы между высокой, народной и массовой культурой. Сегодня формируется новый тип культуры — мидкультура, т.е. усредненная, синтезирующая элитарную и массовую культуру. Мидкультура популяризирует высокое искусство, адаптирует его и делает понятным широкой массе. И в то же время она является причиной упадка, деградации, формирования «блип-культуры», основанной на фрагментарном восприятии действительности, китче. [21, c 65]
Культура попадает под серьезное влияние СМИ, которые ставят под сомнение существующие ценности и идеалы. Как отмечает М. Миронов, семиосфера как некое коммуникативное образование, созданное для диалога, трансформируется в иносферу в виде медиапространства, в которое погружается культура, вынужденная работать по законам этого нового образования. В условиях медиапространства возникает угроза распространения псевдоценностей, не отражающих содержательную сторону культуры. [15, c 35]
Само явление информатизации свидетельствует, что изменения происходят глобальные, а их результат проявляется в том, что информация занимает в нашей жизни гораздо более важное место, чем прежде. Мы живем в медиа насыщенном обществе, где все теснее связи с информационной средой, а информационное содержание социальных отношений стало гораздо более значимым. В связи с этим, можно утверждать, что современная культура более информативна, чем любая предшествующая. Информация обладает свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека, она определяет социокультурную жизнь человека и его материальное бытие Информация — это источник культурного развития и канал этого развития: она наследуется в форме социального опыта, способствуя возникновению социальной памяти. [10, c 46]
Находясь в ситуации единого
информационного пространства, культура
вынуждена постоянно
Однако важно отметить, что общество должно иметь сложную структуру, чтобы быть устойчивым по отношению к социальным катаклизмам, потрясениям, внешнему давлению. Социокультурная дифференциация вносит в общество жизненно необходимое разнообразие, требуемую сложность. Рост разнообразия приводит к формированию точек роста и развития, причем разнообразие, как ценность, является условием всякого развития, разделения труда, роста творчества, создания центров более эффективной, квалифицированной, ответственной, гуманной деятельности. Разнообразие формирует образцы, цели для всего общества. Все сообщества имеют свои собственные иерархии ценностей, и, в зависимости от них и их особенностей, каждая культура культивирует одни фундаментальные проблемы и игнорирует другие. Не случайно субкультуры возникают на основе близости у их членов «антиэнтропийных» признаков — то есть признаков, которые не могут распределяться равномерно по всему обществу. Социум должен располагать с одной стороны консервативными субкультурами, члены которых — приверженцы старых жанров и направлений в искусстве, с другой стороны ему нужны и инновационные субкультуры, которые порождают и культивируют неосвоенное. В качестве примера инновационных субкультур можно привести компьютерную культуру, электронную культуру, сетевую культуру, виртуальную культуру, экранную культуру и т.п.
Все процессы, происходящие в структуре современной культуры, позволяют констатировать наличие не только дифференциации культуры информационной эпохи на отдельные сегменты — субкультуры, но и существование интеграционных процессов в структуре, развитии и функционировании этой культуры. [17, c 353-361]
Многообразие структуры
современной культуры еще не исчерпывается
выделением элитарной, народной и субкультур.
Так, правомерно выделение области
культуры, которая состоит из ценностей
и идей, регулирующих жизнедеятельность
людей. Она характеризует культуру
как систему критериев
Наконец, в структуре современной культуры возможно выделение обыденной культуры, которая осваивается человеком в процессе его общей социологизации в сфере переживания, и специализированной культуры, освоение которой требует профессионального образования. Как отмечает И.А. Негодаев, к этой специализированной культуре можно отнести принципиально новую, сформированную в процессе информатизации общества и приобретавшую все большую значимость в жизнедеятельности индивидов и общества в целом — информационную культуру. Эта культура зарождается еще в индустриальном обществе, однако она является существенной частью культуры эпохи информатизации и, вместе с тем, важнейшим феноменом информатизации общества. [21, c 311]
На основе вышеизложенных
фактов, можно сделать вывод о
том, что информатизация —
Ярким примером является информационная культура. В информационной культуре интеллектуальные возможности человека соединяются с техническими возможностями электронно-информационной среды.
Из вышеисследованного можно
сделать вывод о том, что философско-
Важно отметить, что информатизация культуры является непременным условием информатизации других сфер общественной жизни: без необходимого культурного потенциала невозможно рациональное применение информационной технологии в интересах людей, общества.
Благодаря информатизации стал возможным быстрый и удобный доступ практически к любым культурным образцам. Появились уникальные технические средства, способные перемещать человека в другие страны и знакомиться с ценностями других культур, находиться в постоянном межкультурном взаимодействии.
В современном мире идет процесс становления особого типа реальности — информационной. Именно использование информации в различных сферах жизнедеятельности общества является ныне ключевым фактором социальной действительности.
Если вещественный фактор определяет 16% экономического роста общества, природные условия — 16%, то интеллектуальный потенциал, использование информации — 64%. Наряду с веществом и энергией информация становится третьим и ведущим фактором объективной реальности. Именно под воздействием широкого использования информации происходят существенные социальные сдвиги. Они проявляются, в частности, в глобализации общества, отчуждении и появлении новой формы неравенства — информационной. Все это оказывает существенное воздействие на культурный потенциал общества и представляет определенный интерес в аспекте нашего анализа информатизации культуры. [4, c 56]
Существование информационного
пространства дает возможность взглянуть
на процесс творчества не только как
на самостоятельный процесс
Следует отметить, что однозначного определения информационной культуры не существует. В одном случае она определяется как информационные качества личности (М.Г. Вохрышев, Ю.С. Зубов), как «гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально значимой информации» (Н.Б. Зиновьева). В другом — как информационная деятельность (И.Г. Хангельдиева). Иногда информационную культуру связывают с определенным уровнем знаний, позволяющих человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию (Е.А. Медведева). Встречается понимание информационной культуры как характеристики уровня развития общества (Т.Н. Соснина). [21, c 365]
«Информационная культура — это часть общей культуры общества, личности. Ее характеризует степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений». Понятие информационной культура важно тем, что выполняет «технологический срез» всех информационных процессов в обществе, концентрирует внимание исследователей на достигнутом уровне обращения с информацией, позволяет судить о направленности и быстроте изменений в этой области и таким образом прогнозировать ее дальнейшее развитие. [9, c 79]
Информационную культуру следует понимать, прежде всего, как часть общей культуры, один из важнейших аспектов культурной деятельности. Она имеет черты, общие для всей культуры: ее неразрывную связь с социальной природой человека, является продуктом человеческой деятельности, результатом активного отношения людей к природе, обществу и друг к другу. Одновременно информационная культура выступает в качестве необходимого и эффективного фактора освоения человеком культурной реальности, всего того культурного потенциала общества, который накопило человечество в процессе своего многовекового исторического пути. [7, c 63]
Не стоит ограничивать область функционирования информационной культуры лишь сферой компьютеризации или информационной техники. В действительности, эта сфера гораздо более широкая и охватывает процессы научной деятельности, образования, управления природными и социальными процессами, сферу быта, досуга и т.д. По мере информатизации общества эта сфера расширяется, процесс выступает в качестве объективно необходимого для развития общества. «Информатизация культуры, т.е. экипировка всех культурных процессов современной информационной технологией является уже не пожеланием, а объективной внутренней исторической необходимостью. Исторический процесс в целом приобретает новую качественную определенность», пишет А.И. Ракитов. [21, c 321]
Под информационной культурой
обычно понимают, прежде всего, область
культуры, связанную с функционированием
информатизации в обществе и формированием
информационных качеств личности. Это,
с одной стороны, определенный уровень
знаний, позволяющий человеку свободно
ориентироваться в
Информация о работе Информационная культура в контексте информатизации общества