Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:14, контрольная работа
Цели и задачи контрольной работы. Цель работы состоит в том чтобы охарактеризовать художественную культуру России в начале ХХ в. Из вышеуказанной цели вытекают следующие задачи:
проанализировать поэзию и прозу рассматриваемого периода истории России;
рассмотреть развитие публицистского жанра;
отразить театральное искусство и живопись в России начала ХХ в.;
определить основных представителей и направления музыки Рос-сии начала ХХ в.;
раскрыть основные стили русской архитектуры.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРА В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА 6
1.1 Поэзия и проза 6
1.2. Развитие публицистского жанра 9
ГЛАВА II. ИСКУССТВО В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА 11
2.1 Театральное искусство и живопись 11
2.2 Музыка начала ХХ в. 15
2.3. Русская архитектура 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы контрольной работы. Художественная культура России в начале ХХ в. относится к переломным периодам истории российской культуры. Данный период характеризуется как попытка создания гуманитарного синтеза искусства, трактуемого как универсальное творчество философии, как всеобщего способа существования творческого разума, общественности, понятой в качестве социальной, художественной, искусствоведческой и религиозной реальности. Культура начала ХХ в. отмечена возрожденческим стремлением создать новую реальность, творческую индивидуальность, всеобъемлющую личность. В то же время, этот период характеризуется глубинными противоречиями: разрывом между высшим культурным слоем и широкими социальными течениями, противоречием между творческим индивидуализмом и идеей соборности, нравственно-эстетической всеядностью.
Актуальность
темы контрольной обусловлена
Историография работы. При анализе историографии по данной проблеме можно выделить два крупных этапа – советский и современный.
Советская историография. Религиозно-философские и духовно-культурные искания рубежа ХIХ-ХХ веков были «зоной забвения», запрещенной и закрытой темой исследования в советском обществе, ибо большая часть представителей Серебряного века не приняла советской власти и эмигрировала или была депортирована «философским пароходом». Судьба оставшейся или возвратившейся в Россию («возвращенцы») «серебряной общности» сложилась драматично.
Первые работы посвященные, развитию основных видов искусства в начале ХХ в. увидели свет уже в 30 – е годы XX века. В 1932 г. увидела свет работа Г.М. Алексащенко «Пролетарская культура». Григорий Михайлович всесторонне характеризует развитие изобразительного искусства, рассматриваемого периода.1
Накануне Великой Отечественной войны была опубликована фундаментальная монография С.М. Кузьмин «Советская культура». Исследователь отражает такие виды искусства как кинематограф, театр, поэзия, литература, архитектура, скульптура, живопись.2
В 50 – 60 годы издаются многочисленные работы, характеризующие культурную жизнь народа в начале ХХ в. Именно в этот период публикуются труды Н.Г. Лапкиной.3
Многотомное издание Большая советская энциклопедия содержит обширный очерк, посвященный истории культуры России. В последнем раскрывается культурная жизнь общества начале XX века. В издании также предоставляются статьи раскрывающие деятельность общественных организаций в указанный промежуток времени.4
Период оттепели шестидесятых годов прошлого века дал робкую возможность прикоснуться к забытым именам, но подлинное возвращение творцов Серебряного века произошло только в постсоветское время.
Современная историография. В начале 80-90-х годов XX века происходит научное осмысление их опыта жизни и творчества. На современном этапе развития отечественной исторической науки издаются статьи и монографии, авторы которых являются представителями различных направлений и школ.
Интересная концепция содержится в работе А.Н. Боханова, М.М. Горинова «История России XX век».5
В начале 90 – х годов вышла работа М.Г. Ярошевского «Репрессированная наука». Исследователь раскрывает начальный этап репрессий советского правительства по отношению к деятелям культуры. Характерным примером по мнению историка является «Философский пароход».6
Исследования в литературоведении (М.М.Бахтин, Н.А.Богомолов, Л.А.Колобаева, А.Г.Найман7) дают богатый материал для выделения типологических черт социально-культурной общности Серебряный век, ее соборного портрета. Искусствоведческие работы (А.П.Зименков, М.В.Матюшин, О.Ф.Петрова, Л.А.Рапацкая, Д.В.Сарабьянов8) позволяют воссоздать атмосферу рождения русского авангарда.
Цели и задачи контрольной работы. Цель работы состоит в том чтобы охарактеризовать художественную культуру России в начале ХХ в. Из вышеуказанной цели вытекают следующие задачи:
Начало ХХ века было расцветом русской поэзии, временем появления ярких творческих индивидуальностей, таких как К. Бальмонт, А. Блок, С. Есенин, И. Северянин, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Волошин, А. Белый и другие поэты, исповедовавшие различные этические и эстетические взгляды, принадлежавшие к разным направлениям.
Важнейшим и крупнейшим течением не только в поэзии, но и в целом в литературе и в искусстве начала ХХ века был символизм, признанным идейным вождем которого можно назвать поэта и философа В. Соловьева.9
Помимо поэтических произведений Соловьев создал философию единства, продолжая учение славянофилов (Хомякова и Самарина). Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы религию и социальную жизнь человека, т.е. общественную. Основой такого единства по замыслам В. Соловьева должно было стать христианство.
Научному познанию мира символисты противопоставляли конструирование мира в процессе творчества. Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями и они доступны лишь через познание тайных смыслов символов. Поэты-символисты не стремились быть понятыми всеми. В своих стихах они обращались к избранным читателям, делая их своими соавторами.
Один из поэтов-символистов Ф. Сологуб писал, что символизм как литературное течение «можно охарактеризовать в стремлении отобразить жизнь в ее целом, не с внешней только ее стороны не со стороны частных ее явлений, а образным путем символов, изобразить по существу то, что, кроясь за случайными, разрозненными явлениями, образует связь с Вечностью, со вселенским, мировым процессом».
Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греческого akme – цветущая сила).
Акмеисты провозглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Признанным главой направления был Н. С. Гумилев.
Акмеисты использовали в своем творчестве самые разнообразные культурные традиции. Членами кружка акмеистов были А. Ахматова, О. Мандельштам, во многом разделяли их взгляды С. Городецкий, М. Волошин, Г. Иванов и другие замечательные поэты. По мысли Н. Гумилева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни. Мир должен быть принят во всем его многообразии.10
Подобно акмеизму, своеобразным ответвлением символизма был футуризм, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые русский футуризм заявил о себе в 1910 году выходом сборника «Садок судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским и А. Крученых образовали группировку кубофутуристов.11
В отличие от символистов и акмеистов, блестящих интеллектуалов, людей с прекрасным литературным вкусом, футуристы были поэтами улицы – их поддерживало радикальное студенчество и люмпен-пролетариат.
Большая часть футуристов, помимо поэзии, занималась еще и живописью (братья Бурлюки, А. Крученых, В. Маяковский). В свою очередь, художники-футуристы К. Малевич и В. Кандинский участвовали в альманахах и как поэты.12
Футуризм стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы подобно символистам мечтали о создании искусства, способного преобразовать весь мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним общества и поэтому пользовались любым поводом для публичного скандала.
Развитие литературы в России в начале ХХ века во многом было обусловлено и шло в русле традиций русской классической литературы XIX века, живым олицетворением которой был Л.Н. Толстой. Последний период жизни Л. Толстого связан с дальнейшим развитием его социально-философских и этических принципов.
В русскую литературу вошло немало имен, снискавших европейскую известность. В их числе И. Бунин, А. Чехов, В. Короленко, А. Куприн и М. Горький и другие.
Бунин продолжал традиции и проповедовал идеалы русской культуры XIX столетия. Это, однако, не мешало ему сохранять совершенно особое положение в литературе. Долгое время проза Бунина оценивалась гораздо ниже его поэзии. И лишь «Деревня» (1910) и «Суходол» (1911), одна из тем которых – социальный конфликт в деревне, заставили говорить о нем как о большом писателе. Рассказы и повести Бунина, такие, как «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему стало присуждение ему Нобелевской премии.
Если прозу Бунина отличали строгость, отточенность и совершенность формы, внешняя бесстрастность автора, то в прозе Куприна проявилась стихийность и страстность, свойственные личности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чистые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведениях Куприна кончается гибелью самого героя («Гранатовый браслет», «Поединок»).13
Иным было творчество Горького, который навсегда связал свою судьбу с пролетариатом и вошел в историю как «буревестник революции». У Горького был могучий темперамент борца. В его произведениях появились новые, революционные темы и новые, неизвестные до того литературные герои, описываемые события нередко имели эпохальное значение («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»). В ранних сборниках («Макар Чудра») он выступил как романтик.
Известность получили произведения А. Т. Аверченко (1881 – 1925) – русского писателя-юмориста, драматурга и театрального критика. В 1903 году в харьковской газете «Южный край» был опубликован первый рассказ Аверченко «Как мне пришлось застраховать жизнь», в котором уже чувствовался его литературный стиль. В 1906 году Аверченко становится редактором сатирического журнала «Штык», почти полностью представленный его материалами. После закрытия этого журнала возглавляет следующий - «Меч», - тоже вскоре закрытый. В 1907 году Аверченко переезжает в Петербург и сотрудничает в сатирическом журнале «Стрекоза», позднее преобразованном в «Сатирикон». Затем становится постоянным редактором этого популярного издания. В 1910 году выходят три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: «Веселые устрицы», «Рассказы (юмористические)», «Зайчики на стене». «...Их автору суждено стать русским Твеном...», - проницательно заметил В. Полонский. Вышедшие в 1912 году книги «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих» утвердили за автором звание «короля смеха».14
Вскоре после революции 1905-1907 гг. несколько известных русских публицистов (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, А.С. Изгоев, С.Л. Франк, Б.А. Кистяковский, М.О. Гершензон) выпустили книгу «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции». В ней были подняты самые злободневные вопросы русской жизни, затрагивающие интересы широких кругов российской интеллигенции. В полемике вокруг «Вех» приняли участие многие литераторы и религиозные деятели.
Одним из главных вопросов, рассматриваемых в «Вехах», была оценка революции. Авторы «Вех» считали, что революция должна была закончиться после издания Манифеста 17 октября, в результате которого интеллигенция получила те политические свободы, о которых всегда мечтала. Интеллигенция обвинялась в игнорировании национальных и религиозных интересов России, подавлении инакомыслящих, в неуважении к праву, разжигании в массах самых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русская интеллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит и никогда не будет понимать.15
Против
авторов «Вех» выступило
Информация о работе Художественная культура России в начале 20 в