Характеристика семиотики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

Семиотика находит свои объекты повсюду — в языке, математике, художественной литературе, в отдельном произведении литературы, в архитектуре, планировке квартиры, в организации семьи, в процессах подсознательного, в общении животных, в жизни растений. Но везде ее непосредственным предметом является информационная система, т. е. система, несущая информацию, и элементарное ядро такой системы — знаковая система. Каковы бы ни были такие системы — действуют ли они в обществе, в природе или человеке (его организме, мышлении и психике), — они предмет семиотики.

Оглавление

Введение
1 Междисциплинарный характер семиотики и ее место в кругу гуманитарных наук.
2 Чарльз Сандерс Пирс, признанный основатель семиотики Нового времени.
3 Знаки
4 Модальность
5 Парадигмы и синтагмы.
6 Денотация и коннотация
7 Коды
8 Семиотическая структура музыки.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по культуралогии (Автосохраненный).docx

— 51.36 Кб (Скачать)

Интерпретативные коды (здесь гораздо меньше согласия в том, являются ли они семиотическими кодами)

  • Перцептуальные коды, например, коды зрительного восприятия
  • Коды производства и интерпретации: коды, включенные как в кодирующие, так и в декодирующие тексты
  • Идеологические коды: некоторые авторы называют индивидуализм, свободу, расу, класс, материализм, капитализм, сциентизм, но все они могут рассматриваться как идеологические.

Понимание таких кодов, их взаимоотношений и контекстов, в  которых они приемлемы, есть часть  того, что значит быть членом какой-то отдельной культуры.  Действительно, Марсель Данези утверждал, что культура может быть определена как некоторый тип «макро-кода», состоящий в определенном количестве кодов, которые привычно использует группа индивидов для интерпретации реальности. Эти конвенции обычно неэксплицитные, и мы обычно не осознаем роли, которые они играют. Их использование помогает нам двигаться в направлении того, что иногда называют «предпочтительное прочтение»… Недостаточность самих семиотических кодов варьируется от связанного правилами замыкания логических кодов (таких как компьютерные коды) до интерпретативных просторов идеологических кодов.

Коды являются не статическими, но динамическими системами, которые  изменяются с течением времени, являясь  исторически и социокультурно обусловленными. Способ обоснования таких конвенций  называют кодификацией. Так, в кинематографе  Голливуда белая шляпа кодифицировалась как означающая «хорошего» ковбоя; со временем эта конвенция была преодолена и исчезла.

Фиске проводит различие между  широкими и ограниченными кодами. Широкий код разделяется членами  массовой аудитории, ограниченный предназначен для более ограниченной аудитории. Поп-музыка – это широкий код, балет – код ограниченный. Ограниченные коды получают в обществе функцию  подчеркивания разницы между  «нами» (пользователями кода) и «ими», широкие подчеркивают сходство и  обычно стремятся к упрощению.

Иногда проводится различие между цифровыми и аналоговыми  кодами. Аналоговый код, например, визуальные образы, включает градуированные взаимоотношения над каким-либо континуумом. Цифровые коды, например, письменная речь, включают дискретные единицы.

Исследователи отмечают, что  фундаментальным для всего семиотического анализа является тот факт, что  любая система знаков (семиотический  код) осуществляется посредством материального  медиума, который имеет  свои собственные  принципы структуры. Кинематограф и телевидение включают и звуковой, и визуальный коды, скажем, жанр, операторскую работу, монтаж, манипуляции со временем, освещение, цвет, звук, графику и нарративный стиль. Можно добавить еще и авторский стиль, различение кодов и суб-кодов. Синтагматическое измерение есть отношение комбинации между различными кодами и суб-кодами, парадигматическое измерение есть, скажем, выбор создателем фильма отдельных суб-кодов внутри одного кода.

Некоторые коды уникальны  и используются только специфическими средствами (медиумами), как, например, затемнение в кино и на ТВ, другие одинаково используются различными медиумами, третьи, как, например, «язык  тела», вообще не принадлежат какому-либо медиуму.

У.Эко предложил десять фундаментальных кодов как инструментов создания образов: коды восприятия, коды передачи, коды узнавания, тональные коды, иконические коды, иконографические коды, коды вкуса и чувствительности, риторические коды, стилистические коды и коды бессознательного.

 

 

 

8 Семиотическая структура музыки.

В отечественной традиции предпосылки семиотического подхода к музыке были созданы в трудах Б. В.Асафьева. В 1925— 1929 гг., работая над книгой «Музыкальная форма как процесс», он опре- деляет музыку как «искусство интонируемого смысла» и первым пишет о музыкальной семантике, музыкальном слове (у него это ин- тонация), музыкально-интонационном словаре. По Асафьеву, семан- тичность музыки состоит в выражении как аффектов (чувств), так и мыслей. Напряжение это своей текучестью отражает непрерывность мышления, ибо мышление как деятельность интеллекта лишь частично выражается в мелькающей в сознании "прерывистости слов", а в существе своем оно — "мелосно", "мелодийно", текуче и обусловлено своего рода "умственным дыханием" и ритмом, являясь "мыслимым интонированием"» К семиотическому взгляду на музыку приходят те, кто видит в ней содержание (семантику, смысл) и стремится понять его при- роду. С достаточно общей точки зрения (философско-эстетической), семиотическая концепция музыки предстает как разверну- тая аналогия или метафора: «Музыка есть язык...», говорится в учебнике по музыковедению, написанном профессором Московской консерватории имени Чайковского.Как и в обычном языке, в музыке есть свои семантические единицы и законы их комбинации (это «синтаксис» музыкального языка); отдельное музыкальное произведение («текст», в семиотическом смысле) есть конкретная реализация возможностей языка музыки. В современном российском музыковедении уподобление музыки языку (с использованием лингвистической терминологии) наиболее последовательно проводится в книгах М. Г. Арановского «Синтаксическая структура мелодии». Семиотическая теория музыки исходит из того, что у музыки и музыкальных произведений имеется содержание — и это несмотря на трудности в его выявлении и характеристике. О чем «говорит» «чистая музыка» — та, которая остается, если из песни и оперы исключить слова, из балета— сюжет и при этом забыть о программах применительно к так называемой «программной музыке»? Содержание музыки настолько своеобразно, что в музыковедении всегда были и есть теории, согласно которым музыка — это «чистая форма, без содержания», способная «сама по себе» вызывать эстетическое чувство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной контрольной работе я отразила основные типы знаков и знаковых систем.

Актуальность исследования семиотических концепций обусловлена  особым статусом языка в контексте  гуманитарного знания, поскольку  из всего многообразия языковых проблем  одной из самых актуальных является проблема значения. Изучением значения как раз и занимается наука  семантика, с ней тесно связано  исследование свойств объектов выполнять  функцию знаков, создание общей теории знаков во всех их проявлениях, что  является задачей науки семиотики, представляющей собой синтез философских, лингвистических и культурологических идей.

Проблема определения  знака, его значения и процессов,  происходящих в знаковых системах волновало лингвистов с давних времен. Почти все, что окружает - это знаки. Наука, занимающаяся знаками и знаковыми системами, называется семиотикой, она позволяет обнаружить знаковый характер различных ситуаций в человеческом обществе. Особая роль принадлежит знакам в языке, так как язык – это комплекс, системы знаков.

Рубеж 20 и 21 веков ознаменовывается поисками новых выразительных средств  в искусстве. Практически нельзя не принимать во внимание семиотический  анализ при изучении современной  художественной культуры. И как следствие  усилился интерес к семиотике  и знаковым системам, в том числе  и в языке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Литературы

1 Пирс Ч. Логические основания теории знаков / Перевод с английского В.В. Кирющенко, М.В. Колопотина, послесловие Сухачева В.Ю. СПб.: Лаборатория Метафизических Исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. 352 С. (Серия «Метафизические исследования. Приложение к альманаху»)

2 Семиотика: Антология /  Сост. Ю.С. Степанова. М., 2001, с. 5 - 42.

3  Скрипник К.Д. «Семиотика» Год издания Ростов-на-Дону 2000

4  Семиотика. Язык, природа, культура. Автор: Нина Борисовна Мечковская. Издательство: Издательский центр «Академия» (Москва)

Год: 2007


Информация о работе Характеристика семиотики