Характеристика семиотики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

Семиотика находит свои объекты повсюду — в языке, математике, художественной литературе, в отдельном произведении литературы, в архитектуре, планировке квартиры, в организации семьи, в процессах подсознательного, в общении животных, в жизни растений. Но везде ее непосредственным предметом является информационная система, т. е. система, несущая информацию, и элементарное ядро такой системы — знаковая система. Каковы бы ни были такие системы — действуют ли они в обществе, в природе или человеке (его организме, мышлении и психике), — они предмет семиотики.

Оглавление

Введение
1 Междисциплинарный характер семиотики и ее место в кругу гуманитарных наук.
2 Чарльз Сандерс Пирс, признанный основатель семиотики Нового времени.
3 Знаки
4 Модальность
5 Парадигмы и синтагмы.
6 Денотация и коннотация
7 Коды
8 Семиотическая структура музыки.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по культуралогии (Автосохраненный).docx

— 51.36 Кб (Скачать)

Содержание

 Введение

1 Междисциплинарный характер семиотики и ее  место в кругу гуманитарных наук.

2 Чарльз Сандерс Пирс, признанный основатель семиотики Нового времени.

3 Знаки

4 Модальность

5 Парадигмы и синтагмы.

6 Денотация и коннотация

7 Коды

8 Семиотическая структура  музыки.

Заключение

 Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема контрольной работы "Семиотические типы культур" по дисциплине "Культурология".

Семиотика появилась в начале 20 в. и с самого начала представляла собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Несмотря на формальную институционализацию семиотики статус ее как единой науки до сих пор остается дискуссионным.

Семиотика, или семиология (от др.греч. «знак, признак») - наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков).

Идея создания науки о  знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается  американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914), который и предложил ее название. Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки. Семиотические идеи Пирса, изложенные в очень нетрадиционной и тяжелой для восприятия форме, да к тому же в далеких от круга чтения ученых-гуманитариев изданиях, получили известность лишь в 1930-х годах, когда их развил в своем фундаментальном труде другой американский философ – Ч. Моррис, который, кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Дальнейшее развитие подход Пирса получил в работах таких логиков и философов, как Р. Карнап, А. Тарский и др.

Семиотика находит свои объекты  повсюду — в языке, математике, художественной литературе, в отдельном  произведении литературы, в архитектуре, планировке квартиры, в организации  семьи, в процессах подсознательного, в общении животных, в жизни растений. Но везде ее непосредственным предметом является информационная система, т. е. система, несущая информацию, и элементарное ядро такой системы — знаковая система. Каковы бы ни были такие системы — действуют ли они в обществе, в природе или человеке (его организме, мышлении и психике), — они предмет семиотики.

 

 

 

 

 

 

 

1 Междисциплинарный характер семиотики и ее  место в кругу гуманитарных наук.

 Основы семиотики закладывались в трудах философов и логиков классической древности (V в. до н.э.), которые впрочем, сами не отделяли себя от геометрии, грамматики, риторики. По стилю мышления и по семиотическому объекту «№ 1» — естественному языку — семиотика ближе всего лингвистам. В антологиях и обзорах современной семиотики к ее классикам относят философов, логиков, математиков (Чарлз С. Пирс, Чарлз У.Моррис, Умберто Эко), психологов (Жан Пиаже, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин), литературоведов (М.М.Бахтин, Ролан Барт, Ю.М.Лотман, Цветан Тодоров), антропологов и этнологов (Бронислав Малиновский, Клод Леви- Строс, Виктор Тэрнер), лингвистов (Фердинанд де Соссюр, Роман Якобсон, Вяч.Вс.Иванов, Б.А.Успенский) и т.д.

Ни один эмпирический объект не принадлежит «только» семиотике и «в первую очередь» семиотике: язык изучается в первую очередь лингвистикой, языки животных — зоопсихологией и этологией, языки программирования — информатикой, ритуалы — антропологией и религиоведением, язык географической карты — картографией, языки сцены, кино, изобразительного искусства — соответствующими разделами искусствознания.

В общий «план» гуманитарного знания семиотика входит в качестве крупного блока в составе теоретико-методологического основания конкретных гуманитарных наук . В XX в. постепенно вырабатывается теория самой семиотики, ее категориальный аппарат и собственная методология, не только структурная. Тем не менее пока семиотические исследования довольно разнородны. Своеобразие отдельных классов семиотик настолько влияет на методы и содержание исследований, что у разных знаковых систем во многом «своя» семиотическая теория, при этом «вертикальные» связи частных семиотик (например, семиотики языка или семиотики религии) со «своими» дисциплинами оказываются более сильными, чем их «горизонтальные» связи (т.е. связи между семиотикой языка и семиотикой религии). Поэтому совокупность частных семиотик не всегда мыслится как единая («цельная») наука; в 1960-х годах ее определяли не как «самостоятельную» науку, но как «исследовательскую область» или как «комплекс научных теорий, изучающих свойства знаковых систем» (Философская энциклопедия: В V т. — Т. IV. — М., 1967). Ср. «переходное» определение семиотики в «Философском энциклопедическом словаре» (1983) в качестве «общей теории (или комплекса научных теорий), исследующей свойства знаковых систем». Однако философские справочники 1990 — 2001 гг. определяют семиотику уже как отдельную науку: «Семиотика... — научная, дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию».

 

2 Чарльз Сандерс Пирс, признанный основатель семиотики Нового времени.

Американский математик, логик, естествоиспытатель и философ Ч. С. Пирс (1839 — 1914) вошел в историю знания как родоначальник философии прагматизма и основатель современной семиотики. В 1861 —1891 гг. Пирс преподавал в знаменитых американских университетах (Кембридж, Гарвард, университет Джона Гопкинса), и его идеи формировались и получали известность в лекциях, однако большинство ра-бот не было опубликовано при жизни автора. Труды Пирса получили всеобщее признание в 1930-х годах: когда в 1931 г. в Гарварде начало выходить 8-томное собрание его сочинений (издание которого было закончено в 1958 г.), и о Пирсе стали писать как об «отце научной философии США»1. Развитие семиотики до Пирса — это история отдельных семиотических идей, озарений и споров о словах или знаках в безбрежном море философских поисков. Хронология семиотики богата событиями и славными именами. Вот только некоторые из них, позволяющие видеть масштаб идей и личностей:

 • древнегреческий  спор о природе имени; анализ  строения знака у стоиков;

 • учение Филона  Александрийского (ок. 25 г. до н.э. —ок. 50 г. н. э.) о четырех смыслах текста Писания и разных способах интерпретации текста;

 • неоплатонические  идеи Псевдо-Дионисия Ареопагита (V или начало VI в.) о бессилии человеческого языка в познании;

• средневековый спор номиналистов и реалистов о природе универсалий (общих понятий) и их обозначений;

 • принципы работы  логического автомата, разработанные и отчасти реализованные Раймондом Луллием (ок. 1235—ок. 1315), испанским поэтом и философом, миссионером и первым европейским арабистом; • теория познания Джона Локка (1632—1704), сенсуалистаэмпирика и провозвестника политического либерализма, который в «Опыте о человеческом разуме» (1690, рус. пер. 1898) указал на важность проблемы обозначения простых и сложных идей с помощью знаков; в процессах означивания он видел одну из «трех важнейших областей умственной работы» и считал, что знаки и означивание следует рассматривать в специальной теории (Локк назвал ее семиотикой 1);

Таким образом, у Пирса  были предшественники, однако Пирс первым разработал целостную теорию знаков и знаковых систем (назвав ее, вслед за Локком, семиотикой) и предложил ее основные термины. Пирс шел к семиотике от средневековой логики и умозрительной (теоретической) универсальной грамматики средневековых философов, стремившихся выявить универсальные категории мышления (которые, по доктринам grammatica speculativa, присутствуют в любом языке). Неслучайно первые книги, в которых Пирс формулирует принципы семиотики, названы им во вкусе Средних веков: «Grammatica speculativa» (1867)3 и «О новом списке категорий» (1867). Семиотика была для него делом жизни: с семиотики он начинал; о ней в начале XX в. написал свою главную книгу — «Система логики с точки зрения семиотики».

Пирс разработал самую органичную для семиотики классификацию знаков, в которой три основных класса знаков — знаки-индексы, знаки-копии (или знаки-иконы) и знаки-символы  — отражают три ступени семиозиса (становления знака). В отличие от других классификаций знаков (в том числе таких естественных и важных, как различение знаков по физической природе их оболочек — знаки оптические, слуховые, осязательные и т.д.; , классификация Пирса является сущностной, поскольку в ней учитывается главное в двусторонней структуре знака — степень мотивированности оболочки знака его содержанием.

 

3 Знаки

В семиотике «знаки» есть все, что угодно, из чего могут быть генерированы значения (такие как  слова, образы, звуки, жесты). Для аналитических целей семиотики (в традиции Соссюра) каждый знак составлен из означающего и означаемого. У.Эко говорит о том, что Соссюр определяет лингвистический знак как неразрывное единство означающего и означаемого, сравнивая их с двумя сторонами одного листа бумаги. Означаемое это не вещь (означаемое «собака» это не та собака, которую изучает зоология), и означающее это не ряд звучаний, составляющих имя (звукоряд «собака», изучаемый фонетикой и регистрируемый с помощью электромагнитной ленты). Означающее – это образ эТого звукоряда, в то время как означаемое это образ вещи, рождающийся в уме и соотносящийся с другими такими же образами (например, дерево, arbor, tree, baum и т.д.). В настоящее время означающее обычно интерпретируется как материальная форма знака.

Различие между означающим и означаемым иногда приравнивается к хорошо знакомому дуализму формы  и содержания, когда означающее рассматривается  как форма знака, а означаемое – как его содержание. Однако подобная формулировка не совсем верно  утверждает эквивалентность содержания и значения.

Соссюровская модель исключает  указание на какой-либо объект в мире, его концепция значения является чисто структурной. Такая модель предполагает, что язык не отражает реальность, но, скорее, конструирует ее. Соссюр подчеркивает также произвольность знака; в контексте естественного  языка он утверждает, что не имеется  необходимой связи между означающим и означаемым – это отношение  является чисто конвенциональным и  произвольным. Каждый язык включает различные дистинкции между одним означающим и другим, и между одним означаемым и другим.

В противоположность Соссюру  и его «диаде» Пирс предлагает «триаду»: репрезентамен, интерпретанта и объект. Пирсовское представление напоминает известный треугольник Огдена и Ричардса. У Пирса основание треугольника составляют символ, или репрезентамен, соотнесенный с обозначаемым объектом, в вершине же треугольника находится интерпретанта, которую многие склонны отождествлять с означаемым или референцией. Важно подчеркнуть, согласно Эко, что интерпретанта – это не интерпретатор, то есть тот, кто получает и толкует знак. Интерпретанта это то, благодаря чему знак значит даже в отсутствие интерпретатора. Эко полагает, что «более перспективной представляется гипотеза,  согласно которой интерпретанта – это иной способ представления того же самого объекта. Иначе говоря, чтобы установить, какова интерпретанта того или иного знака, нужно обозначить этот знак с помощью другого знака, интерпретантой которого в свою очередь будет следующий знак и т.д. Так начинается непрерывный процесс семиозиса, и это единственно возможный, хотя и парадоксальный, способ обоснования семиотики своими собственными средствами.» (Два замечания: во-первых, в обязательном порядке следует внимательно проработать книгу У.Эко «Отсутствующая структура», во-вторых, очень внимательно и подробно рассматривать процесс семиозиса, без чего немыслимо никакое изучение семиотики).

Понятие создания смысла, которое  здесь и возникает, особо апеллирует к теоретикам «масс-медиа», подчеркивающим важность активного процесса интерпретации.

Семиотики (неважно, соссюровского  или пирсовского толка) проводят различие между знаком и средством выражения знака (последний – это означающее или репрезентамен, в зависимости от традиции). Знак -  нечто большее, чем средство выражения знака.

В то время, как Соссюр подчеркивал произвольную природу (лингвистического) знака, большинство семиотиков подчеркивает, что знаки различаются относительно того, насколько они являются произвольными или конвенциональными. На базе идей Пирса обычно формулируется три вида отношений между средством выражения знака и его референтом. Можно говорить о «видах отношений» вместо «видов знаков», хотя, кажется, последнее является более распространенным. Если говорить о видах отношений, то выделяют три вида: символическое (знак относительно означаемого является произвольным или чисто конвенциональным), иконическое (знак похож на означаемое) и индексное (знак прямо связан некоторым образом с означаемым) отношения. Эти три вида перечислены здесь в порядке уменьшения конвенциональности; внутри каждого вида знаки также варьируются по степени своей произвольности/конвенциональности.

Иногда для описания степени, в какой означаемое детерминирует  означающее, используются термины «мотивация»  и «принуждение». Чем в большей  степени означающее принуждено означаемым, тем более «мотивированным» является знак: иконические знаки мотивированы в высокой степени, символические  – не мотивированы вовсе. Три вида знаков вовсе не являются исключающими – знак может быть иконическим, символическим  и индексным или любой комбинацией. Так, можно считать, что карта  является индексным (она индексирует, где находятся различные места  пространства), иконическим (она представляет места пространства в из топографическом отношении друг к другу) и символическим (поскольку должна быть изучена ее нотационная система) знаком. Фильм также может быть иконическим (звук и изображение), символическим (речь и титры) и индексным (при рассмотрении эффекта того, что демонстрируется) знаком.

Можно выделить 5 основных типов  знаков и знаковых систем:

- естественные;

- функциональные;

- иконические;

- конвенциональные;

- вербальные (естественные  языки);

- знаковые системы записи.

1.1 Естественные  знаки

Естественные знаки - понимаются вещи и явления природы.

Информация о работе Характеристика семиотики