Характеристика семиотики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

Семиотика находит свои объекты повсюду — в языке, математике, художественной литературе, в отдельном произведении литературы, в архитектуре, планировке квартиры, в организации семьи, в процессах подсознательного, в общении животных, в жизни растений. Но везде ее непосредственным предметом является информационная система, т. е. система, несущая информацию, и элементарное ядро такой системы — знаковая система. Каковы бы ни были такие системы — действуют ли они в обществе, в природе или человеке (его организме, мышлении и психике), — они предмет семиотики.

Оглавление

Введение
1 Междисциплинарный характер семиотики и ее место в кругу гуманитарных наук.
2 Чарльз Сандерс Пирс, признанный основатель семиотики Нового времени.
3 Знаки
4 Модальность
5 Парадигмы и синтагмы.
6 Денотация и коннотация
7 Коды
8 Семиотическая структура музыки.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по культуралогии (Автосохраненный).docx

— 51.36 Кб (Скачать)

Конечно, не все из них  выступают как знаки. Предмет  не может быть знаком самого себя, он становится знаком, когда указывает  на какие-то другие предметы и рассматривается  в качестве носителя информации о  них. Чаще всего естественный знак является принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и потому дает информацию о  последнем. Естественные знаки —  это знаки-признаки. Простейший пример: дым как знак огня. Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они являются, и уметь извлекать  содержащуюся в них информацию.

Приметы погоды, следы зверей, расположение небесных светил — все  это знаки, которые многое могут  сказать тому, кто способен "расшифровывать" их. Умение понимать и использовать естественные знаки для ориентировки в природной среде являлось существенным компонентом первобытной культуры. Но это умение, к сожалению, постепенно утрачивается с развитием цивилизации. Деревенская культура сейчас в какой-то степени еще сохраняет его, а  в городской оно становится все  более редким явлением.

1.2 Функциональные  знаки

Функциональные знаки - какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и  тем, на что он указывает, возникает  в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его  употребления человеком. Например, обнаруженное археологом в кургане оружие —  функциональный знак, свидетельствующий  о том, что в нем захоронен  воин. Обстановка квартиры — комплекс функциональных знаков (текст), несущий  информацию о степени состоятельности  хозяев, а подбор книг на книжной  полке говорит об их вкусах и интересах. Очки — знак слабости зрения; лопата на плече указывает, что человек  занимался или собирается заняться земляными работами.

1.3 Иконические  знаки

Иконические знаки - это принципиально  иной класс знаков, по сравнению  с естественными и функциональными. Иконические (от греч. — изображение) знаки — это знаки-образы. Определяющей чертой иконических знаков является их сходство с тем, что они обозначают.

Иконические знаки — знаки  в полном смысле слова. Если для предметов, выступающих в качестве естественных и функциональных знаков, знаковая функция является побочной и выполняется  ими как бы "по совместительству" с их основными функциями, то для  иконических знаков эта функция является главной и основной. Они, как правило, искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей, хотя изредка возможно в качестве иконического знака использовать и естественно образовавшийся объект, если он очень похож (случайно или неслучайно) на то, что нам хотелось бы им обозначить.

1.4 Конвенциональные  знаки

Конвенциональные знаки - это искусственно созданные знаки, которым люди "договорились" приписывать  определенное значение (слово "конвенциональный" происходит от лат соглашение, договор). Конвенциональный знак обозначает определенный предмет не потому, что каким-то образом связан с ним, подобно естественным или функциональным знакам, и не потому, что похож на него, как это свойственно иконическим знакам (хотя это и не исключено), он служит обозначением предмета "по условию" — потому, что люди условились считать его знаком этого предмета.

Простейшие примеры конвенциональных знаков: школьный звонок; красный крест  на машине скорой помощи; "зебра" на пешеходном переходе; звезды и полосы на погонах.

Существует три основных вида конвенциональных знаков — сигналы, индексы и символы.

1.4.1 Сигналы

Сигналы — знаки извещения  или предупреждения. Со значением, которое  придается наиболее распространенным и общепринятым в данной культуре сигналам, люди знакомятся с детства (например, значение цветов светофора). Значение многих специальных сигналов становится известным только в результате обучения (флажковая сигнализация на флоте, навигационные сигналы).

1.4.2 Индексы

Индексы — условные обозначения  каких-то предметов или ситуаций; имеющие компактный, легко обозримый  вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и  ситуации из ряда других. Иногда (но не обязательно) их стараются подбирать  так, чтобы внешний вид их подсказывал, что они обозначают: показания  приборов, картографические знаки, различного рода условные значки в схемах, графиках.

1.4.3 Символы

Символы — это знаки, которые  не только указывают на некоторый  объект, но кроме того еще несут  в себе добавочный смысл: выражают общие  идеи и понятия, связанные с толкованием  этого объекта.

Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена; крест в христианской религии; голубь мира. Символом является, например, герб города.

 

4 Модальность

Модальность указывает на статус реальности согласно знаку или  требуемый знаком, текстом или  стилем. Модальность указывает на статус, авторитет или надежность сообщения, на его онтологический статус, на его значимость в качестве истины или факта.

Соссюровская модель знака  не включает какого-либо прямого указания на реальность вне знака. В этой модели означаемое есть только ментальный концепт (хотя и концепт может, конечно, указывать  на что-то в воспринимаемой реальности). Напротив, в модели Пирса знак эксплицитно  характеризует референт – нечто  в воспринимаемом мире, на что знак указывает. Кроме того, Пирс воспринял  из логики понятие «модальности»  для указания на значение истинности знака, признавая три вида: актуальность, (логическую) необходимость и (гипотетическую) возможность. Более того, классификация  знаков в терминах способа отношения  знака к своему референту отражает их модальность – их явную прозрачность в отношении к «реальности».

Теоретики, изменившие взгляды  относительного экстремального философского идеализма (для которого реальность чисто субъективна и конструируется в нашем использовании знаков) могут не увидеть никаких проблем  относительно модели Соссюра. Те же, кто  придерживается философского реализма, хотели бы бросить ей вызов. Для конструктивистской позиции, в которой язык и иные медиумы играют главную роль в  «социальной конструкции реальности», характерно стремление возразить на явную индифферентность относительно социальной реальности в модели Соссюра.

Для перспективы социальной семиотики оригинальная соссюровская модель является очевидно проблематичной. Какова бы ни была наша философская позиция, в нашем ежедневном поведении мы действуем на базе того, что некоторые репрезентации реальности являются более надежными, достоверными, чем другие. И мы поступаем так частично со ссылкой на те намеки в текстах, которые семиотики, следуя лингвистам, называют «модальными маркерами». Такие намеки указывают на то, что описывается как правдоподобность, надежность, вероятность, истина в текстах внутри данного жанра как репрезентации некоторой признаваемой реальности.

 

 

5 Парадигмы и синтагмы.

Знаки организованы в коды двумя способами: посредством парадигм и посредством синтагм. Различие между парадигматическими и синтагматическими  структурами является ключевым в  структуралистском семиотическом  анализе. Эти два измерения часто  представляются в качестве осей, где  вертикальная ось есть ось парадигматическая, а горизонтальная есть ось синтагматическая. Р.Якобсон ввел термины «селекция» в качестве уровня парадигмы и «комбинация» - в качестве уровня синтагмы.

Парадигма есть множество  ассоциированных знаков, все из которых  являются членами некоторой определенной категории, но в которой каждый знак является значимо отличающимся от других. В естественном языке словарь  языка является одной парадигмой, и имеются грамматические парадигмы такие как глаголы или существительные. Использование одной парадигмы (например, отдельного слова или образа) скорее, нежели другой, создает предпочтительный смысл текста. Заметим, что означивание различий между даже очевидно синонимичными парадигмами находится в самом сердце уорфианских теорий языка. В кино и телевидении парадигмы включают пути изменения «кадра» (например, монтаж, затемнение, постепенное исчезновение и т.п.).

Синтагма есть правильная комбинация взаимодействующих знаков, формирующих осмысленное целое (нечто, называемое «цепью»). Такие комбинации сделаны в каркасе правил и  соглашений (как имплицитных, так  и эксплицитных). В языке предложение, например, есть синтагма слов. Параграфы  и главы также являются синтагмами. На фотографии или в живописи синтагматические отношения являются пространственными. Синтагмы создаются посредством  выбора парадигм из тех, которые конвенционально  отнесены как уместные или приемлемые или которые могут требоваться  некоторым правилом системы (например, грамматикой).

6 Денотация и коннотация

Семиотики разделяют денотацию и коннотацию, термины, описывающие отношения между знаком и его референтом. Денотация используется как определенное или «буквальное» значение знака, коннотация указывает на его социо-культурные и персональные ассоциации (идеологические, эмоциональные и т.д.).

Р.Барт полагал, что имеются различные порядки сигнификации (уровни значения). Первым является уровень денотации: на этом уровне имеется знак, состоящий из означающего и означаемого. Коннотация является вторым уровнем, который использует первый знак как свое означающее и приписывает ему свое означаемое.

Коннотации выводятся  не из самого знака, но из способа, каким  общество использует и придает значение и означающему, и означаемому. Например, автомобиль в западных культурах  может коннотировать свободу или возмужание.

Британский социолог Стюарт Холл предложил следующее толкование. Термин «денотация» в широком смысле тождествен буквальному значению знака, потому что буквальное значение признано почти универсально, особенно когда используется визуальный дискурс, «денотация» часто путается с буквальной транскрипцией «реальности» в язык – и, таким образом, с «естественным знаком», который производится без упоминания о каком-либо коде. «Коннотация», с другой стороны, используется просто для указания на менее фиксированные и, следовательно, более конвенциональные и изменяемые ассоциативные значения, которые, очевидно, варьируются от примера к примеру и, тем самым, зависят от кода. Холл полагает, что использование различия денотация/коннотация должно быть лишь аналитическим. В анализе полезно различать те аспекты знака, которые принимаются во внимание в любой языковой общности в любое время как его «буквальное» значение (денотация) в отличие от более ассоциативных значений знака, которые возможно генерировать (коннотация). Но аналитические различия не должны путаться с различиями в реальном мире. В актуальном дискурсе большинство знаков  комбинирует денотативные и коннотативные аспекты в смысле Холла. Различие это есть дело просто аналитической ценности. Знаки требуют обычно своей полной идеологической значимости… на уровне их «ассоциативных» значений (то есть на коннотативном уровне), так как здесь «значения» не фиксируются естественным восприятием. Итак, именно на коннотативном уровне знака изменяются ситуативные идеологии и трансформируют сигнификации. На этом уровне мы можем более ясно видеть активное вторжение идеологий в дискурс… Это не значит, что денотативное, или «буквальное», значение находится вне пределов идеологии. Термины «денотация» и «коннотация» являются, следовательно, просто полезными аналитическими орудиями для различения в отдельных контекстах не наличия/отсутствия идеологии в языке, но различных уровней, на которых идеология и дискурсы перекрещиваются.

Очень тесно с коннотацией  соприкасается то, что Р.Барт назвал мифом. Барт аргументировал в пользу того, что денотация и коннотация комбинируются и производят идеологию, которую Д.Хартли описал как третий порядок сигнификации.

Проясняя это, рассмотрим эти три уровня на примере фотографии Мерилин Монро. На денотативном уровне это просто фотография кинозвезды Мерилин Монро. На коннотативном уровне мы ассоциируем эту фотографию с такими характеристиками Монро как красота, обаятельность, сексуальность, если это ранняя фотография, но также и с депрессией, употреблением наркотиков, смертью, если это поздняя фотография. На мифическом уровне мы понимаем этот знак как воплощение мифа о Голливуде – «фабрике грез», которая выдает в мир таких кинозвезд, но одновременно и такой «машине» грез, которая разрушает этих самых кинозвезд.

7 Коды

В каждом тексте знаки организованы в наполненные значением системы  согласно определенным конвенциям, на которые семиотики указывают  как на коды (или означивающие коды). Такие конвенции представляют социальное измерение в семиотике: код есть множество «практик», знакомых пользователям медиума, действующего в широком культурном каркасе. Ниже будут указаны только те коды, коорые наиболее широко упоминаются в контексте коммуникативных исследований.

Социальные коды (в широком смысле все семиотические коды являются социальными)

  • Вербальный язык (фонологические, синтаксические, лексические, паралингвистические субкоды)
  • Телесные коды (телесный контакт, физическая ориентация, внешность, выражение лица, жесты, движение глаз и т.п.)
  • Товарные коды ( мода, одежда, автомобили)
  • Поведенческие коды (протоколы, ритуалы, ролевые игры, игры)

Регуляторные коды ( правила движения на скоростных шоссе, профессиональные коды деятельности)

 

Текстуальные  коды

  • Научные коды, включая математику
  • Эстетические коды с различные выразительными средствами (поэзия, драма, рисование, скультура, музыка и т.д.)
  • Жанровые, риторические и стилистические коды: нарратив (сюжет, конфликт, действующее лицо, диалог и т.д.), экспозиция, аргумент и т.д.
  • Масс-медиа коды, включающие коды фотографии, телевидения, кинематографа, радио, газет и журналов -  как технические, так и конвенциональные

Информация о работе Характеристика семиотики