Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:47, курсовая работа
Готика (ит. gotico - букв. готский, связанный с германским племенем готов) - художественный стиль, возникший в середине XII в. во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично в Восточной Европе. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства и возникла на основе достижений романской культуры. Термин "готика" утвердился в эпоху Возрождения для обозначения всего средневекового искусства, считавшегося "варварским". Готичес
Амьенский
собор прекрасен
со всех сторон. Стройный
башенный шатер фонаря
над средокрестием
усиливает общее
впечатление устремленности
ввысь и подчеркивает
высоту готической конструкции.
Изящные легкие контрфорсы,
увенчанные пинаклями,
поднимаются от основания
собора к его кровле.
Огромное окно-роза
западного фасада относится
к XV веку. На фасаде выделяются
три портала и галерея
со скульптурами в нишах.
Башни фасада несимметричны:
северная башня выше
южной. На центральном
портале сохранилась
средневековая скульптура
Христа.
Прекрасный
средний неф собора
рассматривался как
олицетворение идеи
вертикальной композиции
готического храма;
при трехчастном
делении его стен
высота аркады опор
нижнего яруса достигла
высоты трифория и фонаря
вместе взятых. Ощущение
высоты усиливается
благодаря потокам света,
льющимся сквозь стекла
фонаря, стройным, устремленным
ввысь группам колонн
со стрельчатыми арками,
а также изящным вертикальным
линиям решетки витражного
окна в алтаре.
Многие соборы Франции пострадали во время Революции, когда скульптуры и рельефы разбивались тысячами. Благодаря усилиям влиятельных горожан Амьена, которые перекрыли революционерам доступ в собор, потери там были минимальными, хотя полностью избежать разграбления все-таки не удалось. 110 сидений в хоре по праву считаются лучшими во Франции. Они были выполнены в начале XVI века. Их украшают скульптурные рельефы со сценами из Ветхого Завета и из жизни горожан (4500 фигур).
13 в., Тома из Кормопа, Thomas de Cormont, и его сын Рено — 15 в.)— длиной сто сорок пять , высотой сорок два с половиной метра и площадью 7700 м2 — самый крупный во Франции.
Впечатление, которое производит на зрителя этот собор ,архитектурный памятник зрелой готики, передают следующие слова известного искусствоведа XIX в. П. П. Гнедича: «Эти бесконечно переплетающиеся аркады и своды, кажется, ведут куда-то в иной мир. Всё стремится к чему-то высшему, гигантскому... на колоссальные столбы колонн громоздятся новые столбы, над ними нависают сквозные воздушные переходы; своды
вздымаются выше и выше; над ними идут колокольни, далее колокольни ещё и ещё, и их острые башенки, кажется, теряются в облаках. Внутри, под сводами стрельчатых дуг, бесконечный ряд колонок, переходов, статуй и гробниц окутан кружевом изящного орнамента... То высшее проявление готики, до которого дошла средневековая архитектура, может бесспорно быть названо парадоксальным. Это не здания, это какие-то ювелирные работы, трактованные в колоссальном размере».
.
Головокружительная
высота нефа, чистота
профиля всех нервюр,-
активная кривизна 2-ярусных
аркбутанов, точность
их наклона и примыкания
свидетельствуют о полном
овладении законами
равновесия. Свет в изобилии
льётся из сплошь остеклённого (включая
трифорий) хора и четырёхчастных
окон нефа, словно расцветающих
каждое тремя розами.
Соотношение масс и
пролётов постройки,
значительность главной
аркады, равной по высоте
трифорию и окнам, создают
замечательную пространствен-ность
интерьера. Простота
и целеустремлён-архитектурных
линий контрастируют
с многоплановой структурой
фасада, насыщенного
резьбой и скульптурой.
Заключение
В XIII-XV вв. готическая архитектура распространялась по разным странам Европы, приобретая определённые черты, и вырастала постепенно из романского стиля преобразуя его почти незаметными новшествами.
В ХIII веке усиливается связь между двумя королевствами Испании и Франции. Французские зодчие работают на территории Испании. Следы их деятельности прослеживаются в соборах Леона, Бургоса и Толедо. Испанская архитектура ХIII веке кажется ветвью французской.
Почти всегда враждебные, но всегда близкие отношения с Англией не могли не сказаться на архитектуре обоих королевств. Например, французский архитектор Гийом из Санса построил 1175 году собор в Кентбери. Будучи ближе всех других английских храмов к французскому плану, собор Вестминстерского аббатства остался памятником близких отношений между королевствами. Его хор окружен венцом капелл, центральный неф выше, чем это было принято в английских храмах.
Влияние английской готики на французскую, падающее на XV век, коснулось не основной конструкции зданий, но главным образом их «пламенеющего декора»
Замечательная готическая архитектура Чехии XIV века также связана с именем французского архитектора Матье из Арраса, который начал постройку собора св. Витта в Пражском граде.
Сохранились сведения о том, что в1287 году Этьен де Боннейл отплывает с помощником в Швецию, чтобы
построить собор в Упсале. Норвежский король Магнус, получив от Филиппа смелого кусок тернового венца, строит в Бергене Капеллу, которая имитирует парижскую Святую капеллу.
Мы знаем о работе Виллара де Оннекур в Венгрии. Там же работал Мартен Равежи. Экспансия французов на восток не могла не отразиться на сооруженных там памятников. В горах, к востоку от Триполи, была построена сильная крепость Крак, закрывавшая доступ в христианские владения. Она была воздвигнута в XII веке и расширена около 1200 года. Но во времена Людовика IX был еще выстроен большой зал, окруженный галереей.
Собор в Никозии напоминает собор Парижской богоматери. Интересно, что в Фамагусте в первой половине XIV века (около 1311 года) была выстроена церковь с апсидой, скопированной с апсиды в Сент-Юрбент в Труа.
Фасад
с высокими вимпергами
напоминает фасад Реймского
собора.
Выводы, к которым мы пришли, заканчивая характеристику церковного готического зодчества во Франции, относится именно к её национальному стилю.
Однако французская готика в силу особых исторических условий явилась выразительницей высокого подъёма средневековой культуры в целом. Она в самом деле была каменной энциклопедией, стояла значительно выше современной литературы. Всё время, опираясь на античное наследие, она выработала в архитектуре, скульптуре и витражах собственные средства выражения. Она отразила высшие идеалы, чаяния и разочарования самых различных слоёв средневековой Франции. Поскольку готический стиль должен был удовлетворять потребности широких масс народа, он был в своей основе монументальным. Для французской готики характерна гармония и ясность, что заставило исследователей говорить об её «аттическом» характере, но это не исключает внутреннего пафоса, взволнованности чувства, пронизывающего архитектурный образ. Он так богат, как ни один из существующих до и после стилей, потому что его создатели сумели одновременно использовать воздействие архитектурного пространства, линии, пластики и чистой игры цвета. Благодаря этим своим качествам французская готика, несмотря на наслоение веков, сохраняет своеобразное единство, и дошедшие до нас памятники не кажутся дисгармоничными.
Готика, как архитектурный
стиль, характерна
для определённой
эпохи всей Западной
Европы, но ведущая
роль в её создании,
развитии и воплощении
принадлежала Франции.
План собора в Реймсе (Франция). 1211—1311г.
Приложение 1
Западный фасад
собора в Реймсе
Собор в Амеьене