Готические соборы Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Готика (ит. gotico - букв. готский, связанный с германским племенем готов) - художественный стиль, возникший в середине XII в. во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично в Восточной Европе. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства и возникла на основе достижений романской культуры. Термин "готика" утвердился в эпоху Возрождения для обозначения всего средневекового искусства, считавшегося "варварским". Готичес

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Амьенский собор прекрасен  со всех сторон. Стройный башенный шатер фонаря над средокрестием  усиливает общее  впечатление устремленности ввысь и подчеркивает высоту готической конструкции. Изящные легкие контрфорсы, увенчанные пинаклями, поднимаются от основания собора к его кровле. Огромное окно-роза западного фасада относится к XV веку. На фасаде выделяются три портала и галерея со скульптурами в нишах. Башни фасада несимметричны: северная башня выше южной. На центральном портале сохранилась средневековая скульптура Христа. 

Прекрасный  средний неф собора рассматривался как  олицетворение идеи вертикальной композиции готического храма; при трехчастном  делении его стен высота аркады опор нижнего яруса достигла высоты трифория и фонаря вместе взятых. Ощущение высоты усиливается благодаря потокам света, льющимся сквозь стекла фонаря, стройным, устремленным ввысь группам колонн со стрельчатыми арками, а также изящным вертикальным линиям решетки витражного окна в алтаре. 

Многие  соборы Франции пострадали во время Революции, когда скульптуры и рельефы разбивались  тысячами. Благодаря  усилиям влиятельных  горожан Амьена, которые  перекрыли революционерам доступ в собор, потери там были минимальными, хотя полностью избежать разграбления все-таки не удалось. 110 сидений в хоре по праву считаются лучшими во Франции. Они были выполнены в начале XVI века. Их украшают скульптурные рельефы со сценами из Ветхого Завета и из жизни горожан (4500 фигур).

13 в., Тома из Кормопа, Thomas de Cormont, и его сын Рено — 15 в.)— длиной сто сорок пять , высотой сорок два с половиной метра и площадью 7700 м2 — самый крупный во Франции.

Впечатление, которое производит на зрителя этот собор ,архитектурный  памятник зрелой готики, передают следующие слова известного искусствоведа XIX в. П. П. Гнедича: «Эти бесконечно переплетающиеся аркады и своды, кажется, ведут куда-то в иной мир. Всё стремится к чему-то высшему, гигантскому... на колоссальные столбы колонн громоздятся новые столбы, над ними нависают сквозные воздушные переходы; своды

вздымаются  выше и выше; над  ними идут колокольни, далее колокольни ещё и ещё, и их острые башенки, кажется, теряются в облаках. Внутри, под сводами стрельчатых дуг, бесконечный ряд колонок, переходов, статуй и гробниц окутан кружевом изящного орнамента... То высшее проявление готики, до которого дошла средневековая архитектура, может бесспорно быть названо парадоксальным. Это не здания, это какие-то ювелирные работы, трактованные в колоссальном размере».

. Головокружительная высота нефа, чистота профиля всех нервюр,- активная кривизна 2-ярусных аркбутанов, точность их наклона и примыкания свидетельствуют о полном овладении законами равновесия. Свет в изобилии льётся из сплошь остеклённого (включая трифорий) хора и четырёхчастных окон нефа, словно расцветающих каждое тремя розами. Соотношение масс и пролётов постройки, значительность главной аркады, равной по высоте трифорию и окнам, создают замечательную пространствен-ность интерьера. Простота и целеустремлён-архитектурных линий контрастируют с многоплановой структурой фасада, насыщенного резьбой и скульптурой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    В XIII-XV вв. готическая архитектура распространялась по разным странам Европы, приобретая определённые черты, и вырастала постепенно из романского стиля преобразуя его почти незаметными новшествами.

В ХIII веке усиливается связь между двумя королевствами Испании и Франции. Французские зодчие работают на территории Испании. Следы их деятельности прослеживаются в соборах Леона, Бургоса и Толедо. Испанская архитектура ХIII веке кажется ветвью французской.

      Почти всегда враждебные, но всегда близкие  отношения с  Англией  не могли не сказаться  на архитектуре обоих  королевств. Например, французский архитектор Гийом из Санса построил 1175 году собор в Кентбери. Будучи ближе всех других английских храмов к французскому плану, собор Вестминстерского аббатства остался памятником близких отношений между королевствами. Его хор окружен венцом капелл, центральный неф выше, чем это было принято в английских храмах.

      Влияние английской готики на французскую, падающее на XV век, коснулось не основной конструкции зданий, но главным образом их «пламенеющего декора»

      Замечательная готическая архитектура  Чехии XIV века также связана с именем французского архитектора Матье из Арраса, который начал постройку собора св. Витта в Пражском граде.

      Сохранились сведения о том, что  в1287 году Этьен де Боннейл отплывает  с помощником в  Швецию, чтобы 

построить собор в Упсале. Норвежский король Магнус, получив от Филиппа смелого кусок тернового венца, строит в Бергене Капеллу, которая имитирует  парижскую Святую капеллу.

      Мы  знаем о работе Виллара де Оннекур  в Венгрии. Там  же работал Мартен Равежи. Экспансия  французов на восток не могла не отразиться на сооруженных там памятников. В горах, к востоку от Триполи, была построена сильная крепость Крак, закрывавшая доступ в христианские владения. Она была воздвигнута в XII веке  и расширена около 1200 года. Но во времена Людовика IX  был еще выстроен  большой зал, окруженный галереей.

      Собор в Никозии напоминает собор Парижской  богоматери. Интересно, что в Фамагусте  в первой половине XIV века (около 1311 года) была выстроена церковь с апсидой, скопированной с апсиды в Сент-Юрбент в Труа.

Фасад с высокими вимпергами напоминает фасад Реймского собора.   

  Выводы, к которым  мы пришли, заканчивая  характеристику церковного  готического зодчества  во Франции, относится  именно к её  национальному стилю. 

         Однако французская  готика в силу  особых исторических условий явилась выразительницей высокого подъёма средневековой культуры в целом. Она в самом деле была каменной энциклопедией, стояла значительно выше современной литературы. Всё время, опираясь на античное наследие, она выработала в архитектуре, скульптуре и витражах собственные средства выражения.  Она отразила высшие идеалы, чаяния и разочарования самых различных слоёв средневековой Франции. Поскольку готический стиль должен был удовлетворять потребности широких масс народа, он был в своей основе монументальным. Для французской готики характерна гармония и ясность, что заставило исследователей говорить об её «аттическом» характере, но это не исключает внутреннего пафоса, взволнованности чувства, пронизывающего архитектурный образ. Он так богат, как ни один из существующих до и после стилей, потому что его создатели сумели одновременно использовать воздействие архитектурного пространства, линии, пластики и чистой игры цвета.  Благодаря этим своим качествам французская готика, несмотря на наслоение веков, сохраняет своеобразное единство, и дошедшие до нас памятники не кажутся дисгармоничными.

         Готика, как архитектурный  стиль, характерна  для определённой  эпохи всей Западной  Европы, но ведущая  роль в её создании, развитии и воплощении  принадлежала Франции. 
 

     

                 План собора в  Реймсе (Франция). 1211—1311г.

                            Приложение 1 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          

                         Западный фасад  собора в Реймсе 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                    Собор в Амеьене 
 

Информация о работе Готические соборы Франции