Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:47, курсовая работа
Готика (ит. gotico - букв. готский, связанный с германским племенем готов) - художественный стиль, возникший в середине XII в. во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично в Восточной Европе. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства и возникла на основе достижений романской культуры. Термин "готика" утвердился в эпоху Возрождения для обозначения всего средневекового искусства, считавшегося "варварским". Готичес
Бернар Суассонский, продолжавший возведение западного фасада примерно с 1255 по 1290 год и сосредоточивший свое внимание на изысканной красоте огромной каменной розы второго яруса, изменил характер пропорций окон и тяг, сделав их еще более хрупкими, вытянутыми и легкими в соответствии с вкусами второй половины XIII столетия. Облегчив тем самым пропорции здания в верхних ярусах, он придал ему особую легкость и устремленность в высоту, а декоративный эффект созданной под его руководством галереи королей во много крат усилил производимое фасадом впечатление декоративной пышности и богатства. Башни с чрезвычайно вытянутыми, хрупких пропорций окнами довершили художественный облик фасада.
С
накоплением опыта,
с развитием конструктивных
возможностей и эволюции
стиля развивался и
совершенствовался
творческий метод готических
мастеров. Он дал самые
блестящие результаты
в поразительной целостности
композиции Реймского
собора, в величественном
интерьере которого
слияние архитектурных
форм в едином движении
порождает ощущение
бесконечного развития,
а богатство декорации
и изящество композиции
западного фасада не
имеют себе равных. В
нем ощутимо живое биение
творческой мысли.
Руанский собор
Заложены они были почти в одно и то же время: собор в Руане — примерно в 1150 г., собор Парижской Богоматери — около 1163 г., собор в Амьене — в 1220 г., в Байе — 1230, в Реймсе — также в начале XIII в. Но все эти соборы возводились на фундаментах более ранних храмовых сооружений (I–III вв.), строительство которых приходится, по-видимому, на момент основания самих городов. Во всяком случае, на плане Руана III века храмовое сооружение отмечено на месте современной площади кафедрального собора. За столь долгую историю эти храмы много раз горели, разрушались, теряли свои архитектурные элементы, но восстанавливались, так как им всегда придавалось особое значение. Например, Нотр-Дам в Реймсе — традиционное место коронации французских монархов. В Шартрском соборе хранится священная реликвия — Святая плащаница. По легенде, именно в этой 'сорочке' была Дева Мария, когда родился Иисус Христос. Святая плащаница в 876 г. была подарена Карлом II Лысым (внуком Карла Великого) и не один раз спасала собор и город от разрушителей и врагов. На фасаде собора Парижской Богоматери расположилась галерея королей Франции.
Руан расположился на Нижней Сене в 130 км от моря и в 230 км на северо-запад от Парижа. Река естественной преградой защищает город с юго-западной стороны. Судя по старинным схемам города, изначально он имел классическую прямоугольную форму с сеткой параллельных улиц. Уже в VI веке в городе были рыночная площадь и площадь основного храма, на которой впоследствии вознесся знаменитый Руанский собор. Руан по праву называют столицей витражей Франции. Начиная с XII века витражи украшали городские церкви. Самые старинные, выполненные в сине-красном цвете, сохранились в аббатской церкви Сен-Уэн. Витражные полотна церкви Жанны д’Арк собраны из двух слоев: на серо-синем фоне города, представленного на витражах XV века, сияют более ранние полотна с библейскими мотивами. Золотой век витражного искусства в Руане приходится на XVI столетие, когда здесь собрались многие известные мастера и открыли свои мастерские. Самое удивительное их творение — изысканное витражное окно-'роза' Руанского собора. Простояв более 600 лет, его витражи оплыли к низу пластин.
Шпиль собора простирается на высоту 150 м и подчеркивает устремленность собора ввысь. Это самый высокий соборный шпиль во Франции, его вес 1200 т, а башня, ведущая к вершине, насчитывает 813 ступеней. За долгую историю собора шпиль разрушался и восстанавливался несколько раз. Деревянный шпиль, покрытый оловом, был установлен в 1557 г., но, поврежденный молнией, сгорел в 1822. Годом позже было предложено сконструировать металлический каркас и шпиль в стиле готики XII века. В 1825 г. проект был одобрен и закончен в 1884 г. четырьмя башенками, построенными местным мастером железного дела. Одну из этих башенок собор потерял всего несколько лет назад — во время сильного урагана, пронесшегося по северу Франции. 19 апреля 1944 г. массированная бомбардировка английской авиации практически превратила город в руины. В собор было семь попаданий. От полного уничтожения Нотр-Дам спасло только то, что ни одна из бомб существенно не повредила его центральный неф. Шпиль был разбалансирован. Его удалось восстановить только между 1975 и 1981 гг.
В
судьбе Руана есть
событие, которое
город рад был
бы забыть как страшный
сон. 30 мая 1431 года по
решению инквизиционного
трибунала на костре
в Руане погибла
Жанна д’Арк. И
вот уже почти 600
лет Руан пытается
очиститься от чувства
вины всеми возможными
способами. Главная
улица города, улица
Жанны д’Арк, ведет
от вокзальной площади
к Сене. Именем Жанны
названы компании и
кафе, церковь с чудесными
витражами на площади
Старого рынка и сама
площадь. Мост через
Сену (там прежде находился
мост святой Матильды,
с которого был выброшен
пепел Жанны д’Арк)
теперь также носит
ее имя. Ей ставят памятники,
посвящают стихи и полотна...
И когда-нибудь свет
звезды этой Девы достигнет
города и освободит
от позорной печати
деятельности инквизиции,
бросившей в костер
национальную героиню
Франции.
Шартрский
собор
Шартр - небольшой город на севере Франции, на реке Эр, в 90 км к юго-западу от Парижа, административный центр департамента Эр-и-Луар. Здесь находится одно из величайших творений готической архитектуры и христианской культуры средневековья - Шартрский собор.
История города восходит примерно к середине 1 тыс. нашей эры. Приблизительно к этому же времени относится строительство в Шартре первой католической церкви, которая, как считают, была построена на месте кельтского языческого капища, рядом со святым источником. В течение следующих нескольких столетий здание церкви не раз страдало от пожаров и разрушений. Очередную реконструкцию храма после разорения, которому город подвергся во время набега норманнов, начал в 859 году епископ Жильбер, превратив церковь в городской кафедральный собор.
Примерно в это же время в Шартре появляется одна из самых драгоценных реликвий христианства - Покров Девы Марии. Согласно одной из наиболее распространенных версий, реликвия оказалась в Шартре благодаря французскому королю Карлу II, пожертвовавшему ее вновь восстановленному храму
Предание утверждает, что именно этот покров был на Богоматери в момент рождения Иисуса Христа. Этот фрагмент шелковой ткани бежевого цвета шириной 46 см. имеет в длину около 2 м. Первоначально его длина составляла около 5,5 м., но во время французской революции духовенство Шартрского собора разделило Покров на несколько частей, уповая на то, что хоть одну из этих частей удастся сохранить. В последствии самая крупная из них была возвращена в храм. Пребыванию в Шартре Покрова приписывают много чудодейственных событий, однако самым впечатляющим из них выглядит удивительное спасение ларца, в котором хранился Покров, во время трехдневного пожара 1194 года, уничтожившего практически весь собор.
Сразу после пожара в Шартре началось строительство нового собора, затмившего собой все предыдущие постройки. От прежнего романского сооружения сохранились лишь часть фасада, крипта и нижний ярус башен с романскими скульптурами в знаменитом "королевском портале". При этом крипта разрушенного собора была включена в систему фундаментов, а ранний готический фасад 1135–1180 оказался встроенным в новый фасад. [ ]
Над фасадом собора возвышаются две башни, отличающиеся и высотой, и внешним видом. Более ранняя (1134-1150 гг.) северная башня имеет романское основание, а венчающий башню ажурный шатер, украшенный прихотливым каменным кружевом, был завершен только в начале 16 века. Южная башня - "старая колокольня" (1145-1165 гг.) - ближе к основным идеалам готики и выдержана в едином стиле с основным зданием собора.
Центральная часть фасада сохранила тяжелую романскую стену, в которую врезано три великолепных портала, относящихся к XII веку. В центральном Королевским портале находится композиция "Христос во славе" - по обе стороны от фигуры Христа расположены фантастические крылатые животные, под ними идет широкий скульптурный пояс с фигурами святых. [ ]
Строительство храма велось до 1225 года (не считая капелл, пристройка которых была осуществлена в начале 16 века).
Шартрский собор сложен из очень прочного песчаника, который добывался в каменоломнях Бершера, в 8 км от Шартра. Некоторые каменные блоки в стенах собора достигают 2-3 метров в длину и метра в высоту.
Новый храм, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам де Шартр, был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX. Он стал первым в истории Франции собором, посвященным Деве Марии. В ее честь королем Людовиком IX (его называли Людовиком Святым) и его супругой, королевой Бланш Кастильской, было заказано окно-роза для главного фасада, украшенное гербами Франции и Кастилии. Многие мотивы витражей Шартрского собора также сопряжены с культом Девы Марии.
Шартрский собор представляет собой трехнефный храм с трехнефным трансептом и пятинефным хором. Каждый фасад трансепта имеет по три портала, богато украшенных ранней готической скульптурой.
В центральном портале южного фасада можно увидеть рельеф "Страшный суд" (около 1210-20 гг.), отличающийся благородством форм и глубокой одухотворенностью образов. Он счиатется одним из лучших рельефов периода расцвета готики.
В центре собора пол выполнен в виде вписанного в круг "лабиринта" – фигурной кладки из разноцветных камней, которая сохранилась только частично. Датируется лабиринт примерно 1200 годом. Круг имеет в диаметре 12,89 м., а протяженность лабиринта составляет 261,5 м. Паломники должны были проходить этот путь на коленях - в церковных записях он называется "путь в Иерусалим" и символизирует путь человеческих душ к Небесному Иерусалиму, с которым, как считается, Шартрский собор имеет незримую связь.
Шартр - один из немногих соборов готической Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление. Он украшен витражами 12-13 веков, занимающими площадь около 2600 кв.м. - это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей той эпохи. В соборе насчитывается 146 витражей, на которых, кроме отдельных фигур, изображены 1359 различных сюжета. Витражи украшают также "розы" главного фасады и трансепта.
Витражи Шартрского собора отличаются чрезвычайной интенсивностью и чистотой красок и разнообразной тематикой изображений. Наряду со сценами Ветхого и Нового заветов, пророками и святыми – им отводили по преимуществу верхнюю зону – внизу находится около ста сюжетов из жизни королей, рыцарей, ремесленников, пожертвовавших витражи в собор, а одна из "роз" посвящена крестьянам.
Особым мастерством исполнения, запоминающейся силой образа выделяются в Шартре окна с изображением Богоматери, витраж с житием Св.Евстафия и "портрет" Карла Великого.
Богатейшее наружное и внутреннее убранство собора насчитывает в общей сложности около 10 тысяч скульптурных изображений. В соборе находится огромный резной деревянный алтарь, на котором изображено сорок сюжетов на евангельские темы. На изготовление алтаря ушло более двух столетий — он был начат в 1514 году, а закончен только в начале 18 века.
Во
все времена паломников
привлекали драгоценные
реликвии христианства,
находившиеся в Шартрском
соборе. Помимо Покрова,
до 18 столетия в соборе
хранились голова матери
Богородицы — святой
Анны, и очень древняя
и глубоко почитаемая
деревянная статуэтка
Девы Марии, носящей
под сердцем ребенка.
Это было одно из самых
первых изображений
Богоматери, относившееся,
вероятно, к первым векам
христианства, а по одной
из версий – статуэтка
имела даже языческое
происхождение, связанное
с культом плодородия
и богини-праматери.
В конце 18 века, в бурные
времена революций,
фигурка погибла в огне
пожара.
Собор в Амьене
Собор,
построенный Робером
де Люзаршем - это
истинный шедевр готической
архитектуры и
одновременно последний
в ряду готических
соборов Иль-де-Франс,
воздвигнутых в XIII веке.
Собор был настолько
велик, что мог
вместить все население
Амьена, насчитывавшее
в то время около 10 тысяч
человек. Существовавший
ранее собор был разрушен
в Х веке, вторгшимися
на территорию Франции
норманнами. Позднее
он был восстановлен,
однако сгорел в 1137 году.
В третий раз собор был
отстроен и освящен
в 1152 году, и на этот
раз сгорел дотла в 1218
году. Находящаяся вблизи
собора небольшая церковь
Св. Фирмина уцелела
при пожаре. В ней хранились
мощи Св. Фирмина, первого
епископа города Амьена,
поэтому церковь нельзя
было снести до завершения
строительства нового
собора, куда и решили
перенести мощи святого.
Вследствие острой необходимости
возведение нового,
четвертого и последнего,
здания собора (1220-1236
гг.) начали с продольной
части, хор строили позже.
Затем старую церковь
разрушили и на ее фундаменте
воздвигли северный
рукав трансепта и северную
часть хора.