Готические соборы Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Готика (ит. gotico - букв. готский, связанный с германским племенем готов) - художественный стиль, возникший в середине XII в. во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично в Восточной Европе. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства и возникла на основе достижений романской культуры. Термин "готика" утвердился в эпоху Возрождения для обозначения всего средневекового искусства, считавшегося "варварским". Готичес

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

                                     Введение 

Готика (ит. gotico - букв. готский, связанный  с германским племенем готов) - художественный стиль, возникший  в середине XII в. во Франции и распространившийся в Западной, Центральной  и частично в Восточной  Европе. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства и возникла на основе достижений романской культуры. Термин "готика" утвердился в эпоху Возрождения для обозначения всего средневекового искусства, считавшегося "варварским". Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

Ведущее место в искусстве  готики занимал собор, вокруг которого сосредотачивалась  жизнь горожан. Конструктивной основой собора служил каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Вынесение наружу конструктивных элементов, поддерживающих крестовый свод, позволило создать огромное, несоизмеримое с человеком, пространство интерьера. Стены собора были прорезаны огромными окнами с многоцветными витражами, которые в таинственном полумраке интерьера светились яркими красными, синими, желтыми красками, создавая особую духовную атмосферу. Устремленность собора ввысь подчеркнута гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, порталами и окнами, многочисленными удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями. Небывалый по высоте и размерам собор возвышался над городом и мог вместить порой все его население. Все это оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.

Готический  собор идеальным  образом подходил для синтеза искусств: скульптур, витражей - главного вида готической живописи, декоративного  искусства (резьбы по камню, дереву, кости  и др.). Порталы  и алтарные преграды были сплошь украшены статуями, скульптурными группами, орнаментами, фантастическими фигурами зверей ("химерами"). Лучшие статуи святых и аллегорические фигуры были отмечены глубокой духовной красотой. Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю.

Особое  внимание к человеку и его эмоциям, отражающим сложный  драматизм жизни, трагическим сценам страдания и смерти уделялось в искусстве  поздней готики (XIV-XVI вв.). Это время было отмечено быстрым развитием градостроительства, сооружением ратуш, торговых рядов, дворцов, особняков, жилых зданий. Все они украшались сложнейшим декором, подчеркивающим вертикальность линий. Символико-аллегорический строй искусства сочетался с новыми духовными устремлениями, расширялся интерес к реальному миру, природе и, как следствие этого, распространялись скульптурные и живописные портреты и пейзажи, отличающиеся индивидуальными чертами, одухотворенностью и возвышенностью образов.

Эпоха готики - время расцвета книжной миниатюры, эмалей, художественного ткачества, декоративных изделий из серебра, драгоценных камней, слоновой кости и др. Готический стиль объединил в единый ансамбль художественные предметы быта, мебель, одежду, украшения и архитектуру.

В искусстве готики органически переплелись  лиризм и трагизм  психологических  переживаний, возвышенная  духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и точные жизненные наблюдения.

Выдающиеся  произведения готической архитектуры: во Франции (собор Нотр-Дам в Париже, соборы в Реймсе, Амьене, Шартре); в Германии (собор в Кельне); в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне) и др.

Интерес к реальности, наблюдению и изучению натуры, к человеческим чувствам и характерам, возрастание  роли личности художника, известность имен авторов великих творений XV в. - все это подготовило почву для ренессансного мировоззрения. В XV- XVI вв. готику сменяет эпоха Возрождения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Собор Парижской Богоматери

    Постройку собора Парижской Богоматери - шедевра готической архитектуры, по данным одних источников задумал Морис де Сюлли, другие источники утверждают, что Архитектор собора, которого с полным правом называют гениальным, считавшимся «не со своим временем, а с вечностью», остался неизвестным.  Сохранились имена некоторых мастеров, скульпторов и художников, «строителей и благоукрасителей» храма. Из них два парижских мастера: Жан де Шелль, руководивший работами по возведению боковых фасадов собора, и Пьер де Монтрей, завершивший его южный трансепт, были художниками «тончайшими, изощреннейшими», «мужами ученейшими и честнейшими», которых даже называли «учеными дел геометрических».

   Собор начали строить в XII веке на месте, где  находились две церкви - Святого Этьенна (первомученика  Стефана) и Парижской Богоматери, в свою очередь построенные на развалинах римского храма, посвященного богу Юпитеру. Инициатором и организатором сбора средств на возведение нового собора был парижский епископ Морис де Сюлли.  Весь город, от короля до последнего нищего, принял участие в его строительстве. Благотворительность была одной из форм благочестия, и каждый почитал за честь, а не за обязанность внести свою лепту денежным вкладом или посильным трудом. Первый камень собора был заложен Папой Александром III в 1163 году на месте старинной базилики, но был окончательно отделан лишь в 1345 году.

     Собор расположен  на острове посреди  реки Сены и  находится в самом  древнем квартале  города. Собор является  самым точным центром  Парижа. На дорожных  указателях расстояние  до любой точки Франции просчитано именно от Собора.

   3.2. Во Франции есть  и более обширные  соборы, но по своим  пропорциям, гармонии  и законченности  Парижский собор  замечательнейший  образец готической  архитектуры. Собор  построен в готическом  стиле, внутри  много великолепных витражей, скульптур мастеров XVII-XVIII веков.

    Собор поражает сложностью и насыщенностью  своей архитектуры. Его фасад не молчит,  а стремится показать и рассказать как  можно больше городской  толпе, притекающей  к нему. Покрывающие  его бесконечные скульптурные изображения - своеобразная «Библия в картинках»*, воплощенное в камне мировоззрение раннего средневековья. В этом обилии теснящейся на фасаде скульптуры словно нашла себе отражение шумная городская сутолока: в соборе нет и тени изолированности от внешнего мира. Изолирующая стена здесь почти уничтожена. 

    Архитектурные детали предельно  утончены, превращены в каменный ажур, слиты со скульптурой  в сложное кружево  изумительно тонкого, красивого и разнообразного рисунка, поражающего  своим богатством и изобретательностью. Фигуры то располагаются тесным строем в горизонтальную ленту целого этажа – наверху, то стоят по одиночке, то образуют сложные сцены, то вытягиваются в стрельчатые арки над входами. В открытых стенах соединяется готическая мистика с ее фантастикой, с ее добрыми и злыми силами, начиная от изображенных на фасаде святых и кончая страшными химерами. Химеры Нотр-Дам, зооморфные изображения полуреальных, полувымышленных чудовищ, вынесены за пределы собора, как некая дьявольская сила, нарушающая гармонию и порядок Создателя.  Во всем этом разнообразии и богатстве нет и тени путаницы, все подчинено основным ясным и крупным ритмам, все звучит стройно и полнозвучно, как руководимый опытной рукою оркестр.

   3.3. Взаимоотношения  зданий и среды – важная и сложная сторона художественного образа любого архитектурного произведения. А.Г. Цирес в своей работе «Искусство архитектуры» пишет, что «архитектура - это искусство вписывать линии в небо».*Архитектура есть как бы обстановка пространства природы. Она вписывает объемы в небо, в пространство сада, в площади и т.д. и вливает новую струю в художественную атмосферу окружающей ее природы или городского пространства. Значение архитектуры  в ее художественной комбинации с природой может быть мало, но может быть и огромно, как это имеет место в окружении собора Парижской Богоматери. Благодаря собору пространство вокруг него стало иным. Собор создает вокруг себя атмосферу доступности, красоты и городского уюта.

   Собор, как это было принято  в средневековой  Франции, был центром и духовной, и общественной жизни столицы. Под его сводами устраивались празднества и ставились мистерии, заключались разного рода сделки, перед далекими путешествиями оставлялись на хранение драгоценные вещи, выставлялись на всеобщее обозрение редкости, какими были когда-то, например, слоновые бивни или китовый ус. На площади перед собором, сейчас увеличенной в шесть раз, перестроенной и заасфальтированной, когда-то кипела совсем другая жизнь. В средние века она была застроена лавочками, мастерскими ремесленников и всякого рода домишками. По вечерам булочники имели обычай здесь распродавать по дешевым ценам оставшийся хлеб и битые яйца.

    8 сентября в день  Рождества Богородицы  на соборной площади  устраивались луковые  и цветочные ярмарки,  в последний день Великого поста - живописная ветчинная ярмарка, «окорока как бы вырастали из под земли», так их было много.

    При короле Иоанне Добром парижане дали обет каждый год приносить  к собору свечу  длиною в город. Даже если в это время  весь Париж размещался на нескольких небольших островах, это была все-таки очень длинная свеча.  Город все разрастался, и с начала XVII века свеча была заменена лампадой в форме корабля, геральдического знака Парижа.

     3.4. Собор был не  только душой города, но и ареной  знаменательных исторических событий.

    Он  был свидетелем Французской  революции (в 1793 году от разрушения его  спасло только вмешательство  Робеспьера, лидера французской революции). К сожалению, именно в это время  были уничтожены все  статуи королей Иудеи (просто как абстрактно ненавистные революционной душе короли).

    Собор вновь становится действующим в  правление Наполеона  Бонапарта. 2 декабря 1802 года в нем состоялась церемония его  коронования. За всю  историю Франции  только Наполеон I и  английский король Генрих VI были коронованы в Нотр-Дам. По традиции коронование на престол французских королей происходило в соборе города Реймса, хотя обычай требовал, чтобы в первый же приезд в столицу ими был отслужен торжественный молебен в Соборе Парижской Богоматери.

    До  середины XIX века собор находился в плачевном состоянии. Внимание к нему привлек роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», опубликованный в 1831 году. В романе есть такие строки: «Несомненно, Собор Парижской Богоматери ещё и доныне является благородным и величественным зданием. Но каким бы прекрасным собор, дряхлея, ни оставался, нельзя не скорбеть и не возмущаться при виде тех бесчисленных разрушений и повреждений, которым и годы  и люди одновременно подвергли этот почтенный памятник старины, без малейшего уважения к имени Карла Великого, заложившего первый его камень, и к имени Филиппа Августа, положившего последний».*

    После выхода книги имя  писателя стало неотделимо от парижского собора настолько, что даже своей формой, как  кажется многим, он напоминает начальную букву имени Гюго (Hugo) - «Н».

      В это же время  начинаются работы  по его реставрации.  Собору угрожала  опасность во время  парижской Коммуны.  Архиепископ, настоятель  собора, был убит  повстанцами. Коммунары  устроили в центре  Нотр-Дам костер  и собирались его поджечь. В последний момент один из них предупредил об опасности и собор был спасен и на этот раз.

    Время наложило свой отпечаток  на его облик, но время  «вернуло

    собору, быть может, больше, чем отняло: оно  придало его фасаду темный колорит веков», - писал Гюго. А я думаю так: «Если бы камни собора могли заговорить, то они рассказали бы всю историю Франции». 
 
 
 
 
 
 
 

Реймский  собор

Реймский  собор (где короновались французские короли и в который  победно внесла свое знамя Жанна д'Арк) вместе со столь же прославленным Шартрским собором — вершины французской зрелой готики и, значит, всей французской готической архитектуры. Как и в парижском соборе Нотр-Дам, главный фасад — в три яруса, с ажурной розой посередине и двумя мощными башнями.

Но  здесь вертикаль легко и в то же время торжественно главенствует над горизонталью, ярусы почти стушевываются, и стена безоговорочно капитулирует перед грандиозным остовом тончайшей, хочется сказать филигранной, архитектуры, которая устремляется ввысь стройно, ясно, без всякого напряжения. И все тут не только величаво, но и нарядно, изящно, с полным выявлением исконной для галльского разума внутренней логики и чувства меры. Легкая ажурная громада — синтез зодчества и ваяния, праздничная симфония стрельчатых арок, колонн и цветущего, сказочно великолепного скульптурного убранства.

В Реймском соборе не менее отчетливо  видны несколько  этапов строительства, руководимого разными  мастерами. Хор, начатый  Жаном д'Орбэ и  законченный к 1241 году Жаном ле Лу, сохраняет простоту и суровость больших архитектурных масс. Царящим в нем духом строгого величия он резко отличается от прославленного западного фасада собора, снизу доверху покрытого каменной резьбой. В фасадах южного и северного трансептов Жан д'Орбэ применил еще романские полуциркульные арки и в решении хора в целом исходил из архитектурной композиции раннеготической церкви в Орбэ, строившейся, по-видимому, при его непосредственном участии, а может быть, и под его руководством. Хотя порталы западного фасада были начаты при Жане ле Лу, но окончательное оформление и свою роскошную скульптурную декорацию они обрели при Гоше Реймском, руководившем возведением западного фасада в 1247—1255 годах151. Он углубил порталы, изменил предполагаемое Жаном ле Лу расположение статуй, увенчал вход ажурными тимпанами и пышно декорировал весь нижний ярус фасада.

Информация о работе Готические соборы Франции