Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:54, контрольная работа
Отличительной особенностью городской культуры выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами. Характерная черта городской жизни и городской культуры - транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные перегрузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоянием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахождением в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах).
ВВЕДЕНИЕ
1.История городской культуры
1.1Древние города
1.2 История развития городской культуры в Казахстане
2.Современный город
2.1Влияние современного города на личность
3.Урбан культура
3.1Хип-хоп культура
3.1.1 Музыка хип-хопа
3.1.2Брейк-данс
3.1.3Граффити
3.2Урбан музыка
3.3Паркур
Заключение
Список использованных источников
Со сменой религиозно-культурной парадигмы, с приходом ислама в регионе наступает новый этап в урбанистике - этап развития городской культуры под эгидой монотеистического мировосприятия. Ислам, пришедший в регион, кардинально изменил все общественное сознание, в том числе архитектурно-пластическое мышление своей эпохи. Унификация эстетических принципов на всем пространстве мусульманского мира становится новой культурной догмой - наступает период универсального эстетического канона. Поэтому некое обобщенное и клишированное восприятие восточного города как средоточия голубых куполов и стройных минаретов не лишено определенного смысла. Универсальность стиля пронизывала не только пластические, но и вербальные формы культуры. Орнамент и словесная вязь становятся отличительной особенностью новой эстетики, определяя не только ее форму, но и содержательную канву. Активно формируются новые каноны общественной и культурной жизни. К X - XI вв. процесс формирования мусульманского универсального эстетического канона в целом был завершен.
Начиная с этого периода, на протяжении почти тысячелетия в Среднеазиатском междуречье формировалась и развивалась городская культура нового типа. Главные ее особенности заключались в активном росте торгово-ремесленных зон, включении региона в орбиту общемусульманской культуры, активном взаимодействии с культурой кочевых народов и в этом контексте - в усилении влияния тюркоязычных народов на социально-политическую и культурную жизнь Мовароуннахра.
Ислам, пришедший в регион в VII - VIII вв., кардинально меняет не только социально-экономическую, градостроительную инфраструктуру и архитектурный облик местного города, но и его философию. Это время появления торгово-ремесленных городов и их нового пластического силуэта, смены градостроительных и архитектурных приоритетов в целом. Структура простой внутренней иерархии доисламского города (архитектура цитаделей и замков с прилегающей сельской округой) теперь заметно усложняется. Города Термез, Самарканд, Бухара становятся крупным полифункциональным организмом (административные, дворцовые, культово-религиозные, торгово-ремесленные, фортификационные, инженерно-технические и другие сооружения), являясь одновременно важными центрами трансконтинентальной трассы Великого шелкового пути. Образ городов мусульманского средневековья во многом определяют культовые сооружения - мечети, медресе, минареты и т.д.
Они вносят новую пластическую и смысловую интонацию в общую атмосферу городской жизни. В качестве строительного и декоративно-облицовочного материала начинает все чаще использоваться жженый кирпич. С точки зрения территориального развития, города Узбекистана в мусульманский период отличались достаточно большими размерами. Как отмечают исследователи, Самарканд и Бухара в XIV в. по площади превосходили многие европейские города - Париж, Милан, Неаполь и другие, уступая лишь Риму. Однако плотность заселения городов Средней Азии была меньше. Так, в наиболее крупных городах в домонгольский период численность населения была в пределах 40 тыс. Таких городов было около десяти (Бухара, Самарканд, Кеш, Несеф, Термез и др.).
Около 70 городов насчитывало по 10 - 15 тыс. жителей. Таким образом, общее число населения городов Мовароуннахра в тот период было около 1,5 млн., или, по мнению исследователей, 20 - 30 процентов его общего числа, что в таком случае составляло около 4 млн. Если учесть, что к концу XX в. в городах Узбекистана, основу которого составляли города Мовароуннахра, проживало 24 млн. человек, динамика роста населения впечатляюща. По переписи 1868 года, в Ташкенте было 47 тыс. человек. Сегодня же мегаполис насчитывает более 2 млн. жителей.
К концу XIX в. колонизация Туркестана привела к попыткам трансплантации европейской и русской архитектуры и градостроительной традиции в среду средневековых городов. Возникли новые центры в старых урбанизированных структурах, но этот период был довольно кратковременным, и инонациональные традиции не оказали значительного влияния на архитектурный облик наших городов. Тем не менее идея создания нового европейского центра в традиционной структуре туркестанских городов имела принципиальное значение для формирования градостроительной философии в среднеазиатском регионе. Восстановление памятников колониальной архитектуры XIX в. - это наиболее легкая и реально выполнимая работа, поскольку сохранность этих сооружений хорошая и практически все сводится к их капитальной реконструкции.
Массовым и всепоглощающим было воздействие архитектуры тоталитарного режима советской власти. Именно в XX в. возникает система сознательного тотального урбанизма новой формации. Его философия исходила из идеологии коммунистического режима, декларировавшего принципы социальной справедливости. Отчасти это выполнялось, особенно в сфере жилищного строительства. Но советское градостроительство, проповедовавшее философию централизма и единства планирующего органа, лишало национальные республики возможности построения собственных архитектурно-градостроительных концепций и, соответственно, самобытных национальных школ и архитектурных традиций. Поэтому весьма актуальной для архитектуры и градостроительной практики стала проблема осмысления и регенерации позитивного наследия средневековой урбанистики и переустройства городов социалистического прошлого, а также создания новой урбанистической философии.
Одной из сложнейших задач современного национального градостроительства и архитектуры является рассмотрение в пластическом наследии прошлого актуальных идей. Это трудная, но весьма важная задача. Историки архитектуры накопили достаточно большой фактологический материал. В настоящее время тщательно исследуются отдельные этапы развития городов, дается детальная характеристика памятников зодчества и архитектурно-строительных приемов. В архитектуре 70 - 80-х годов заметны попытки интерпретации отдельных приемов (солнцезащитные панджара, сталактиты, внутренний дворик и т.д.), но все это на уровне стилистики, а не внутреннего смысла архитектурной идеи. Однако еще не приступили к весьма фундаментальной задаче - к пониманию языка архитектурных идей и принципов образной экспрессии и смысловых интонаций. Между тем Самарканд и Бухара дают исключительно важный материал для такого рода культурно-философских изысканий. В этих городах ставились и великолепно, с поразительной образно-эмоциональной силой решались фундаментальные мировоззренческие и идеологические задачи своего времени. Так, ансамбль Регистан в Самарканде - результат сознательного внедрения в структуру города государственной идеи - идеи могущества и силы империи Амира Темура. Архитектура Самарканда поражает величием и монументальным пафосом. Даже его мемориальные строения отличаются эстетической роскошью и подчеркнуто рафинированной красотой пластических форм и орнаментального декора (комплекс мавзолеев Шахи-зинда, XIII - XV вв., мавзолей Гури-Амир XV в. и др.). Причем в Самарканде внушительные по размерам сооружения (комплекс Регистан, мечеть Бибиханум, Гури-Амир) выглядят горделиво, несколько одиноко возвышаясь над жилыми постройками и кварталами, создавая неравномерность и контраст пластических ритмов. Что касается Бухары, то сохранившиеся до наших дней части старого города представляют удивительный пример пластического и интонационного созвучия жилых, религиозно-культовых и ремесленно-торговых построек. Это единый ансамбль градостроительных компонентов. Симметрия, уравновешенность, некая умиротворенность царят в атмосфере города, пронизывая ощущением пластического покоя как жилища бухарцев, так и общественные и культовые постройки. Замечательные примеры философии архитектурной тишины и гармоничной симметрии отражены в бухарских памятниках XV - XVII вв., выстроенных по принципу "кош" (парные). Это известный ансамбль Кош-медресе, представляющий собой зеркально противостоящие медресе Мадори-хан (1566 г.) и Абдуллахан (1588 - 1590 гг.), а также два разновременных здания - комплекс медресе Улугбека (1417г.) и Абдулазизхана (1652г.), также построенных по принципу "кош". Апофеозом симметричной и уравновешенной архитектурной философии является небольшой памятник XIX в. - медресе Халифа Ниязкула, известное в народе как "Чор минор".
Важную роль в стабилизации пластических ритмов Бухары играют рыночные крытые сооружения на древних торговых улицах. По формам (многокупольные) и размерам (средней высоты - между низкими жилыми и высокими дворцовыми и культовыми постройками) они образуют то промежуточное архитектурное звено, которое соединяет воедино разноуровневые пространственные объемы. Примерно то же мы наблюдаем, рассматривая произведения художественного ремесла и архитектурного декора Самарканда и Бухары. Открытой, порой несколько декларативной и динамичной эстетике Самарканда противостоит таинственная и умиротворенная, мистическая философия искусства и пластики Бухары. Если урбанизм Самарканда в его наиболее ярких проявлениях зодчества созвучен бравурной и торжественной маршевой музыке, то более камерная по настрою архитектурная философия Бухары восходит к медитирующей мелодии макомов и суфийских радений с их обращением к персональному чувственному восприятию и известному гедонистическому мироощущению.
Очень интересно, например, в градостроительном аспекте проанализировать, как в Бухаре с помощью создания системы водоемов (хаузов) решалась проблема снижения дегуманизирующего фактора городской среды, характерная для больших городов, оторвавшихся от природного ландшафта. Один из блестящих примеров этого - ансамбль Ляби Хауз (водоем, обрамленный стройными порталами медресе) иррационален - он бессознательно реализует естественную тягу человека к природе, создавая камерную атмосферу. Город в данном случае интуитивно создает саморегулирующую систему, пытаясь решить урбанистическую формулу совмещения человека и окружающего пространства. Появление подобных ландшафтных проектов в городской среде Бухары объясняется весьма прозаическим фактором - маловодной городской ситуацией и стремлением обеспечить водой жителей близлежащих кварталов. Эта идея по мере эволюции теряет свой прежний утилитарный смысл и со временем обретает значение реализованного художественно-ландшафтного решения. В современной градостроительной практике этот принцип мог бы иметь исключительно важное значение, учитывая особенности нашего климата. К сожалению, современные водоемы весьма редки в среде наших городов, имеющиеся же (в основном в Ташкенте) далеко не соразмерны масштабу человека.
Каждый город материализует сознание предшествующих поколений его жителей, формируя в то же время эмоционально-чувственный и социально-духовный мир последующих. Ташкент как новый азиатский мегаполис должен был бы быть нацелен на воспитание техногенных ощущений. Тем не менее в последнее десятилетие в столице Узбекистана очевидно смешение стилей - общемировых архитектурных тенденций (гостиницы Интерконтиненталь, Шератон, Бизнес - центр и др.) и попыток подчеркнутого обращения к историческим формам (Музей истории Темуридов, здания Олий Мажлиса, Хокимията Ташкента, Государственной консерватории). Важность обращения к истории понятна и объяснима. В то же время современные здания как знаковые символы нашего мироощущения требуют более тщательной аранжировки ретроспективного материала. Опыт нашей собственной урбанистической классики, прекрасным образцом которой является Бухара, подсказывает необходимость более вдумчивого отношения к собственным источникам архитектурных идей. Архитектурная философия Бухары, атмосфера кварталов ее старого города нацелена на поиск оптимального решения проблем преемственности - как градостроительных, так и духовных. Этот принцип соблюдения гармонии человека и городской среды должен быть использован и при создании новых городских структур и архитектурных сооружений. В то же время необходимо более смелое и решительное освоение мирового архитектурного и градостроительного опыта и достижений. Как ни парадоксально, но именно богатейшее архитектурное наследие, при некритическом его прочтении, становится фактором торможения и архитектурного кича. Повсеместное использование формальных приемов средневековой классики без учета исторического контекста порой приводит к эстетически и художественно несостоятельным решениям. В этом смысле обращение к современному мировому опыту интерпретации архитектурного наследия также весьма полезно и необходимо.
Пора дать характеристику современному городу, тем мегаполисам, в которых проживает большая часть населения нашей планеты и где идет с быстрой скорость своя жизнь.
Современный город представляет собой социально-пространственную форму существования общества, вещественно и социально организованную среду жизни, определенную социальную общность. Под социальной общностью понимается совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие группы взаимодействия, принадлежность к определенной территории, а также к тем или иным социальным организациям и институтам.
Город относится к социально-территориальной общности, социокультурная ситуация которой имеет особенности, отличающие ее от других общностей. Эти особенности во многом определены всей городской средой, окружающим человека социальным миром, включающим в себя материальные и духовные условия становления, существования, развития и деятельности людей, которые вовлечены в общественные процессы.
Городская среда формируется исторически. Она включает в себя физические и экологические характеристики, интенсивное информационное воздействие и многообразие социальной структуры, оказывает существенное влияние на социокультурную ситуацию, в которой оказывается человек. Исследователи, занимающиеся изучением влияния городской среды на социокультурную ситуацию, замечают ее усложнение от года к году. Сегодня все более острой становится проблема выживания и воспроизводства в городской среде человека, здорового физически, психически и нравственно. Люди, живущие в городе, имеют широкий спектр возможностей для самореализации личности — это положительная сторона жизни в городе, но существуют и отрицательные явления, например, ощущение неопределенности, порожденное изменением системы знаний, ценностей, норм, образцов. Человек не может быстро и адекватно реагировать на изменения из-за существующих стереотипов, нарушение которых вызывает чувство беспокойства и тревоги.
Городская среда — это не только ландшафты, но и качественное состояние ее естественно - природных и «рукотворных» составляющих, уровень развитости информационного обмена.3
Э.А. Орлова в работе «Современная городская культура и человек», характеризуя городскую среду, влияющую на социокультурную ситуацию, выделяет в ней производственные процессы, физическую и экологическую характеристики, информационное воздействие и особенности социокультурной структуры.
Особая социальная и пространственная среда города формирует своеобразную городскую культуру, которая обладает рядом характеристик. К особенностям городской культуры, например, относятся:
расширенное поле для реализации потенциала личности;
индивидуализация;
динамизм ценностно- нормативной сферы;
нормативнаяя специфика общения, и т.д.
Таким образом, городская культура является одной из важнейших характеристик, опосредующих влияние города на личность. Под воздействием городской культуры формируется особая картина мира горожан. На основе анализа литературы можно выделить следующие особенности картины мира горожан:
меньшая субъективная удовлетворенность потребностной сферы;
большее развитие духовных ценностей;
большую склонность к агрессивным реакциям и оценкам;
более высокий уровень тревожности;
необходимость самоопределения личности в ценностно-нормативной сфере;
большую выраженность конфликта « отцы- дети»;
больший уровень экстернальности, и т. д.
Следовательно, люди, меняющие тип поселения( город, деревня) вынуждены адаптироваться к новым условиям как в социальной, так и в культурной сфере. Особую актуальность данная проблема принимает по отношению к студентам, переезжающим на период обучения в город. Так как в этот момент происходит совпадение нескольких факторов, вызывающих необходимость адаптации: отрыв от родителей и начало самостоятельной жизни, изменение типа учебного заведения и подхода к обучению, включение в городскую культуру.
Изучение особенностей городской культуры и изменений, которые она вызывает в личности могло бы стать первым этапом разработки программы, призванной оптимизировать протекание процесса адаптации к городским условиям жизни. Что в свою очередь позволит снизить эмоциональную и психическую нагрузку на личность студентов-первокурссников.
Сколько бы не было толкований и объяснений этого термина, в каком бы ракурсе он не рассматривался и к каким бы видам искусства и жизнедеятельности не относился, важно одно. Так или иначе, это связано с городом с его жизнью и событиями в нем. И зародилось это понятие тогда, когда появились большие города.