Городская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:54, контрольная работа

Краткое описание

Отличительной особенностью городской культуры выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами. Характерная черта городской жизни и городской культуры - транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные перегрузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоянием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахождением в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1.История городской культуры
1.1Древние города
1.2 История развития городской культуры в Казахстане
2.Современный город
2.1Влияние современного города на личность
3.Урбан культура
3.1Хип-хоп культура
3.1.1 Музыка хип-хопа
3.1.2Брейк-данс
3.1.3Граффити
3.2Урбан музыка
3.3Паркур
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ1 Стас.doc

— 152.50 Кб (Скачать)


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.История городской культуры

1.1Древние города

1.2 История развития городской культуры в Казахстане

2.Современный город

2.1Влияние современного города на личность

3.Урбан культура

3.1Хип-хоп культура

3.1.1 Музыка хип-хопа

3.1.2Брейк-данс

3.1.3Граффити

3.2Урбан музыка

3.3Паркур

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ

В разных источниках определение городской культуре, или Урбан культуре дается по разному, каждый человек понимает для себя это понятие по своему, и каждый по разному оценивает актуальность изучения этого вида культуры. Многие жители города не считают себя частью городской культуры и вообще многие не имеют понятия, что это такое.

Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) - это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Малые города и поселки городского типа (от 3-тыс. жителей) по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше степень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры. 

Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.

Культурное пространство города организовано совсем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т.п.); наличие огромного числа незнакомых людей (анонимность социальных отношений), благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.

Отличительной особенностью городской культуры выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами. Характерная черта городской жизни и городской культуры - транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные перегрузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоянием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахождением в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах).

Цель данной работы выяснить, что из себя представляет городская культура, для чего она нужна людям, ответить на вопрос: «нужно ли изучать городскую культуру?», чем является городская культура для отдельного человека и всего общества в целом, а так же дать общую характеристику этому понятию.

1.История городской культуры

 

Городская культура начала развиваться с возникновением первых городов на Земле. Архитектура, письменность, язык, этнос, международные отношения, торговля, религия – все это относится к городской культуре древности и развивалось благодаря этой же культуре. Чтобы иметь представление о современной городской культуре нужно хотя бы в кратце знать происхождение городов на Земле.

 

1.1Древние города

Примерно 10 тыс. лет назад жители Среднего Востока, которые вели оседлый образ жизни и занимались сельским хозяйством и животноводством, основывали поселения. Некоторые из них были довольно крупными, например Иерихон в Палестине, построенный около 7800 года н.э. на западном берегу реки Иордан. Раскопки говорят об огромной городской стене, которая окружала жилища. Иерихон, стоявший на пересечении крупных дорог, был торговым перекрестком, где соль обменивали на полудрагоценные камни: обсидиан и бирюзу. В библейской легенде это был первый город, захваченный евреями на Земле Обетованной, его стены обвалились при звуках их труб. Археологи считают, что во время этого завоевания стена действительно была разрушена (XIII век до н. э.).

Но ни Иерихон, ни Чатал-Хююк не были городами, поскольку в них отсутствуют разные типы построек: правительственные, религиозные, для проведения досуга, что считается отличительной чертой города. Развитие проходило постепенно. Первые города появились в IV тысячелетии до н.э. на берегу Тигра и Евфрата, на юге Месопотамии, где проживали шумеры, затем вдоль Нила, в Египте. Другие – в Индии и Китае на берегу Желтой реки.

Шумеры первые заселили юг Месопотамии между 3200 и 2000 годами до н.э. Чтобы усмирить реки, которые затопляли равнины с апреля по июнь, они провели большую работу: прорыли каналы, построили резервуары и плотины. Плодородная земля приносила хорошие урожаи. Избытки хранили в подвалах. Другую часть обменивали на руду, древесину и строительный камень, редкий в этой местности. Города появлялись в местах пересечения или вдоль дорог, по которым шли погонщики верблюдов. Торговцы останавливались там и продавали ремесленникам товары первой  необходимости. Гончары, ткачи и кузнецы создавали необходимые предметы для общины, а должностные лица и писари устанавливали теперь в письменном виде личность каждого человека, согласно сводам правил и законов. Основные шумерские города назывались Эреду, Ур, Ларса, Урук, Ниппур, Лагаш, Киш – всего около дюжины. Они часто вели войны за контроль над плодородными землями и крупными торговыми направлениями.

Самые могущественные поселения становились независимыми городами-государствами. Ими управляли цари, которые обладали политической и экономической властью. Они разделяли религиозную власть со священниками, которые заботились о поклонении богу города. Большие города вмещали до 50 тыс. человек. Под защитой городской стены находились дома, мастерские, магазины и храмы. Узкие и извилистые улицы разделяли группы кирпичных домов из высушенного на солнце необожженного кирпича. Храмы, посвященные богам – покровителям, возвышаются над городами, иногда достигая высоты 10 или даже 20 метров. Храм, расположенный на вершине холма, месте, самом «близком к небу», представляет собой объемы, расположенные один над другим, уменьшающиеся вверх. Длинные лестницы с перилами ведут к его вершине. Там находится сам храм, вмещающий изваяние бога. Каждый день жители приносят туда дары.

Это столица в центре Месопотамии (территория нынешней Сирии) между 2700 и 1700 годами до н.э. была влиятельным городом. Он был связан с Евфратом посредством канала и обязан своим богатством торговле, поскольку город контролировал движение транспорта по реке. По ней перевозили кожу, зерно, древесину из Сирии и Анатолии в города южной Месопотамии. За счет средств от дорожной платы создавали банки, склады и судостроительные верфи. Раскопки, начавшиеся в 1933г, раскрыли всё великолепие Мари. Строения образуют идеальную окружность. Дворец окружают дома и храмы. В середине дворца, центра управления и царской власти, устроен парадный двор, вокруг него – тронный зал, зал судебных заседаний и королевские апартаменты. Вокруг располагаются святилища, кухни и административные здания – всего около 200 помещений. Местные цари любовались дворцом и восхищались богатством его убранства. Когда в 1760 году до н.э. город был завоеван королем Вавилона Хаммурапи, дворец пришел в упадок и постепенно исчез под песками.

Обычное село, возникшее 4 тыс. лет назад, при правлении Хаммурапи в 1728-1686 годах до н.э., стало столицей обширной  Месопотамии, территорию которой еще  больше увеличил Навуходоносор примерно  тысячу лет спустя. Вавилон стал самым красивым городом древности. Он располагался по двум берегам реки Евфрат. Через  реку был перекинут деревянный мост, который подпирали более чем 100 кирпичных стоек. Двадцать пять основных улиц пересекались под прямыми углами. Знаменитая Вавилонская башня возвышалась над крышами. Затем появилась священная дорога и Висячие сады, которые греки позже назвали одним из семи чудес света. Но тройной пояс укреплений и ров напоминают о том, что город был окружен врагом. В 539 году до н.э. Вавилон сдался под натиском войск персидского царя.

Вавилонская башня. Высота этого зиккурата – 91м. Башня посвящена Мардуку, покровителю города. На квадратном основании со стороной в 100м возвышаются семь огромных цветных ступеней. Наверху – храм бога со сверкающей от солнца крышей. Именно с этим строением связывают библейское сказание, согласно которому люди пытались возвести башню, чтобы добраться до неба. Бог наказал людей за гордость: они стали говорить на разных языках, перестали понимать друг друга и разошлись по миру кто куда.

На севере Индийского полуострова между 2500 и 1700 годами до н.э. существовал другой очаг городской цивилизации. До раскопок, предпринятых около 1920 года, во время которых были обнаружены города, основанные на берегу реки Инд, никто не подозревал об их масштабах. Мохенджо–Даро – один из самых значительных городов. На самом высоком месте расположены большие сооружения: огромное хранилище зерна, зал для собраний и общественные бани. Бани состояли из широкого бассейна, наклонённого для обновления воды, возможно, у этой бани было религиозное назначение. Внизу крупные улицы делили город на участки. Канализационные сети и система сбора городских отходов говорят об общественной заботе, о чистоте. Но в большинстве кирпичных домов не было ванных комнат и туалетов. Упадок Мохенджо-Даро и других городов индской культуры – тайна. Учёные не знают, почему эта великолепная цивилизация исчезла около 1700 года до н.э.

Другая крупная река – Желтая река в Китае – и её плодородная долина благоприятствовали поселениям земледельцев. Именно здесь около 4000 года до н.э. появились первые в Китае сельскохозяйственные и деревенские сообщества, поскольку земля, обогащенная намывами реки, дает хорошие урожаи. Первая китайская династия Чанг установила своё господство между 1600 и 1100 годами до н.э. Из Аньян, столицы, где стоял королевский дворец, властители контролировали всю долину. В ней были и другие города, окруженные глинобитными стенами. Там торговцы продавали продукты, а гончары и литейщики бронзы создавали предметы, предназначенные для религиозных действий.

Города Древнего мира создавались на пересечении или вдоль торговых путей, где встречались торговцы из разных частей мира, что обусловило взаимодействие разных культур, возникновения новых видов культуры в результате смешения одних видов, или  заимствование из других видов городской культуры.

 

1.2 История развития городской культуры в Казахстане

Всю историю среднеазиатского города, как впрочем, и всю историю искусств региона, можно разделить на три больших исторических этапа:

1. Древний, политеистический, или доисламский, когда происходит становление протогородской и раннегородской культуры, время формирования социальной инфраструктуры городского организма. Это время отмечено также первым столкновением и взаимодействием Запада (греко-эллинистический мир) и Востока (Бактрия, Индия, Китай, Иран, степной Восток).

2. Урбанизм мусульманского средневековья, охватывающий VIII - XIX вв. и отмеченный формированием и развитием нового художественного стиля, отразившегося как в искусстве, так и в архитектуре и градостроительстве. Основными генераторами новых художественных стилей становятся города, урбанистическая культура является системообразующей для этого периода. Именно в это время протекает процесс самоидентификации городского сознания и формирования новой эстетики мусульманского урбанизма. "Ислам с самого зарождения был урбанистическим образованием как по духу , так и по основным центрам",- писал Грюнебаум.

3. Урбанистическая культура нового времени - конец XIX - начало XXI века. Этот этап в свою очередь можно подразделить еще на три:

а) колониальная архитектура конца XIX - начала XX в.;

б) архитектура и градостроительство периода советского тоталитаризма;

в) урбанистика периода независимости.

История урбанизации нашего региона свидетельствует о так называемой теории "постколлизийной эволюции", то есть смена и развитие новых смысло-формообразующих принципов градостроительства и архитектуры наступает после глобальных и исторически кардинальных потрясений.

Наиболее ранняя стадия урбанизации региона была связана с обретением оседлости кочевыми народами и широким освоением плодородных, припойменных территорий во II тыс. до н.э., а также с военно-политическими событиями в I тыс. до н.э. - ахеменидским и греко-эллинистическим военно-культурным внедрением в регион. Вплоть до периода античности в разных регионах Средней Азии в различной степени интенсивности (в южных регионах быстрее, на северо-востоке и юго-западе чуть медленнее) начинается формирование системы урбанистических атрибутов - от социальных и культово-религиозных до архитектурно-планировочных и фортификационных. Особое значение имело воздействие на юг региона эллинистического фактора, который, однако, при всем значении эллинистического компонента, оказал больше влияния не на градостроительную эволюцию (хотя система укреплений и некоторые приемы планировки имели конвергентный характер), а на художественные процессы, в том числе на архитектуру (например, использование колонн и ордерной системы).

Раннесредневековой урбанистикой, завершающей стадии религиозного и культурно-толерантно развитого изобразительного искусства (живопись, скульптура, различные виды прикладного искусства с богатой изобразительной тематикой), заканчивается и период своего рода бессознательного, иррационального развития среднеазиатской городской культуры. Учитывая широкий спектр религиозно-культовых представлений, во многом формировавших эстетическое сознание эпохи, его можно обозначить и как этап политеистического развития урбанистической культуры региона. Общая картина пластических искусств отражала процесс формирования локальных школ искусства в основных государственных образованиях - в Бактрии, Согде, Хорезме и Фергане.

При всей общности искусство каждого из этих регионов обладало своим собственным стилем и художественными приемами. Формировавшиеся в это время каноны носили локальный характер. Этот период в градостроительстве и художественной культуре может быть обозначен также как время локальных канонов. Еще одна особенность доисламского города связана с использованием в качестве строительного материала не камня или жженого кирпича, а глины. Поэтому город сохранился в основном в виде возвышенностей (тепа) или древних руин.

Информация о работе Городская культура