Гносиология П.А.Флоренский

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:46, реферат

Краткое описание

В знаменитой лекции о Павле Флоренском о. Александр Мень сказал: "Флоренский - это человек, которого никак нельзя однозначно охарактеризовать… Это фигура, хотя и вызывавшая и вызывающая сегодня споры, безусловно, огромного масштаба. А споры вызывали все - и Пушкин, и Леонардо да Винчи (…) Тот, о ком не спорят, никому не интересен"

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ: ИСТОКИ ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ…………5
1.1П.А.Флоренский и русская философия…………………………………..7
1.2 Философия Павла Флоренского и "новое религиозное сознание"…..10
1.3 Утопия и идеология в философском сознании П.А. Флоренского…..13
2. ГНОСИОЛОГИЯ П.А. ФЛОРЕНСКОГО………………………………………16
2.1 Агностицизм П.А. Флоренского ("Столп и утверждение Истины")…17
2.2 Антиномизм в философии о. Павла Флоренского…………………….20
2.3. Символизм и софиология П.А. Флоренского…………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Файлы: 1 файл

флоренский.docx

— 51.82 Кб (Скачать)

Антиномии выступают не только как особая форма теоретического мышления, но и как единственно  возможная форма существования  человеческого разума, который обречен  вечно блуждать в лабиринтах антиномий, когда он соприкасается с чувственным, телесным миром. Несмотря на стремление избавиться от них, все, к чему бы ни прикасался рассудок человека, все  явления и процессы окружающего  мира застывают в неразрешимых антиномиях. Не составляет исключения и религия. "Антиномия, - утверждает Флоренский, - это конститутивные элементы религии, если мыслить о ней рассудочно". Вот почему он выступает против "разумной веры", которую он рассматривает  как одну из худших видов безбожия. "Разумная вера", - писал он, - есть начало дьявольской гордыни, желание  не принять в себя бога, а выдать себя за бога, - самозванство и самодовольство". Именно здесь, по словам Флоренского, и  подстерегает человека искушение. Человеческий рассудок нарушает свой "статус" и стремится объявить познаваемым  то, что по своей сущности лежит  за пределами умопостигаемого. Флоренский полагал, что ни богословский, ни тем  более философский рационализм не могут раскрыть "подлинного" смысла религиозной веры, не могут привести к вере. Не признавал он и "рациональных" доказательств бытия бога. Работы Флоренского ("Столп и утверждение истины", "Разум и диалектика", "Общечеловеческие корни идеализма" и многие другие) проникнуты пессимистической оценкой познавательных способностей человеческого разума. Русский мыслитель рассуждает о бесконечной мощи иррационального, о том, что следует ограничивать человеческое познание так же, как ограничивать себя в еде. Стремление к рациональному постижению мира, нашедшее, в частности, выражение в истолковании христианских догматов с позиций "разумной веры", по мнению православного мыслителя, приводит к "выпадению" за пределы реального, разумного. Человеческий разум неизбежно гибнет, растворяется в непостижимом. "Мы живем над пучиной огненной лавы, лишь прикрытой тоненькой корочкой "опознанного"; какая беспечность, - восклицал Флоренский, - рассчитывать на спокойствие рационалистического мировоззрения!" Подобные рассуждения вполне соответствовали традициям православного богословия с его апологией "сердечной веры". Выступая против богословского и философского рационализма, Флоренский ссылается на то, что, если религиозные догматы были бы понятны и доступны человеческому рассудку, если бы существовала возможность распространения знания о предметном мире на мир "иной", "горний", то эти догматы перестали бы быть тем, чем они являются, т. е. богопознанием, и ничем не отличались бы от истин науки. "Тайны религии, - пишет Флоренский, - это не секреты, которые не следует разглашать, не условные пароли заговорщиков, а невыразимые, несказанные, неописуемые переживания, которые не могут облечься в слово иначе, как в виде противоречия, которые сразу - и "да" и "нет"". А если догмат, продолжает он свои рассуждения, "становится научным положением, если в нем нет антиномии, что верить тут нечему, очищать себя и творить подвиг - не для чего". Подобные рассуждения Флоренского шли также в русле той тенденции рационализма, которая отчетливо проявилась в философской и религиозной мысли на рубеже веков. Для обоснования своей позиции русский мыслитель использует символы и образы этого стиля мышления. Вместе с тем в таких своих работах, как "Столп и утверждение истины", "Разум и диалектика"" он рассуждает о том, как возможно преодоление, снятие антиномий-противоречий.

Противоречия - одна из традиционных проблем, обсуждаемая в истории  идей, в том числе и религиозными философами. Собственно метафизическая точка зрения, лежащая в основе религиозного мировоззрения, не отрицает существования противоречий, а наоборот, всячески их декларирует, выделяя противоречия между человеком и богом, грехом и добродетелью, верой и разумом  и т. д. В истории христианской мысли можно найти различные  интерпретации этого вопроса. Один из вариантов предлагается Флоренским. Разум, по его мнению, не должен ограничиваться сферой чувственного опыта, в рамках которой он обречен быть рассудком. Верхний предел разума - это его полнота и непоколебимость. Однако обрести эти характеристики разум может, лишь прорвавшись сквозь иллюзию земного, наполнившись "живым религиозным опытом". Следовательно, единственный способ спасения разума - вера. Вот как говорится об этом в книге "Столп и утверждение истины": "Мостом, ведущим куда-то, - может быть, на тот, предполагаемый край бездны, к Эдему неувядающих радостей духовных, а может быть, и никуда не ведущим, - является вера. Нам надо или умирать в агонии на нашем крае бездны, или идти на авось и искать "новой земли", на которой "живет Правда". Мы свободны выбрать, но мы должны решиться либо на то, либо на другое. Или поиски Троицы, или умирание в безумии. Выбирай, червь и ничтожество: tcrtiurn non datur". По Флоренскому, с точки зрения "гармонии" религиозная вера может рассматриваться как продолжение разума, т. е. как нечто, имеющее рациональный базис, а поэтому-де подверженное коррозии. Кроме того, противоречие между научными положениями и религиозными догматами не исчезает из жизни общества и сознания людей, сколько бы ни провозглашалась гармония или единство веры и разума.

В этом отношении богословский иррационализм оказывается для  кризисного религиозного сознания более  приемлемой концепцией, так как смело  признает это противоречие. Когда  представители иррационалистической точки зрения декларируют превосходство  религиозной веры над разумом, религии  над наукой, они тем самым ограничивают мировоззренческие функции науки. Когда исчезает наивная религиозная  вера, приемлющая без колебаний все  фантастические, библейские сказания и притчи, богословские и философские  учения о "гармонии" веры и разума не только не укрепляют позиций религии, а, напротив, способствуют непримиримости противоречия между религией и наукой. Формально этих затруднений избегают богословы и религиозные философы, утверждающие, что религия безмерно выше науки, что разумное познание неспособно постичь сокровенный смысл мироздания.

Не останавливаясь на позиции  богословского иррационализма, Флоренский стремится преодолеть крайности  как той, так и другой точки  зрения. От признания абсурда в  качестве источника религиозной  веры православный мыслитель переходит  к положениям, гласящим, что человеческий разум может "открыть" дорогу к  вере, что человек способен уразуметь  свою веру. Особенность религиозно-философской  концепции Флоренского состоит  не только в теологизации познания, но и в субъективации, психологизации и религиозно окрашенном переживании  научного творчества.

2.3. Символизм и софиология П.А. Флоренского

Круг затрагиваемых о. Павлом проблем далеко не ограничивался  обсуждением, комментированием и аргументацией  догматов вероучения, он значительно  шире и включает проблемы претворения  мистического начала в бытии, в искусстве, в языке. Связь видимых, осязаемых, умопостигаемых явлений с "миром  невидимым" начинает представлять особый интерес, когда речь заходит об искусстве, степень "вещности" которого всегда понималась по-разному и, пожалуй, до сих пор остается для нас загадочной. При этом рассуждения Флоренского  непрямолинейны, переливчаты, извилисты; они свободно перетекают с одного предмета на другой, каждый раз отыскивая новые связи между ними, акцентируя то одну, то другую сторону в тоне общей направленности мысли автора в какой-либо определенной работе. В данной главе мы остановимся на таких важных аспектах философии Флоренского как символизм и софиология. Понимание символа стало формироваться у Флоренского еще в ранний период — увлечения символистской поэзией и дружбы с Андреем Белым. В письме к нему есть следующий отрывок: "...символы не есть что-нибудь условное, создаваемое нами по капризу или прихоти. Символы построются духом по определенным законам и с внутренней необходимостью, и это происходит всякий раз, как начинают особенно живо функционировать некоторые стороны духа. Символизирующее и символизируемое не случайно связываются между собою. Можно исторически доказать параллельность символики разных народов и разных времен. Аллегории делаются и уничтожаются; аллегории — наше, чисто человеческое, условное; символы возникают, рождаются в сознании и исчезают из него, но они в себе — вечные способы обнаружения внутреннего, вечные по своей форме; мы воспринимаем их лучше или хуже, смотря по действенности некоторых сторон духа. Но мы не можем сочинять символов, они — сами приходят, когда исполняешься иным содержанием. Это иное содержание, как бы выливаясь через недостаточно вместительную нашу личность, выкристаллизовывается в виде символов, и мы перебрасываемся этими букетиками цветочков и понимаем их, потому что букетик на груди снова тает, обращаясь в то, из чего он был создан". Итак, символ — плод деятельности духа. Символы приходят к человеку в момент творчества, в момент озарения. В своем ответе Флоренскому Андрей Белый соглашается с ним: "...я писал о символе как об определенной эстетической единице, как о мире художественного озарения, как о чем-то покрывающем школьные понятия о форме и содержании...".

У Флоренского символ спешит отождествиться с бытием безусловным: иконы это и "есть сами святые", солнечный свет и есть свет нетварный, "вода священна как таковая". Во втором случае, относящемся как раз к "конкретной метафизике", где автор погружается в "эмпирическую" онтологию и целиком сосредоточивается на имманентном, условия существования символа резко меняются, хотя он тоже вроде бы удовлетворяет требованиям дефиниции. Разделив реальность на отграниченные, "дискретные" пласты, Флоренский в каждом из них усматривает определенный набор первичных, "строительных" элементов (их он прямо называет "символами"), которым - в духе синтетической философии А. Н. Скрябина - должен соответствовать набор элементов в других сферах. Иначе говоря, каждый первоэлемент одной области бытия одновременно указывает, по Флоренскому, на некий элемент или образ в другом бытийственном отсеке: звук, цвет, пластическая форма и даже запах должны соответствовать здесь друг другу и означать друг друга. Символ служит как бы ключом ко Вселенной, при помощи которого - через систему соответствующих качеств бытия - можно проникнуть в устройство космоса и тайны его, узнать все клавиши этого космического органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, рассматривая проблемы философских исканий Павла Флоренского, истоки и суть антиномизма и символизма в его философских взглядах можно  отметить, что творчество Флоренского  имеет огромное значение для сегодняшней  философии. Представители современного русского православия находят немало, с их точки зрения, привлекательных  идей Флоренского, таких, как софиология, "диалектический антиномизм", пастырская эстетика, экуменизм и экклесиология. Непреходящее, общекультурное значение его трудов, его общественной позиции  велико. В отличие от большинства  представителей "нового религиозного сознания" Флоренский направлял  свои усилия на то, чтобы "вписать" православную религию в контекст современной ему культуры, стремился  дать религиозное освящение социальной и творческой активности человека, и это обстоятельство высоко ценится  в современных церковно-богословских кругах Московской патриархии. Он писал: "...религия есть материнское лоно философии". Придавая исключительное значение роли христианской веры в становлении и преобразовании культуры, Флоренский отдает дань традициям православной экклесиологии. Его богословские взгляды вместе с тем включают ряд моментов, которые позволяют видеть в нем проводника новаторских тенденций, наблюдаемых в современной русской православной церкви. Новаторством в научном понимании веры можно считать то, что Павел Флоренский привлек опыт целого ряда церковных свидетельств, которые раньше не привлекались. Например, раньше ни философы, ни служители церкви не обращались к свидетельству церковной архиологии, понимаемой широко, то есть включая церковное изобразительное искусство (иконопись) и церковную музыку. Церковная археология ранее рассматривалась только как чисто вспомогательная дисциплина, а о. Павел показал, как в ней проявляются богословские законы, или каноны, а они в свою очередь уже непосредственно связаны с догмами веры.

В научном богословии он стремился к таким приемам  изложения, которые изгоняли сухость, - он был готов передавать другим людям свой личный религиозный опыт. Флоренский был одним из тех религиозных мыслителей, которые уже в первые десятилетия нашего столетия понимали необходимость преодоления узкоконфессиональных границ и важность объединения усилий всех христианских церквей. "Пред наступающим кризисом христианства всем, именующим себя христианами, следует поставить ультимативный вопрос и покаяться едиными устами и единым сердцем (Рим, 15, 6,), возглашая: господи, помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Тогда вопрос об объединении христианского мира впервые попадет из канцелярий на свежий воздух, и трудное и невозможное человекам окажется вполне возможным Богу". Этим самым Флоренский ставил себя в ряды зачинателей экуменизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работы П.А. Флоренского:

1. Собрание сочинений:  в 4-х т. Т. 1, 2, 4, - М., 1994-1996

2. Автореферат // Вопросы  философии. - 1988. - № 12. - С. 108-115

3. Детям моим. Воспоминания  прошлых дней. - М., 1992

4. Записки о православии  // Сибирские огни. - 1991. - № 5. - С. 263-272

5. О духовном наследии  русских мыслителей ХХ в. // Наш  современник. - 1997. - № 5. - С. 216-225

6. Столп и утверждение  Истины. Полутом 1. - М., 1990

7. Абрамов А. И. Предисловие  к публикации "Авторефераты П.  А. Флоренского" // Вопр. философии. - 1988. - №12. - С. 108-112

8. Аверинцев С. С. Мысль  Флоренского - сегодня // Сов. культура. - 1989. -18 мая (№ 59). - С. 6

9. Акулинин В. H. Философия  всеединства. От Вл. С. Соловьева  к П. А. Флоренскому. - Новосибирск, 1990. - 158 с

10. Андроник, игумен (Трубачев  А. С.). Предисловие к публикации  работы "Воспоминания" // Лит. учеба. - 1988. - № 2. - С. 144-147

11. Андроник, игумен (Трубачев  А. С.). Предисловие к статье "Гамлет" // Лит. учеба. - 1989. - № 5. - С. 135-137

12. Андроник, игумен (Трубачев  А. С.). "Столп и утверждение  Истины" // Памятные книжные даты. 1989. - M., 1989. - С. 56-60

13. Андроник, игумен (Трубачев  А. С.). Предисловие // Флоренский  П. А. Детям моим...- M., 1992. - С. 7-22

14. Андроник, игумен (Трубачев  А. С.). Жизнь и судьба // Священник  Павел Флоренский. Сочинения: В  4-х т. - M., 1994; Т. 1. - С. 3-36

15. Бонецкая H. К. П. А.  Флоренский и "новое религиозное  сознание" // Вестник РХД. Париж. 1990. № 160. С. 90-112

16. Бычков В. В. Эстетический  лик бытия: Умозрение Павла  Флоренского. - М., 1990. - 64 с.

Информация о работе Гносиология П.А.Флоренский