Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:46, реферат
В знаменитой лекции о Павле Флоренском о. Александр Мень сказал: "Флоренский - это человек, которого никак нельзя однозначно охарактеризовать… Это фигура, хотя и вызывавшая и вызывающая сегодня споры, безусловно, огромного масштаба. А споры вызывали все - и Пушкин, и Леонардо да Винчи (…) Тот, о ком не спорят, никому не интересен"
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ: ИСТОКИ ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ…………5
1.1П.А.Флоренский и русская философия…………………………………..7
1.2  Философия Павла Флоренского и "новое религиозное сознание"…..10
1.3  Утопия и идеология в философском сознании П.А. Флоренского…..13
2. ГНОСИОЛОГИЯ П.А. ФЛОРЕНСКОГО………………………………………16
2.1 Агностицизм П.А. Флоренского  ("Столп и утверждение Истины")…17
2.2 Антиномизм в философии  о. Павла Флоренского…………………….20
2.3. Символизм и софиология  П.А. Флоренского…………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ: ИСТОКИ ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ…………5
1.1П.А.Флоренский и русская философия…………………………………..7
1.2 Философия Павла Флоренского и "новое религиозное сознание"…..10
1.3 Утопия и идеология в философском сознании П.А. Флоренского…..13
2. ГНОСИОЛОГИЯ П.А. ФЛОРЕНСКОГО……
2.1 Агностицизм П.А. Флоренского 
("Столп и утверждение Истины")
2.2 Антиномизм в философии 
о. Павла Флоренского…………………….
2.3. Символизм и софиология П.А. Флоренского…………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….29
ВВЕДЕНИЕ
В знаменитой лекции о Павле Флоренском о. Александр Мень сказал: "Флоренский - это человек, которого никак нельзя однозначно охарактеризовать… Это фигура, хотя и вызывавшая и вызывающая сегодня споры, безусловно, огромного масштаба. А споры вызывали все - и Пушкин, и Леонардо да Винчи (…) Тот, о ком не спорят, никому не интересен"
Один из близких друзей Флоренского и во многом его единомышленник Сергей Николаевич Булгаков (о. Сергий) дал наиболее общее определение духовного пути Флоренского; его вывод был очень определенным: "Духовным центром его личности, тем солнцем, которым освещались все его дары, было его священство". А еще раньше другой близкий Флоренскому человек и мыслитель, Василий Васильевич Розанов, "в качестве самого существенного его определения" назвал Флоренского "tepevs" (именно по-гречески), священник. Почему эта причастность к кругу священнослужителей есть главное? Ведь практически все русские мыслители этого времени утверждали свою веру в Бога, свою религиозность (потому и назван этот период в нашей культуре религиозно-философским ренессансом). Но есть и громадная, именно мировоззренческая разница, которая меняет сам строй жизни и мысли - священник главной целью жизни своей полагает литургически-евхаристическое, культовое служение. Для него культовое служение - теургия - становится "средоточной задачей... жизни, как задача полного претворения действительности смыслом и полной реализации в действительности смысла". Нет, конечно, священство не сводится только к этому, но в жизни Флоренского именно культ стал определяющим все иные стороны деятельности, ведь для него "культ - устроение жизни, к которому восходят все святыни жизни, мысли и дела христианского. Культ есть священная и единственная основа для живой мысли, творчества, общественности". Рассматривая состояние философской мысли в религии сегодня и изучив работы игумена Андроника (Трубачева А.С.), Лосева А.Ф., Хоружего С.С., Фуделя С.И., Флоренского П.В., Гальцевой Р.А. и др. и оценивая с их позиций философию Павла Александровича Флоренского, можно сделать вывод, что значение этого философа для наших дней огромно. И потому тема нашей дипломной работы "Антиномизм и символизм в творчестве Павла Флоренского" актуальна в нынешней философской мысли, требующая, конечно, своего раскрытия. Наше исследование философских исканий и взглядов П.А. Флоренского направлено на решение следующей конкретной проблемы: проследить становление П. Флоренского как философа, определить основные этапы его религиозного творчества, а также как влияла русская и западная философская мысль на становление и развитие философии о. Павла.
1. ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ: ИСТОКИ ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Павел Александрович Флоренский 
(1882-1937) - ученый, религиозный философ 
и священник. Родился Павел Александрович 
около станции Евлах 
Флоренский оставил обширное 
богословское и религиозно-философское 
наследие. Им написаны работы, посвященные 
церкви, раскрытию сущности религиозной 
веры, философии, а также лекции по 
истории философии: "Вопросы религиозного 
самопознания" (1907), "Общечеловеческие 
корни идеализма" (1908), "Первые 
шаги философии" (1917), "Космологические 
антиномии И. Канта" (1909) и др. Культурология 
П. А. Флоренского представлена в 
работах "Культ, религия и культура" 
(1918), "Культ и философия" (1918), 
"Философия культа" (1922), "Иконостас" 
(1921 - 1922), "Разум и диалектика" 
(1914), а также в статье "Христианство 
и культура", написанной для английского 
журнала "The Peligrim" и опубликованной 
в 1924 г. Многие из его работ были переизданы 
за последние десятилетия в 
1.1 П.А.Флоренский и русская философия
Павел Флоренский - русский 
православный мыслитель. Сегодня среди 
ученых-философов идет до сих пор 
дискуссия, том, была ли она вообще эта 
самостоятельная русская 
Этот вопрос, как отмечают 
ученые, если подходить к нему без 
идеологической предвзятости, действительно 
совсем не так прост. У западноевропейской 
и у русской традиций философской 
мысли одни главные корни-истоки: 
античная философия и христианство 
- именно они изначально столь резко 
отделяют европейскую и русскую 
философию от философии восточной, 
к примеру китайской. И все 
же, как из единого корня - учения 
Христа - выросли разные деревья: православие 
и католицизм, так и русские 
и западноевропейские философские 
устремления пошли различными путями. 
"Русское философское 
Русская философия, согласно 
Флоренскому, есть самобытная мысль, берущая 
исток в учении Платона, обогащенная 
опытом идей западноевропейских, но не 
только и не столько опытом приятия, 
сколько опытом преодоления. И еще 
одна характеристика, которую следует 
назвать само собой разумеющейся 
в данной интерпретации, - основная 
идея русской философии есть "идея 
религиозная", считал П. Флоренский, 
то есть, русская философская мысль 
начала XX века осуществила себя в 
религиозно-философском 
В русской религиозной философии того времени часто встречалась мысль об использовании антиномий в богословских целях. Рассуждениям об "антиномиях христианской жизни", об "антиномиях биографии бога" посвящали страницы своих работ Б. П. Вышеславцев, С. Н. Булгаков, Л. И. Шестов, В. Ф. Эрн и др. Но они (за исключением Булгакова) употребляли это понятие чаще всего эпизодически, в то время как в работах Флоренского антиномии становятся предметом специального и систематического рассмотрения, превратившись в итоге в широко реализуемую методологию.
1.2 Философия Павла Флоренского и "новое религиозное сознание"
Осмысливая русскую философию 
начала XX в., можно отметить, что Флоренский 
- один из выразителей "нового религиозного 
сознания". Как отмечает Н.К. Бонецкая, 
творчество философа нельзя понять и 
оценить вне каких-либо философских 
традиций. Так западные мыслители XIX 
- XX вв. так или иначе исходили 
из трудов Канта. Подобного "отца" 
у русской философии нет; зато 
общим духовным источником русских 
мыслителей была православная вера. Независимо 
от того, какие взгляды сознательно 
исповедовал русский человек, его 
первичные интуиции, его непосредственное 
переживание бытия были укоренены 
в вере. На осмыслении веры основаны 
труды многих представителей русской 
философии. Это можно увидеть, если 
брать в рассмотрение хомяковско 
- соловьевскую линию отечественной 
философии, сочинения софиологов и 
мистика Вяч. Иванов. Но то же самое 
можно утверждать и про тех, кто 
прошел через кантовский искус, чья 
мысль навсегда осталась отмеченной 
печатью критицизма и "строгой 
науки". Веру как дух познания 
под разными наименованиями несложно 
обнаружить в мировоззрении не только 
мистиков С.Л. Франка и Н.О. Лосского, 
но и у совершенно непричастного 
к мистицизму, сторонника архитектоничности 
философского мышления М. М. Бахтина. В 
своей итоговой книге "Самопознание" 
Бердяев пишет, что в эмиграции 
его всерьез считали