Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:46, реферат
В знаменитой лекции о Павле Флоренском о. Александр Мень сказал: "Флоренский - это человек, которого никак нельзя однозначно охарактеризовать… Это фигура, хотя и вызывавшая и вызывающая сегодня споры, безусловно, огромного масштаба. А споры вызывали все - и Пушкин, и Леонардо да Винчи (…) Тот, о ком не спорят, никому не интересен"
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ: ИСТОКИ ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ…………5
1.1П.А.Флоренский и русская философия…………………………………..7
1.2 Философия Павла Флоренского и "новое религиозное сознание"…..10
1.3 Утопия и идеология в философском сознании П.А. Флоренского…..13
2. ГНОСИОЛОГИЯ П.А. ФЛОРЕНСКОГО………………………………………16
2.1 Агностицизм П.А. Флоренского ("Столп и утверждение Истины")…17
2.2 Антиномизм в философии о. Павла Флоренского…………………….20
2.3. Символизм и софиология П.А. Флоренского…………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ: ИСТОКИ ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ…………5
1.1П.А.Флоренский и русская философия…………………………………..7
1.2 Философия Павла Флоренского и "новое религиозное сознание"…..10
1.3 Утопия и идеология в философском сознании П.А. Флоренского…..13
2. ГНОСИОЛОГИЯ П.А. ФЛОРЕНСКОГО……
2.1 Агностицизм П.А. Флоренского
("Столп и утверждение Истины")
2.2 Антиномизм в философии
о. Павла Флоренского…………………….
2.3. Символизм и софиология П.А. Флоренского…………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….29
ВВЕДЕНИЕ
В знаменитой лекции о Павле Флоренском о. Александр Мень сказал: "Флоренский - это человек, которого никак нельзя однозначно охарактеризовать… Это фигура, хотя и вызывавшая и вызывающая сегодня споры, безусловно, огромного масштаба. А споры вызывали все - и Пушкин, и Леонардо да Винчи (…) Тот, о ком не спорят, никому не интересен"
Один из близких друзей Флоренского и во многом его единомышленник Сергей Николаевич Булгаков (о. Сергий) дал наиболее общее определение духовного пути Флоренского; его вывод был очень определенным: "Духовным центром его личности, тем солнцем, которым освещались все его дары, было его священство". А еще раньше другой близкий Флоренскому человек и мыслитель, Василий Васильевич Розанов, "в качестве самого существенного его определения" назвал Флоренского "tepevs" (именно по-гречески), священник. Почему эта причастность к кругу священнослужителей есть главное? Ведь практически все русские мыслители этого времени утверждали свою веру в Бога, свою религиозность (потому и назван этот период в нашей культуре религиозно-философским ренессансом). Но есть и громадная, именно мировоззренческая разница, которая меняет сам строй жизни и мысли - священник главной целью жизни своей полагает литургически-евхаристическое, культовое служение. Для него культовое служение - теургия - становится "средоточной задачей... жизни, как задача полного претворения действительности смыслом и полной реализации в действительности смысла". Нет, конечно, священство не сводится только к этому, но в жизни Флоренского именно культ стал определяющим все иные стороны деятельности, ведь для него "культ - устроение жизни, к которому восходят все святыни жизни, мысли и дела христианского. Культ есть священная и единственная основа для живой мысли, творчества, общественности". Рассматривая состояние философской мысли в религии сегодня и изучив работы игумена Андроника (Трубачева А.С.), Лосева А.Ф., Хоружего С.С., Фуделя С.И., Флоренского П.В., Гальцевой Р.А. и др. и оценивая с их позиций философию Павла Александровича Флоренского, можно сделать вывод, что значение этого философа для наших дней огромно. И потому тема нашей дипломной работы "Антиномизм и символизм в творчестве Павла Флоренского" актуальна в нынешней философской мысли, требующая, конечно, своего раскрытия. Наше исследование философских исканий и взглядов П.А. Флоренского направлено на решение следующей конкретной проблемы: проследить становление П. Флоренского как философа, определить основные этапы его религиозного творчества, а также как влияла русская и западная философская мысль на становление и развитие философии о. Павла.
1. ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ: ИСТОКИ ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Павел Александрович Флоренский
(1882-1937) - ученый, религиозный философ
и священник. Родился Павел Александрович
около станции Евлах
Флоренский оставил обширное
богословское и религиозно-философское
наследие. Им написаны работы, посвященные
церкви, раскрытию сущности религиозной
веры, философии, а также лекции по
истории философии: "Вопросы религиозного
самопознания" (1907), "Общечеловеческие
корни идеализма" (1908), "Первые
шаги философии" (1917), "Космологические
антиномии И. Канта" (1909) и др. Культурология
П. А. Флоренского представлена в
работах "Культ, религия и культура"
(1918), "Культ и философия" (1918),
"Философия культа" (1922), "Иконостас"
(1921 - 1922), "Разум и диалектика"
(1914), а также в статье "Христианство
и культура", написанной для английского
журнала "The Peligrim" и опубликованной
в 1924 г. Многие из его работ были переизданы
за последние десятилетия в
1.1 П.А.Флоренский и русская философия
Павел Флоренский - русский
православный мыслитель. Сегодня среди
ученых-философов идет до сих пор
дискуссия, том, была ли она вообще эта
самостоятельная русская
Этот вопрос, как отмечают
ученые, если подходить к нему без
идеологической предвзятости, действительно
совсем не так прост. У западноевропейской
и у русской традиций философской
мысли одни главные корни-истоки:
античная философия и христианство
- именно они изначально столь резко
отделяют европейскую и русскую
философию от философии восточной,
к примеру китайской. И все
же, как из единого корня - учения
Христа - выросли разные деревья: православие
и католицизм, так и русские
и западноевропейские философские
устремления пошли различными путями.
"Русское философское
Русская философия, согласно
Флоренскому, есть самобытная мысль, берущая
исток в учении Платона, обогащенная
опытом идей западноевропейских, но не
только и не столько опытом приятия,
сколько опытом преодоления. И еще
одна характеристика, которую следует
назвать само собой разумеющейся
в данной интерпретации, - основная
идея русской философии есть "идея
религиозная", считал П. Флоренский,
то есть, русская философская мысль
начала XX века осуществила себя в
религиозно-философском
В русской религиозной философии того времени часто встречалась мысль об использовании антиномий в богословских целях. Рассуждениям об "антиномиях христианской жизни", об "антиномиях биографии бога" посвящали страницы своих работ Б. П. Вышеславцев, С. Н. Булгаков, Л. И. Шестов, В. Ф. Эрн и др. Но они (за исключением Булгакова) употребляли это понятие чаще всего эпизодически, в то время как в работах Флоренского антиномии становятся предметом специального и систематического рассмотрения, превратившись в итоге в широко реализуемую методологию.
1.2 Философия Павла Флоренского и "новое религиозное сознание"
Осмысливая русскую философию
начала XX в., можно отметить, что Флоренский
- один из выразителей "нового религиозного
сознания". Как отмечает Н.К. Бонецкая,
творчество философа нельзя понять и
оценить вне каких-либо философских
традиций. Так западные мыслители XIX
- XX вв. так или иначе исходили
из трудов Канта. Подобного "отца"
у русской философии нет; зато
общим духовным источником русских
мыслителей была православная вера. Независимо
от того, какие взгляды сознательно
исповедовал русский человек, его
первичные интуиции, его непосредственное
переживание бытия были укоренены
в вере. На осмыслении веры основаны
труды многих представителей русской
философии. Это можно увидеть, если
брать в рассмотрение хомяковско
- соловьевскую линию отечественной
философии, сочинения софиологов и
мистика Вяч. Иванов. Но то же самое
можно утверждать и про тех, кто
прошел через кантовский искус, чья
мысль навсегда осталась отмеченной
печатью критицизма и "строгой
науки". Веру как дух познания
под разными наименованиями несложно
обнаружить в мировоззрении не только
мистиков С.Л. Франка и Н.О. Лосского,
но и у совершенно непричастного
к мистицизму, сторонника архитектоничности
философского мышления М. М. Бахтина. В
своей итоговой книге "Самопознание"
Бердяев пишет, что в эмиграции
его всерьез считали