Феномен Атлантиды как вариант параистории

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 09:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель:
Влияние параистории на современную науку, а также феномен Атлантиды как вариант параистории.
Задачи:
1. Пояснить термин параистории и раскрыть его влияние на современное общество.
2. История исследований об Атлантиде.
3. Атлантида как вариант параистории.

Файлы: 1 файл

В перестроечное время СССР возникло новое веяние в понимании истории.docx

— 103.68 Кб (Скачать)

Предположим, что Атлантида  находилась в Атлантике, туда пришла и греческая армия. Кажется неправдоподобным, что праафиняне, брошенные союзниками, в одиночку отобрали всю территорию до Тиррении и Египта, одолели немалый  флот атлантов и приплыли к Атлантиде.

А если Атлантида располагалась  в Средиземном море, то она совершенно спокойно могла проваливаться вместе с обеими армиями, которые где-то поблизости вели боевые действия.

"После этого море  в тех местах стало вплоть  до сего дня несудоходным и  недоступным по причине обмеления,  вызванного огромным количеством  ила, который оставил после  себя осевший остров". 47В Атлантическом океане, очевидно, не могло быть мелководий с илом.

Острова Средиземного моря прекрасно соответствуют и остальным  деталям текста Платона, однако, все  Средиземное море не столь обширно, как "Ливия и Азия вместе взятые".48 Но такой большой не является и Центральная Атлантика, так что становится ясно, что это сознательное и очень сильное преувеличение.

Можно сделать вывод что:

Описание природы может  быть отнесено ко всем островам Средиземного моря.

Цвет камней (белый, черный, красный) и горячие источники  ясно указывают на присутствие вулканических  и поствулканических процессов. Это типично для островов, расположенных  к югу от Сицилии49, и для некоторых островов Ионического и Эгейского морей. Богатство металлов типично для острова Кипр, Малой Азии, Пиренейского полуострова и северных берегов Африки.

Остров поднимался из моря отвесно, но имел наверху плоское  пространство. Это характерно для  Крита, Сардинии50, Корсики51.

Крито-микенская цивилизация

Как пишет А. М. Кондратов52, основное отличие цивилизации Крита от великих цивилизаций Нила53, Тигра54 и Евфрата55, Инда56 и Ганга57, Хуанхэ58 и Янцзы59 — это то, что она была не земледельческой, а морской державой.

Строительство судов и  плавание по Эгейскому морю началось в Эгеиде 10000 лет назад. Во времена  расцвета Крита, флот его был лучшим в мире. Корабли из Кносса бывали у берегов Испании, Сирии, в Черном море и Атлантическом океане. Торговцы Крита поддерживали тесные связи  с Египтом и Двуречьем.60

Остров Крит, расположенный  посередине между Европой Азией  и Африкой, занимает прекрасную стратегическую позицию. Аристотель пишет в своей "Политике": 61"Кажется, что остров создан для того, чтобы повелевать Грецией. Его местоположение – одно из самых счастливых: остров господствует над всем морем, по берегам которого расположились греки... Вот почему Минос овладел морским могуществом и завоевал острова, из коих он составил свои колонии".62

Цивилизацию Крита отличает и еще одна характерная особенность: тавромахия – культ священного быка. Его Платон тоже приписывал легендарным  атлантам.

 Также одним из важнейших  достижений минойской культуры  была письменность, которая успешно  прошла путь от пиктографической  через иероглифику к линейному  письму.

Отличительными чертами  обладало минойское искусство. К  изображению растительного и  животного мира критские мастера  перешли от простейших точечных и  линейных орнаментов и ярких многоцветных геометрических фигур. Фрески на стенах дворцов в Кноссе63 — одни из лучших художественных произведений Древнего мира.

На Крите на пять столетий раньше, чем в других областях Эгеиды, возникло общественное расслоение и  государство. Во II тыс. до н. э. материальная и духовная культура Крита оказывала  влияние на жизнь племен материковой  Греции, содействовала более быстрому их развитию. Далее достижения критской культуры были переняты и развиты  ахейцами.

19 января 1909 г. в английской  газете "Таймс" появилась анонимная  заметка "Погибший материк", в которой Атлантида и Крит  отождествлялись. Автором ее оказался  Дж. Фрост64. Через четыре года он публикует статью  "Журнале эллинистических исследований". Профессора Фроста поддержал и Э. Бейли в книге "Морские владыки Крита". В 1912 году Д. А. Маккензи написал о том, что Атлантида Платона – это минойский Крит.

С этой гипотезой соглашались  и Е. С. Балч, и А. Риво.

Однако некоторые исследователи, например, Л. С. Берг считали, что минойцы  были лишь наследниками атлантов, а  Атлантида затонула в Эгейском море.

Немало для доказательства этой гипотезы сделал Жак-Ив Кусто. Он занимался поиском следов крито-микенской  цивилизации на дне Средиземного моря.

Исследования Кусто у  берегов Псира, Докоса65 и Дии доказывают, что Крит был владыкой Восточного Средиземноморья, вел торговлю со всеми народами того региона. А изучение подводных "амфорных стен" наводило на мысль, что мощная держава была разом уничтожена волной цунами, вызванной взрывом вулкана Тиры, и только после экономического краха минойского государства пришедшие с материка эллины смогли покорить Крит.

Лично я склоняюсь к  мнению, что Платон, создавая свои диалоги "Тимей" и "Критий" под Атлантидой понимал царство Миноса, остров Крит и близлежащие острова. Эта культура трагически погибла из-за взрыва вулкана  Стронгиле примерно в 1550 г. до н. э. Мне  кажется, исследования археологов, и  в том числе Жака-Ива Кусто  достаточно убедительно показывают, что гибель большей части флота  критян, а также прибрежных поселений  произошла от волны цунами, пришедшей  от острова Санторин. Необъективно искать Атлантиду за одиннадцать тысяч лет до наших дней. Вряд ли тогда могла существовать столь развитая цивилизация на острове Атлантис или в Элладе. Я считаю, что дошедшие до Платона данные были не совсем точные, поэтому он и допустил ошибки в своих «Диалогах».

 

Атлантида как вариант параистории

Проблема существования  Атлантиды интересовала умы человечества со времен античности. Ведутся  споры  и баталии по поводу этой загадки  древности. Тысячи книг посвящены этой проблеме.

Со времен описание Платоном Атлантиды люди разделились на 2 фронта: первые опровергают существование  Атлантиды, говоря что это лишь вымысел  Платона; другие утверждают что Атлантида  существовала, и приводят не мало аргументов в поддержку своей теории.

Споры по этому вопросу  никогда не угасали, а иногда и  были на первом месте. Интерес к Атлантиде  возрастал при публикациях различных  статей и очерков, которые, по сути, мало чего общего имели с научными знаниями, а содержали в себе лишь фантастический вымысел. Число таких  вымыслов в наши дни значительно  выросло. Множество ученых различных  специальностей (историки, этнографы, археологи) множество раз анализировали  сохранившиеся данные и приходили  к выводу, что Атлантида не может  быть чистым вымыслов Платона.

Практически у всех народов, населяющих нашу планету, имеются предания о некоей загадочной земле, которая  однажды ушла под воду. Эту землю  многие считают своей прародиной, "съеденной океаном". Такие  предания можно найти у греков и китайцев, южноамериканских индейцев и австралийских аборигенов, у  египтян и у русских (Китеж-град). Общим ядром этих преданий является представление о том, что погибшая цивилизация несла в себе Великое  Знание в виде заклинаний, ритуалов, секретных формул, идеального государственного устройства, значительно превосходя по уровню развития все остальные  цивилизации. Немецкий богослов Юрген  Спанут в Эддах - древних сборниках  мифологии норвежских и исландских скальдов, сказителей IX-XIII веков - обнаружил, что часть неизвестных земель называется Аталанд, а имя правителя  этих земель - Атал. Финикийцы также  упоминают о некоей земле-острове, называемой Антиллой. Исследователи  утверждают, что финикийские моряки, побывав на западном побережье Африки, привозили оттуда истории о загадочной цивилизации. Также легенды об Атлантиде  встречаются у некоторых народов  Старого Света, Америки.

Может ли быть так, что различные  народы были единым? А также что  у них существовали некие наставники, которые давали людям знание не только о ритуалах и государственном  устройстве, но и открывали людям  мир?

Возможно, когда-нибудь эти вопросы получат свой ответ, но сейчас Атлантида представляется нам как миф древности, который манит и привлекает в свои сети различных людей.

Сведения об Атлантиде, да и других исторических свидетельств мы черпаем из исторических источников, среди которых большое значение имеют древние тексты. Лишь от полноты  исторических источников мы можем судить о разработанности темы. Естественно, что на протяжении столетий многие тексты были утеряны, поэтому до нас  доходят не полные сведения о каких-либо событий. Из-за утери древних книг некоторые исторические события  стераются из умов людей, а некоторые  из-за недостатков сведений привлекают еще больший интерес. Миф об Атлантиде  как рас такой, привлекающий к  себе внимание, феномен. Проходят годы, столетия, а миф об Атлантиде все также тревожит умы людей. Можно привести некоторые примеры развития этого явления в литературных текстах:

Античность:

Геродот

Примерно в 460 г. Геродот  в одной из своих книг писал  о каких-то атлантах, живущих в  Северной Африке: "К этому соленому озеру прилегает гора, которая  называется Атлас. Она узка и со всех сторон закруглена и так высока, что ее вершину не видно, так как  она всегда окутана туманом, и  летом и зимой. Местные жители говорят, что она упирается в  небо. От нее получили название и  местные жители, которых называют атлантами. Говорят, что они не едят ничего живого и не видят никаких  снов." Чешский ученый Зденек Кукал  считает, что возможно Платон позаимствовал  название именно у Геродота.

Элиан

Во II веке н. э. писатель Элиан  пишет в своей книге "Historia naturalis" о том, как одевались правители  Атлантиды, чтобы подчеркнуть свое происхождение от Посейдона.

Феопомп

В другом своем труде, "Historia varia", Элиан ссылается на греческого философа Феопомпа, жившего в IV веке до нашей эры. Феопомп описывает  разговор фригийского царя Мидаса с  полубогом Силеном, в котором  Силен рассказывает Мидасу, что "Европа, Азия и Африка являются островами, окруженными  со всех сторон океаном. Вне этого  мира есть еще остров со многими  жителями и городами. Рассказывают, что десятимиллионное войско этого  острова хотело вторгнуться в  наши земли, переправившись через океан. Оно достигло земли гиперборейцев, которых считали самыми счастливыми людьми этой части суши. Но когда завоеватели увидели, как живут гиперборейцы, они сочли их такими несчастными, что отказались от всех агрессивных намерений и вернулись домой за океан". Многие атлантологи и, в том числе, Н. Ф. Жиров считают это косвенным подтверждением сообщения Платона. Но многие знатоки античной литературы утверждают, что Феопомп скорее известен как автор фантастических историй, а не как ученый. Однако, неясно, почему нужно было тогда Феопомпу привлекать историю Платона, а тем более, не использовать платоновские названия. Относительно же идеи, что этот сюжет выдуман Феопомпом, а не заимствован у Платона, замечу, что  этом случае фантазия Феопомпа и Платона работала почти одинаково.

Марцелл

Неоплатоник Прокл (412-485 гг н. э.) в комментариях к "Тимею" ссылается  на какого-то Марцелла (I век до н. э.), писавшего, что во "внешнем мире" было семь островов, посвященных Персефоне. Затем он дает их описание, сходное  с описанием Платона.

Крантор

Прокл также пишет, что  около 260 г. до н. э. в Египте побывал  некто Крантор, видевший в храме  богини Нейт в Саисе колонны с  иероглифами, рассказывающими об истории  Атлантиды. По мнению некоторых историков, речь может идти о Кранторе из Солы – греческом философе конца IV века до н. э., который также был комментатором  работ Платона.

Однако некоторые атлантологи  считают, что Прокл выдумал и  Марцелла и Крантора для того, чтобы  поддержать Платона.

Диодор Сицилийский

Диодор Сицилийский –  римский историк, живший в I веке до н. э. В III и V книгах из своего труда "Bibliotheca historica" он пишет об амазонках и  их нападении на атлантов. Также  он пишет об атлантах, живущих около  гор Атласа в Северной Африке. Возможно, что об этом он узнал из трудов Геродота.

Плиний Старший

Он считает атлантами  жителей Северной Африки и наделяет их "чудными чертами". Он пишет, что они не знают людских обычаев, не пользуются именами, проклинают восходящее и заходящее солнце, не видят ночью  снов. Возможно, что и эти сведения почерпнуты у Геродота.

Аристотель  Стагирит

И, наконец, главный свидетель, ученик Платона, великий философ  Аристотель. Он заявил, что Платон использовал  описание Атлантиды в качестве предлога для изложения своих политических взглядов на проблему идеального государства. И добавил, что "тот, кто Атлантиду  выдумал, тот и отправил ее на морское  дно". Это достаточно серьезное  утверждение. Кто мог знать Платона  лучше, чем его ученик? Это должно было положить конец всем спорам. Но не все так просто, как кажется. Сторонники существования Атлантиды  приводят несколько разумных доводов:

1. Аристотель был намного  моложе Платона.

2. Он принадлежал к  иному классу и имел иные  политические взгляды. 

В настоящее время). Аристотель не принял Атлантиду Платона, потому что принадлежал к другому  времени. Перед ним стояли другие времена и другие люди. Для него истина была другой, нежели чем у  Платона.

Средние века

В средние века в Европе господствовала католическая церковь, а "официальной" наукой церкви была наука Аристотеля, так что Платону  никто не верил. Правда, в средние  века на некоторых географических картах появился остров Атлантис, но скорее всего  никаких серьезных знаний за этим не скрывалось.

Новое время

Основной всплеск интереса к проблеме Атлантиды приходится на конец XIX –  XX век. В этот период было написано более 5000 книг, посвященных Атлантиде.

Научная литература

Серьезные научные книги

Н. Ф. Жиров. Атлантида. Основные проблемы атлантологии.

Г. Люс. Конец Атлантиды.

Г. Люс. Конец Атлантиды. Новые  аспекты древности.

Л. Жермен. Атлантида.

В. Бранденштейн. Атлантида.

Информация о работе Феномен Атлантиды как вариант параистории