Древний восток

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 22:59, контрольная работа

Краткое описание

В данной контрольной работе поставлена цель изучить культуру древнейших цивилизаций Востока, для решения этой цели были выделены такие задачи:
Дать понятие цивилизации
Узнать общие черты древнейших цивилизаций
Изучить духовную культуру Древнего Востока
Узнать где возникли и как возникли древнейшие цивилизации в Индии, Египта, Междуречья.
Выполнив и изучив данные задачи можно будет сделать обобщенный вывод о Древнейших цивилизациях.

Оглавление

Введение 3
1 Понятие цивилизаций. Возникновение древнейших цивилизаций. 6
1.1 Искусство Древней Индии 7
1.2 Цивилизация Древнего Египта 9
1.3 Древняя Месопотамия 10
1.3.1 Искусство Шумера и Аккада 10
1.3.2 Искусство Ассирии 11
1.3.3 Искусство Вавилона 12
2 Духовная культура Древнего Востока. Своеобразие восточного 14 типа миропонимания и символизм.
2.1 Древняя Индия 14
2.2 Древний Египет 19
2.3 Древняя Месопотамия 22
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.docx

— 58.55 Кб (Скачать)

 В самой Индии буддизм, однако, не удержался. Исследователи  видят причину именно в том, что он представлял собой учение, направленное против кастовых  различий. Выступая в качестве  антитезы брахманизму, буддизм способствовал  его изменению, демократизации и  превращению в индуизм. В эпоху  индуизма в традиционных верованиях  индийцев появляются новые явления. Возникают общественные церемонии, обряды, места паломничества и  храмы. Устраиваются торжественные  церемонии и процессии. Отличительной  чертой индуизма становится крайняя  веротерпимость и способность  поглощать иные культы благодаря  учению об аватарах — воплощениях богов. Каждое небесное божество может иметь свою аватару — земное воплощение. Сам Будда оказывается одной из аватар бога Вишну. В индуизме складываются многочисленные секты, во главе которых стоят гуру — учителя мудрости. От брахманизма индуизм сохранил пантеон богов, добавив учение об аватарах и включив некоторые положения буддизма. Так в индуизме появились боги-спасители, которыми стали Кришна, Рама и тот же Будда.

Если в древности жрецы были лишь хранителями знания и исполняли обряды, то в эпоху индуизма они становятся руководителями религиозной жизни, учителями.

 Большинство сект индуизма  можно объединить в две группы: шиваизм и вишнуизм, в зависимости от того, какое главное божество ими почитается. Шива для своих адептов — высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушительные силы мира. Воплощением энергии Шивы является его танец (Шива — это бог — покровитель танца). Многие устрашающие черты облика и культа Шивы связаны с тем, что в индуистской триаде он выступает как бог-разрушитель, уничтожающий мир и богов в конце каждого периода (кальпы). В одном из мифов рассказывается о том, как, разгневавшись на Брахму, Шива отсек у него пятую голову и за это был осужден на вечный аскетизм (поэтому он изображается как в виде аскета, так и в виде танцора). Бог Вишну олицетворяет энергию созидания. Основное содержание мифов об аватарах бога Вишну составляет мотив торжества добра над злом. Вишну появляется во многих воплощениях-аватарах, как в облике животных (вепря, черепахи, рыбы), так и образе человека (Кришна и Рама).

 В конце I тыс. н. э. на  территории Индии начинает распространяться  ислам. Мусульмане жили рядом  с индусами, перенимая у них  многие мифы и религиозные  обряды. В сравнении с индусами  мусульманские племена имели  более сильную политическую систему, их объединяла монотеистическая  религия, поэтому Индия достаточно  быстро сначала попала под  власть Делийского султаната, а  затем — династии Великих Моголов. Ислам, будучи монотеизмом, качественно  отличался от предыдущих религиозных  учений, которые индуизм мог успешно ассимилировать благодаря своей гибкой структуре.

 Идеи ислама оказали  огромное влияние на развитие  культуры Индии: было образовано  первое в эпоху средневековья  централизованное индийское государство, ислам на севере Индии укрепился  как государственная религия, возникло  индийское мусульманское искусство.

2.2 Древний Египет

 Мифологические воззрения  Древнего Египта нашли свое  отражение в литературе, музыке  и различных видах изобразительного  искусства: архитектуре, живописи, декоративном  искусстве. Раннее изобретение письменности  способствовало развитию основных литературных жанров. Исследователи отмечают, что многие мотивы лирики Древнего Египта вошли в качестве вечных тем в мировую литературу. Все это потом бессчетное количество раз будет перепеваться и повторяться в художественном творчестве почти всех народов. Затем эти мотивы прозвучат у великих лириков Греции и Рима: Сапфо, Анакреона, Феокрита, Катулла, Вергилия, Горация, Проперция, Овидия, будут восприняты трубадурами и миннезингерами и от них перейдут к поэтам Возрождения.

 Дошедшими до нас  памятниками египетской архитектуры  являются храмы и гробницы. О  жилищах египтян можно составить  представление, лишь рассматривая  глиняные модели домов, которые  клали в гробницы. Сами дома  изготавливались из глины и  тростника — материала, который не мог выдержать тысячелетия.

 Пирамиды строились  в эпоху Древнего и Среднего  царства, затем, в связи с тем, что еще в те времена пирамиды  уже подвергались разграблению, фараонов начинают хоронить в  гробницах, высеченных в скалах, в пустынных ущельях на западном  берегу Нила. Снаружи усыпальницы  царей были незаметны, места их  содержались в секрете. Во многом  благодаря этой таинственности  сохранилась единственная дошедшая  до нас в целости гробница  Тутанхамона, царствовавшего в XIV в. до н. э. В 1922 г. ее нашли английский археолог Говард Картер и лорд Карнарвон. Находка в Долине царей вызвала такой интерес и энтузиазм, как ни одно другое археологическое открытие.

 В помещении погребальной  камеры были найдены статуи, в  том числе изображение бога  Анубиса в виде шакала, мебель, парадное оружие, модели судов, колесницы. Самой замечательной находкой  стала мумия Тутанхамона со  знаменитой золотой маской на лице. Мумия была помещена в несколько саркофагов, последний из которых был выполнен из чистого золота. Тутанхамон правил недолго и погиб совсем молодым, и его захоронение, конечно же, не принадлежало к самым роскошным.

В гробнице Тутанхамона египетское искусство целой эпохи было представлено многообразно и столь совершенными произведениями, что XIV в. до н. э. единодушно был признан золотым веком египетской культуры, высочайшим взлетом ее искусства. Два изображения приобрели мировую известность. Одно из них — изображение фараона Тутанхамона с женой на спинке трона из гробницы, выполненное из дерева, листового золота и украшенное росписью, было найдено в гробнице Тутанхамона. Английский искусствовед Эрнст Гомбрих замечает: «На спинке трона царская чета представлена в обстановке домашней идиллии. Поза сидячего фараона могла бы шокировать своей вольностью какого-нибудь египетского консерватора. Царица (ее фигура — не меньше фигуры царя) ласково касается плеча мужа, и солнечное божество простирает к ним благословляющие ладони». Второе из них— изображение фараона Эхнатона и его жены Нефертити с детьми на рельефе алтаря, найденное в Ахетатоне. Под протянутыми к ним ладонями нового и единственного божества — Атона, солнечного диска с лучами-ладонями, счастливая семейная пара забавляется с детьми.

 Ахетатон был открыт археологами в конце XIX в. Новая столица строилась в короткие сроки. Дворец украшали статуи Аменхотепа II (Эхнатона), многоцветные росписи, рельефы с инкрустацией. Скульптурные изображения фараона, его супруги Нефертити и их дочерей отличает отсутствие канонов. Эхнатон изображается на статуях и рельефах целующим жену и играющим с детьми. Изображение самого фараона лишено монументальности. Исследователи до сих пор теряются в догадках, пытаясь объяснить причину этих изменений. «Амарнское искусство» - так называют искусствоведы произведения периода правления фараона Эхнатона (от современного названия поселения на месте древней столицы фараона-реформатора — Амарна). Самый известный памятник этого периода — знаменитый бюст Нефертити, дающий представление о совершенной красоте царицы. Недаром же само имя ее означает «Прекрасная пришла». Бюст Нефертити стал одним из самых замечательных символов женской красоты в мировой истории искусства.

 Эхнатон правил около 20 лет и вошел в историю как  религиозный реформатор. Фараон  Аменхотеп принимает новое имя, изменив его на Эхнатон (т. е. «полезный Атону»), и предпринял попытку установить новый культ единого бога Атона (бога солнечного диска). Эхнатон основал новую столицу Ахетатон, посвятив ее новому божеству. Это событие иногда называют религиозной революцией. По-видимому, это была первая попытка утверждения монотеизма в истории человечества, поскольку населению было запрещено поклонение всем божествам Египта, кроме Атона. Мотивы деятельности Эхнатона расцениваются по-разному. Его поступки можно рассматривать и как результат мистического озарения (сохранились поэтичнейшие гимны новому божеству, сочиненные самим фараоном), и как результат борьбы фараона за власть с влиятельными жрецами.

 В художественном мышлении  египтян была выработана развитая  система канонов, важных эстетических  принципов египетского искусства. Чем выше было социальное положение, статус изображаемого, тем строже был канон. Так, например, в статуях фараонов редко передавалось портретное сходство, их властность, невозмутимость и монументальность становятся символами власти. В то же время сохранившиеся фрески показывают, что египтянам удавалось с необыкновенной живостью и естественностью передавать движения и пластику в сценах из повседневной жизни. Минеральные краски, которыми пользовались египетские художники, сохранили до наших дней поразительную звучность, яркость и богатство переходов. Рельефы и фрески, украшая стены гробниц и храмов, служат для нас настоящей энциклопедией быта египтян.

 Кроме усыпальниц фараонов  строились величественные храмы  в честь многочисленных богов. Храмовые постройки были гигантских  размеров и отличались роскошью  отделки. В конце храма находилось  святилище, где хранилась статуя  божества, доступ в которое был  открыт лишь для жрецов и  фараонов. Египетский храм не  был предназначен для верующих, он служил домом бога на  земле, предполагалось, что часть  божественной субстанции пребывает  в небольшой золотой статуэтке, находившейся в алтаре (наосе). Жрецы  обращались к этому изображению, как к существу из плоти  и крови. Статуэтку умывали и  одевали, заботились о достаточном  количестве еды для нее. Лучше  всего сохранились храмы, посвященные  богу Амону-Ра в Карнаке и Луксоре. Настенная роспись воссоздавала мир, в котором жили

египтяне, потолок украшали изображения звезд и созвездий.

2.3 Древняя Месопотамия

 Современное восприятие  следов цивилизации Древней Месопотамии разительно отличается от восприятия цивилизации Древнего Египта: если пирамиды египтян высятся и сегодня, то города Месопотамии давно обратились в груды развалин. Житель Древней Месопотамии всегда знал, что дни человека недолги; что бы человек ни делал, он всего лишь ветер. Катастрофическое мировосприятие во многом определялось особыми климатическими условиями среды обитания. Тигр и Евфрат, в отличие от Нила, разливаются бурно и непредсказуемо, сметая дамбы и затопляя посевы. В древности в Месопотамии дули знойные ветры и шли проливные дожди. И дух месопотамской цивилизации отражал несдержанность и непредсказуемость природы.

 Боги Месопотамии противостоят  магическим силам земли. Земля - Тиамат, утверждается в теогоническом  эпосе II тыс. «Энума элиш», умерщвляется богами и становится подножием их небесного мира. Суть богов проявляется как произвол, ограничиваемый равновесием сил. Человек магической связи с землей не имеет потому что бессмертие достается богам, которым человек должен служить, уповая на их милость. Человек ничтожен перед произволом богов, но, взамен перед ним раскрываются возможности оперировать с лишенным магической защиты миром, что приводит к расцвету ремесел, торговли и науки. В государствах Древнего Двуречья зародились основы математических знаний, сложилась десятеричная система счета, установилось деление часового циферблата на двенадцать частей. Вавилонские жрецы умели вычислять движение планет, время обращения Луны вокруг Земли.

 Высшей властью во  Вселенной обладало собрание  богов. Председатель этого собрания  — бог Ану, исполнительные функции принадлежали его сыну богу Энлилю. Мы не располагаем ни одним ранним шумерским мифом, темой которого был бы фундаментальный вопрос: почему Вселенная представляет государство? Идея мирового государства считалась самоочевидной.

 Основные же сюжеты  шумерских мифов представляют  собой две группы: происхождение  какого-либо существа или группы  существ (богов, людей, животных, растений), организация, т.е. каким образом тот  или иной бог приобрел свои  функции и обязанности, по какому праву то или иное существо занимает свое место в мире, и ответ один: «По воле богов».

 Индивидуум стоял в  центре все расширяющихся кругов  власти, которая ограничивала свободу  его действий. Ближайший из этих  кругов был властью отца и  матери, старших братьев и сестер. В каждом доме существовало  также маленькое святилище для  личного бога, где владелец жилища  поклонялся ему и совершал ежедневные жертвоприношения.

 Что же получал человек  в качестве награды за послушание? Обычно наградой была защита, прежде всего со стороны личного  бога. Если человек был болен, что по месопотамским представлениям  связывалось с деянием демона, по силе превосходящего личного  бога, то последнего просили воспользоваться  своими связями в божественных  кругах для борьбы с демонами. Таким образом, жизнь полна опасностей, послушанием следует завоевать  благорасположение личного бога, который может использовать свое  влияние среди высших богов  для достижения тех или иных  целей.

 На религию Месопотамии  оказала влияние религия хеттов, в особенности Ассрии. Идея верности традиционному богу Ашшуру стала основной боевой мощи ассирийцев. Благодаря этой идее древняя месопотамская опустошенность человека наполняется жаждой покорения чужих народов и сокрушения их богов. В Войну богов и народов вовлекается Вавилон, Урарту, Эддам, Египет, малые государства Палестины, Финикии, Сирии, Малой Азии.

 Как видим различия  мироощущениями древних египтян  и жителей Месопотамии достаточно  глубоки. И в тоже время оба народа разделяли основополагающею предпосылку, а именно: человек – часть общества, общество включено в природу, а природа – есть проявление божественного начала. Эти взгляды разделялись почти всеми древними народами за исключением древних евреев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 Изучив материал по  Древнему Востоку и возникновению  цивилизаций, можем сделать вывод.

 Древние цивилизации  Древнего Востока появились в  IV тыс. до н.э. на Ближнем Востоке: шумеро-аккадская культура, вавилонская, египетская, хараппская культуры.

 Родовая организация  уступает место семье, которая  становится везде простейшей  ячейкой общественной структуры  и сельской общины. Над всем  этим возвышается государство, которое  возникает вначале как орган, управляющий ирригационной системой, без чего невозможно земледелие. Ирригационные системы состоят  из множества каналов, плотин, трасс, водоподъемников. При их строительстве используются ручной труд и примитивные орудия труда, но строились и осваивались они по проектам, использующим высокие достижения науки. Во главе государства стоит править, обладающей неограниченной властью, но он сам и все подданные являются рабами государства, которое на Востоке является абсолютной ценностью. В то же время правитель отождествляется с Богом, он опирается на целую армию чиновников, складывается разветвленная бюрократическая система. Для культур Междуречья и Древнего Египта, как и для всех древних цивилизаций, характерно мифологическое сознание.

Информация о работе Древний восток