Древний Рим

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:08, реферат

Краткое описание

Судьба Древнего Рима необычна и интересна. Легенды рассказывают, что одним из потомков Юла был царь Нумитор. У него был брат Амулий — завистливый и ничтожный человек. Он давно мечтал править вместо своего брата. Подкупив придворных, Амулий сверг Нумитора и сам воцарился в Альбе-Лонге. Чтобы никто не мог угрожать его власти, Амулий убил сына Нумитора, а его дочь Рею Сильвию отдал весталкой в храм Весты.

Файлы: 1 файл

triet.docx

— 640.61 Кб (Скачать)

Рим сильно застраивался в  Средневековье и Новое время, и поэтому его древний облик  скрыт под толщей наслоений. Частично внешний вид римского города можно  представить на примере Помпеи —  италийского города, который вместе с городами Геркуланум и Стабии погиб  в 79 г. н.э. в результате извержения вулкана  Везувий. Погребённый под пеплом город случайно обнаружили при строительстве  водопровода в XVII в. С 1748 г. до наших дней продолжаются его раскопки.

Город имел регулярную планировку. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, внизу которых были устроены лавки-таберны. Обширный форум был  обнесён прекрасной двухэтажной  колоннадой. Там находились святилище  Исиды, храм Аполлона, храм Юпитера, большой  амфитеатр, построенный, как и у  греков, в природном углублении. Рассчитанный на двадцать тысяч зрителей, он значительно превосходил потребности жителей города и предназначался также для приезжих (население Помпеи составляло не более десяти тысяч человек). В городе было два театра.

Замечательны помпейские дома — «домусы». Это были прямоугольные  сооружения, которые тянулись вдоль  двора, а на улицу выходили глухими  торцевыми стенами. Главным помещением был атриум (от лат. atrium — «закопчённый», «чёрный», т. е. помещение, почерневшее от копоти), который выполнял священную функцию. Рим при основании имел в самом центре культовую яму — «мундус», куда все жители бросали плоды и горсть земли со своей старой родины. Открывалась она лишь один раз в году — в день Подземной богини или не открывалась совсем. Каждый дом повторял эту модель: в атриуме часто было отверстие в центре крыши — камгшювий. Под ним находился бассейн для сбора воды, родственный мундусу, — имплювий. В целом атриум выполнял функцию «мирового столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подземным миром. Не случайно в атриуме стояли все самые важные вещи: тяжёлый сундук с семейными ценностями, стол типа жертвенника и шкаф для хранения восковых масок предков и изображений добрых духов-покровителей — ларов и пенатов.

 




Настенная роспись из Виллы Мистерий. I в. до н.э.

Внутри дома были расписаны. Прекрасно сохранившиеся фрески показывают, какой была обычная жизненная  среда римлянина. Ранние дома (II — конец I в. до н.э.) расписывали в так называемом первом пампейском стиле. Стены домов были расчерчены геометрическим орнаментом, который напоминал обкладку стен полудрагоценными камнями. Затем этот «инкрустационный» стиль сменился «архитектурным», или вторым пампейским. Он был в моде в течение I в. до н.э. Мастера второго помпейского стиля превращали интерьер в подобие городского пейзажа. Во всю высоту стен шли изображения колоннад, всевозможных портиков, фасадов зданий. В росписях появились и фигуры людей. В пампейской Вилле Мистерий, названной так по изображениям в одном её помещении загадочной сцены, имеется прекрасный пример подобной росписи. Ритуальная комната буквально насыщена «огнём»: на красных стенах в натуральный рост представлены фигуры участников дионисийского таинства. Архитектурные членения помогают упорядочить очень сложную сцену, ядром которой выступает миф о возрождении бога Диониса в браке с Ариадной (они изображены на центральной стене сидящими). На этом фоне разворачивается картина ритуального действа, в котором принимают участие вполне реальные люди. Начало и конец композиции обрамлены фигурами женщин. Одна стоит, обращаясь в глубь комнаты, другая задумчиво, с иронией наблюдает за происходящим. Возможно, весь мистериальный эффект был рассчитан на хозяйку дома — новобрачную, поскольку у обеих фигур (одна и та же женщина в двух ипостасях) на пальце изображено обручальное кольцо.

2. КУЛЬТУРА РАННЕЙ  ИМПЕРИИ





      Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник Цезаря Октавиан, прозванный Августом (Блаженным). Цезарь усыновил его незадолго до своей гибели. Когда же Октавиана провозгласили императором (27 г. до н.э.), это означало, что ему вручают высшую военную власть. Официально он всё ещё считался одним из сенаторов, хотя и «первым среди равных» — принцепсом. Время правления Октавиана называется принципатом Августа. С тех пор римское искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. До конца I в. н.э. царят две династии: Юлиев — Клавдиев и Флавиев.

Основы имперского стиля  начал закладывать Август. Сохранившиеся  портреты представляют его энергичным и умным политиком. Характерен высокий  лоб, слегка прикрытый чёлкой, выразительны черты лица и маленький твёрдый  подбородок. Мастера теперь отбрасывают  всё внешнее, малозначимое, не следуют  слепо натуре. Древние авторы пишут, что Август был слабого здоровья и часто кутался в тёплые одеяния, но изображали его могучим и мужественным. Известная статуя из Прима Порта представляет его оратором, обращающимся к народу. Август облачён в одеяние императора: богато украшенный панцирь (на котором в обрамлении богов, небес и преисподней парфяне возвращают римлянам отнятые у них ранее знамена), тяжёлый, обёрнутый вокруг тела плащ, а в руке он держит императорский жезл. У его ног на дельфине сидит крошечный Амур, сын Венеры — по преданию, прародительницы Юлиев. Статуя величава и торжественна. Особую приподнятость ей придают черты греческого стиля — босые ноги и непокрытая голова.

Стремление выйти за свойственные римлянам рамки прозаического восприятия жизни очевидно и в других памятниках. При Августе был создан Алтарь Мира — памятник воссоединения сторонников  нового режима и потерпевших поражение  республиканцев. Алтарь представлял  собой самостоятельное здание без  крыши, ограждавшее жертвенник. Украшавшие ограду рельефы были разделены на два яруса фризом с меандровым орнаментом (ленточный орнамент, как  правило, изломанная под прямым углом  линия). Нижний изображал застилающие  всё поле стебли, листья и завитки  Древа Жизни с птичками и разной живностью на нём: верхний представлял  торжественное шествие, включавшее членов императорского дома. Царит  греческая изокефалия (головы изображённых находятся на одном уровне), однако в группу вторгаются оживляющие ритм фигуры детей разных возрастов. Отдельные  персонажи изображены оборачивающимися, они как бы обращаются к зрителю (что было неприемлемо для классического  греческого памятника). Кроме того, изображения наделены индивидуальными  чертами, портретны.

Сам Август говорил о себе, что он принял Рим глиняным, а  оставляет каменным. О красоте  возведённых при нём зданий свидетельствует  искусно выполненный карниз храма  Конкордии, который стоял на Римском  Форуме. Его отличает богатый декор: камень ещё сохраняет свои архитектурные  членения, но начинает превращаться в  дивную ажурную резьбу.

В эпоху Августа был  популярен третий пампейский стиль (конец I в. до н.э. — 50-е гг. I в. н.э.). Его иногда называют «канделябровым». Мастера вновь вернулись к плоским декоративным орнаментам. Среди архитектурных форм преобладали лёгкие ажурные сооружения, напоминающие высокие металлические канделябры (подсвечники), между ними помещались заключённые в рамы картинки. Их сюжеты непритязательны и просты, часто связаны с пастушеской жизнью, как в росписи из виллы в Боскотреказе «Пастух с козами». Появляются домашние сценки вроде «Наказания Амура» из Дома Наказанного Амура в Помпеях: • заплаканный шалун боится свою мать Венеру, которая не выдержала его проказ. Об этом писал знаменитый древнеримский писатель-сатирик Лукиан в своих диалогах. Излюбленной темой становится изображение сада, огороженного золочёными решётками, плодоносящего, напоённого запахом трав и пением птиц. Таков «Сад с птицами» на вилле Ливии, супруги Августа, в Прима Порта и ещё более замечательный «Сад» в Доме Фруктовых Деревьев в Помпеях. Домашние «парадизы» (сады) устраивали в то время во дворцах, на виллах и в домусах. Как показывают раскопки в Помпеях и Геркулануме, в некоторых садах были бассейны, редкие цветы и кустарники, увитые растениями беседки — перголы.





Самой популярной и самой  загадочной вещью в римском искусстве являются, безусловно, маски. Мужские и женские, трагические и комические, безобразные и прекрасные, маски как бы оживают под взглядом зрителя. Маска скрывала истинную суть происходящего. Она была знаком перехода от бессмертного к смертному, от небесного к земному, от мифического к обыденному. Под масками спрятано глубокое отличие мира древнего, ритуального от обыденного, человеческого, освобождённого от высоких помыслов. Эти миры ещё не стали полярными, но их равновесие нарушилось: маска означала переход от одного состояния к другому. Правление императора Нерона, одного из самых безумных и жестоких правителей в римской истории, стало периодом расцвета портретного искусства. Эволюцию его образа от одарённого ребёнка до презираемого монстра можно проследить в целой серии портретов. Теперь они дают не только традиционный тип могучего и отважного императора. Поздние портреты представляют Нерона сложной, противоречивой натурой. Личность его, незаурядная и сильная, обременена множеством пороков. Отличительными чертами внешности императора на портретах являются небрежные бакенбарды и хаотически взбитые надо лбом волосы. Лицо хмурое, недоверчивое, брови сдвинуты, в углах губ — мстительно-саркастическая усмешка.

В середине I в. в изобразительном искусстве стал формироваться жанр натюрморта (от франц. nature morte — «мёртвая натура»), показывающий неодушевлённые предметы. Возникший в поздней классике IV в. до н.э. и блистательно развивавшийся в эпоху эллинизма, жанр натюрморта приобрёл теперь новый смысл. В нём тоже появились «высокое» и «низкое» направления. Римляне не останавливались перед изображением мясных лавок, в которых висят туши убитых животных. Однако они писали и символические произведения, в которых заключён глубокий тайный смысл. В Гробнице Вестория Приска в Помпеях блистательно написан золотой стол на фоне алой драпировки. На столе стоят серебряные сосуды изящной формы — все парные, расставленные строго симметрично: кувшины, рога для вина, черпаки, чаши. Тихий, призрачный мир вещей группируется вокруг центрального кратера — сосуда для смешивания вина и воды, воплощения бога плодородия Диониса-Либера.

«Натюрморт с фруктами и вазой» из Помпеи свидетельствует  о том, что старая система ценностей  разрушена. Образом мира с древнейших времён являлось дерево, корни которого питает подземный источник. Теперь дерево представлено без корней, а  сосуд с водой стоит рядом. Показана сломанная ветвь дерева, один персик уже сорван, а от персика  в свою очередь отделён кусок  его плоти, так что видна косточка. Написано всё мастерски, красиво: ощущаются  пушистая кожица персика и прозрачность воды в сосуде. Сосуд даёт тень. Натюрморт светел, воздушен, но он говорит о «всеобщей смерти природы», как писал древнеримский поэт и философ Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.) в поэме «О природе вещей». Священный смысл, которым наделялось испокон веков окружение человека, стал постепенно исчезать. Вещи обнажались, «снимали маски» и начинали являться в своём истинном облике.

В 70—80 гг. н.э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат. colosseus — «громадный»). Он был выстроен на месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому архитектурному типу зданий. В Греции прежде были только театры, которые устраивали на естественных склонах холмов и акрополей. Римский Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой эллипсовидной стеной. В амфитеатрах давали разные представления: морские бои (навмахии), сражения людей с экзотическими зверями, бои гладиаторов. Трагедии у римлян практически не ставили, и даже комедии не пользовались успехом. Как сообщает римский комедиограф Тит Марций Плавт, когда в театре давали его «Свекровь», неожиданно объявили о начале боёв гладиаторов. Публика вскочила с мест и хлынула на более заманчивое зрелище.

Колизей — самый большой  амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали  три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская. Четвёртый ярус был  глухим, с коринфскими пилястрами — плоскими выступами на стене. В  солнечные дни над Колизеем натягивали огромный парусиновый навес — велум, или веларий. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нём с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлян к I в. н.э. Второй шедевр зодчества эпохи Флавиев — это знаменитая Триумфальная арка Тита. Тит, считавшийся здравомыслящим и исполненным благородства императором, правил сравнительно недолго (79— 81 гг.). Арку воздвигли в честь правителя в 81 г., уже после его смерти. Она увековечила поход Тита в 70 г. на Иерусалим и разграбление там храма Соломона.

Триумфальные арки — тоже римское архитектурное новшество, возможно заимствованное у этрусков. Арки сооружали по разным поводам  — ив честь побед, и как знак освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом — торжественным шествием в честь  победы над врагом. Проходя через  арку, император возвращался в  родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого мира. По сторонам проёма арки Тита стоят  по две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка — аттик  с посвящением Титу от «сената  и народа римского». Наверху —  статуя императора на колеснице, запряжённой  четвёркой лошадей. В аттике был  захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурным сооружением, постаментом  для статуи и одновременно мемориальным памятником. Так хоронили лишь людей  с особой харизмой (в переводе с  греческого — «милость», «божественный  дар»), т. е. наделённых исключительными  личными качествами — мудростью, героизмом, святостью: Цезаря на Римском Форуме, Тита в его арке, Траяна в цоколе его колонны. Другие граждане покоились вдоль дорог за городскими воротами Рима. Внутри арки помещены высокие рельефы с изображением триумфального шествия: Тит едет на квадриге, его солдаты шествуют к арке с трофеями. Изображённые внутри арки сцены соответствуют моменту прохождения через неё, таким образом зритель невольно приобщается к действию, как бы становится участником сцены.

3. культура поздней  империи

     Правлением двух императоров-испанцев открывался II век. Они были провинциалами, но из патрицианской среды. Это Траян (98—117 гг.) и усыновлённый им Адриан (117— 138 гг.). При Траяне Римская империя достигла пика своего могущества. В дальнейшем она будет пытаться лишь сохранить то, что было завоёвано Траяном. Этот император почитался лучшим из всех в римской истории. На портретах он выглядит человеком мужественным, суровым, но не простым воякой, а умным и смелым политиком.

Информация о работе Древний Рим