Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 21:00, реферат
Цель исследования - выявление и описание жанровых характеристик деловой беседы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1)исследовать теоретические основы, концепции и основные аспекты речевых жанров;
2)выявить признаки деловой беседы;
3)проанализировать особенности деловой беседы;
Деловое
совещание – собрание, заседание,
посвященное обсуждению какого-
Чаще всего деловые совещания проводятся:
• при необходимости принятия коллективного решения на основе равного права каждого высказывать и обосновывать свое мнение;
• если решение вопроса затрагивает интересы одновременно нескольких структурных подразделений организации или фирмы;
• если для решения вопроса необходимо воспользоваться мнениями различных групп работников [12:92].
Деловая
дискуссия – это обмен
Деловой
спор как вид коммуникации
широко применяется при
• спор предполагает наличие по крайней мере двух субъектов, одного из которых уместнее называть пропонентом, а другого – оппонентом;
• участники спора имеют одинаковые права в процессе обмена мнениями, по степени активности, по видам и формам прямой и обратной связи друг с другом;
• предметом спора является положение, о котором каждая из сторон имеет собственное мнение, называемое позицией или тезисом;
• позиции сторон противоречат друг другу и чаще всего имеют открыто отрицательный характер;
• спор как вид деловой коммуникации не регламентирован ни в процедурном, ни в пространственном, ни во временном отношениях [11:37-38].
Глава 3 Беседа как жанр деловой коммуникации
3.1 Понятие о деловой беседе
Понятие
«Деловая беседа» трактуется
весьма широко. Деловая беседа
– это разговор
Ф.А. Кузин
под деловой беседой понимает
«речевое общение между
Деловая
беседа, по И.Н. Кузнецову, - это осмысленное
стремление одного человека
Таким образом,
на основании проведенного
Гойхман О.Я выделяет следующие характерные черты деловой беседы:
- дифференцированный подход
к предмету обсуждения с
- быстрота реагирования на высказывания партнеров, способствующая достижению поставленной цели;
- критическая оценка мнений,
предложений и возражений
- аналитический подход
к учету и оценке субъективных
и объективных факторов
- ощущение собственной
значимости и повышение
- ощущение сопричастности
и ответственности в решении
затронутой в беседе проблемы[
Основная цель, по мнению Гойхмана,- это достижение договоренности, согласованности в сюжетах делового общения, решение определенных профессиональных задач [15:75].
Беседы различаются как по форме, так и по содержанию. Существуют беседы равных по положению и статусу работников, например, партнеров, коллег, и не равных, например, руководитель — подчиненный. Беседу целесообразно готовить заранее, предусмотрев не только ее предмет, регламент проведения, важные документы и материалы, но и круг вопросов, которые необходимо обсудить, основные намерения и ожидания [19:32].
Беседы
могут быть краткими, когда в
рабочем порядке происходит
В.И.
Максимов считает, что в сравнении
с другими видами речевой
- быстротой реагирования на высказывания собеседников, способствующей достижению целей;
- повышением навыков
- возможностью более гибкого
подхода к предмету обсуждения
и понимания контекста
При
проведении деловых бесед
- сознательной настройки
на уровень собеседника, учета
содержания выполняемых им
- рациональной организации
процесса беседы, что прежде всего
означает краткое изложение
- простоты, образности, четкости
языка как условия
- тактичность, действительное
стремление понять точку
Панфилова А.П выделяет следующие виды деловых бесед:
1) беседа при приеме на работу,
2) беседа при увольнении,
3) беседа с работником (работниками) о результатах труда,
4) беседа при консультировании (делегировании),
5) деловые переговоры.
Каждый из видов имеет собственный психологический «сценарий» проведения, цель и назначение[16].
На рисунке 1 представлены этапы деловой беседы, которые выделяет Казакова:
Рисунок 1. Этапы деловой беседы [11:26].
Задачи первой фазы беседы.
- установление контакта с собеседником;
- создание приятной атмосферы для беседы;
- привлечение внимания к предмету собеседования;
- пробуждения интереса к беседе;
- перехват инициативы (в случае необходимости).
Передача информации собеседнику. Фаза передачи информации логически продолжает начало беседы и одновременно является «трамплином» для перехода к фазе аргументации. Цель этой части беседы заключается в решении следующих задач:
1. Сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника и его фирмы.
2. Выявление мотивов и целей собеседника.
3. Передача запланированной информации.
4. Формирование основ для
аргументации или
5. Анализ и проверка позиции собеседника.
6. По возможности
Аргументирование.
Следующая фаза деловой беседы
- аргументирование. В этой фазе
формируется предварительное
Принятие решения и завершение беседы. Основные задачи, решаемые в конце беседы, следующие:
1. Достижение основной, или
в самом неблагоприятном
2. Обеспечение благоприятной атмосферы в конце беседы, независимо от наличия или отсутствия взаимопонимания.
3. Стимулирование собеседника
к выполнению намеченных
4. Поддержание (в случае
необходимости) в дальнейшем контактов
с собеседниками и их
5. Составление развернутого резюме беседы, понятного для её участников, с четко выделенным основным выводом.
Завершающую часть беседы можно начать, например, с таких фраз: «давайте подведем итоги…», «мы подошли к концу нашей беседы…», «таким образом, в результате состоявшейся беседы можно сделать следующие выводы…» Окончание беседы, как и её начало, требует особого внимания. Конец обычно запоминается лучше всего, так как последние слова оказывают наиболее длительное действие на собеседника. В этой связи рекомендуется записывать и заучивать наизусть несколько последних предложений или хотя бы заключительное. Опытные деловые люди обычно обдумывают заранее две или три группы заключительных, чтобы потом в зависимости отхода беседы решить, какие из них - более мягкие или более жесткие по форме - произнести.
В самом общем виде можно говорить о трех основных этапах ведения деловой беседы:
- взаимное уточнение интересов, точек зрения, концепций и позиций участников;
- их обсуждение (выдвижение аргументов в поддержку своих взглядов, предложений, их обоснование);
- согласование позиций и выработка договоренностей [19].
3.2 Анализ текста деловой беседы
Рассмотрим
деловую беседу на основе
(См. Приложение А)
Ранее мы рассмотрели цели, задачи и особенности деловой беседы. По всем вышеперечисленным особенностям мы можем понять, что перед нами текст деловой беседы.
Во-первых, как мы выяснили, деловая беседа – речевое общение между двумя и более собеседниками, для решения деловых вопросов.
Во-вторых,
любая деловая беседа состоит
из таких этапов: начало беседы,
передача информации, аргументирование,
опровержение доводов
1) Начало беседы. Собеседники с уважением приветствуют друг друга (Специалист(С): Добрый день, Вас беспокоит специалист по рекламе, Александр
Рекламодатель(С): Здравствуйте.)
2) Передача информации. Здесь специалист по рекламе интересовался, нужна ли реклама компании «Chemlux» и рассказывал о редакционной политике журнала, о планах на следующий номер.( С: В следующем выпуске нашего журнала, планируется обзор строительного рынка Оренбурга. Ваша компания – один из серьезных участников строительного рынка. Вы бы не хотели принять участие в обзоре и дополнительно разместить рекламу.)
3) Аргументирование.
На этом этапе специалист по
рекламе обосновывает
Р.: Ваш журнал в принципе про бизнес, а не про строительный рынок. У него общая бизнес-аудитория. Один обзор не может ее поменять.
С.: В каждом номере мы публикуем анонсы обзоров, и те, кто заинтересован именно этой темой, ждут этого номера, проявляют к нему повышенный интерес. Если бы, к примеру, вам сказали, что скоро у вашей компании появится новый партнер, вы бы тоже ждали этого события.
Р.: да, хорошо. А какие формы рекламы вы можете предложить?
Информация о работе Деловая беседа как жанр устной деловой коммуникации