Деловая беседа как жанр устной деловой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 21:00, реферат

Краткое описание

Цель исследования - выявление и описание жанровых характеристик деловой беседы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1)исследовать теоретические основы, концепции и основные аспекты речевых жанров;
2)выявить признаки деловой беседы;
3)проанализировать особенности деловой беседы;

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 28.37 Кб (Скачать)

 

Введение

Данный реферат посвящен исследованию устной деловой коммуникации. С развитием экономических, политических, торговых отношений повышается интерес к изучению особенностей деловой коммуникации. Сегодня деловая речь обслуживает важные области человеческих взаимоотношений: между государственной властью и населением, между странами, предприятиями, организациями, учреждениями, личностью и обществом. Успех предприятия или дела зависит от умения представить свои позиции в наиболее выгодном свете, заинтересовать возможного партнера, создать наилучшее впечатление. Именно поэтому в практике делового общения используется жанр деловой коммуникации- деловая беседа.

Тема деловой речи достаточно хорошо освещена в научной литературе. Проблемы деловой коммуникации исследовались в работах Т.В. Анисимовой [1], Т.Н. Астафуровой [2], В.И. Аннушкина [3], E.H. Зарецкой [4]и др.

       В науке  явление деловой беседы стало  объектом пристального внимания  примерно с конца двадцатого  века по причине появления  и развития бизнес - отношений, издано  большое количество учебников  по деловому общению, но, я считаю, изучено недостаточно.

       Актуальность  исследования обусловлена такими  факторами:

1) возрастающей ролью деловой  сферы общения в современном  обществе;

2) широким использованием  в практике делового общения  такой формы коммуникации, как  деловая беседа;             

       Объектом  исследования является русское  современное деловое общение.

       Предмет  исследования - речевой жанр деловой  беседы как жанр делового общения.

       Цель  исследования - выявление и описание  жанровых характеристик деловой  беседы.

       Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

1)исследовать теоретические основы, концепции и основные аспекты речевых жанров;

2)выявить признаки деловой беседы;

3)проанализировать  особенности деловой беседы;

 

       Значимость  работы состоит в дальнейшей  разработке проблем теории речевых  жанров, выявлении закономерностей  речевого воздействия в рамках  делового общения в процессе  деловой беседы. Проведенное исследование  вносит определенный вклад в  развитие коммуникативной лингвистики, уточняя и характеризуя условия  достижения эффективного речевого  общения в деловой сфере.

       Методы  и приёмы исследования: в основу  проведенного исследования положен  метод описания, представленный  такими приемами, как наблюдение (при отборе иллюстративного материала), систематизация (при распределении  выявленных характеристик текстов), сопоставительный метод, интерпретация  текстового материала.

       Сформулированные  выше задачи предопределили структуру  настоящей работы, которая состоит  из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы  и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты  изучения устной деловой коммуникации

1.1 Понятия «коммуникация», «деловая коммуникация» и «деловое  общение»

       Слово  «коммуникация» – одно из многих  иностранных слов, которые в настоящее  время широко употребляются в  русском языке. Оно происходит  от латинского слова communico, что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение». [15:6]

       Так, И. П. Яковлев, под коммуникацией как  наукой понимает научную дисциплину  о месте и роли коммуникации  в обществе, её развитии и структуре, коммуникационных процессах и  средствах и др. [5:8]

       Согласно  С. В. Борисневу, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств. [6:14]

       М. С. Андрианов  считает, что коммуникация- это смысловой  аспект социального взаимодействия. [7:10]

      Таким образом, на основании проведенного анализа  определений можно сформулировать  общее определение: коммуникация- это  процесс, при котором передается  и воспринимается информация  между людьми с помощью различных  коммуникативных средств.

      Деловая  коммуникация – это процесс  взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию  и оптимизацию того или иного  вида предметной деятельности: производственной, научной, сервисной и т.д [8]

      Термин «деловая  коммуникация» употребляется как  синоним термина «деловое общение». Оба термина являются равноправными  и могут употребляться в одинаковом  контексте, однако между ними  существуют некоторые отличия. Деловое  общение – это такой процесс  взаимосвязи и взаимодействия, в  ходе которого происходит обмен  деятельностью, информацией и опытом.  [11:10]

      В научной  литературе существует несколько  определений деловой коммуникации. Так, например, И.В. Михалкина под деловым общением понимает «акты социального взаимодействия, основной целью которого является коммуникативный и некоммуникативный обмен продуктами материального, интеллектуального, психофизиологического характера». [9:78]

      А.П. Панфилова  же определяет деловую коммуникацию  как «процесс взаимодействия  деловых партнеров, направленный  на организацию и оптимизацию  того или иного вида предметной  деятельности: производственной, научной, педагогической и пр.» . [10:158]

      Несмотря  на то, что исследователи изучали  деловое общение с разных позиций, можно заметить, что деловое общение  охарактеризовано ими как разновидность  коммуникации со специальными  целями, задачами, тематикой и сферой  употребления.

      Таким образом, можно сформулировать общее понятие: деловое общение- это процесс  взаимодействия между людьми, при  котором осуществляется обмен  информацией касающейся деловых задач, способствующем достижению определенного результата в совместной деятельности.

 

1.2 Устное деловое общение

 

      Устная речь  сильно отличается от письменной, причем различия эти затрагивают  все уровни языковой системы: лексику, морфологию, синтаксис, текстовый  уровень.

      Важнейшей  чертой устной речи является  ее спонтанность, неподготовленность. В устной спонтанной речи момент  создания речи совпадает с  моментом обдумывания и с моментом  произнесения. Другими словами, мы  обдумываем «что сказать» и  «как сказать» в самом процессе  говорения. При этом сознание  настолько занято этой напряженной  работой, что мы сами часто  не знаем, как мы говорим. [11:16]

      Второй важнейшей  чертой устной речи является  непосредственность общения. При  непосредственном общении говорящий  не просто видит реакцию собеседника, но имеет возможность ее учитывать. [11:16]

       В процессе  устного непосредственного общения  обмен информацией протекает  сразу по нескольким каналам: слуховому, зрительному и т.д., что, в свою очередь, обусловливает  перераспределение информационной  нагрузки между ними. Проводниками  информации становятся такие  средства, как жесты, мимика, интонация, тон и темп речи. Причем перераспределение  информации между вербальными  и невербальными средствами происходит  постоянно. Деловое общение оказывается как бы вплавленным в речевую ситуацию, неотделимым от нее. Это определяется и наличием так называемых фоновых знаний – совместных знаний по предмету обсуждения, которыми располагают общающиеся. Спонтанность речи, опора на фоновые знания, объекты передачи зрительной информации (графики, таблицы, договоры) делают структуру устной речи фрагментарной, неупорядоченной, негладкой.  [11:16]

      Устное деловое  общение обычно происходит в  форме диалога. Содержание диалога  может различаться в зависимости  от целей и задач его участников.

      Диалог предназначен  для взаимодействия между двумя  или несколькими собеседниками, причем в обмене информацией  собеседники могут меняться ролями. Диалог, как правило, не может  быть заранее спланирован, фразы  в диалоге более краткие, чем  в монологе.

       Гойхман выделяет следующие разновидности диалога:

• Деловой разговор.

• Деловая беседа.

• Переговоры.

• Интервью.

• Дискуссия.

• Совещание.

• Пресс-конференция.

• Телефонный разговор. [15:75]

Если кто- то из собеседников не говорит своих реплики, то диалог становится монологом.

      Согласно  Казаковой О.А. монолог является  формой, в которой осуществляется  публичная коммуникация. Он относительно  непрерывен, последователен и логичен, обладает завершенностью, сложен  по структуре. Монолог в деловом  общении представляет собой продолжительное  высказывание одного лица, обычно  это продуманная и подготовленная  речь [11:41].

       По мнению  О.А. Казаковой, к монологическим  видам деловой речи относятся:

• 1.Приветственная речь.

• 2.Торговая речь(реклама).

• 3.Информационная речь.

• 4.Доклад[11:41].

 

       Если  же оба собеседника воздерживаются  от своих реплик, то общение  прекращается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Жанры деловой коммуникации

 

2.1 «Жанр деловой коммуникации»: понятие, виды

 

      Понятие  о жанре первоначально использовалось  только в стилистике. В настоящее  время понятие жанра трактуется  широко и используется также  в литературоведении, социологии, философии, лингвистике, антропологии и дискурсивном  анализе. Понятие «жанр» раскрывается  как совокупность определенных  специфических черт, характеризующих  определенный тип речевых произведений  и отличающих данный тип высказываний  от остальных [15:68].

       Гойхман О.Я. считает, что жанр деловой коммуникации- это коллективно выработанная в процессе коммуникативно-речевого опыта и развития типовая модель текста.[15:68]

      В учебном  пособии Казаковой О.А выделены:

        1) Общепринятые  жанры деловой коммуникации, например, деловые беседы, деловые разговоры, совещания, переговоры, пресс- конференции, разнообразные деловые встречи [11:15].

       2) Специфические  жанры деловой коммуникации, такие  как спор, дискуссия, полемика, дебаты, прения. Они зачастую являются  составляющими таких форм делового  общения, как совещания, собрания  и конференции, а могут иметь  и самостоятельное значение [11:15].

      По мнению  Е.М. Филипова, особенности каждой формы деловой коммуникации включают следующие критерии:

• цель проведения (зачем?);

• контингент участников (кто? , с кем?, для кого?);

• регламент (как долго?);

• коммуникативные средства реализации намерений (как?);

• организация пространственной среды (где?);

• ожидаемый результат (какой?). [11:24].

 

2.2 Особенности разных  жанров деловой коммуникации

 

       Самым  распространенным контактным методом  в деловой коммуникации является  разговор. В деловом разговоре  варьируются ясно осмысленные  цели, интуитивные резоны и бессознательные  мотивы. В отличие от беседы, разговор  представляет собой форму ситуационного  контакта. Цель такой коммуникации  – обмен информацией по конкретному  вопросу. Участников, как минимум, двое, регламент зависит от степени  важности предмета и от возможности  участников разговора. Коммуникативные  средства, как правило, типичные  для любой беседы: обмен репликами, вопросами и ответами, мнениями  и оценками. Ситуационный контакт  обычно включает следующие элементы:

• обращение; 

• запрос (вопрос, затребование информации или описание ситуации); 

• ответ (представление информации или описание ситуации);

• согласование действий (взаимодействие); 

• ожидаемый результат (совместные акции, договоренности, решения).  [11].

       Деловая  беседа – передача информации  или обмен мнениями по определенным  вопросам или проблемам. По итогам  деловых бесед принятие решений, заключение сделок необязательно. Целями деловой беседы являются  начало инновационных мероприятий  и процессов; контроль и координирование  уже начатых мероприятий и  акций; обмен информацией; взаимное  общение работников одной организации, межличностные и деловые контакты; поддержание деловых контактов  с партнерами во внешней среде; поиск, выдвижение и оперативная  разработка новых идей и замыслов; стимулирование движения человеческой  мысли в новых направлениях[11:25-26].

       Переговоры  — это средство взаимосвязи  между людьми, предназначенные для  достижения соглашения, когда обе  стороны имеют совпадающие либо  противоположные интересы. Они предназначены  в основном для того, чтобы  с помощью взаимного обмена  мнениями (в форме различных предложений, по решению поставленной на  обсуждение проблемы) получить отвечающее  интересам обеих сторон соглашение  и достичь результатов, которые  бы устроили всех его участников. Они состоят из выступлений  и ответных выступлений, вопросов  и ответов, возражений и доказательств. Переговоры могут протекать легко  или напряженно, партнеры могут  договориться между собой без  труда, или с большим трудом, или  вообще не прийти к, согласию[11:27].

Информация о работе Деловая беседа как жанр устной деловой коммуникации