Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 21:00, реферат
Цель исследования - выявление и описание жанровых характеристик деловой беседы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1)исследовать теоретические основы, концепции и основные аспекты речевых жанров;
2)выявить признаки деловой беседы;
3)проанализировать особенности деловой беседы;
Введение
Данный реферат посвящен исследованию устной деловой коммуникации. С развитием экономических, политических, торговых отношений повышается интерес к изучению особенностей деловой коммуникации. Сегодня деловая речь обслуживает важные области человеческих взаимоотношений: между государственной властью и населением, между странами, предприятиями, организациями, учреждениями, личностью и обществом. Успех предприятия или дела зависит от умения представить свои позиции в наиболее выгодном свете, заинтересовать возможного партнера, создать наилучшее впечатление. Именно поэтому в практике делового общения используется жанр деловой коммуникации- деловая беседа.
Тема деловой речи достаточно хорошо освещена в научной литературе. Проблемы деловой коммуникации исследовались в работах Т.В. Анисимовой [1], Т.Н. Астафуровой [2], В.И. Аннушкина [3], E.H. Зарецкой [4]и др.
В науке
явление деловой беседы стало
объектом пристального
Актуальность
исследования обусловлена
1) возрастающей ролью деловой сферы общения в современном обществе;
2) широким использованием в практике делового общения такой формы коммуникации, как деловая беседа;
Объектом исследования является русское современное деловое общение.
Предмет
исследования - речевой жанр деловой
беседы как жанр делового
Цель
исследования - выявление и описание
жанровых характеристик
Поставленная
цель предполагает решение
1)исследовать теоретические основы, концепции и основные аспекты речевых жанров;
2)выявить признаки деловой беседы;
3)проанализировать особенности деловой беседы;
Значимость
работы состоит в дальнейшей
разработке проблем теории
Методы
и приёмы исследования: в основу
проведенного исследования
Сформулированные
выше задачи предопределили
1 Теоретические аспекты
изучения устной деловой
1.1 Понятия «коммуникация»,
«деловая коммуникация» и «
Слово
«коммуникация» – одно из
Так, И. П.
Яковлев, под коммуникацией как
наукой понимает научную
Согласно С. В. Борисневу, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств. [6:14]
М. С. Андрианов
считает, что коммуникация- это смысловой
аспект социального
Таким образом,
на основании проведенного
Деловая
коммуникация – это процесс
взаимодействия деловых
Термин «деловая
коммуникация» употребляется
В научной
литературе существует
А.П. Панфилова
же определяет деловую
Несмотря
на то, что исследователи изучали
деловое общение с разных
Таким образом,
можно сформулировать общее
1.2 Устное деловое общение
Устная речь
сильно отличается от
Важнейшей
чертой устной речи является
ее спонтанность, неподготовленность.
В устной спонтанной речи
Второй важнейшей
чертой устной речи является
непосредственность общения. При
непосредственном общении
В процессе
устного непосредственного
Устное деловое
общение обычно происходит в
форме диалога. Содержание диалога
может различаться в
Диалог предназначен
для взаимодействия между
Гойхман выделяет следующие разновидности диалога:
• Деловой разговор.
• Деловая беседа.
• Переговоры.
• Интервью.
• Дискуссия.
• Совещание.
• Пресс-конференция.
• Телефонный разговор. [15:75]
Если кто- то из собеседников не говорит своих реплики, то диалог становится монологом.
Согласно
Казаковой О.А. монолог является
формой, в которой осуществляется
публичная коммуникация. Он относительно
непрерывен, последователен и логичен,
обладает завершенностью, сложен
по структуре. Монолог в деловом
общении представляет собой
По мнению О.А. Казаковой, к монологическим видам деловой речи относятся:
• 1.Приветственная речь.
• 2.Торговая речь(реклама).
• 3.Информационная речь.
• 4.Доклад[11:41].
Если
же оба собеседника
2 Жанры деловой коммуникации
2.1 «Жанр деловой коммуникации»: понятие, виды
Понятие
о жанре первоначально
Гойхман О.Я. считает, что жанр деловой коммуникации- это коллективно выработанная в процессе коммуникативно-речевого опыта и развития типовая модель текста.[15:68]
В учебном
пособии Казаковой О.А
1) Общепринятые жанры деловой коммуникации, например, деловые беседы, деловые разговоры, совещания, переговоры, пресс- конференции, разнообразные деловые встречи [11:15].
2) Специфические
жанры деловой коммуникации, такие
как спор, дискуссия, полемика, дебаты,
прения. Они зачастую являются
составляющими таких форм
По мнению Е.М. Филипова, особенности каждой формы деловой коммуникации включают следующие критерии:
• цель проведения (зачем?);
• контингент участников (кто? , с кем?, для кого?);
• регламент (как долго?);
• коммуникативные средства реализации намерений (как?);
• организация пространственной среды (где?);
• ожидаемый результат (какой?). [11:24].
2.2 Особенности разных жанров деловой коммуникации
Самым
распространенным контактным
• обращение;
• запрос (вопрос, затребование информации или описание ситуации);
• ответ (представление информации или описание ситуации);
• согласование действий (взаимодействие);
• ожидаемый результат (совместные акции, договоренности, решения). [11].
Деловая
беседа – передача информации
или обмен мнениями по
Переговоры
— это средство взаимосвязи
между людьми, предназначенные для
достижения соглашения, когда обе
стороны имеют совпадающие
Информация о работе Деловая беседа как жанр устной деловой коммуникации