Быт европейских стран в эпоху Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 08:50, контрольная работа

Краткое описание

Культура выступает чутким сейсмографом жизненных событий. От ее состояния, развития зависит интеллектуальный потенциал не только отдельной личности, но и всего народа, даже всего человечества. Где же как ни в культуре живет и проявляется народный дух? Всякая культура есть культура духа, т.к. имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.

Файлы: 1 файл

kulturologia.docx

— 74.00 Кб (Скачать)

 

Взаимоотношения культуры и общества.

Общество и культура активно взаимодействуют друг с  другом. Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в  свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития.

Общество - это система отношений и способов объективного воздействия на человека. Человеческое общество - это реальная и конкретная среда функционирования и развития культуры. Барышева, А.Д.Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие / А.Д.Барышева. - М.: ТК Велби, 2005. - С.9.

Формы социальной регуляции  принимаются как определенные правила, необходимые для существования  в обществе. Но для того чтобы  соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые  зависят от степени развития культурного  мира человека.

Общество создает  условия для социального развития человека как личности. Личность несет  печать конкретной культуры и конкретного  общества. Кроме того общество создает  условия для массового использования  ценностей культуры, а следовательно, порождает потребности в тиражировании  и репродуцировании артефактов, что, в свою очередь, превращается в процессы воспроизводства культуры. Понятно, что вне общественных форм жизни  эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.

На самых ранних этапах существования человечества коллектив, который обеспечивал  существование индивида, составлял  несколько соседних очажных групп  и образовывал племя, которое  и было примитивной формой общества. Численность первобытных племен, внутри которых осуществлялся весь жизненный цикл, редко превышала  несколько десятков человек. По мере роста населения Земли, усложнения и развития технологий, развития потребностей, численность максимальных групп  возрастала, усложнялась и их структура.

Культура и общество находятся друг с другом в отношении  не абстрактного, а конкретного тождества (рис.5), предполагающего не только совпадение, но и различие, которое, однако, не может, рассматриваться как жесткое разделение культурного и общественного. Можно по-разному интерпретировать отношения общества и культуры. Например (по М.Кагану), культура -- продукт деятельности общества, а общество -- субъект этой деятельности. Или исходным взять представление о культуре как функции общества (по Э.Маркаряну). Но как же понимается «общество» в его самодостаточности как специфический фрагмент бытия, самобытная реальность?

Рисунок 5 - Культура и общество

В разных социально-философских  концепциях (от Платона до С.Л.Франка, от К.Маркса до П.Сорокина) общество трактуется неоднозначно. Вместе с тем почти  у всех у них есть одна общая  идея. Общество -- не простое множество людей (арифметическая счетность), не «куча» индивидов, а некоторая целостная система, в которой они объединены совокупностью связей (отношений).

Взаимодействие  людей и образует общественную жизнь, оно создаёт общество как некоторый  живой организм (органическое целое). Поэтому вряд ли стоит отбрасывать  формулу классического марксизма  о том, что общество не состоит  из индивидов, а выражает сумму тех  связей и отношений, в которых  они находятся друг с другом. Таким  образом, общество - это объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему, и определенную национальную (социально-культурную) идентичность.Сорвин, К.В. Учебное пособие по курсу «Обществознание» / К.В.Сорвин, А.А.Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. -С.104.

Утрата обществом  качеств, перечисленных в этом определении, сопровождается распадом культуры как  целого. И наоборот, распад культуры ведет к распаду общества. Почему же именно общество является носителем  целостного комплекса культуры? Почему в строгом смысле слова нельзя говорить о целостном автономном культурном комплексе таких социальных групп как класс, страта, политическая партия, население территориально-административной единицы (области, города)? Прежде всего, потому, что ни одна из перечисленных  групп не обеспечивает полного цикла  удовлетворения основных потребностей индивидов и групп, входящих в  их состав. Население города, многие социальные классы, и тем более  совокупность политических единомышленников, составляющих партию, не могут обеспечить себя продовольствием без участия  других социальных групп. Население  области не может быть гарантировано  от вооруженного вторжения, без участия  всего государства.

Многие большие  социальные группы в современном  обществе не могут обеспечить демографического и культурного воспроизводства, и тем более гарантировать  соблюдение определенного нормативного порядка в своей среде. Полноту  удовлетворения этих потребностей гарантирует  именно общество как целое. Именно общественные отношения (связи) выступают как  предпосылка и условие собственно человеческой деятельности. Появляясь  на свет, человек (новорожденный) со всем набором унаследованных индивидуальных качеств попадает в социальную среду, от него не зависящую. Он, проходя свой жизненный путь (биографию), должен «вписаться» в сеть наличных общественных отношений, социализирования (обрести социальные роли), впитать в. себя культурные традиции, и лишь тогда он сможет действовать как субъект культуры.

Культура есть способ деятельности людей, а общественные отношения -- плацдарм, основа, поле для этой деятельности. Такое понимание помогает осознать, как именно связаны общество (общественные отношения) и культура (способ деятельности). Общественные отношения -- это основания, а культура -- обоснованное. Общество создает поле для человеческого действия, его наличный облик обусловливает их границы и в определенной мере задает характер и способы действий.

Культура и общество не соотносятся как часть и  целое, сегмент и тотальность. Они  взаимопроникают. По сути дела, мы говорим  о двух планах рассмотрения жизни  людей. Первый -- «общество» -- это видение жизни человеческой со стороны способов объединения индивидов в целостность, создание модели их единения. Другой -- «культура» -- это видение жизни человеческой, исходя из того, как именно люди действуют, что созидают и передают от поколения к поколению. Культура, выступая аспектом деяния (умение делать), обнаруживает себя как непременная сторона всякой деятельности, будучи выражением ее качества, положенной определенностью.

Выясняя вопрос о  связи культуры и общества, мы можем  ответить еще на два вопроса. Первый из них: что именно определяет, обосновывает способ человеческой деятельности? И отвечаем: выросший в ходе собственной истории конкретный облик наличного общества (личности, «среды», характера социальной структуры, региона, страны, континента, всего человечества). Унаследованная деятельность вкупе с индивидуальной и групповой генетической детерминацией характеризует облик и формы наличной культуры человека.

Второй вопрос: в каких сферах и в какой мере специфически обнаруживается культура? И тут мы видим наличие культурных феноменов. Есть культура производства и экономическая культура, организационная, политическая, правовая, нравственная, научная, религиозная, экологическая, педагогическая и иные формы, зависящие от специфики того сегмента общественной жизни, в котором она функционирует. Для одних культура предстает как овладение богатством художественных ценностей, другим она представляется нравственностью, третьи считают, что некультурен тот, кто не имеет религиозного опыта, для четвертых вне культуры находится человек, не знакомый с высшими достижениями науки.

В ином ракурсе выявляется вхождение культуры в общественную горизонталь, в собственно социальную структуру. Возникает вопрос о субъекте деятельности. Понятие об объекте  деятельности трактуется в определениях различного уровня. Дело в том, что  в целостном организме общества существуют отдельные (горизонтальные) подсистемы, социально-исторические общности разного типа. Их наличие и взаимодействие характеризуют возникновение и развитие собственно социальной структуры. С этих позиций социальный объект предстает в виде группы (сообщества) людей, объединяемых объективными свойствами и связями в качественно определенное социальное образование.

Культура - свойство общества в целом, т.е. любая группа, входящая в общество, обладает лишь частью культуры. Поэтому, строго говоря, культура отдельной социальной группы должна называться субкультурой. Однако для краткости часто говорят о культуре отдельных социальных групп.

Культура имеет  человеческое, социальное (не природное, не биологическое) начало. Важно также  понять, что человек (общество) - единственный создатель и хранитель культуры. Вне человека - главного субъекта всех общественных процессов - культуры не существует, и только человек способен передавать культуру от поколения к  поколению. Поэтому человека, его  творческие возможности принято  называть главной ценностью культуры. Однако, существует и обратная зависимость: культура является главным выразителем сущности самого человека. Осваивая культурные ценности и созидая новые, человек фактически созидает себя самого, свой человеческий мир, т.е. только через культуру человек становится человеком. Эта связь - культура - человек - отражена в кратком философском афоризме: культура есть мера человеческого в человеке. Мысль о культурном начале человека, о культурной сущности человека еще одна ведущая идея данной темы. То есть, биологически человеку дается только организм, конечно, с определенными задатками, потенциальными возможностями. Эти задатки (потенции) могут так и остаться неразвитыми, если не приложить определенных усилий. Усваивая - через образование, воспитание, саморазвитие - язык, существующие в обществе обычаи, нормы, мораль, способы деятельности, человек осваивает культуру, приобщается к ней, а затем и сам включается в процесс ее созидания, т.е. процесс освоения культуры бесконечен, как и сама культура, и, значит, нет предела мере развития человеческого в человеке.

Через культуру человек  постоянно созидает самого себя. Приобщаясь к культуре, расширяя свой культурный горизонт, человек сам существенно  меняется, совершенствует собственно человеческие качества: становится добрее, справедливее, милосерднее, он чувствует  свою ответственность за происходящее, становится более выдержанным, терпимым (толерантным), менее эгоистичным  и агрессивным по отношению к  окружающим, любой возникающий конфликт старается решать путем поиска согласия. Культура делает человека более гуманным, нравственным, т.е. формирует его  родовую человеческую сущность.

Во взаимодействии общества и культуры возможна также  следующая ситуация: общество может  быть менее динамичным и открытым, чем культура. Тогда общество может  отторгать ценности, предлагаемые культурой. Возможна и обратная ситуация, когда  общественные изменения могут опережать  культурное развитие. Но наиболее оптимально сбалансированное изменение общества и культуры.

Таким образом, культура охватывает всю совокупность преобразовательной деятельности человека, а также все  ее результаты, поэтому в культуре принято различать материальную и духовную стороны, о чем поговорим в следующей главе.

Человек – субъект и объект культуры.

Слово «субъект» и производные  от него формы происходят от лат. subject, которое можно перевести как «лежащий внизу, находящийся в основании, выступающий фундаментом» (от sub – под, jack» – бросаю, кладу основание, устанавливаю).

Сегодня и в повседневной практике, и в гуманитарном знании, в том  числе в культурологии, под ним подразумевается носитель предметно-практической деятельности или познания, источник и агент активности, направленной на объект, которым является окружающий субъекта мир во всем его многообразии. Субъектом может выступать как индивид, отдельный человек, так и социальная группа, некоторая совокупность людей.

Однако для этого недостаточно просто быть человеком или образовать некоторое сообщество. Субъективность – не онтологическая, не бытийственная характеристика, но показатель отношений, возникающих между двумя сторонами: делателем и предметом возделывания. Поэтому ее необходимым уровнем является активная деятельность. Именно в актах овладения, трансформации, вторжения в окружающий мир, воссоздания его проявляются субъективные черты.

Субъект культуры – это активный деятель, творец, преобразователь культурной реальности. Он находится на пересечении  множества факторов – как внешних, или объективных, в той или  иной степени его предопределяющих, так и внутренних, или субъективных, благодаря которым он сам, в свою очередь, посредством активной деятельности вторгается в культуру и изменяет ее.

· Человек приходит в мир уже  наделенным определенными биологическими, физиологическими и психологическими параметрами. Как любая биологическая  целостность, положенная в контекст природной реальности, он подчиняется тем или иным законам природы.

· Однако человек определяется как  человек не этими чертами, а теми характеристиками, которые позволяют  ему стать активным реформатором окружающей реальности.

· Или, говоря другими словами, человек  становится человеком в тот момент, когда в нем проявляется субъект  культуры, ибо именно культура отличает человека от всех феноменов реальной действительности.

· Благодаря ей мы можем очертить границы человеческой уникальности – только в культурной плоскости человек проявляется как существо суверенное и автономное, принципиально несводимое к другим формам природного мира.

· Субъект культуры присутствует лишь тогда, когда заявляет о себе Человек  культурный, и наоборот.

· То же самое справедливо и относительно человеческих сообществ: некое образование  индивидов лишь тогда становится социальной автономностью, когда начинает выступать в качестве коллективного  субъекта культуры.

Информация о работе Быт европейских стран в эпоху Возрождения