Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 08:50, контрольная работа
Культура выступает чутким сейсмографом жизненных событий. От ее состояния, развития зависит интеллектуальный потенциал не только отдельной личности, но и всего народа, даже всего человечества. Где же как ни в культуре живет и проявляется народный дух? Всякая культура есть культура духа, т.к. имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.
Анализ искусствоведческих теорий
(например, в области исследований
закономерностей литературно-
В истории культуры немало примеров
“нерациональности и
Самостоятельность культурной истории, ее независимость от “органических” закономерностей и применяемые к ней эпитеты типа “диффузность”, “размытость” могут быть восприняты как основание для отказа от научной строгости исследования. В связи с этим следует заметить, что в последние десятилетия возрос интерес к так называемому вненаучному знанию. “Отправной точкой вненаучного знания является убеждение в том, что в мире есть Тайна (! – Е.Г.), которую не в состоянии раскрыть ни человеческое познание, ни человеческая мудрость. “…В отношении живых объектов (человека, биосферы, общества и др.) логика по многим причинам не работает”.
На мой взгляд, отсчет культурной темпоральности представляет одну из нерешенных проблем современной философской науки, поскольку слишком часто приходится сталкиваться с “произволом” культурной истории, с определенными трудностями при попытке объяснения событий культурной истории человечества с позиций, в основе которых лежит вера в рациональность мироздания. Любой опыт приобщения к проблемам строения неповторимой реальности культуры свидетельствует об удивительной ее подвижности по отношению к реалиям естественно-исторического бытия, ее (культуры) имманентной пространственно-временной организации.
Исходя из вышесказанного, наложение схем периодизации, принятых в искусствознании (особенно – в музыкознании) на историю культуры способно стать искомой, при этом научно верифицируемой, основой членения культурно-исторического процесса.
4. Основные особенности массовой культуры.
Термином «массовая культура» охватываются различные культурные продукты, а также система их распространения и создания. Прежде всего это произведения литературы, музыки, изобразительного искусства, кино- и видеофильмы (беллетристика, комиксы, поп-музыка, триллеры, блокбастеры, плакаты и т. п.). Кроме того, сюда относятся образцы повседневного поведения, внешнего вида. Данные продукты и образцы приходят в каждый дом благодаря средствам массовой информации, через рекламу, институт моды.
Рассмотрим основные особенности массовой культуры.
Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Говорят даже о ее примитивности. Но облегченность этих произведений во многом была обусловлена объективными условиями, вызвавшими к жизни массовую культуру. Трудность приспособления к непривычной городской среде, монотонная, изнуряющая работа на промышленном предприятии усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после трудового дня. Для этого человек искал на книжных прилавках, в кинозалах, в средствах массовой информации прежде всего легкие для восприятия, развлекательные представления, фильмы, публикации.
Простоту произведений
массовой культуры нельзя
Занимательность. Сказанное выше подводит нас к выводу, что эта черта присуща многим произведениям массовой культуры. Занимательность обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы. В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произведений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а действуют.
Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей. Книги выходят подчас миллионными тиражами, «мыльную оперу» по телевидению также смотрят миллионы зрителей. Определенная серийность проявляется и в известной повторяемости сюжетных ходов, похожести героев. Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для своего восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту. Читая даже облегченное литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Экранное восприятие не требует от нас этого.
Коммерческий характер. Продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, — это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен быть демократичным, т. е. подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на самые фундаментальные человеческие эмоции.
Произведения массовой
культуры создаются в основном
в рамках профессионального
5. Основные особенности элитарной культуры.
Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей[2]. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.
Вместе с тем предметы высокой культуры, сохраняющие свою форму — сюжет, композицию, музыкальную структуру, но изменяющие режим презентации и выступающие в виде тиражированной продукции, адаптированной, приспособленной к несвойственному для себя типу функционирования, как правило, переходят в разряд масскульта. В этом смысле можно говорить о способности формы являться носителем содержания.[3]
Если иметь в виду искусство массовой культуры, то можно констатировать различную чувствительность его видов к данному соотношению. В области музыки форма в полной мере является содержательной, даже незначительные ее трансформации (к примеру, широко распространенная практика перевода классической музыки в электронный вариант ее инструментовки) приводят к разрушению целостности произведения. В области изобразительного искусства к аналогичному результату приводит перевод аутентичного изображения в иной формат — репродукции или цифрового варианта (даже при стремлении сохранения контекста — в виртуальном музее). Что же касается литературного произведения, то изменение режима презентации — в том числе с традиционного книжного на цифровой — не влияет на его характер, так как формой произведения, структурой являются закономерности его драматургического построения, а не носитель — полиграфический или электронный — этой информации. Определять подобные произведения высокой культуры, изменившие характер функционирования как массовые позволяет нарушение их целостности, когда вторичные или, по крайней мере, не основные их составляющие акцентируются и выступают в качестве ведущих. Изменение аутентичного формата феноменов массовой культуры приводит к тому, что изменяется сущность произведения, где идеи предстают в упрощенном, адаптированном варианте, а креативные функции сменяются социализирующими. Это связано с тем, что, в отличие от высокой культуры, сущность массовой культуры состоит не в творческой деятельности, не в производстве культурных ценностей, а в формировании «ценностных ориентаций», соответствующих характеру господствующих общественных отношений, и выработке стереотипов массового сознания членов «потребительского общества». Тем не менее элитарная культура является для массовой своеобразным образцом, выступая как источник сюжетов, образов, идей, гипотез, адаптируемых последней к уровню массового сознания.
Таким образом, элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. По мнению И. В. Кондакова [4], элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и других почти совпадает). Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях — фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в. и т. п. Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей:
6. Культура и цивилизация.
«Воссоздать историю французского
слова “цивилизация”, – подчеркивает
видный представитель школы “Анналы”
Люсьен Февр, – на деле означает реконструировать
этапы глубочайшей революции, которую
совершила и через которую прошла французская
мысль от второй половины ХVIII в. и по настоящее
время» (Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С.
239). Это слово появилось в языке недавно.
Оно было придумано специально. К сожалению,
не вполне ясно, кто первым употребил этот
термин.
Л. Февр отмечает, что только в 1766 г. мы
обнаруживаем это слово в напечатанном
виде. Затем оно получает право гражданства,
с приближением революции оно празднует
свободу. Однако до того как родилось имя
существительное, в литературе употреблялся
глагол «цивилизовать» и прилагательное
«цивилизованный». Во Франции в конце
XVI в. слово известно уже Монтеню, автору
«Опытов». Полвека спустя Декарт в «Рассуждении
о методе» явно противопоставляет понятия
«цивилизованный» и «дикий».
В ХIХ в. значение слова было расширено
и помимо обладания воспитанностью и навыками,
помогающими достичь «цивилизованного
поведения», слово стало применяться и
для характеристики стадий развития человечества.
Льюис Морган выразил эту идею в названии
своей книги «Древнее общество, или Исследование
путей человеческого прогресса от дикости
через варварство к цивилизации» (1877).
Таким образом, цивилизация – особая стадия развития культуры;
межэтническая культурно-историческая
общность людей.
Теперь о сопоставлении понятий «культура»
и «цивилизация». Слово Кultur в «Словаре» Аделунга издания
1793 г. означает «облагораживание, утончение
всех умственных и моральных качеств человека
или народа». И. Гердер придавал этому
слову ряд разнообразных значений. Среди
них – способность одомашнивать животных,
осваивать новые земли; развитие науки
и искусства, ремесел и торговли; наконец,
политика. Представления И. Гердера во
всем совпадают с мыслями Канта, который
связывал успехи культуры с успехами разума
и считал их окончательной целью установление
всеобщего мира.
Во многом слова «культура» и «цивилизация»
выступали как синонимы. Их противопоставление
не предполагалось. Именно в тождественном
смысле употребляет эти слова А. фон Гумбольдт.
В своих сочинениях он часто пользуется
словом «культура» наряду со словом «цивилизация»,
не заботясь о том, чтобы развести эти
понятия. Однако он ссылался на своего
брата Вильгельма Гумбольдта, у которого
на этот счет были более точные представления.
А. Гумбольдт показал, как кривая прогресса
шаг за шагом поднималась по шкале градаций,
построенной искусно, хотя и несколько
искусственно, – от человека, чьи нравы
смягчены, гуманизированы (человека цивилизованного)
к ученому, художнику, к человеку культивированному,
чтобы вознестись к человеку олимпийскому.
Нравы некоторых дикарей достойны всякого
уважения. И тем не менее этим дикарям
чужда какая бы то ни было культура. И наоборот.
Это означает, что обе сферы независимы.
Так возникает различие двух понятий.
Третий смысл понятия «цивилизация» заимствован
английской литературой из немецкого
языка. В ХХ в. антропологическое понятие
культуры как результата приобретенных
(в отличие от наследственных) навыков
поведения стало постепенно заменяться
понятием цивилизации. Р. Редфильд, например,
понимал цивилизацию как воспитание навыков
в поведении людей, живущих в очень сложных
и постоянно меняющихся обществах. Культура
же, по его мнению, это качество людей более
простых и устойчивых, «народных» обществ.
Информация о работе Быт европейских стран в эпоху Возрождения