Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:04, научная работа
Цель исследования: на основе анализа разнообразного мировоззренческого материала (сказки, мифы, философия) доказать, что белорусской культуре присуща бинарность как органичная модель противоречивого человеческого бытия.
Бинарность выражается
даже в противоречивых
Противоречия лежат в основе развития белорусской культуры. Например в мифе Галины Прокопец «День и ночь»:
«В одной королевской
семье на свет появились две
сестры-двойняшки. Лицом они
Делать было нечего.
Родители девочек погоревали, погоревали
и решили их разлучить. А
чтобы сестрицы больше не
Но девочки скучают
друг без друга. И время от
времени, то Ночь хитрит и
пытается прокрасться под
Но сестрицы не успокаиваются,
Как показано в этом мифе, Ночь и День совершенно противоположные герои, что и свойственно для бинарности. Так они кроме внешнего, прагматического значения обладают инвариантным признаком: Сходство или Различие, что представляет собой правильную ориентировку сторон бинарности относительно друг друга. Так любая бинарность состоит из двух противоположных сторон...
Выводы
Проблема бинарности как области человеческой мысли, оперирующей ценностными категориями, присуща те только культуре вообще, но и каждой конкретной культуре, в том числе и белорусской культуре.
Бинарные оппозиции в белорусской культуре выступают системообразующим онтологическим принципом и универсальным подтекстом бытия человека в качестве существа культуры. Бинарность белорусской культуры не миф, а реальность, так как бинарность выступает как органичная модель противоречивости человеческого бытия, и не может избирательно присутствовать в той или иной культуре.
Список используемых источников:
1. Воробьева Е. Ю. Бинарность
и ее архетипические основания
[Электронный рессурс] / Е.Ю.Воробьева
// Режим доступа: http://www.
2. Конан У. Развіццё эстэтычнай думкі ў Беларусі: 1917-1934 гг. / У.Конан. - Мн.: Навука, 1968.
3. Леви-Стросс К. Первобытное мышление / К.Леви-Стросс // Структурная антропология. С.,1985.
4. Мелетинский Е.М. Структурное
исследование мифологии у К.
5. Можейко М.А. «Биноризм»
/ М.А.Можейко //Новейший
6. Успенский Б.А. Роль
дуальных моделей в динамике
русской культуры (до конца XVIII
века) [Электронный ресурс] / Б.А.Успенский
//«Труды по русской и
7. Чернявская Ю.В. Введение
в философско-культурную
Информация о работе Бинарность белорусской культуры: миф или реальность?