Бинарность белорусской культуры: миф или реальность?

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:04, научная работа

Краткое описание

Цель исследования: на основе анализа разнообразного мировоззренческого материала (сказки, мифы, философия) доказать, что белорусской культуре присуща бинарность как органичная модель противоречивого человеческого бытия.

Файлы: 1 файл

Бинарность_НИРС_2012.docx

— 50.66 Кб (Скачать)

 Бинарность выражается  даже в противоречивых названиях  произведений белорусской литературы, где соседствуют противоположные,  противопоставленные понятия: «Кот  и мыши», «Собака и кот», «Жадный  богатей», «Как бедняк обедал  с барином», «Королева и разбойники»,  «Глупая пани и разумный пан», «Муж и жена» и т.д.

Противоречия лежат в  основе развития белорусской культуры. Например в мифе Галины Прокопец «День и ночь»:

 «В одной королевской  семье на свет появились две  сестры-двойняшки. Лицом они были  очень похожи, только одна светленькая,  а другая черненькая. Одну назвали  День, а другую - Ночь. Замечательные  были девочки, умные, красивые, одна беда: как только они собирались  вместе поиграть, начиналась такая  кутерьма, что в королевстве все  становилось вверх дном: Солнце  появлялось на небе вместе  с Луной, поля переставали давать  урожай, сады желтели и увядали,  листья с деревьев опадали,  жители королевства ходили все  время сонные и не могли  работать. Постепенно все хозяйство  пришло в упадок, и стране стал  угрожать голод.

 Делать было нечего. Родители девочек погоревали, погоревали  и решили их разлучить. А  чтобы сестрицы больше не встречались,  провели между их владениями  широкую границу, и поставили  охрану. С тех пор границу с  одной стороны сторожит Рассвет  с Утренней Зорькой, а с другой  зорко охраняет Закат с Вечерней  Зорькой.

 Но девочки скучают  друг без друга. И время от  времени, то Ночь хитрит и  пытается прокрасться под покровом  темноты к сестрице, и тогда  ночи на Земле становятся длиннее  и холоднее – наступает зима. То День старается пробраться  через границу – тогда дни  становятся длиннее и жарче  – на Землю приходит лето. Только  зорко сторожат границу Закат  и Рассвет со своими Зорьками, не пройти, не пролететь, не  проползти.

 Но сестрицы не успокаиваются,  и иногда им все-таки удается  встретиться. Тогда Солнце сходится  с Луною и на Земле днем  наступает ночь. Люди называют  это Солнечным затмением. Только  коротки эти встречи и нечасты.»

Как показано в этом мифе, Ночь и День совершенно противоположные  герои, что и свойственно для  бинарности. Так они кроме внешнего, прагматического значения обладают инвариантным признаком: Сходство или  Различие, что представляет собой  правильную ориентировку сторон бинарности относительно друг друга. Так любая  бинарность состоит из двух противоположных  сторон...

 

Выводы

  Проблема бинарности как области человеческой мысли,  оперирующей ценностными категориями, присуща те только культуре вообще, но и каждой конкретной культуре, в том числе и белорусской культуре. 

Бинарные оппозиции в  белорусской культуре выступают  системообразующим онтологическим принципом и универсальным подтекстом бытия человека в качестве существа культуры. Бинарность  белорусской  культуры не миф, а реальность, так как бинарность выступает как органичная модель противоречивости человеческого бытия, и не может избирательно присутствовать в той или иной культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников:

1. Воробьева Е. Ю. Бинарность  и ее архетипические основания  [Электронный рессурс] / Е.Ю.Воробьева  // Режим доступа: http://www.dissercat.com   

2. Конан У.  Развіццё  эстэтычнай думкі ў Беларусі: 1917-1934 гг. / У.Конан. -  Мн.: Навука,  1968.

3. Леви-Стросс К. Первобытное  мышление /  К.Леви-Стросс // Структурная  антропология.  С.,1985.

4. Мелетинский Е.М. Структурное  исследование мифологии у К.Леви-Стросса  // Направления и тенденции в  современном зарубежном литературоведении  и литературной критике. Вып.1., М., 1974. 

5. Можейко М.А. «Биноризм» / М.А.Можейко //Новейший философский  словарь.  Мн., 2008.

6. Успенский Б.А. Роль  дуальных моделей в динамике  русской культуры (до конца XVIII века) [Электронный ресурс] / Б.А.Успенский  //«Труды по русской и славянской  филологии», XXVIII Тарту, 1977 («Ученые записки  Тартуского университета», вып. 414). – С.3-36. // Режим доступа: http:// www.ktorov.info/history/

7. Чернявская Ю.В.  Введение  в философско-культурную антропологию [Электронный ресурс] / Ю.В.Чернявская  // Режим доступа:   http://www.bk.baj.by/lekcyji/    

 


Информация о работе Бинарность белорусской культуры: миф или реальность?