Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:04, научная работа
Цель исследования: на основе анализа разнообразного мировоззренческого материала (сказки, мифы, философия) доказать, что белорусской культуре присуща бинарность как органичная модель противоречивого человеческого бытия.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
Брестский Государственный
Республиканский конкурс научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь
Научная секция
«Философия, социология, история. История
Беларуси и проблемы взаимодействия цивилизаций»
Бинарность белорусской культуры: миф или реальность?
Санюк А.А.
Федорчук Я.С. (ПП-9,СФ)
Научный руководитель:
Медиченко Лариса Евгеньевна,
Доцент кафедры ФиК БрГТУ
Брест, 2012
Реферат
Работа 12 стр., введение, 3 ч., библ.:7 назв. БИНАРНОСТЬ БЕЛОРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Объект исследования: проблема бинарности как области человеческой мысли, которая оперирует ценностными категориями. Бинарность рассматривается с позиций гносеологии, трактующей ее как методологический инструмент разума.
Цель исследования: на основе анализа разнообразного мировоззренческого материала (сказки, мифы, философия) доказать, что белорусской культуре присуща бинарность как органичная модель противоречивого человеческого бытия.
Содержание:
Введение
- Дуализм в культуре и философии
- Бинарность
- Бинарность в мифологии
- Бинарность в сказках
- Бинарность в философии
- Бинарность белорусской культуры – реальность
Выводы
Список использованной литературы
Введение
Сущность культуры такова,
что прошлое в ней, в отличие
от естественного течения времени,
не «уходит в прошлое», то есть не
исчезает. Фиксируясь в памяти культуры,
оно получает постоянное, хотя и
потенциальное бытие. Память же культуры
строится не только как склад текстов,
но и как определенный механизм порождения.
Культура, соединенная с прошлым
памятью, порождает не только свое будущее,
но и свое прошлое, в этом смысле
представляя механизм противодействия
естественному времени.
Живая культура не может представлять
собой повторения прошлого — она неизменно
рождает структурно и функционально новые
системы и тексты. Но она не может не содержать
в себе памяти о прошлом. Соотношение потенциально
присутствующих в каждой культуре образов
ее прошлого и будущего и степень воздействия
их друг на друга составляют существенную
типологическую характеристику, которую
следует учитывать при сопоставлении
различных культур.
1. Дуализм в культуре и философии
Специфической чертой культуры является ее принципиальная полярность, выражающаяся в дуальной природе ее структуры.
ДУАЛИЗМ (лат. dualis - двойственный) - философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций (онтологический дуализм: Декарт, Мальбранш и др. Именно в этом контексте Вольфом был введен термин " дуализм ", объекта и субъекта, сознания и телесной организации человека, а также добра и зла, природного мира и свободы, факта и ценности, темных и светлых начал бытия [5] .
В дуализме основная характеристика всех природных процессов - двойственность, поскольку они содержат в себе две противоположные фазы или стороны. При усложненном подходе двойственность представляет собой систему, основанную на взаимоуравновешенных силах противоположных полюсов. Фазы, или стороны, могут быть симметричными (т.е. одинакового размера и силы) либо ассиметричными, последовательными, одновременными.
Примерами двойственных последовательных фаз:
день и ночь,
зима и лето,
прибывание и убывание (луны),
жизнь и смерть,
вдох и выдох,
молодость и старость.
Таинство Двойственности, первопричина любой деятельности, проявляется в любом противостоянии сил: космических, физических или же духовных. Изначальное сочетание неба и земли присутствует в большинстве культурных традиций как символ первичного противостояния, бинарной сущности жизни.
Извечная дуальность Природы означает, что ни одно явление не может представлять законченной реальности, а лишь одну ее половину. Каждая форма имеет дополняющее ее соответствие: мужчина/женщина; движение/покой; развертывание/свертывание; правый/левый - объединяемые совокупной реальностью.
Разделение надвое - основная черта мироздания...
Сужение и Расширение бесчисленных галактик, Замедление и Ускорение ядерного синтеза на Солнце, Зима и Лето, Ночь и День, Вечер и Утро на Земле, Душа и Тело, Любовь и Ненависть, Верность и Измена в сознании человека...
В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя (физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт.
Другой формой дуализма не
признающего существование
2. Бинарность
Одно из важнейших направлений в рамках развития современного культурно-исторического мышления – это критика классической постановки и решения проблемы рациональности. Центральное внимание в ней уделяется выявлению логики бинарных (структурных) оппозиций, то есть двойных противопоставлений, согласно которой, по мнению целого ряда исследователей, происходит формирование основных понятий европейской философии и фундаментальных феноменов континентальной культуры.
Сегодня критика подобного
рода бинарной логики стала очень
популярна. И причина этого, скорее
всего, как раз и кроется в
происходящем в настоящее время
переосмыслении традиционных способов
решения проблемы рациональности, в
том числе идеи «бивалентного», «дуального»
мышления, хотя трудно отрицать, что
рассуждения дихотомического
Структурирование картины окружающего мира на основе принципа противопоставления было присуще уже архаическому обществу. Считается, что первобытный человек пытался упорядочить свое представление о нем, категоризируя его отдельные явления с помощью бинарных оппозиций. Кроме того, в основе общественной жизни на архаических стадиях развития культуры лежало антитетическое представление об устройстве общества (разделение на мужское/женское, верх/низ и т.д.), а поэтому и весь мыслительный мир такого общества был организован по принципу противопоставления и объединения в пары противоположностей, то есть дуально.
Исходным материалом для бинарных оппозиций служат данные, полученные с помощью пяти органов чувств (типа «тихий/громкий», «твердый/мягкий»), и оппозиции, выражающие отношения логических понятий и категорий (типа «внешний/внутренний», «жизнь/смерть» и т.п.).
Бинарность – понятие,
актуализированное в контексте
постмодернистской критики
Е.Ю. Воробьева в своем
диссертационном исследовании «Бинарность
и ее архетипические основания» отмечает,
что « …бинарность не только
важной характеристикой «проекта модерна»,
но и структурообразующим
Тезис об обоснованности бинарности погружает в сферу исследований глубинной психологии. Теория архетипов, разработанная К. Г. Юнгом, продолжает развиваться в работах его прямых последователей К. Кереньи, Э. Эрриен, К. П. Эстес и др. Однако эта теория была подвергнута ревизии (С. Сендерович) и критиковалась, в том числе за аморфность, «атомарность», количественность. Проблема иерархизации архетипов обостряется в связи с исследованиями, направленными на структурирование мифологического пространства (К. Леви-Стросс, М. Элиаде) [7].
Разработанная Ю. Б. Молчановым классификация темпоральных концепций (субстанциальные, реляционные; статические, динамические) пополнилась исследованиями П. П. Гайденко, В. П. Головановой, которые представили широкий спектр философских воззрений на время. Разница отношений к вечности, противоположных для тендерных архетипов, выражается в противопоставлении качеств «изменчивость» и «статичность». Вслед за античными философами (Парменид, Платон, Аристотель) европейская наука трактует Вечность как статичную конструкцию. К пониманию же иррациональной, изменчивой природы Вечности и времени (Гераклит, Августин, средневековые мистики) в XX веке приблизились концепции А. Бергсона, М. Хайдеггера [1].
2.1. Бинарность в мифологии
Итак, примером адекватного
отражения структуры
Анализируя их разнообразие и взаимопереходы, К.Леви-Стросс показывает, что мифологическое мышление метафорично и его смысл раскрывается в трансформациях образов. Логика мифологического мышления – конкретно-образна, это логика ощущений. Мифологическое мышление широко использует метафоры, символы и превращает их в способы постижения мира и человека.
Цель мифа, согласно К. Леви-Строссу, состоит в том, чтобы сознательно разрешить противоречия, накладываемые бинарными оппозициями структур бессознательного. Структура мифа – это последовательное разрешение и смена одних противоречий (оппозиций) другими.
Как происходит снятие, разрешение противоречий в мифе? К. Леви-Стросс отвечает, что происходит это с помощью введения в бинарную оппозицию третьего члена, переходного между первым и вторым, связывающего обоих. Этот третий член оппозиции называется медиатором. Он опосредует противоположности и позволяет сделать их менее резкими, менее ярко выраженными. Уже в фонологии есть схожее понятие нейтрализации, когда фонемы по принципу звонкость/глухость нейтрализуются на конце слова. Звонкие «д» и «т» в словах «пруд», «стог» оглушаются, и мы слышим «прут», «сток» [4].
В мифах же, например, чтобы
уменьшить противоречия между оппозицией
«небо/земля», в миф вводится медиатор
– «туман», медиатором оппозиции
«природа/культура» является «одежда»
и т.д. Часто оппозиция разрешается
не сразу и требуется введение
нескольких менее ярких оппозиций
и медиаторов. Например, одна из центральных
оппозиций для К.Леви-Стросса
– оппозиция «жизнь/смерть». Сначала
в мифе происходит смягчение оппозиции,
переход к оппозиции менее
резкой – «земледелие(=жизнь)/война(=
Каждый миф в рамках структурализма исследуется К. Леви-Строссом по следующему алгоритму:
Информация о работе Бинарность белорусской культуры: миф или реальность?