Бинарность белорусской культуры: миф или реальность?

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:04, научная работа

Краткое описание

Цель исследования: на основе анализа разнообразного мировоззренческого материала (сказки, мифы, философия) доказать, что белорусской культуре присуща бинарность как органичная модель противоречивого человеческого бытия.

Файлы: 1 файл

Бинарность_НИРС_2012.docx

— 50.66 Кб (Скачать)

в мифах выделяются повторяющиеся  бинарные оппозиции;

находятся трансформации, варианты этих оппозиций, их перекодировка;

близкие варианты объединяются;

находится инвариант (смысловая  матрица).

Систематически применяя метод структурного анализа мифов, как это делает К. Леви-Стросс, можно  упорядочить все варианты одного мифа, которые встречаются у разных племен и народов. В результате должна выявиться последовательность, образующая группы перестановок, в которых варианты мифов, находящиеся в крайних  позициях (крайние варианты), образуют по отношению друг к другу симметричную, но обратную структуру (то есть опять  проявляется бинарность).

Таким образом, выявленный ученым механизм, упорядочивает, по его мнению, хаос, который существовал. Мифы, которые  раньше считались абсолютно не связанными, встают рядом при сопоставлении, сравнении их частей и занимают свое место в структуре. И за многообразием  мифов можно уже увидеть отдельные  структуры, которых не так и много [3].

Таким образом, бинарные оппозиции  пронизывают все учение, всю методологию  К. Леви-Стросса. И какую бы страницу его «Мифологии» мы ни открыли, какой бы миф мы ни взяли, его исследование всегда начинается с выявления бинарных противоположностей, лежащих в основе каждого мифа и составляющих его структуру.

Анализируя мифы, К. Леви-Стросс приходит к выводу, что структура  бессознательного проявляет себя во всем многообразии человеческой деятельности, но тем не менее только в мифе разум свободно и адекватно реализует  и проявляет свою структуру. По его  мысли, структура мифа – это отражение  структуры интеллекта, ментальности первобытного человека. А поскольку  разум первобытного человека не слишком  отличается от разума человека современного, то, познав структуру мифа, можно  познать логику мышления и современного человека, которая, по мысли К.Леви-Стросса, все так же бинарна [3].

 

2.2. Бинарность в сказках

 

Белорусские сказки интересны  именно тем, что в них нет контрастного разделения на свет и тень, на добро  и зло. Читатель или слушатель  получает полное право самому сформировать мнение о персонаже и дать оценку его действиям. Эти сказки можно  читать «под настроение», в каждом случае найдутся новые грани народной иносказательности  и тайного смысла.

Если русским сказкам  свойственна некоторая разухабистость, размашистость, то белорусский эпос более расчетлив. Герои белорусских  сказок не живут одним днем, всегда присутствует какая-то отдаленная цель, обеспечивающая высокий жизненный  уровень на долгое время. Если Иван Дурак просит у щуки печь самоходную, дрова поколоть, то в белорусском  варианте бедняк, после проявления милосердия к рыбине, получает сразу  несметное богатство. Еще одна особенность, это ранние сказки о богатырях победителях, которые очищают землю и спасают людей от страшных чудовищ. И опять, победа оказывается на стороне героев не за счет умения махать дубиной, а благодаря смекалке и хитрости, хотя и в силе необузданной богатырям не откажешь. Однако грань добра и зла очень размыта, но тем больше места для раздумий и сопоставления себя с главным героем. Вот дятел отдает своего птенчика на съедение лисе, что бы сохранить остальное потомство и только потом начинает действовать более решительно. Первая реакция после прочтения – протест, потом наступает фаза осмысления, и неприятие уступает место сочувствию [6].

Как неоднократно отмечалось, основным принципом, организующим структуру  сказки, является принцип бинарности. Однако рядом с ним в построении сюжета участвует и принцип троичности, не нарушающий, как это может показаться на первый взгляд, симметрии бинарных конструкций, но вносящий в него существенные коррективы [6].

 

2.3.Бинарность в философии

. Бинарность присутствует в философии, корни его стоит искать в мифологии, а практически он встречается в повседневной жизни. Черное и белое, ночь и день, свет и тень, закат и рассвет..... Если есть добро то непременно существует зло - это самые известные пары в бинарности.

Видеть все двойственно  присуще природе человечества еще  с незапамятных времен. Вначале представляется Сущность (вне формы и определения, вне пола) Она создает двух братьев - Добро и Зло соответственно, и после не вмешивается в их противостояния, находясь за приделами  дуализма.

Согласно основному вопросу  философии - поляризация противоположностей вытекает из отношения Идеального к  Материальному, Духовного к Физическому, Сознания к Бытию... Взяв за основу бинарность Сознание - Бытие, соответственно и  последовательно объединим в  вертикальные столбцы пять бинарностей.

Внимательно сравнив друг с другом смысл понятия Сознание со смыслом любого понятия левого столбца, достаточно нетрудно обнаружить их взаимное существенное сходство...

       • Сознание - это разумеется Сущность... Сущность - это модель мировоззрения личности...

       • Сознание - это устойчивое Качество личности... Качество личности - это совокупность  стабильных, существенных свойств  личности, которые представляют  собой ключевые понятия его  ценностной парадигмы...

       • Сознание - это Граница... Граница - это однозначность,  точность и определённость, которые  Сознание накладывает на Бытие...

       • Сознание  является Полем... Сознание - это информационно-смысловое  Поле Бытия...

       • Сознание  является Духом... Это идеальное  начало и целесообразное состояние  Бытия... Таким образом, понятия  левого столбца характеризуют  понятие Сознание...

       Подобным  образом сравним друг с другом  смысл понятия Бытие со смыслом  любого понятия в правом столбце...

  • Бытие - это окружающий  нас мир... Это мир Явлений, воспринимаемых  органами чувств...

       • Бытие  - это Количество... Количественная  определённость - это вещественная  сторона неисчерпаемых явлений...

       • Бытие  - это Переход... Любое явление  находится в процессе изменения,  развития, движения и перехода  от одного состояния к другому...

       • Бытие  - это мир Вещества... Внешний мир  - это Материя...

       • Бытие  состоит из Тел... Тело - это материальная, физическая вещь, обладающая протяжённостью  в пространстве...

       Здесь  мы так же видим взаимодополнение  понятий, достаточно полно характеризующих  параметры Бытия...

Философия Беларуси на современном  этапе представляет собой целостную  саморазвивающуюся систему, которая  отражает актуальные проблемы общественно-политической и культурной жизни республики. Такое  мнение высказала в Минске на презентации  первого тома серии книг «История философии и общественно-политической мысли Беларуси» ведущий научный  сотрудник Тамара Тузова. По ее словам, ученым часто приходится слышать  мнение о том, что белорусской  философии не существует, она не имеет собственных корней и сформировалась на основе русских и западноевропейских традиций.

«Если ранее белорусская  философская мысль действительно  развивалась на пересечении различных  философских направлений, то сегодня  она самостоятельна, функционирует  как саморазвивающийся, единый «организм».

На протяжении всей истории  цивилизации человеческий разум, в  сущности, пытается ответить на один динственный  вопрос: каковы критерии Духа и Материи, Добра и Зла, Истины и Лжи, Верности и Измены...

       Необходимость  решения этой задачи является  главным приоритетом любого мыслящего  человека, не удовлетворённого окружающим  его положением вещей и испытывающего  потребность в объективной оценке  явлений внешнего и внутреннего  мира... Достаточно очевидно, что  существующий уровень развития  философии при её внутренней  плюралистичности и нецелостности,  обусловленный обилием различных  течений и школ, не позволяет  ей претендовать на то, чтобы  дать познающему субъекту целостный  взгляд на мир...

       Выявление  теоретических основ Мироздания, выявление абсолютных первопринципов, извлечение и фиксация атрибутов  первоначального философского ядра  является целью всех философских,  научных и религиозных систем  и учений...

Идея Добра и Зла  заключается в:

1) У любого человека  существует система ценностей…  Как она формируется?.. Она формируется  на основе жизненного опыта,  книг, учителей, родителей, социальных  установок и так далее… Построение  системы ценностей у человека  напоминает построение гнезда  у птички - там веточку принесла, там стебелёк подобрала… То  есть система ценностей у человека  не основывается на некоем  ПРИНЦИПЕ, а представляет собой  множество разнородных элементов,  оставаясь при этом случайным  единством, произвольным образованием  и механическим соединением дифференциальных  частей...

2) Большую роль в формировании  ценностей у человека стараются  играть религии… Но и религии  в своём понимании оснований  веры ориентируются не на рациональные  по форме аргументы в пользу  существования Бога, а на эмоциональные,  чувственные, внелогические парадигмы,  которые в силу своей иррациональности  не обладают той логической  надёжностью, верностью и убедительностью,  которая может привести разумного  человека к сознательной, устойчивой  и непоколебимой вере...

В любой религии вера опирается  на этический канон при полном отсутствии его теоретического обоснования… Вместо теоретической конструкции, которая в силу своей логики сама бы привела человека к убеждению  принять именно эти ценности - любая  религия основывается на чувственных, эмоциональных заверениях в истинности - я Свет, я Бог, верьте мне, я Истина…

Таким образом, в любой  религии система ценностей также  не основывается на некоем ПРИНЦИПЕ, а  представляет собой множество разнородных  элементов оставаясь при этом случайным единством, произвольным образованием и механическим соединением  дифференциальных частей...

3) Так же в построении  ценностной парадигмы человека  пытаются участвовать философские  системы… Но ни одна философская  система не смогла раскрыть  единого ПРИНЦИПА построения  мировоззрения человека… Каждый  философ по своему интерпретирует  понятия Добра и Зла… Гегель  понимает под Добром одно, Кант - истолковывает Добро по своему, Ницше - даёт свои, совершенно  отличные от других определения  Добра и Зла…

Таким образом, системы ценностей, которые предлагает философская  мысль, также основываются не на некоем, признаваемом всеми, универсальном  ПРИНЦИПЕ, а представляют собой множество  разнородных элементов, оставаясь  при этом случайным единством, произвольным образованием и механическим соединением  дифференциальных частей...

Единственным условием построения схемы Добра и Зла является опирающаяся на критерии Сходства и  Различия правильная ориентировка сторон бинарностей относительно друг друга...

Принцип правильной ориентировки сторон бинарностей заключается  в следующем.

Любая бинарность - это два  любых взаимоисключающих понятия…

 • Любая бинарность  состоит из двух противоположных  сторон...

 • При этом каждая  сторона бинарности обладает, кроме  внешнего, прагматического значения, инвариантным признаком: Сходство  или Различие...

 • Фундаментальным  свойством Истины является понятие  Сходство, а фундаментальным свойством  Лжи является понятие Различие...

Приведём пример:

Безусловно, понятие ЖЕНСКОЕ, относится к СХОДСТВУ… Женское  начало - начало Объединяющее, Мирное, Доброе… Женское начало стремится  к Любви и Единству…

Напротив, понятие Мужское  относится к Различию… Мужское  начало - начало разъединяющее, Враждебное, Злое… Мужчины - это разрушители  существующего порядка… Мужчины  делают открытия, создают новое, совершают  экстремальные поступки, большинство  преступников - мужчины… Мужское начало взламывает существующий порядок…

          В данном  исследовании нам  хотелось привести   доводы в пользу гипотезы о том, что, если формообразующим принципом человеческого бытия выступает структурированная монада, то ее базис образуют бинарные  оппозиции.   Исследования   классической философии показывают, что  бинарность  свойственна  человеку как биологическому, социальному и духовному существу.  Бинарность —   представляет собой основу бытия и мышления, универсальный принцип онтологии западной цивилизации. Бинарные оппозиции не разрушают единство, а выступают необходимым фактором генезиса, функционирования и развития продуктивных форм человеческого бытия.

 Бинарность делится  на следующие типы: 1) горизонтальный  и вертикальный. Первый декларирует  паритетность и внеценностность  обоих полюсов, второй диктует  предпочтения одного другому; 2) закрывающий  и открывающий. Первый представляет  собой диаду, конституирующую  оба полюса оппозиции, второй  стремится к форсированию одного  полюса и стигматизации другого.  Их взаимное наложение дает  четыре вида: открывающую и закрывающую  бинарности горизонтального типа, открывающую и закрывающую бинарности  вертикального типа.

Это позволяет по-новому посмотреть на бинарные оппозиции и  увидеть в них системообразующий  онтологический принцип, универсальный  подтекст бытия человека в качестве существа культуры [1].

 

  1. Бинарность белорусской культуры – реальность

 

Таким образом, если бинарность выступает как онтологическая категория, системообразующий онтологический принцип и универсальный подтекст бытия человека в качестве существа культуры, то бинарность белорусской культуры выступет как реальность. 

Бинарность белорусской  культуры   проявляется во всех сферах жизни, в сказках, мифах. Исследователи уже давно обратили внимание на существование в белорусской культуре смысловых пар «свое»-«чужое», «христианское»-«языческое», «светское»-«духовное», «коллективное»-«индивидуальное». Указанные оппозиции составляют смысловую основу всех воплощений белорусской культуры. Именно с позиций бинарности необходимо подходить к исследованию и пониманию всех явлений культуры белорусского этноса [2].

Информация о работе Бинарность белорусской культуры: миф или реальность?