Базовые ценности и особенности поведения русских как этнической группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В настоящее время, большую значимость, обрели изучения проблем этнической идентичности разных народов, в том числе и русского, самобытность которого всегда интересовала ученых. Историческая практика говорит о том, что исследование вопросов этноидентичности имеет чрезвычайную значимость для формирования многонациональных государств. Точнее, их национальных регионов. Вопрос самосознания и самоидентификации этнического большинства русских, от которых в существенной мере зависит положение России, ее судьба и перспективы развития, очень важен

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I Русские: проблемы идентификации……………………….....................6
1.1 Социологическая теория этносов……………………………………....…....6
1.2 Основные признаки этноидентичности русского народа…..………..…....11
Глава II Базовые ценности и особенности поведения русских
как этнической группы……………………………...…………..………….…..15
2.1 Духовные ценности русского народа ……………………..…………….....15
2.2 Менталитет и особенности поведения русских……...…………….……...20
Заключение……………………...………………………………………….…....30
Список использованных источников…………...…

Файлы: 1 файл

курсач по общей доделать!!!!!!!!!111.docx

— 103.21 Кб (Скачать)

Ключевский считал, что природа оказывает влияние на ход истории и характер русского человека, он основывался на трёх составных: лес, степь (поле) и река, – которые повлияли на менталитет русского. Суровые природные условия закалили характер русского народа, повлияли на упорство и мужество, патриотизм и любовь к своей Родине.

Российское государство за всю историю своего существования постоянно стремилось к увеличению своей территории, реализуя экспансию на Восток, в идеале стремилось к «мировому господству», что выразилось в мессианизме, в стремлении «спасти» весь мир.

«Расовые и антропологические особенности». Русский состав населения является сравнительно равномерным в антропологическом отношении20. Три основных признака (ширина головы, ширина носа, толщина губ) отличают русских от других расово–антропологическом  групп.  Встречаемость прямого профиля  носа у русских  составляет 75 %, вогнутого профиля носа у русских составляет 9 %.

Основные отличительные расово–антропологические признаки русских: 1)относительно светлая пигментация (преобладают светлые, русые оттенки волос (около 30 %) , светлые оттенки глаз (45–49 %), доля тёмных оттенков понижена); 2) небольшой рост бровей и бороды;                    3) умеренная ширина лица; 4) преобладание среднего горизонтального профиля и средневысокой переносицы; 5) небольшой наклон лба и слаборазвитое надбровье.

 «Язык». Язык связан с сознанием, так как то, что значимо для человека, существует в виде знаков, слов, а если что–то знаками не показано – о нем нечего сказать, то есть этого не существует. «Язык это способ понимать самого себя», – писал А.А. Потебня21.

Поэтому для каждого этноса  очень важно развитие и сохранение исконного языка. Эту позицию отстаивал В. Гумбольдт. Он говорил что, «язык – это общая духовная  энергия  народа, особым образом запечатленная в определенных звуках», «человеку приходится заключать в слова свой неуловимый дух, чтобы скрепить его чем–то, и использовать слова как опору для достижения того, что выходит за их рамки. Языки – это иероглифы, в которые человек заключает мир и свое воображение... Язык всегда воплощает в себе своеобразие целого народа...»22.

Слово – воплощение духовной жизни народа. В большей степени художественное слово, имеет большое влияние на людей, потому что оно имело заражающее и побуждающее влияние. Все окружающее человека можно обозначить словами или другими знаками, так как то, что не имеет названия, то не существует для него, о нём нельзя рассказать. Язык любого народа – его  личное  понимание  мира, это важнейший признак этноса, отражающий его культуру и историю.

 «Особенности культуры».    Немаловажными признаками этнической идентичности являются праздники и искусство, литература.

Праздники в христианстве подразделялись следующим образом: крупные праздники – храмовые престольные, Пасха, двунадесятые праздники (двенадцать ежегодных праздников); Святки, Новый год, Масленица; семейные праздники – дни рождения, свадьбы. Праздники служат определенным задачам: общение, передача традиций, ярмарочная торговля, заключение браков. Также важным средством этнической выразительности является устное  народное творчество, фольклор, обрядовая поэзия.

 

 

 

 

 

Глава II Базовые ценности и особенности поведения русских как этнической группы

2.1 Духовные ценности русского народа

 

Самобытность и особенности русских людей отражаются в духовных ценностях и ценностных ориентиров народа. Духовные ценности играют  роль строителя  «судьбы» русских людей, их культурного богатства, они показывают  опыт прошлых поколений и служат ориентиром для молодого поколения. Жизненные ценности русских – смысловое и психоэмоциональное ядро национальной идентичности23. К основным духовным ценностям русского народа относится его религиозность, любовь к Родине, патриотизм, стремление к свободе, его даровитость. Рассмотрим некоторые из них:

Православная религия. Огромное влияние на становление ценностей   русского народа принадлежит православной религии. Она оказала значительное воздействие на уклад жизни русского народа, его историю, литературу, искусство, философию, нравственность, психологию, то есть, в общем, на всю культуру русского населения. Русский мыслитель И.А. Ильин в свое время подчеркивал, что сущность этноса можно постичь только через его веру: «Тот, кто хочет понять сущность и своеобразие какого–нибудь народа, поступит правильно, если попытается заглянуть в сферу его религии и веры, и особенно прочувствовать феномен этой религии и творчески осмыслить его...»24. Стоит заметить, что в России кроме самих русских православными были большинство, входящих в нее, национальностей: коми, карелы, марийцы, мордва, осетины, чуваши, хакасы, якуты и других. Поэтому православие стало главнейшей основой и ценностью всего населения России, объединяя его в единое целое.

Своеобразие России, её историческая неповторимость выражается наиболее сильно, в её культуре, а особенно в культуре духовной. В этом отображается 1) важнейшая особенность  русской нации; 2) исторический период становления русской нации, когда ему пришлось жить, трудиться, воевать и создавать собственные ценности.

Патриотизм русских. Русский народ на протяжении всей истории отличался патриотизмом. Русский  народ внутри  мог  осуждать  Россию, но как  только  появлялась  необходимость  защиты своего Отечества, они воссоединялись для  уничтожения  врага или просто никому не позволяли критиковать её. «Я,  конечно, презираю отечество мое с головы до ног – но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство»25.

«Патриотизм есть любовь к своей стране, чувство органической принадлежности к ней, взаимное чувство опринадлежности к соответствующей общности, возникающее и существующее между людьми своей страны»26. Патриотизм русских – явление своеобразное, невероятно насколько в нем сильна и бескорыстна любовь к своей Родине. Для России всегда будут чужды западные ценности. Русский патриотизм отличается своими духовными составляющими.

Во–первых, для него характерен, сознательный народный характер, не безразличие к судьбе своей страны, самоотверженная готовность к ее защите. Во–вторых, он  демонстрирует тот исторический факт, что на протяжении  всей истории, Россия была  великой  страной, большую ценность которой играла армия. Державный характер русского патриотизма определил у русского народа невероятную гордость за свою Родину, большую ответственность перед всем миром. В–третьих, патриотизм  интернационален. Представители разных конфессий, культур по праву именуют себя россиянами, так как у них единая Родина – Россия. На протяжении всей истории, можно увидеть, что народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою общую Родину. Восстание Минина и Пожарского в 1612 году проходило с участием многих народов. В Отечественной войне 1812 году участвовали татары, башкиры, калмыки, военные формирования народов Кавказа. Именовать себя русскими офицерами  было честью, среди них прославившиеся военачальники             Н.Б. Барклай – де Толли, И.В. Гурко, И.И. Дибич – Забалканский, Н.О. Эссен, Р.Д. Радко – Дмитриев, П.И. Багратион и многие другие.

Свобода русского духа. К  числу  основных  ценностей  русского  народа,  одновременно  с  религиозностью,  относится  любовь  к  свободе  и  высшее её проявление – свобода духа.  Данное  качество  тесно  объединено  с отысканием  абсолютного  добра. В  самом  деле, абсолютное  добро  есть  только  в Царстве  Божием, оно – неземное,  таким образом, в нашем  царстве  эгоистичных стремлений всегда  осуществляется  только  полудобро, совмещение  позитивных  ценностей с какими–либо  несовершенствами. Когда  человек решает,  какой  из  допустимых  путей  действия  выбрать, то у него  отсутствует  достоверное сведение  о лучшем  способе  действий.  Следовательно,  тот,  кто  владеет  свободою   духа,  вынужден подвергать  испытанию  любую ценность  не  только  мыслью,  но  в том числе и  на  опыте. В результате свободного отыскания правды и строгой критики ценностей, русским сложно договориться между собой об общем деле. Некоторые шутят, что когда трое русских спорят о каком–то вопросе, в итоге появится не три, а даже четыре мнения, так как кто–нибудь из спорящих  будет колебаться между двумя мнениями.

Талантливость русского народа. Русские люди удивляют разнообразностью своих талантов. Им не чужда высокая религиозная одаренность, опытность, наблюдательность, теоретический и практический ум, творческая уникальность, изобретательность, чувственное восприятие красоты, артистичность, проявляющаяся как в обыденной жизни, так и в величайших произведениях искусства. «Мы страна европейской культуры… И ни о каком отставании в целом в области зодчества, в живописи, в прикладных искусствах, фольклоре, музыке не может быть и речи»27.  Главное качество русского народа,  отыскание абсолютного добра, есть основа многообразия опыта и различных способностей. Как следствие, из этого следует формирование духа и обилие дарований.

Уже в 19 веке стал известен такой всесторонний гений, как Ломоносов, который был сыном обычного крестьянина–рыбака, родился в суровых условиях жизни около Белого моря. В 19 веке появились очень талантливые ученые в широкой области научного познания, такие как: математики –         Н.В. Лобачевский,  М.В. Остроградский; физики – Лебедев, который открыл давление света, П.Л. Капица; химики – Д.И. Менделеев, В.Н. Ипатьев,         В.И. Вернадский; физиологи – И.П. Павлов, С.Н. Виноградский; историки – Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский; философ В.С. Соловьев. Важнейшим  показателем высочайшего уровня русской науки во всех областях служат  прекрасные  статьи в русском «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона. После большевистской революции во всех школах всех стран дети русских эмигрантов по способностям и успехам оказывались среди первых учеников.

Доброта русского человека. Часто русские люди помогают тем, кого должны были ненавидеть всей душой, с кем у них, по идее, не могут складываться добропорядочные отношения. Вот, например, Кеннан Джордж (американский дипломат, посол США в СССР в 1952 г.) говорил о русских: «Все же то, что национальное величие существует реально, очевидно и то, что русский народ обладает им в высшей степени, не вызывает сомнений. Нигде на поверхности земли слабое пламя веры, достоинства и людского милосердия не трепетало так прочно под напором ветров, рвавших его на части. Оно не погашено сегодня даже в глухих уголках русской земли, и кто бы ни изучал борьбу русского духа в продолжение столетий, он может только склонить голову в восхищении перед теми русскими людьми, которые пронесли этот свет ценой самопожертвования и страданий»28. С мнением иностранца соглашается наш русский писатель Фёдор Достоевский: «Русские люди долго и серьезно ненавидеть не умеют»29 – писал он про русскую доброту.

Доброта русского народа во всех слоях его выражается в отсутствии злопамятности. «Нередко русский человек, будучи страстным и склонным к максимализму, испытывает сильное чувство отталкивания от другого человека, однако при встрече с ним, в случае необходимости конкретного общения, сердце у него смягчается, и он как–то невольно начинает проявлять к нему свою душевную мягкость, даже иногда осуждая себя за это, если считает, что данное лицо не заслуживает доброго отношения к нему»30.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Менталитет и особенности поведения русских.

 

Слово «менталитет» восходит к латыни «mens», в русский язык пришло либо из французского – «mentalite», либо из немецкого – «mentalitt».                 Б.П. Шулындин писал: «Менталитет можно определить как сформированную под влиянием достаточно постоянных географических, геополитических и социальных факторов систему стереотипов поведения, чувственно–эмоциональных реакций и мышления, являющуюся выражением иерархически соподчиненных приоритетов и ценностей»31. 

Брушлинский А.В. определяет менталитет как «общую настроенность, относительно целостную совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого–либо сообщества»32.

Менталитет – это обобщённое социально–психологическое состояние народа, сложившееся в результате исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно–географических, этнических, социально–политических и культурных условий проживания на народ, возникающее на основе органической связи прошлого с настоящим. Складываясь и формируясь, вырабатываясь исторически и генетически, менталитет представляет собой устойчивую совокупность социально–психологических черт, их органическую целостность, определяющих многие стороны жизнедеятельности данной общности людей, проявляясь в их духовной и материальной жизни, в специфике их государственности и различных общественных отношениях. В ряде работ по менталитету не проводится различия между менталитетом и ментальностью, хотя это различие существует. В отличие от менталитета под ментальностью следует понимать частичное, аспектное проявление менталитета и не столько в умонастроении народа, сколько в его деятельности, связанной или вытекающей из менталитета. Поэтому в обычной жизни чаще всего приходится иметь дело с ментальностью, нежели с менталитетом. 

Обратимся к трудам русского философа Николая Александровича Бердяева. В его работе «Судьба России» находим такие строки: «…необъятные пространства России тяжёлым гнётом легли на душу русского народа. В психологию его вошли и безграничность русского государства, и безграничность русских полей. Русская душа ушиблена ширью, она не видит границ…»33. Также широка, как и территория России, душа русского человека. Это «внутренний, духовный фактор его жизни».

Безграничность русских полей откладывает отпечаток: человеку, родившемуся и живущему среди этих просторов, всё время необходимы эти необъятные поля и снега, ему необходимо большое место, большое пространство, «чтобы было, где разгуляться», а иначе жить он уже не может. Всё время откуда–то из самой глубины души исходит желание перейти границу, размахнуться, развернуться, нарушить какие–то правила. Такое стремление к размаху, незнание меры проявляется почти во всём. Это стремление заложено в него изначально бескрайними российскими просторами, широтой и неограниченностью пространств, а также и формой территории, приближённо напоминающей коня.

Информация о работе Базовые ценности и особенности поведения русских как этнической группы