Оглавление
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I Русские: проблемы идентификации……………………….....................6
1.1 Социологическая теория этносов……………………………………....…....6
1.2 Основные признаки этноидентичности
русского народа…..………..…....11
Глава II Базовые ценности и особенности
поведения русских
как этнической группы……………………………...…………..………….…..15
2.1 Духовные ценности русского
народа ……………………..…………….....15
2.2 Менталитет и особенности
поведения русских……...…………….……...20
Заключение……………………...………………………………………….…....30
Список использованных источников…………...……………………………...31
Введение
Актуальность
темы исследования. В настоящее время,
большую значимость, обрели изучения проблем
этнической идентичности разных народов,
в том числе и русского, самобытность которого
всегда интересовала ученых. Историческая
практика говорит о том, что исследование
вопросов этноидентичности имеет чрезвычайную
значимость для формирования многонациональных
государств. Точнее, их национальных регионов.
Вопрос самосознания и самоидентификации
этнического большинства русских, от которых
в существенной мере зависит положение
России, ее судьба и перспективы развития,
очень важен. Русский этнос испытывает
острый кризис по разным причинам, кроющихся
в политической, социальной, экономической
и духовной сферах. Особенные перемены
совершаются в социальном самосознании
и идентичности, этим и продиктовано обращение
к теме этноидентификации русских в современной
России.
Проблема
социальной идентичности, самосознания
и менталитета русского народа, желание
понять духовные и ценностные установки
русских, содействует развитию толерантных
направлений, раскрывают большой потенциал
для сотрудничества и развития отношений
народов России.
Социальная действительность
опровергла утверждение, которое господствовало
в начале 19 века, что этническая идентичность
потеряет значение вследствие индустриализации,
модернизации, развития демократии
и гражданского общества. Но исторический
опыт дал понять, что этничность не только
не утратила своё значение, а наоборот
стала играть значительную роль во всех
сферах общественной жизни. Проблемы
этноидентичности имеют важнейшее значение
во всем мире, в том числе и в современной
России.
Еще больший интерес
западных и российских ученых в конце
20 века был посвящен исследованию проблем
менталитета. Изучение
специфики русского менталитета помогает
понять силу и слабости русского народа
как этнического компонента России.
Степень научной
разработанности темы исследования. Теоретическая и эмпирическая
разработка проблем этнокультурной идентичности
имеет сравнительно недолгую историю
и является предметом рассмотрения различных
направлений гуманитарного знания, прежде
всего, социологии, антропологии, этнологии,
психологии, философии. Проблематика этнической
идентичности, менталитета и самосознания
исследовалась многими зарубежными
и российскими учеными. Вопросы этнической
идентичности русских и русского менталитета
рассматривали отечественные ученые:
Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, С. М. Широкогоров,
Ю. В. Бромлей, Б.П. Шулындин и другие. Таким
образом, можно сказать, что в научной
литературе проблема этнической идентичности
разработана и освещена достаточно широко.
Предметом данной темы исследования
является русский народ как этническая
группа.
Объектом данной
темы исследования являются менталитет,
самосознание и особенности поведения
русской нации.
Цель данной
темы исследования стоит в раскрытии условий формирования
этнической идентификации русской нации,
определении базовых ценностей и особенностей
поведения.
В
данной курсовой работе ставятся следующие задачи:
1)
Раскрыть социологическую теорию;
2)
Рассмотреть духовные ценности русского
народа;
3) Проанализировать
особенности поведения, менталитет и самосознания
русских.
Теоретико–методологическая
база исследования. При написании
курсовой работы были использованы
труды отечественных социологов и этнографов,
а также работы современных исследователей,
в которых раскрываются основные подходы
к проблеме этничности в целом, и этнической
идентичности во всем многообразии ее
проявления, в частности.
Структура
данной курсовой работы. Курсовая
работа состоит введения, двух глав, заключения
и списка использованных источников.
Глава
I Русские: проблемы идентификации
1.1
Социологическая теория этносов
Этнос
с греческого языка переводится как: общество,
группа, народ. Считается, первым разработал
концепцию этносов российский ученый С. М. Широкогоров, который
определил этнос следующим образом: «группа
людей, общение в которой происходит на
одном языке, которые признают свое единое происхождение
и обладают совокупностью традиций, образом
жизни и обычаев»1.
В настоящее время существует несколько
концепций теории этносов:
1) Примордиализм (с. англ. primordial – первоначальный)
– этнос рассматривается
как исконная общность людей, представляющая
собой в истории и реальной жизни неповторимую
конкретно–историческую форму. Эти формы,
обладая уникальными признаками, помогает
отнести человека к какому–либо конкретному
этносу найти отличия между различными
этносами. М. Вебер считал, что отнесение
человека к какому–либо этносу – «субъективная
вера в общее происхождение», в тоже
время «не имеет значения, действительно
ли объективное кровное родство существует».
2) Лингвистический детерминизм
– создатели данной концепции выделяют
язык как основной критерий возникновения
этноса2.
Так, В.И. Козлов (советский этнограф)
утверждал, что благодаря языку появилась
этническая группа3.
В России дворянское сословие в 19 в.
какое–то время говорило на французском
языке, но за этим не последовало его
выделение в отдельный этнос.
3) Культурно–психологический антропологизм – в данной
концепции главными аспектами этноса
случат культурные и психологические
факторы. Например, менталитет, установка
на «свои» и «чужих»4.
Так Л.П. Лашук основным критерием этноидентификации
личности считает психологическую
установку разделения людей на «своих»
и «чужих» 5.
4) Социально–исторический эволюционизм
(дуалистическая концепция) – основоположники
этого полагают,
что этнос формируется в
историческом процессе
в определенной природной среде. Ю.В. Бромлей
анализирует
этносов
широком и
узком значениях. В
узком значении – этнос трактуется как исторически
сформировавшаяся устойчивая межпоколенная общность людей, которая
обладает общими признаками и присущими
только ей особенностями культуры и психики, а
еще сознанием своей
общности и своим самоназванием. Этносу в широком
значении
он применил термин «этносоциальный организм»,
подразумевая
под ним следующие категории:
группа,
общность,
цивилизация.
В узком смысле – «этнос определяется
как сложившаяся в ходе истории устойчивая
межпоколенная общность людей, которая
обладает едиными чертами и присущими
только ей особенностями культуры и психики,
а также сознанием своей общности
и собственным самоназванием»6.
Этнос, в широком смысле, он решил назвать
«этносоциальным организмом», подразумевая
под ним следующие группы: племя, народность,
нация. Двойственность данной концепции
состоит в необходимости рассмотрения
этноса не только как социальную, но и
с природную общность. В понимании Ю.В.
Бромлея, этносы обладают специфическими
компонентами (язык, культура, этническое
самосознание), однако они испытывают
воздействие – территориальных, природных,
социально–экономических, государственно–правовых
условий7.
5) Социально–экономический детерминизм
– теория, основывающаяся на марксизме
и позитивизме, которая объясняет развитие
этноса с помощью экономического и природного
влияния: особенностей среды, исторического
процесса. В.В. Пименов считал, что «этнос
– это самостоятельная, исторически образованная,
развивающаяся и саморегулирующаяся
сложная социальная система, элементы
которой (демографическая, пространственно–географическая,
экономическая, социальная, языковая,
культурная, бытовая и психологическая)
взаимосвязаны и развиты экономически»8.
6) Конструктивизм – сторонники данной
концепции считают, что этничность это
выдумки интеллигенции, возникшие с политическими
целями. В 1960–е годы П. Бергер и Т.
Лукман первые вынесли эту теорию. Среди
зарубежных ученых, поддерживающих это
направление являются М. Фишер, Б. Андерсон,
Р. Бурдье, Э. Геллнер. В России этой концепции придерживается
В. А. Тишков, который полагает, что отнесение
человека к какому–либо этносу основывается
на «вере или представлении об общеразделяемой
культуре»9.
Также к теории конструктивизма можно
отнести «информационную» теорию этноса,
которую предложил Н. Н. Чебоксаров. Он
предложил условием формирования этноидентичности
считать «информационные потоки, программирующие
порядок жизнедеятельности этнической
группы»10.
Этноидентичность является главным критерием
самосознания людей, который не поддается
влиянию внешних факторов. Если человек
был рожден русским, это останется неизменным
фактом его жизни. Вопрос в другом – ощущает
ли он себя русским или же считает себя
отнесенным к русским по определенным
признакам, то есть считает это неизменным
факт, к которому он привык? Как Н. Г. Скворцов
считает, что этноидентичность основывается
на знании своего происхождения, традиций,
ценностей, верований, ощущения исторической
и родовой преемственности11.
Этническая идентичность определятся
ландшафтом, историей этноса, языком, религией,
мифологией, являющимися главными культурными
ценностями.
«Этноидентичность – это ощущение себя
представителем этноса, отождествления
себя с ним и отдаления от других этносов»12.
В современной науке исследователи выделяют
различные типы идентичности, связанные
с этносом:
1)
моноэтническую идентичность, когда оба
родителя относятся к одному этносу; 2) этническую
гиперидентичность, проявляется в случает
негативных отношений с представителями
других этносов; 3) изменяющуюся этноидентичность,
которая проявляется в результате отношений
с представителями других этносов и возникновению
желания отождествлять себя с наиболее
престижным, по его мнению, этносом; 4) биэтническую
идентичность, возникает в ситуации когда
родители относятся к разным этноса; 5)
маргинальную идентичность, которая происходит
в результате потери культурных связей
со своим этносом.
«Этнос
– языковая, традиционно–культурная
общность людей, связанных общностью представлений
о своем происхождении и исторической
судьбе, общностью языка, особенностей
культуры и психики, самосознанием группового
единства»13.
Этнос
– основа, с которой связано происхождение
каждого человека. Рождаясь он принадлежит
к какому–либо этносу, получая от родителей
этнические признаки, которые определяют
его сущность. Однако, есть вероятность
выхода из этноса или же возвращение
в него. «...Чтобы являться членом этнической
группы, мало осознания принадлежности
к ней, необходимо признание индивида
группой»14.
1.2
Основные признаки этноидентичности русского
народа
Понятие «этнос» служит исходным для
исследования характеристик социально–этнических
общностей. В нем выражается то общее,
что имеется в понятиях «нация», «народность»,
«этническая группа» и др. Речь идет прежде
всего о таких общих этнических признаках,
как культура, язык, религия, территория,
общая историческая судьба, самосознание,
самоназвание.
Важнейшим показателем сформировавшейся
этнической общности является этническое
самосознание – чувство принадлежности к определенному
этносу. В конечном счете, оно определяется
воспитанием и обучением, в процессе которых
человеку прививаются черты той этнической
среды, в которой он находится.
Попытки выявить основные критерии этнический
идентичности проводились неоднократно.
Так, В. Н. Сагатовский утверждает, что
к принципам этнической идентичности
нужно отнести культуру, образ жизни,
язык, предпосылки возникновения этноса,
историческая территория15.
Э. А. Орлова прибавляет также: расу, цвет
кожи, место рождения, обычаи, религию,
а этнос, по её мнению, должен иметь следующие
признаки: 1) наличие специфических особенностей;
2) признаком этнической идентичности
(отождествление себя с особой этнической
группой); 3) организованной структурой,
обеспечивающей устойчивость этих признаков16.
В соответствии с этим можно определить
основные признаки этноидентичности:
1) Почва, территория, ландшафт и окружающая
среда; 2) расовые и антропологические
особенности (цвет волос, цвет кожи, черты
лица и др.); 3) язык; 4) особенности культуры
(праздники, искусство); 5) быт.
Итак,
рассмотрим некоторые признаки:
«Почва».
Этноидентичность изучают на основе связи
«кровь и почва». При рассмотрении идентичности
с помощью критерия «кровь», то определяют
расовые, генетические и антропологические
признаки. Если во внимание берут «почву»,
то основываются на связи этноса с природой,
окружающим ландшафтом. Таким образом,
признаками, которые идентифицируют этнос,
станут психологические аспекты, обусловленные
средой. «Необъятные пространства России
тяжелым гнетом легли на душу русского
народа. В психологию его вошли и безграничность
русского государства и безграничность
русских полей. Русская душа ушиблена
ширью, она порабощает ее... Эти необъятные
русские пространства находятся внутри
русской души и имеют над ней огромную
власть. Русский человек – человек земли,
чувствует себя беспомощным овладеть
этими пространствами и организовать
их»17.
Н.А. Бердяев прослеживал связь
«между необъятностью, безграничностью
русской земли и русской души, между географией
физической и географией душевной»18.
Прекрасный русский историк С. М. Соловьев
считал, что на жизнь народа влияют три
критерия: 1) ландшафт и природа страны,
в пределах которой он существует; 2) его
характер; 3) народы, окружающие его. «Всем
народам, – писал В. О. Ключевский, – история
задает двустороннюю культурную работу
– над природой страны, в которой он живет,
и над свой собственной природой, над духовными
силами и общественными связями»19.