Балет

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 16:18, реферат

Краткое описание

БАЛЕТ (от франц. balleto и лат. ballo — танцую), имеет два значения: 1. Вид театрально-музыкального искусства, в котором художественный образ создается с помощью хореографии, танцевально-пластического языка. 2. Балетный спектакль

Файлы: 1 файл

балет.docx

— 77.79 Кб (Скачать)

 

МИРОВОЙ БАЛЕТ 20 ВЕКА

 

История балета 20 в. характеризуется процессами ассимиляции традиций русского классического балета с европейскими балетными коллективами. Ведущими тенденциями становятся метафоричность, бессюжетность, симфонизм, свободная ритмопластика, танец модерн, элементы фольклорной, бытовой, спортивной, джазовой лексики. Во второй половине 20 в. развивается постмодерн, в арсенал выразительных средств которого вошли использование кино и фотопроекций, эффекты освещения, звука, электронная музыка, хэппенинг (участие зрителей в балете) и т.д. Появился жанр контактной хореографии, когда танцовщик "контактирует" с предметами на сцене и самой сценой. Доминирует одноактный балет-миниатюра (новелла, балет-настроение). Странами наиболее развитой хореографической культуры были Великобритания, США, Франция, СССР. Большую роль в развитии мирового балета сыграли танцовщики второй волны русской эмиграции (Р.Нуреев, Н.Макарова, М.Барышников) и танцовщики русской школы, работавшие на Западе по контракту (М.Плисецкая, А.Асылмуратова (р.1961), Н.Ананиашвили (р.1963), В.Малахов (р.1968), А.Ратманский (р.1968). В Германии, Голландии, Швеции развился экспрессионистский, затем постмодернистский балет.

 

С 1964 стали проводиться  балетные конкурсы.

 

Франция. В 1920-1930-х центром  европейского балетного искусства  стала Франция, где до 1929 работала труппа "Русский балет" Дягилева и выросшие на ее основе коллективы. Традиции Фокина развили Л.Ф.Мясин, Б.Ф.Нижинская, С.М.Лифарь, вставшие во главе трупп Монте-Карло и Парижа. Во второй половине 20 в. Франция дала балету таких самобытных хореографов, как Морис Бежар и Ролан Пети.

 

Дж. Баланчин до своего отъезда  в США в 1933 работал во Франции. В 1932-1933 организовал труппу "Балле  рюс де Монте Карло" (Мещанин во дворянстве Р.Штрауса, Моцартиана П.Чайковского). После отъезда Баланчина труппу возглавил В.Г.Воскресенский (де Базиль), труппа стала называться "Балле рюс де Монте-Карло полковника де Базиля" (с 1939 по 1962 работала в США, в 1938-1948 балетмейстером труппы служил Мясин, поставивший своей задачей сохранение балетов Дягилева). Лифарь в 1944-1947 возглавлял "Новый Русский балет Монте-Карло", с 1947 он стал называться "Нуво балле рюс де Монте-Карло маркиза де Куэваса".

 

В 1930-1959 с перерывом на военные 1944-1947 труппу Парижской оперы  возглавлял Серж Лифарь, поставивший  там 50 балетов в стиле неоклассицизма, модернизировав классический танец  и соединив его с элементами свободного, фольклорного, бытового танца. Наиболее известные балерины того времени: Клод Бесси (р.1932), ученица Лифаря, начинавшая карьеру у Баланчина, в 1972 имевшая шумный успех в Болеро М.Бежара, с того же года — директор балетной школы при театре оперы, а также лирическая танцовщица Иветт Шовире (р.1917), прославившаяся исполнением партии Жизели. Хореографические новации развились вне стен Оперы, хотя с 1970-х там ставили балеты Баланчин, Д.Роббинс, Г.Тетли, П.Тейлор, М.Каннингем, Ю.Н.Григорович. В 1983-1989 руководителем балетной труппы Парижской оперы вновь стал выходец из России, советский танцовщик Р.Х.Нуреев. Он поставил там ряд классических балетов, а также пригласил к сотрудничеству одного из крупнейших хореографов современности У.Форсайта, что внесло свежую струю в жизнь танцевальной труппы театра, превратившейся к тому времени в балетный музей. Из танцовщиц оперы известность получили Сильви Гийем (р. 1965), Изабель Герен (р. 1961). Выдающийся классический танцовщик Патрик Дюпон (р. 1957) руководил труппой в 1990-1995.

 

Морис Бежар начал работу в 1950-х в труппе Балет Этуаль. С 1960 возглавляет "Балет ХХ века", с 1987 — "Балет Бежара" в Лозанне. Он создает свой пластический язык и решает в балетах философские  проблемы, отсюда его интерес к  восточному миру и танцам: Бакти, 1968 на индийскую музыку, Наш Фауст на сборную музыку, 1975, Нижинский, клоун божий на музыку П.Анри и П.Чайковского, 1971. Ведущим танцовщиком Бежара был аргентинец Хорхе Донн (1947-1992), рано ушедший из жизни. Его памяти Бежар посвятил балеты Дом священника, Балет ради жизни, Танго, или роза для Хорхе Донна. В 1972 создал Песни странствующего подмастерья для Нуреева. Хореографии Бежара свойственны пластическая метафора, стремительный ритм, приоритет массового мужского танца. Наиболее известны самобытные редакции балетов Весна священная (1959) и Жар-птица И.Стравинского (1970), Болеро М.Равеля (1961). Он организовал школу "Мудра", в которой обучение балету строится на изучении психологии и современной философии.

 

В 1945-1951 Ролан Пети основал "Балет Елисейских полей", в 1949-1967 — Балет Парижа. В числе лучших работ: Юноша и смерть И.С.Баха, 1946, Кармен Ж.Бизе, 1949, Собор Парижской богоматери, 1965. Пети работает в жанре драматического балета, тяготеет к динамичности сюжета, яркой образности и театральности, мастерски ставит массовые сцены, использует в лексике сочетание классического и джазового танца. Из его танцовщиков прославились: Зизи Жанмэр (р. 1924, исполнительница партии Кармен в одноименном балете), Жан Бабиле (р. 1923, исполнитель главной партии в культовом балете 1950-х Юноша и смерть). В 1972 Пети организовал "Марсельский балет" (Зажгите звезды, 1972, Больная роза Г.Малера, поставленная в 1973 для Плисецкой, Пинк флойд, 1973, Памяти ангела А.Берга, 1977, собственные версии классических балетов Коппелия, 1975 и Щелкунчик, 1976). В Парижской опере поставил симфонические балеты Фантастическая симфония Г.Берлиоза, 1974, Просветленная ночь А.Шёнберга, 1976.

 

Пьер Лакотт (р. 1932) в 1955-1956 ? 1959-1962 — руководитель "Балета Эйфелевой башни". В 1963-1968 — руководитель труппы "Национальный балет французской музыкальной молодежи", затем труппы балета Монте-Карло, до 2001 возглавлял "Национальный балет" Нанси, является знатоком классического наследия французского балета, владеет тонким искусством стилизации, реконструкции духа романтического балета (фильмы-балеты для телевидения Галантная Европа А.Кампра, реставрация балета Сильфида Ж.Шнейцхоффера, Дама с камелиями Дж.Верди, 1977). Его называют "балетным археологом".

 

Течение модерн представлено "Балетным театром модерна" Ж.Руссильо (р. 1941), организованным в 1972. Из постмодернистских трупп известность получила труппа А.Прельжокажа (р. 1957, труппа — с 1984), ученика М.Каннингема (Белые слезы, 1985, Памяти наших героев, 1986, Парю на муз. В.А.Моцарта, 1994).

 

Великобритания. Английский балет 20 в. ведет родословную от школы  А.Павловой и работавших у Дягилева Мари Рамбер (1888-1982) и Нинет де Валуа. В 1920 открылась Школа Мари Рамбер, последовательницы системы ритмопластического танца Э.Ж.Далькроза. Из ее школы вышли Ф.Аштон, Э.Тюдор, которые создали в 1930 труппу "Балет Рамбер". В 1926 Валуа открыла в Лондоне Академию хореографического искусства, из которой в 1942 вышла труппа "Сэдлерс Уэллс балле", с 1957 — "Королевский балет Великобритании". Валуа была его директором до 1983. С 1935 его ведущий балетмейстер "Королевского балета" — Фредерик Аштон, создавший стиль английского классического танца — строгий, сдержанный и поэтичный. В его основе лежит школа Э.Чекетти, преподававшего в императорском Петербургском балетном училище и воспитавшего такие индивидуальности, как Павлова, Т.Карсавина, М.Фокин, В.Нижинский. Долгое время ведущей балериной Аштона была Марго Фонтейн, карьера которой неожиданно получила второе рождение в легендарном дуэте с Нуреевым; вместе они станцевали ряд классических балетов, а также специально поставленный Аштоном балет Маргарита и Арман по мотивам Дамы с камелиями А.Дюма на музыку Ф.Листа, 1963. В числе постановок Аштона: Фасад, 1931 У.Уолтона, Тщетная предосторожность, 1960 Ф.Герольда, Ундина, 1958 Х.В.Хенце, Месяц в деревне, 1976 Ф.Шопена, бессюжетные балеты Симфонические вариации, 1946 С.Франка, Монотонности, 1965-1966 Э.Сати, многоактные Золушка С.Прокофьева, 1948, с М.Фонтейн — Сон, 1964 Ф.Мендельсона. В 1970 Аштон создал при театре "Новую группу" для авангардных постановок. Энтони Тюдор (1908-1987), создатель психологической драмы в балете, работал в театре до своего отъезда в США (1939), поставив там Сиреневый сад на музыку Э.Шоссона, 1936, Мрачные элегии на музыку Песен об умерших детях Г.Малера, 1937.

 

В 1970-1977 труппу возглавлял Кеннет Макмиллан. С его именем связано  появление жанра драматического балета. Его стиль — соединение школы Чекетти с акробатикой и сложными поддержками, ему свойственна изощренность рисунка хореографии. Его балет Ромео и Джульетта (музыка Прокофьева, 1965, создан также для Фонтейн и Нуреева) стал культовым. Балеты Манон (1974, на музыку Ж.Массне), Концертные танцы Стравинского 1955, Нор?, или Дневник А.Франк, 1958, Анастасия А.Салливена, 1971, Майерлинг Ф.Листа, 1978, Айседора Р.Беннета, 1981; Принц пагод Б.Бриттена, 1989 созданы для ведущей балерины Макмиллана — Линн Сеймур (р. 1939), танцевавшей в дуэте с Кристофером Гейблом (1940-1998), сделавшим позднее карьеру в кино. В балетах Макмиллана танцевали виртуозный Энтони Доуэлл вместе с Антониет Сибли, Александра Ферри (р. 1967). За вклад в национальную культуру Макмиллан получил звание сэра. В те же годы в труппе работал Джон Кранко, который известен как постановщик многочасовых повествовательных балетов (Дама и шут Верди, 1954). С 1960-х Кранко работал в Германии, возглавляя старейший в Европе Штутгардтский балет. После ухода Макмиллана приоритетными в театре стали идеи свободного танца. Бышие танцовщики труппы Норман Моррис (р. 1931), Энтони Доуэлл (руководил труппой с 1986), Дэвид Бинтли (р. 1957) ввели в репертуар постановки Баланчина, Роббинса, Форсайта. Ведущими танцовщиками театра также были Берил Грей (р. 1927), Роберт Хелпман (1909-1986), Мойра Ширер (р. 1926).

 

В числе других трупп Великобритании: "Бирмингемский королевский балет", "Лондон Фестивал балле", выросший из коллектива, основанного в 1949 бывшими дягилевскими танцовщиками Алисией Марковой и Антоном Долиным (1904-1983). Продолжает работать труппа "Балле Рамбер". В начале в ее репертуаре сохранялись подлинники классических балетов, а с 1966 приоритет отдан произведениям в стиле танца модерн. В 1987 руководителем труппы стал Ричард Олстон (р. 1948), развивавший идеи американского хореографа-модерниста Мерса Каннингема. В 1967 Р.Коэн, ученик М.Грэхем, создал "Лондонский театр современного танца", где осуществил постановки многих балетов Грэхем. Театр входит в "Лондонский центр по изучению танца модерн".

 

США. Главное достижение американского  балета — творчество Джорджа Баланчина, выходца из России, выпускника Петроградского театрального училища. Он создал новое  направление в хореографии —  симфонический бессюжетный балет  неоклассического стиля, самодостаточное хореографическое действо (иногда без либретто, сценографии и костюмов). На творчество Баланчина большое влияние также оказала датская школа хореографии, стремящаяся к тонкости, живой легкой работе ног (т.н. заноски Бурнонвиля), быстрой смене направлений и нарастающих ритмов движений. Крупнейшие танцевальные театры США — "Нью-Йорк сити балле" и "Американ балле тиэтр" родились в результате взаимодействия русской классической и американских (танца модерн, акробатической, джазовой, бытовой лексики) традиций. Ведущей тенденцией американского балета остается бессюжетность и метафоричность, камерный одноактный балет.

 

Когда в 1933 Баланчин приехал  в США, ведущим направлением в  американской хореографии был танец  модерн, который имел фольклорную  окраску и включал мотивы негритянских и индейских танцев (перегибы корпуса, вращательные движения бедер, приоритет  ансамблевого танца над сольным). Танец модерн развивали хореографы Рут Сен-Дени и Тед Шоун (1891-1972), основавшие в Лос-Анджелесе в 1915 школу танца "Денишоун". В ней учились многие американские балетмейстеры, в том числе виднейшая балерина и хореограф Марта Грэхэм, в 1926 создавшая свою труппу и разработавшая особую технику танца. Хореографы Д.Хамфри, Х.Лимон, А.де Милль, Р.Пейдж создавали жанровые балеты, используя негритянский и индейский фольклор. С другой стороны, благодаря русским артистам-эмигрантам американская публика познакомилась с классическим балетом: в CША работали студии русских танцовщиков М.Фокина, А.Больма, М.Мордкина; Б.Г.Романов (1891-1957) возглавлял балетную труппу театра "Метрополитен-опера" (1938-1942, 1945-1950), в 1939 в США приехала труппа "Балле рюс де Монте-карло" (труппа В.Г.Воскресенского-де Базиля), руководимая в 1938-1948 Л.Ф.Мясиным. Сплав модерна с национальной и классической традицией образовали стиль Баланчина. В 1934 вместе с меценатом Леонардом Кернстайном (1907-1996) Баланчин основал Школу американского балета и на ее основе — балетный театр "Нью-Йорк сити балле". В 2004 театр отметил столетие со дня рождения своего основателя и свое 70-летие. Первые балеты ставились на американские сюжеты (Заправочная станция, 1938 Л.Кристенсена на муз.В.Томсона, Парень Билли Ю.Лоринга, Весна в Апалачах, Родео А.де Милль, муз. А.Копленда), но скоро театр превратился в Дом Баланчина, где он поставил для труппы 50 балетов. В основном это бессюжетные балеты: Четыре темперамента П.Хиндемита, 1946, Серенада, 1934, Кончерто барокко И.С.Баха, 1940, Симфония до мажор или Хрустальный дворец Ж.Бизе, 1947, Песни любви — вальсы на музыку И.Брамса, 1960, III сюита П.Чайковского, 1970, в том числе и на американскую музыку: Симфонии Дальнего Запада Х.Кея, 1954, Не все ли равно Дж.Гершвина, 1970. В основе неоклассической эстетики Баланчина лежит танцевальная выразительность, рожденная выразительностью музыкального образа. Баланчин, как и Бежар, был мастером постановки массового танца, но приоритет он отдавал женскому танцу и говорил: "Балет — это женщина". Его любимым композитором был Стравинский, с которым он сотрудничал со времени работы у Дягилева. За период 1925-1972 Баланчин поставил 27 балетов Стравинского, среди них: Агон, 1957, Жар птица, 1949, Пульчинелла, 1972, Драгоценности (Рубины), 1967. Аналог столь плодотворного сотрудничества хореографа и композитора можно найти в союзе Петипа с Чайковским. Ведущие танцовщики Баланчина: Андре Эглевский (1917-1977), Эдуард Виллела, Мелисия Хайден (р. 1923), Мария Толчиф, Дайана Адамс, Танакиль Ле Клер (р. 1929), Виолет Верди, Аллегра Кент (р. 1938), Карин фон Арольдинген (р. 1941), Патрисия Макбрайд, Сьюзен Фаррелл, Меррилл Эшли. Ученик Баланчина Джером Роббинс (1918-1998) известен как создатель джазового танца с элементами фольклорной и бытовой лексики. Поставил балеты: Матросы на берегу Л.Бернстайна, 1944, Факсимиле, 1946, Клетка на музыку Базельского концерта для струнных Стравинского, 1951, новая редакция Послеполуденного отдыха фавна (1953), Концерт на музыку Шопена, 1956, романтический балет Танцы на вечеринке на музыку Шопена, хореографическая версия Гольдберг-вариаций Баха, 1971, Водяная мельница на музыку Т.Ито. Широко известны его мюзиклы: Смешная девчонка, Скрипач на крыше 1964, Вестсайдская история, 1957. В 1950-1960-х Роббинс много работал на Бродвее. После смерти Баланчина в 1983 вместе с П.Мартинсом возглавил труппу. Преемник Баланчина датский танцовщик Питер Мартинс прославился в дуэте с С.Фаррел; как хореограф поставил балеты: Ночь в сценическом освещении Ч.Айвза, 1978, Экстатический оранжевый, 1987, Черное и белое, 1986, Эхо, 1989, Пепел, 1991 М.Торпа. В 1991 Мартинс впервые поставил полностью без купюр, принятых на Западе, балет Спящяя красавица.

 

"Американ балле тиэтр" создан в 1939 Люсией Чейз, меценатом и балериной, ученицей М.Мордкина. Чейз руководила театром до 1980. Если "Нью-Йорк сити балле" — авторский театр, то "Американ балле тиэтр" — интернациональное создание нескольких хореографов. Фундамент театра заложил английский хореограф Энтони Тюдор, работавший в театре с момента основания его художественным руководителем (1939-1950 и с 1974). Основоположник т. н. психологического балета (его называли "хореографом человеческой скорби"), Тюдор интересовался миром подсознательного, при обращении к внутреннему миру человека использовал лексику модерна (Огненный столп на музыку А.Шёнберга, 1942 с Норой Кей, Подводное течение Р.Шумана, 1945, Ромео и Джульетта Ф.Дилиуса, 1943 с Хью Лэнгом). В 1975 поставил для Гелси Керкленд (р.1952), признанной лучшей исполнительницей партии Жизели в США, бессюжетный романтический балет Листья вянут на музыку А.Дворжака. Ведущими танцовщиками Тюдора были Нора Кей (1920-1989) и Хью Лэнг (1911-1988). В театре также работали К.Макмиллан, Д.Роббинс, хореографы модерна Глен Тетли (р.1926), Биргит Кульберг (р.1908), Туайла Тарп (р.1942). Ведущими танцовщиками театра в разные годы были: Алисия Алонсо, Джон Криза (1919-1975), Игорь Юскевич (1912-1994) и Алисия Маркова; Тони Ландер (1931-1985), Салли Уилсон (р. 1932), Брюс Маркс (р.1937), Рой Фернандес (1929-1980), Лупе Серрано (р. 1930), Скотт Дуглас (1927-1996), Синтия Грегори, Мартина Ван Хамель (р. 1945), Фернандо Бухонес, Наталья Макарова, Рудольф Нуреев, датчанин Эрик Брун, Карла Фраччи (р. 1936), Айван Надь (р. 1943), В.А.Малахов.

 

В 1980-1989 художественным руководителем  труппы был Михаил Барышников, его  заместителем был К.Макмиллан. В  тот период осуществлены знаменитая постановка М.Морриса (р. 1955), хореографа, завоевавшего славу "Моцарта современного танца", Пей за меня только глазами на музыку В.Томсона. Макмиллан возобновил Ромео и Джульетту, Н.Макарова осуществила свою редакцию Баядерки Минкуса (1980). По приглашению Барышникова в 1989 педагогом труппы работала балерина Кировского театра И.Колпакова (р. 1933).

 

Если в 19 в. американский балет  только зарождался, то во второй половине 20 в. страна переживала балетный бум 20 в. и превратилась в страну высокоразвитой хореографической культуры. В 1945 насчитывалось 25 трупп, но вскоре это число выросло до 250. Только в одном Нью-Йорке работают несколько трупп (модерн-театры Туайлы Тарп, "Джоффри балле" Роберта Джоффри (р. 1930), афроамериканский "Танцевальный театр Гарлема" Артура Митчелла, "Балле Фелд" Элиота Фелда, р. 1942 и др.). В крупных городах есть свои балетные труппы: "Чикаго-балле", основанная Марией Толчиф, "Сан-Франциско-балле", "Бостон балле", "Майами-балле", "Литлфилд балле" Филадельфии и др.

Информация о работе Балет