Америка до прихода Колумба

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 02:26, контрольная работа

Краткое описание

Тольтеки, майя, ацтеки, инки, европейские завоевания.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

          Города соединялись между собой  грунтовыми дорогами, тропами, а  иногда и мощеными шоссе –  вроде того, что протянулось на 100 км между Йашхуна (около Чичен-Ицы) и Коба на восточном побережье. Реки также служили путями сообщения.

          В начале XVI века древние верования майя уже отступили на задний план. Жрецы создали сложную религиозную систему с космогоническими мифами, составили свой пантеон и установили пышный культ. Олицетворение Неба – бог Ицамна был поставлен во главе сонма небожителей вместе с богиней плодородия. Ицамна считался покровителем цивилизации майя. Ему приписывали изобретение письменности.

          Религиозные верования майя включали  в себя примитивные образные представления о природе. Существовали культы простых божеств природы.

         Обеспечивая дожди и плодородие, продолжали существовать чаки, в  полях резвились хитрые и всегда  доброжелательные к людям алуши.  Иш Табай продолжала представать днем в виде лесных сейб-йашче, а ночью обращалась в прекрасную и роковую женщину – сигуанабану. До нас дошли имена нескольких крупных и менее значительных божеств пантеона майя: владыка небес – Ицамна, бог дождя Чак, бог маиса Йум Кааш, бог смерти Ах Пуч, Полярная Звезда – Шаман Эк, покровитель какао Эк Чуах и т.д. Возвышаясь над всеми, возглавлял пантеон Хунаб Ку – верховный владыка, отей Ицамны. Если верить именному указателю к текстам книг «Чилам – Балам», только в прорицаниях фигурирует более сотни божественных существ.

           Космогония представляла собой  сложную систему, основывающуюся на теории о трех сотворениях: два из них два из них оказались разрушенными потопами, тогда наступило третье, настоящее. В представлении майя Вселенная имела квадратную форму – углы ее поддерживали братья – бакабы. Вертикально она состояла из 13 небесных сфер, каждая из которых обладала собственным покровителем. Земля считалась нижней сферой.  Внизу размещалось ещё 9 плоскостей со своими покровителями. В самом низу находились владения Владыки Мертвых – Минталь.

           С VI или VII века майя установили гражданский год в 365 дней. Год майя состоял из 18 месяцев по 20 дней каждый. На языке майя периоды времени назывались: 20 дней – виналь, 18 виналей – тун. Тун равнялся 360 кинам (дням). Для выравнивания солнечного года добавлялись 5 дней, называвшихся  майеб, буквально «неблагоприятные».  Считалось, что в эту пятидневку «умирает год», и поэтому в эти последние дни древние майя ничего не делали, чтобы не навлечь на себя беду. Майя умело совмещали два календаря: хааб – солнечный, состоявший из 365 дней, и цолкин – религиозный, из 260 дней.

           Майя создали идеально разработанную  систему счета, двадцатиричную. Как употребляемая нами десятиричная система, так и двадцатиричная майянская основываются на едином принципе, согласно которому знак сам  по себе ничего не значит, но в сопровождении другой цифры становится основой для математического обращения, позволившего совершить все завоевания современных наук. Этот знак – ноль, чье свойство увеличивать сочетающуюся с ним цифру в десятки раз по нашей системе, и в двадцать раз по системе майя, посредством позиционного перемещения указанной цифры. В нашей десятеричной системе имеются девять цифр и ноль. Майянская состоит лишь из двух – точки с чертой и ноля.

           Иероглифическая письменность майя  является несомненным фактом. В  письменности майя употребляются  знаки трех родов: фонетические  – алфавитные и слоговые, идеографические,  обозначающие целые слова, и  ключевые – поясняющие значение слов, но не читающиеся.

           До настоящего времени сохранилось  лишь 3 книги майя. Одна из них  находится в Париже (размеры 1,45 м в длину, 23,5 см в высоту, ширина  страницы 12,5 см); другая – в Мадриде  (длина ее – 6 м, величина страницы 23*14,4 см) – всего таких сложенных в гармошку страниц 56 с 3200 знаками; третья в Дрездене (длина – 3,56 м, размер страницы 20,5*9 см). Все известные рукописи майя изготовлены из бумаги, сделанной из луба фикуса. По консистенции этот материал занимает промежуточное положение между папирусом и бумагой. Кроме книг, письменными памятниками истории майя являются надписи, высеченные на каменных стенах, которые майя воздвигали каждые двадцать лет, а так же на стенах дворцов и храмов.

           На рубеже V – VI вв. в центре северной части полуострова Юкатан был основан город Чичен-Ица. В VII веке жители покинули этот город и переселились на юго-западную часть Юкатана. В середине X в. их новая родина подверглась нападению выходцев из Мексики. После этого «люди ица», как их называет хроника, возвратились в Чичен-Ицу. Чичен-Ица около двухсот лет являлась крупнейшим культурным центром, где были воздвигнуты величественные архитектурные памятники.

            Неподалеку от Чичен-Ицы в X веке возник другой город – Майяпан, не испытывавшей тольтекского влияния. Захвативший власть в Майяпане Хунак Кеель в 1194 г. вторгся в Чичен-Ицу и захватил город. Люди ица собрались с силами и захватили Майяпан, где и обосновались, смешавшись со своими недавними противниками. Как сообщает хроника, «с тех пор их называют майя».

            Позднее, в  XV в., наступает период междоусобиц. Правители городов разных частей страны «делали друг другу пищу безвкусной». Так, Чель (один из правителей), заняв побережье, не хотел давать ни рыб, ни соли Кокому (династия правителей Майяпана), а Коком не разрешал доставлять к Челю дичь и фрукты.

             После 1485 года Майяпан был значительно  ослаблен, а после эпидемии 1485 г.  совсем опустел. Часть майя  обосновались в непроходимых  лесах около озера Петен-Ица и построили город Тах-Ица, который оставался недоступным испанцам до 1697 г. Весь остальной Юкатан был захвачен в 1541 – 1546 гг. европейскими завоевателями. 
 

АЦТЕКИ.

             Племена науа, овладевшие Анауаком  после падения тольтеков, были известны под именем чичимеков – слово, первоначально означавшее «варвары». По преданиям у них было 7 племен, из которых одно двинулось на восток и осело в Тласкале, а остальные 6 поселились у озер, грабя и порабощая прежних обитателей. Ацтеки – последнее из вступивших в Анауак семи племен, долгое время бродили по юго-западной части долины, нанимаясь на службу к вождям различных племен.

              Следуя указаниям жрецов своего  племенного божества Уицилопочтли, которые повелели им селиться там, где они увидят орла, стоящего на кактусе и пожирающего змея, ацтеки осели и построили свой город Теночтитлан на двух небольших островках посреди озера Тескоко. Это произошло в 1325 году. Возникший город-государство быстро разрастался и к началу XVI века превратился в одну из самых мощных держав Америки – знаменитую империю ацтеков с огромной территорией и населением 4-6 миллионов человек. Ацтеки установили вскоре свое господство над другими народами долины, а затем перешли горы и стали совершать захваты во всех направлениях. Границы империи ацтеков простирались от Северной Мексики до Гватемалы, и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. От покоренных племен ацтеки требовали, чтобы они поставляли людей для жертвоприношений и платили дань натурой.

            Сама столица – Теночтитлан  – стала большим городом с  населением 120-900 тысяч жителей. С  материком этот островной город  связывали три широкие каменные  дороги-дамбы.

                Основной отраслью производства  ацтеков было поливное земледелие. Они создали так называемые плавучие сады – маленькие искусственные островки.  Делали их следующим образом: на плетенку из водорослей, тростника и водяных лилий набрасывали слой ила, добытого со дня озера. На таком плоту сажали овощи и фрукты. Чтобы получать хороший урожай, нужно было накладывать каждый год новый слой ила. Плоты погружались все глубже и глубже и, наконец, оседали на дно, становясь обычными островками. Такие островки постепенно соединялись вместе. Крестьяне создавали все новые и новые плавучие островки, этот процесс продолжался и в то время, когда пришли испанцы. Таким путем бесполезные, заболоченные пространства превращались в огороды, пересекаемые каналами. Основным питанием служил маис, но кроме того сажали бобы, тыквы, помидоры, бататы, агаву, фиги, какао, табак, хлопок, а также кактусы. На кактусах разводили кошениль – насекомых, выделяющих пурпурную краску. Из сока агавы изготовляли род браги – пульке. Кроме пульке любимым напитком был шоколад, который варили с перцем (само слово «шоколад» ацтекского происхождения). Волокно агавы шло на бечевки и канаты. Из него ткали и мешковину. Ацтеки получали каучук из Вера Круус и сок гваюлы с севера Мексики.

                От народов Центральной Америки через ацтеков Европа получила культуры кукурузы (маис), какао, томатов. От ацтеков Европа узнала о свойствах каучука.

                Ацтеки разводили индеек, гусей,  уток. Единственным домашним животным  была собака. Собачье мясо тоже  шло в пищу.

                Ацтеки не приручили ни одного  вьючного животного и, самое удивительное, не изобрели колеса и гончарного круга.

                Орудия труда изготовлялись из  дерева и камня. Лезвия и  наконечники из обсидиана. Употреблялись  и кремниевые ножи. Главным оружием  были луки и стрелы, а также  дротики с метательными дощечками.

                Ацтеки не знали железа. Их  металлургия находилась в зачаточном  состоянии: ацтеки не открыли  сплава бронзы. Медь, добывавшуюся  в самородках, ковали не разогревая. Таким же способом – расплавлением  восковой формы – отливали золото. В искусстве отливки, ковки и чеканки золота ацтеки достигли большого мастерства.

               Ацтеки были замечательными строителями,  достигли высокого мастерства  в скульптуре, прикладном искусстве,  ткачестве, изготовлении золотых украшений. Ткачество и вышивка ацтеков стоят в ряду высших достижений. Особенно прославилась ацтекская вышивка перьями. Большого мастерства достигло это племя в керамике со сложным геометрическим орнаментом, резьбе по камню и мозаике из драгоценных камней: нефрита, бирюзы.

             Любопытны представления ацтеков  о ценности камней и металлов. Выше всего у них ценилась  яшма, затем шла медь, потом серебро,  и, наконец, золото. Из меди ацтеки выковывали маленькие колокольчики, которые использовали в качестве денег. Серебро в Мексике встречалось гораздо меньше, чем золото, поэтому из него изготавливали только декоративные и ювелирные изделия.

             У ацтеков была развита меновая  торговля. Испанский солдат Берналь  Диас дель Кастильо описал  главный рынок в Теночтитлане: « площадь и множество толпившихся на ней людей – одни покупали, другие продавали. Только шум и гул голосов был слышен оттуда на расстояние больше лиги (лига – расстояние, равное 5572 метра)». Изумительное зрелище поражало организованностью, порядком, большими размерами и изобилием людей.

             Во всех направлениях везли  и несли продукты, минералы, ткани.  В городе насчитывалось множество  зданий – храмов, школ, служебных  построек. Стена, длина которой  достигала 500 метров, окружала священный центр города. На огромной площади располагался самый грандиозный из всех многочисленных рынков древней Мексики – тиангис.

            На краю рынка около ограды  храмовой пирамиды располагались  продавцы золотого песка, который  хранился в стержнях гусиных перьев. Стержень определенной длины служил единицей обмена. Подобную роль играли также кусочки меди и олова. Для мелких сделок употребляли бобы какао.  

              Религия ацтеков являлась политеистической. Они верили, что божества повелевают силами природы и действиями людей. Богов ацтеки изображали похожими на людей, но придавали им гротескные, чудовищные черты, иногда даже звериные. В их пантеоне наряду с олицетворением сил природы (бог дождя, бог туч, богиня кукурузы, боги цветов), выступают и олицетворения общественных сил.

              У истоков пантеона находились  прародители – бог-творец Ометекутли  и его божественная супруга.  Среди действующих богов главным  божеством выступал Уицилопочтли, который почитался как бог солнца, и как бог войны. Война являлась формой поклонения данному богу и была возведена в культ. Особое место занимал бог Синтеобль – покровитель плодородия кукурузы. Наиболее сложен образ защитника жрецов – Кецалькоатля – древнего божества тольтеков. Это образ бога-благодетеля, научившего людей земледелию и ремеслам. Согласно мифу, он удалился на восток, откуда должен вернуться. Богом торговли и покровителем торговцев выступал Йакатекухали.

              В ритуал ацтеков входили человеческие  жертвоприношения. Человеческие жертвы ацтеки приносили следующим образом. Четыре жреца, раскрашенные в черный цвет и одетые в черные одежды, хватали юношу за ноги и за руки и бросали его на жертвенный камень. Пятый жрец, облаченный в пурпурные одеяния, острым кинжалом из обсидиана распарывал ему грудную клетку и рукой вырывал сердце, которое затем бросал к подножию статуи бога.

             У ацтеков существовало ритуальное  людоедство: сердце поедали жрецы,  а туловище, сброшенное со ступеней  пирамиды, уносили домой члены  аристократических родов и съедали его во время торжественных пиршеств.

             Кроме восемнадцати главных празднеств  в году, нередко продолжавшихся  по нескольку дней, едва ли  не каждый день отмечался праздник  какого-нибудь из богов. Самым  любопытным был праздник в честь бога Тескатлипока. Уже за год до торжества выбирали жертву – юношу без физических недостатков. Избранник получал одежды, имя и все атрибуты бога. Люди поклонялись ему как богу на земле. На протяжении всего подготовительного периода избранник жил в роскоши, в последний месяц ему давали в жены четырех девушек. В день праздника его несли в паланкине к храму, где жрецы убивали его.

Информация о работе Америка до прихода Колумба