Америка до прихода Колумба

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 02:26, контрольная работа

Краткое описание

Тольтеки, майя, ацтеки, инки, европейские завоевания.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ. 

            К тому времени, когда Колумб «открыл» Америку (1492), она была населена множеством индейских племени этносов, большинство из которых находилось на первобытной стадии развития. Однако некоторые из них, жившие в Центральной и Южной Америке, достигли уровня высокоразвитых древних цивилизаций, хотя намного отстали от Европы: последняя к тому времени переживала расцвет эпохи Возрождения. Встреча двух миров, двух культур и цивилизаций имела для встретившихся сторон разные последствия. Европа позаимствовала многие достижения индейских цивилизаций, в частности, именно благодаря Америке европейцы начали употреблять картофель, томаты, кукурузу, бобы, табак, какао, хинин. В целом же после открытия Нового Света развитие Европы ускорилось.  Совсем иначе сложилась судьба древнеамериканских культур и цивилизаций: развитие некоторых из них фактически прекратилось, а многие вообще исчезли с лица земли.

        Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что на Американском континенте не было своих очагов формирования древнейшего человека. Заселение этого континента людьми началось в эпоху позднего палеолита – примерно 30-20 тысяч лет назад – и шло из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску. Народности страны, названные европейскими завоевателями индейцами, разделялись на большое число племен, говоривших на разных языках и независимых в политическом отношении друг от друга.

          В течение 12 – 14 тысяч лет  обитатели Америки оставались  охотниками или собирателями  плодов. Первый и решающий шаг по пути цивилизации – выращивание маиса – был сделан, вероятно, за 4 тысячи лет до нашей эры. Этой культуре предстояло сыграть для американцев такую же ведущую роль, как пшенице и ячменю для культур Восточного полушария. Выращивание злаков привело к урегулированию имущественных прав на воду и землю, к наблюдению времен года и изобретению календаря, к религиозным обрядам, целью которых было увеличить урожай, и к созданию касты жрецов и определенной формы правления.

          В долинах Новой Мексики, в бассейнах рек Соноры и Синалоа и у озер в области Халиско жило несколько племен, которые перешли к земледелию и имели зачатки цивилизации. Но индейцы большинства племен кочевали в горах и пустынях внутренних областей, питались листьями кактусов или мясом диких зверей и спали в палатках из шкур. На юге же обитали племена, занимающиеся земледелием. Некоторые племена уже стояли на довольно высоком культурном уровне.

         Общество было ещё теократическим. Каждое племя имело своих отдельных  богов. Общего культа не было. Личность не была освобождена от власти жрецов.

          На востоке, вдоль берегов Мексиканского  залива, жили тотонаки. Богатые рыбой  озера Мичоакана принадлежали  тарасканам. В горах Оахаки обитали  родственные между собой племена  мистеков и сапотеков. За Оахакой в областях Чиапас и Юкатан жило племя майя. Однако в XV веке все эти племенные группы в военном и культурном отношениях стояли ниже племени нахуа, которому принадлежала долина Анахуак и прилежащие к ней территории. А самым сильным из племен нахуа были ацтеки, или мексиканцы, чей город Теночтитлан был построен на озере посреди озера, находившегося в центре долины.

            Археологический период так называемых  Ранних культур (до III в. До н. э.) был временем неолита, периодом собирательства, охоты и рыболовства, господства первобытнообщинного строя. В период Средних культур (III в. До н. э. – IV в. До н. э.) возникло земледелие. В этот период начинают проявляться различия в развитии племен и народов разных частей Мексики и Юкатана.  
 

ТОЛЬТЕКИ.

           Первым многочисленным народом в долине Мехико были тольтеки. Этот народ ещё в V веке создал свою цивилизацию, прославившуюся монументальными архитектурными сооружениями. Тольтеки, царство которых существовало до X века, принадлежали по языку к группе науа. Их главным городом был Теотиуакан в долине Мехико к северо-востоку от озера Тескоко. Руины Теотиуакана, занимающие площадь в 5 км в длину и в 3 км в ширину, свидетельствуют о том, что это был политический, экономический и культурный центр всей Мезоамерики, с населением 60-120 тысяч человек. Этот древний город был полностью застроен величественными зданиями, по-видимому, дворцами и храмами, которые возводились из каменных плит, скрепленных цементом. Стены зданий покрывались штукатуркой. Вся территория поселения была вымощена гипсовыми плитами. Археологи обнаружили в городе около 500 ремесленных мастерских, целые кварталы иноземных коммерсантов и «дипломатов».

         Примечательно, что почти весь  город был своеобразным архитектурным  памятником. Его центр был тщательно спланирован вокруг двух пересекающихся под прямым углом широких улиц: с севера на юг – проспект Дорога Мертвых длиной свыше 5 км, а с запада на восток – безымянный проспект длиной до 4 км. На северном конце Дороги Мертвых возвышается огромный силуэт Пирамиды Луны (высота 42 м), сложенной из кирпича-сырца и облицованной вулканическим камнем. На другой стороне проспекта располагается ещё более грандиозное сооружение – Пирамида Солнца (высота 64,5 м), на вершине которой когда-то стоял храм. Место пересечения проспектов занимает дворец правителя Теотихуакана – «Цитадель», представляющий собой комплекс построек, куда входил храм бога Кецалькоатля – Пернатого Змея, одного из главных божеств, покровителя культуры и знаний, бога воздуха и ветра. От храма сохранилось лишь одно пирамидальное основание, состоящее из шести уменьшающихся каменных платформ, как бы поставленных друг на друга. Фасад пирамиды и балюстрада парадной лестницы украшены скульптурными головами самого Кетцалькоатля и бога воды и дождя Тлалока в образе бабочки.

          Вдоль Дороги Мертвых находятся  остатки ещё десятков храмов  и дворцов. Среди них – реконструированный  сегодня прекрасный Дворец Кецальпапалотля,  или Дворец Пернатой Улитки, стены  которого украшены фресковой живописью. Прекрасные образцы такой живописи имеются также в Храме Земледелия, который изображает богов, людей и животных. Оригинальными памятниками рассматриваемой культуры являются антропоморфные маски из камня и глины. В III – VII веках широкое распространение получают изделия из керамики – цилиндрические сосуды с живописной росписью или резным орнаментом – и терракотовые статуэтки.

          В нескольких километрах от  Теотиуакана находятся остатки  жилых поселений: одноэтажные  дома из необожженного кирпича.  Каждый такой дом состоит из 50-60 комнат, расположенных вокруг внутренних двориков и связанных между собой переходами. Очевидно, это были жилища семейных общин.

         Знать отличалась от рядовых  членов общества. Об этом свидетельствуют  различия в одежде и украшениях из золота и серебра, нефрита и порфира.

          Тольтеки имели иероглифическую  письменность. В росписи на вазах  встречаются знаки этой письменности. Других памятников письменности не сохранилось.

          Велики были успехи тольтеков в области материальной культуры. Значительных масштабов достигло земледелие с использованием орошения. На высокий уровень поднялись некоторые ремесла, в частности ткачество. Тольтеки изготовляли из хлопкового волокна тонкие ткани. Их сосуды отличались разнообразием форм и художественной росписью. Оружием служили деревянные копья и палицы с вкладышами из обсидиана. Из обсидиана вытачивались ножи.

         Наивысшего расцвета культура Теотиуакана достигла к началу VII века н. э. Однако уже в конце того же века прекрасный город внезапно гибнет, уничтоженный гигантским пожаром. Причины этой катастрофы до сих пор остаются невыясненными – скорее всего в результате нашествия воинствующих варварских племен Северной Мексики. 

МАЙЯ.

Культура и  цивилизация майя стали ещё одним удивительным явлением доколумбовой Америки, существовавшим в I – XV веках н. э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Современный исследователь этого региона Г. Леман назвал майя «самой завораживающей из всех цивилизаций древней Америки». Действительно все, связанное с майя окутано тайной и загадкой. Тайной остается их происхождение. Загадкой является их выбор места поселения – труднопроходимые джунгли Мексики. Одновременно чудом и загадкой представляются взлеты и падения в их последующем развитии.

       Майя – единственный народ  Америки, оставивший памятники  письменности. Также майя составили  точный солнечный календарь, успешно  предсказывали солнечные и лунные  затмения.

       Основным видом монументальной архитектуры был пирамидальный храм, устанавливаемый на высокой пирамиде – до 70 метров. Если учесть, что вся постройка воздвигалась на высоких пирамидальных холмах, то можно себе представить, каким величественным и грандиозным выглядит все сооружение. Именно таким предстает Храм Надписей в Паленке, служивший гробницей правителя, подобно пирамидам Древнего Египта. Все сооружение покрыто иероглифическими рельефными надписями, которые украшают стены, склеп, крышку саркофага и другие объекты. К храму ведет крутая лестница с несколькими платформами. В городе имеются ещё три пирамиды с храмами Солнца, Креста и Лиственного Креста, а также Дворец с пятиэтажной квадратной башней, служившей, видимо, обсерваторией: на верхнем этаже каменная скамья, на которой сиживал звездочет, вглядываясь в далекое небо. Стены дворца также украшены рельефами, изображающими военнопленных.

         В VI – I веках наивысших успехов достигают монументальная скульптура и живопись майя. Скульптурные школы Паленке, Копана и других городов добиваются редкого мастерства и тонкости при передаче естественности поз и движений изображаемых персонажей, каковыми обычно выступают правителя, сановники и воины. Удивительным мастерством отличается также мелкая пластика – особенно небольшие статуэтки.

         Сохранившиеся образцы живописи майя поражают изяществом рисунка и богатством цвета. Знаменитые фрески Бонампака являются признанными шедеврами живописного искусства. Они рассказывают о военных сражениях, изображают торжественные церемонии, сложные ритуалы жертвоприношения, грациозные танцы и т. д.

          В IX – X веках большинство городов майя было разрушено вторгшимися племенами тольтеков, однако в XI веке культура вновь возродилась на полуострове Юкатан и в горох Гватемалы. Основными ее центрами становятся города Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан.

          Наиболее успешно по-прежнему  развивается архитектура. Одним  из замечательных архитектурных  памятников является пирамида  Кукулькана – «Пернатого Змея»  в Чичен-Ице. На вершину девятиступенчатой пирамиды, где расположен храм, ведут четыре лестницы, окаймленные балюстрадой, которая внизу начинается прекрасно выполненной змеиной головой и в виде змеиного тела продолжается до верхнего этажа. Пирамида символизирует календарь, ибо 365 ступеней ее лестниц соответствуют числу дней в году. Она примечательна, кроме того, и тем, сто внутри нее находится ещё одна девятиступенчатая пирамида, в которой имеется святилище, а в нем изумительный каменный трон, изображающий ягуара.

           Весьма оригинальной является  также пирамида «Храм Волшебника» в Ушмале. Она отличается от всех других тем, что в горизонтальной проекции имеет овальную форму.

           Каждый город майя возглавлял  халач-виник, что означает «настоящий человек». Халач-винику принадлежала самая высокая административная власть, сочетавшаяся с высоким жреческим саном. Он назначал из числа своих кровных родственников вождей селений, основными функциями которых было соблюдение порядка в подчиненных селениях и регулярная выплата податей. Существовал и целый жреческий клир, однако самое распространенное название жреца было ах кин.

         Ах кины хранили высокоразвитую  науку майя – астрономические  знания о движении звезд, Солнца, Луны, Венеры и Марса. Они могли  предсказать солнечные и лунные  затмения. Поэтому власть жрецов над коллективными верованиями была абсолютной и высшей, оттесняя порою даже власть наследственной знати.

         В основании социальной пирамиды  располагались массы общинников. Жители селения майя составляли  сельскую общину. Община выполняла  повинности по отношению к знатным соплеменникам и жрецам. Именно общины создавали церемониальные центры, пирамиды с храмами, астрономические обсерватории, дворцы, стадионы для игры в мяч, мощеные дороги и прочие сооружения. У майя существовала ещё одна социальная категория – рабы – пентакооб. Рабом общинник мог стать в следующих случаях: родившись от раба, попав в плен на войне, оказавшись сиротой, оказавшись проданным на рынке. Часть рабов приносили в жертву богам. Существовала также обращение в рабство преступников, а также долговое рабство единоплеменников. Должник оставался рабом до тех пор, пока его не выкупали сородичи.

          В стране майя не было руд  и не могла возникнуть металлургия.  Из Мексики, Панамы, Колумбии и  Перу к ним доставлялись предметы  искусства и украшения – драгоценные камни, раковины и изделия из металлов. Майя изготовляли на ткацком станке ткани из волокна хлопка или агавы. Для ритуальной игры изготовлялись мячи. Боевым оружием являлись дротики с кремневыми наконечниками. Луки и стрелы майя заимствовали у Мексиканцев. Из Мексики же они получали медные топорики.

          Хотя ткани и сосуды изготовлялись  в основном земледельцами, существовали  уже специалисты – ремесленники, в особенности ювелиры, резчики  по камню, вышивальщики. Были и  купцы, которые доставляли товары на дальние расстояния по воде и по суше при помощи носильщиков.

Информация о работе Америка до прихода Колумба