Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 02:26, контрольная работа
Тольтеки, майя, ацтеки, инки, европейские завоевания.
ВВЕДЕНИЕ.
К тому времени, когда Колумб «открыл» Америку (1492), она была населена множеством индейских племени этносов, большинство из которых находилось на первобытной стадии развития. Однако некоторые из них, жившие в Центральной и Южной Америке, достигли уровня высокоразвитых древних цивилизаций, хотя намного отстали от Европы: последняя к тому времени переживала расцвет эпохи Возрождения. Встреча двух миров, двух культур и цивилизаций имела для встретившихся сторон разные последствия. Европа позаимствовала многие достижения индейских цивилизаций, в частности, именно благодаря Америке европейцы начали употреблять картофель, томаты, кукурузу, бобы, табак, какао, хинин. В целом же после открытия Нового Света развитие Европы ускорилось. Совсем иначе сложилась судьба древнеамериканских культур и цивилизаций: развитие некоторых из них фактически прекратилось, а многие вообще исчезли с лица земли.
Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что на Американском континенте не было своих очагов формирования древнейшего человека. Заселение этого континента людьми началось в эпоху позднего палеолита – примерно 30-20 тысяч лет назад – и шло из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску. Народности страны, названные европейскими завоевателями индейцами, разделялись на большое число племен, говоривших на разных языках и независимых в политическом отношении друг от друга.
В течение 12 – 14 тысяч лет обитатели Америки оставались охотниками или собирателями плодов. Первый и решающий шаг по пути цивилизации – выращивание маиса – был сделан, вероятно, за 4 тысячи лет до нашей эры. Этой культуре предстояло сыграть для американцев такую же ведущую роль, как пшенице и ячменю для культур Восточного полушария. Выращивание злаков привело к урегулированию имущественных прав на воду и землю, к наблюдению времен года и изобретению календаря, к религиозным обрядам, целью которых было увеличить урожай, и к созданию касты жрецов и определенной формы правления.
В долинах Новой Мексики, в бассейнах рек Соноры и Синалоа и у озер в области Халиско жило несколько племен, которые перешли к земледелию и имели зачатки цивилизации. Но индейцы большинства племен кочевали в горах и пустынях внутренних областей, питались листьями кактусов или мясом диких зверей и спали в палатках из шкур. На юге же обитали племена, занимающиеся земледелием. Некоторые племена уже стояли на довольно высоком культурном уровне.
Общество было ещё
На востоке, вдоль берегов
Археологический период так
ТОЛЬТЕКИ.
Первым многочисленным народом в долине Мехико были тольтеки. Этот народ ещё в V веке создал свою цивилизацию, прославившуюся монументальными архитектурными сооружениями. Тольтеки, царство которых существовало до X века, принадлежали по языку к группе науа. Их главным городом был Теотиуакан в долине Мехико к северо-востоку от озера Тескоко. Руины Теотиуакана, занимающие площадь в 5 км в длину и в 3 км в ширину, свидетельствуют о том, что это был политический, экономический и культурный центр всей Мезоамерики, с населением 60-120 тысяч человек. Этот древний город был полностью застроен величественными зданиями, по-видимому, дворцами и храмами, которые возводились из каменных плит, скрепленных цементом. Стены зданий покрывались штукатуркой. Вся территория поселения была вымощена гипсовыми плитами. Археологи обнаружили в городе около 500 ремесленных мастерских, целые кварталы иноземных коммерсантов и «дипломатов».
Примечательно, что почти весь
город был своеобразным
Вдоль Дороги Мертвых
В нескольких километрах от Теотиуакана находятся остатки жилых поселений: одноэтажные дома из необожженного кирпича. Каждый такой дом состоит из 50-60 комнат, расположенных вокруг внутренних двориков и связанных между собой переходами. Очевидно, это были жилища семейных общин.
Знать отличалась от рядовых членов общества. Об этом свидетельствуют различия в одежде и украшениях из золота и серебра, нефрита и порфира.
Тольтеки имели
Велики были успехи тольтеков в области материальной культуры. Значительных масштабов достигло земледелие с использованием орошения. На высокий уровень поднялись некоторые ремесла, в частности ткачество. Тольтеки изготовляли из хлопкового волокна тонкие ткани. Их сосуды отличались разнообразием форм и художественной росписью. Оружием служили деревянные копья и палицы с вкладышами из обсидиана. Из обсидиана вытачивались ножи.
Наивысшего расцвета культура Теотиуакана
достигла к началу VII века н. э. Однако уже
в конце того же века прекрасный город
внезапно гибнет, уничтоженный гигантским
пожаром. Причины этой катастрофы до сих
пор остаются невыясненными – скорее
всего в результате нашествия воинствующих
варварских племен Северной Мексики.
МАЙЯ.
Культура и цивилизация майя стали ещё одним удивительным явлением доколумбовой Америки, существовавшим в I – XV веках н. э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Современный исследователь этого региона Г. Леман назвал майя «самой завораживающей из всех цивилизаций древней Америки». Действительно все, связанное с майя окутано тайной и загадкой. Тайной остается их происхождение. Загадкой является их выбор места поселения – труднопроходимые джунгли Мексики. Одновременно чудом и загадкой представляются взлеты и падения в их последующем развитии.
Майя – единственный народ
Америки, оставивший памятники
письменности. Также майя составили
точный солнечный календарь,
Основным видом монументальной архитектуры был пирамидальный храм, устанавливаемый на высокой пирамиде – до 70 метров. Если учесть, что вся постройка воздвигалась на высоких пирамидальных холмах, то можно себе представить, каким величественным и грандиозным выглядит все сооружение. Именно таким предстает Храм Надписей в Паленке, служивший гробницей правителя, подобно пирамидам Древнего Египта. Все сооружение покрыто иероглифическими рельефными надписями, которые украшают стены, склеп, крышку саркофага и другие объекты. К храму ведет крутая лестница с несколькими платформами. В городе имеются ещё три пирамиды с храмами Солнца, Креста и Лиственного Креста, а также Дворец с пятиэтажной квадратной башней, служившей, видимо, обсерваторией: на верхнем этаже каменная скамья, на которой сиживал звездочет, вглядываясь в далекое небо. Стены дворца также украшены рельефами, изображающими военнопленных.
В VI – I веках наивысших успехов достигают монументальная скульптура и живопись майя. Скульптурные школы Паленке, Копана и других городов добиваются редкого мастерства и тонкости при передаче естественности поз и движений изображаемых персонажей, каковыми обычно выступают правителя, сановники и воины. Удивительным мастерством отличается также мелкая пластика – особенно небольшие статуэтки.
Сохранившиеся образцы живописи майя поражают изяществом рисунка и богатством цвета. Знаменитые фрески Бонампака являются признанными шедеврами живописного искусства. Они рассказывают о военных сражениях, изображают торжественные церемонии, сложные ритуалы жертвоприношения, грациозные танцы и т. д.
В IX – X веках большинство городов майя было разрушено вторгшимися племенами тольтеков, однако в XI веке культура вновь возродилась на полуострове Юкатан и в горох Гватемалы. Основными ее центрами становятся города Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан.
Наиболее успешно по-прежнему
развивается архитектура.
Весьма оригинальной является также пирамида «Храм Волшебника» в Ушмале. Она отличается от всех других тем, что в горизонтальной проекции имеет овальную форму.
Каждый город майя возглавлял халач-виник, что означает «настоящий человек». Халач-винику принадлежала самая высокая административная власть, сочетавшаяся с высоким жреческим саном. Он назначал из числа своих кровных родственников вождей селений, основными функциями которых было соблюдение порядка в подчиненных селениях и регулярная выплата податей. Существовал и целый жреческий клир, однако самое распространенное название жреца было ах кин.
Ах кины хранили
В основании социальной
В стране майя не было руд
и не могла возникнуть
Хотя ткани и сосуды