Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:30, реферат
Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма – течения общественной мысли, которое зародилось в 14 веке в Италии, а затем распространилось в других странах. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.
Северное Возрождение
Биография
Анализ картины
Техника
Музеи
Трудности при копировании
Наиболее сложное, но и наиболее загадочное произведение из «Мастерских гравюр» – это «Меланхолия» (1514г.). Это одна из любимых работ самого Дюрера. Каждый предмет имеет здесь свой смысл, свое значение.
Название художник включил в саму гравюру. В ее глубине парит летучая мышь, держащая табличку с надписью «Меланхолия I». Изображен морской берег, безграничная даль воды, и сумеречное небо, прорезанное радугой и зловещими лучами кометы. На переднем плане, в окружении разбросанных столярных и строительных инструментов, сидит, подперев голову, погруженная в глубокую задумчивость крылатая женщина. Взгляд ее устремлен вдаль, но при этом внутрь себя. На темном лице пугающе яркими кажутся белки глаз, и от этого взгляд обретает трагическое выражение. В позе женщины – душевный упадок, огромная усталость. Под рукой женщины – книга, застегнутая на застежку – ей не до чтения. Над ее головой песочные часы, соединенные с солнечными. Рядом – колокол. Часы и колокол у Дюрера всегда означали: «Помни о смерти».
Женщину окружают инструменты для измерения. Сколько надежд связывал Дюрер с вычислениями и измерениями! Но теперь женщина держит циркуль рассеянно и небрежно, а линейка брошена и валяется у ее ног. Она по-прежнему не в силах подняться по лестнице, ведущей к истинному просвещению. «Даже гению нелегко постичь Мистерии древности».
Таинственен огромный многогранник неправильной формы. Рядом каменное ядро: в астрологии и магии – символ планет, мира, Вселенной вообще. Тигель на горящей жаровне – непременный предмет в алхимических лабораториях. В правом верхнем углу Дюрер изобразил "дьявольский" или магический квадрат. Это первый подобный квадрат в Европе и самый совершенный в мире. Магический квадрат 4х4, изображённый на гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия I», считается самым ранним в европейском искусстве. Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания картины (1514). Сумма чисел на любой горизонтали, вертикали и диагонали равна 34. Эта сумма также встречается во всех угловых квадратах 2х2, в центральном квадрате (10+11+6+7), в квадрате из угловых клеток (16+13+4+1), в квадратах, построенных «ходом коня» (2+8+9+15 и 3+5+12+14), в прямоугольниках, образованных парами средних клеток на противоположных сторонах (3+2+15+14 и 5+8+9+12). Большинство дополнительных симметрий связано с тем, что сумма любых двух центрально симметрично расположенных чисел равна 17.
Итак, атрибуты точных наук объединены с символами магии – видно, ни то, ни другое не избавило от меланхолической тоски. Разбросаны инструменты ремесел: и они не оправдали надежд. Привален к стене каменный жернов – символ мертвой тяжести, косной неподвижности. Привязанные к поясу ключи - символ власти, а кошель – богатства (атрибут меланхоликов, означающий также скупость). Летучая мышь связана с Меланхолией потому, что ее стихия – вечерний сумрак и ей сопутствуют одиночество и уныние, а собака потому, что из всех животных она одарена наиболее высоким интеллектом и вместе с тем наиболее других подвержена заболеванию бешенством, в чем усматривали родство со склонностью меланхоликов к психическим заболеваниям. Что же означает эта аллегория? Существует много ее толкований.
Прежде всего, Дюрер знал о сложившемся еще в Древней Греции учении о четырех темпераментах. Средневековая медицина приняла целиком эту теорию и приписывала каждому темпераменту свою планету: у меланхолика это был Сатурн – покровитель каменотесов, тех, кто занимался тяжелым физическим трудом, грязной работой. Самым худшим и опасным считался меланхолический темперамент. Такие люди злобны и трусливы, угрюмы и печальны, ленивы, скупы, коварны, им свойственны неуклюжее сложение, худоба, темный цвет лица. Им сильнее, чем людям других темпераментов, грозит самая страшная из болезней – безумие.
Но во второй половине 15 века в среде ученых и гуманистов возникло новое толкование меланхолического темперамента, идущее вразрез со средневековой традицией. Согласно ему, особая возбудимость, присущая меланхоликам, стимулирует развитие разума и остроту чувств. Еще Аристотель утверждал, что «все выдающиеся люди, отличившиеся в философии, в государственных делах, поэзии или изобразительном искусстве, - меланхолики…». Платон также рассуждал о «гениальном безумии». В эпоху Возрождения развитие интереса к личности, разуму и дарованиям воскресило эти теории. Теперь меланхолический темперамент, ранее вызывавший лишь страх и презрение, был окружен ореолом гениальности. Меланхолия вошла в моду, многие старались подражать меланхоликам, приписывая себе их качества. Многие отдавались под покровительство Сатурна, при этом стараясь оградить себя от его вредного влияния талисманами. Возможно, именно таким талисманом является «Магический квадрат», который был создан, как считали тогда, под влиянием Юпитера. Вспомнили также, что Сатурн еще и бог земли, символизирующий геометрию (в буквальном смысле «землемерие» - отсюда разбросанные инструменты). В сущности Дюрер представил свою Меланхолию в виде Геометрии (прототипом гравюры считают иллюстрацию энциклопедического словаря Грегори Рейша, изображающую Геометрию). Однако, объединив черты Геометрии и Меланхолии, Дюрер создал вместо абстрактной персонификации яркий образ владеющего всеми достижениями науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны Вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой.
Эта мысль также сочетается с толкованием цифры «I» в названии «Меланхолия I». Во времена Дюрера выделяли три ступени человеческого гения. Первая ступень – люди с богатым воображением: художники, поэты, ремесленники. На второй ступени стоят те, у кого рассудок преобладает над чувством: ученые, государственные деятели. Наконец, высшую, третью ступень занимают люди, у которых преобладает интуиция: теологи и пророки.
Художникам
доступна лишь первая ступень - поэтому
Дюрер, считавший себя меланхоликом,
называет свою гравюру MELENCOLIA I. Вот почему
она погружена в угрюмое молчание. Она
могуча и крылата, но невозможность познать
высшую истину надломила ее силы. Сомнения
и неудовлетворенность, выраженные в «Меланхолии»,
были свойственны и самому художнику в
тот период. Эту гравюру называют духовным
автопортретом Дюрера.
В конце 15 века на смену первым контурным резцовым гравюрам пришли гравюры с пластическим решением. Так, крупнейший предшественник Дюрера в этой области Мартин Шонгауэр использовал в своих работах светотеневую лепку. Но, выявляя объемы, мастер не ставил проблемы света; его почти скульптурные фигуры, построенные на четком контуре, не были связаны с пространством.
Впервые проблему взаимоотношения предметов с пространством и размещения их в пространстве поставил и решил в гравюре на меди Дюрер. Он разработал сложнейшую систему штриховки, которая позволила ему ввести в гравюры свет и строить все изображение на тональных градациях. Так что весь путь развития резцовой гравюры шел в сторону приближения к живописности, трехмерности и пространственности. И творчество Дюрера было вершиной на этом пути. Дюрер первый поднял гравюру до уровня высокого искусства, к которому раньше относили только живопись и скульптуру. Его работы - своеобразные исследования по технике резцовой гравюры. Отсюда берет начало огромное разнообразие тех графических приемов, которые изобретает и которыми пользуется Дюрер.
Соединяя приемы гравирования грабштихелем и иглою, он довел технику до высокой степени совершенства, и мелкий серебристый тон его гравюры и тонкость работы затмили все, созданное в этом роде до его появления.
Художник свободно владеет резцом, применяя острый, угловатый и нервный штрих, с помощью которого создаются извилистые, напряженные контуры, пластически лепится форма, передаются свет и тени, строится пространство. Фактура этих гравюр с их тончайшими переходами серебристых тонов отличается удивительной красотой и разнообразием.
Не
нарушая специфики резцовой гравюры,
Дюрер извлекает из нее новые и невиданные
эффекты. Это и глубокие, энергичные линии,
оставленные сильным движением штихеля,
и легкие округлые штриховки, свободно
пересекающие друг друга, и мелкие угловатые
насечки, нанесенные короткими ударами
резца без всякого внутреннего порядка,
и длинные, идеально прямые линии, регулярно
заполняющие плоскость листа. То глубоко
врезая линию, то делая ее совсем тонкой,
иногда превращая в прерывистый пунктир,
сгущая или разряжая штриховку, используя
перекрещивающиеся штрихи, художник не
только создает иллюзию форм и объемов,
но и передает фактуру разных материалов:
блестящий шелк ткани, шерсть животных,
текстуру дерева, гладкую поверхность.
С помощью коротких параллельных черточек
он изображает игру света, солнечные блики,
вибрирующие на поверхности. Все это богатство
выразительных средств, находящееся на
вооружении художника, дает ему практически
абсолютную власть над реальностью.
Гравюра «Меланхолия» у художника была одной из самых любимых. Он любил дарить ее. Потому неудивительно, что эта работа сохранилась не в одном экземпляре и хранится в нескольких музеях. Два из них - Кунстхалле Карлсруэ и Национальная галерея искусства в Вашингтоне.
Кунстхалле Карлсруэ (нем. Staatliche Kunsthalle Karlsruhe) — государственный художественный музей в Карлсруэ, в котором представлены работы преимущественно немецких, французских и нидерландских мастеров последних семи столетий.
Здание картинной галереи было возведено в 1836—1846 гг. под руководством архитектора Генриха Хюбша и является одним из старейших музейных зданий Германии. Начало коллекции музея положил так называемый «Кабинет живописи» маркграфини Каролины-Луизы Гессен-Дармштадтской (1723—1783).
В постоянной экспозиции в основном здании демонстрируется около 800 полотен и скульптур. Коллекция славится работами немецких живописцев поздней готики и Ренессанса, нидерландских и французских мастеров XVII и XVIII вв., а также немецких художников и скульпторов XIX в. В музее также представлены работы немецкого художника Ганса Тома (1839—1924), служившего директором Кунстхалле.
В
здании оранжереи находятся работы XX
и XXI столетий, среди них полотна Мане, Коринта, Писсаро
и др.
Национальная галерея искусства (англ. National Gallery of Art) — художественный музей в Вашингтоне (США). В галерее собрана одна из лучших коллекций искусства в мире. В экспозиции представлены произведения искусства европейских и американских мастеров: картины, скульптуры, рисунки, фотографии, графика, предметы декоративно-прикладного искусства.
Коллекция насчитывает около 1200 картин (особенно широко представлены полотна итальянских, французских и американских мастеров), одно из лучших в мире собраний живописи итальянского Возрождения, произведения голландского и испанского барокко. Правительством США галерее были переданы 20 тыс. рисунков и акварелей, изображающих историю американских ремёсел и народного искусства.
Галерея основана в 1937 году Конгрессом США на основе крупных частных коллекций Эндрю Уильяма Меллона (также выделил 10 млн долларов США на строительство здания), Лессинга Дж. Розенвальда, Сэмуэла Генри Кресса и более чем 2000 скульптур, картин, предметов декоративного искусства и фарфоровых изделий из коллекции Джозефа Уайденера, а также других коллекционеров.
Богатством
и разнообразием своей
От другого коллекционера, Питера Уайденера, галерея получила в дар работы Ренуара и Мане. После смерти Уайденера его сын Джозеф передал Национальной галерее все собрание произведений искусства, оставшееся от отца. 393 работы итальянских живописцев и скульпторов подарили галерее братья Кресс. Одними из первых откликнулись они на призыв Меллона помочь новорожденному музею встать на ноги. И наконец, замечательную коллекцию, включающую в себя более 20 000 рисунков и гравюр, а также картины выдающихся мастеров XIX и XX веков пожертвовал галерее Честер Дейл.